Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"
рабочая программа по технологии на тему

Зараева Екатерина Александровна

Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе авторской программы по технологии 1-4 классы Е.А.  Лутцевой «Технология».  Москва. «Вентана – Граф», 2012 г.

        Цель программы – достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.

        В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Учебный курс «Технология» - предмет интегрированный.  Данный курс  закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гуманитарной.

  1. Общая характеристика учебного предмета 

       В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращиванием растений (агротехника).  Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

       Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

     -  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

     - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

     - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

     -  развитие эстетических представлении и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

     - ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

     Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов.  

      Работы оцениваются по следующим критериям:  качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности; уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

  1. Место учебного предмета  в учебном плане

       Программа учебного предмета «Технология » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: в 1 классе  - 33 учебных недели (33 часа в год), 2 - 4  на 34  учебных недели (34 часа в год)

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Учебный предмет «Технология» создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей, влияния научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе.

  1. Результаты и основания

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека.

В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

  • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

  • выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
  • пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

  1. Содержание предмета

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 класс

33

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

6

1. Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей

Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека

1

С помощью учителя:

наблюдают связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;

наблюдают конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;

сравнивают, делают простейшие обобщения;

анализируют предлагаемые задания: понимают поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

планируют предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

организуют свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда;

оценивают результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения

работы; принимают участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;

обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоено

2. Мастера и их профессии (знакомые детям).

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Соблюдение в работе безопасных приёмов труда

Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

1

3. Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве.

4. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)

Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека

2

Проблемы экологии.

5.Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали)

Тема 4. Природа и техническая среда

1

Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность).

6. Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется при двухчасовом планировании)

Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание

1

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

17

7.Мир материалов (общее представление, основные свойства).

Подготовка материалов к работе.

Бережное использование и экономное расходование материалов.

8.Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание)

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

2

С помощью учителя:

выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами;

анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

осуществляют практический поиск и открытие нового знания и умения; анализируют и читать графические изображения (рисунки);

воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

 планируют последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществляют самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию);

обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке

9-10.Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов

2

Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление).

11-12.Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе

2

13.Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя).

14-15.Разметка (на глаз, по шаблону).

16.Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами).

17-19Сборка деталей, клеевое соединение.

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация)

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

7

20-21.Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта.

22-23.Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты

Тема 5. Графические изображения в технике и технологии

4

Раздел 3. Конструирование и моделирование

10

24.Изделие, детали изделия

Тема 1. Изделие и его конструкция

1

С помощью учителя:

 моделируют несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку;

определяют особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты;

 планируют последовательность практических действий для реализации замысла

25.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление.

26.Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)

Тема 2. Элементарные представления о конструкции

2

27-34.Конструирование и моделирование изде-лий на основе природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппли-кациях из геометрических фигур и пр.)

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов

7

2 класс

34

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

8

1.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников

Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека

1

Наблюдают конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомятся с традициями и творчеством мастеров родного края;

сравнивают конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.

С помощью учителя:

ищут, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

— при планировании отбирают оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

организуют свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

исследуют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, ищут наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

оценивають результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоено

2.Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. 3.Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.

Соблюдение в работе безопасных приёмов труда

Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

2

Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.

4.Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве

Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека

1

Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).

5-6.Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций

Тема 4. Природа и техническая среда

2

7.Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

8.Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)

Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание

2

Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15

9-10.Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).

Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

2

С помощью учителя:

выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

 анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

 осуществляют практический поиск и открытие нового знания и умения; анализируют и читают графические изображения (рисунки);

воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

 планируют последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществляют самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);

обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке

11.Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов

1

12.Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе

1

Подбор материалов и инструментов.

13-14.Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).

15-16.Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).

17-19.Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

7

20.Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.

21.Линии чертежа.

22.Чтение чертежа (эскиза).

23.Разметка с опорой на чертёж (эскиз)

Тема 5. Графические изображения в технике и технологии

4

Раздел III. Конструирование и моделирование

9

24.Изделие с различными конструктивными особенностями

Тема 1. Изделие и его конструкция

1

С помощью учителя:

сравнивают различные виды конструкций и способы их сборки;

моделируют  несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

конструируют объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определяют особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читают простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполняют по ней работу;

участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке

25.Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)

Тема 2. Элементарные представления о конструкции

1

26-32.Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов

7

Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

2

33-34.Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях

Тема. Компьютер в учебном процессе

2

С помощью учителя:

наблюдают мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);

наблюдают, сравнивают, сопоставляют материальные и информационные объекты;

выполняют предложенные на цифровых носителях задания

3 класс

34

Раздел I. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

14

Под руководством учителя:

коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

ставят цель, выявляют и формулируют проблему, проводят коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигают возможные способы их решения

1-2. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах

Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека

2

3-4.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды.

5-6.Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества

Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

4

7-8.Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа

Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека

2

9.Человек — наблюдатель и изобретатель.

10.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.

11.Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).

Проблемы экологии

Тема 4. Природа и техническая среда

3

12.Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством.

13.Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.).

14.Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками)

Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание

3

Раздел II. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

10

15.Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

Подготовка материалов к работе

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

1

Самостоятельно:

выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.

С помощью учителя:

создают мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощають мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

обобщают (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

16.Правила пользования канцелярским ножом

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов

1

17-18.Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях)

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе

2

Подбор материалов и инструментов.

19-20.Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля.

21.Обработка материала (рицовка).

22.Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение)

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

4

23.Виды условных графических изображений: развёртка, схема.

24.Чтение чертежа развёртки.

Разметка с опорой на чертёж развёртки

Тема 5. Графические изображения в технике и технологии

2

Раздел III. Конструирование и моделирование

5

25.Простые объёмные изделия на основе развёрток.

Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)

Тема 1. Изделие и его конструкция

1

С помощью учителя:

проектируют изделия: создают образ в соответствии с замыслом, реализовывают замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;

обобщают (структурируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Полезность, прочность и эстетичность как 26.общие требования к различным конструкциям

Тема 2. Элементарные представления о конструкции

1

27-29.Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов

3

Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

5

30.Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.

Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.

Запуск программы.

Завершение выполнения программы.

Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.

Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере

Тема 1. Знакомство с компьютером

1

С помощью учителя:

наблюдают мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

используют информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;

планируют последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;

осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

обобщают (осознают, структурируют и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

31.Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. 31.Простейшие операции c файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).

32-33.Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий

Тема 2. Работа с информацией

4

4 класс

34

Раздел I. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

14

1-2.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в.

Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека

2

Под руководством учителя:

— коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывают.

Самостоятельно:

проводят доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

анализируют доступные задания: понимать поставленную цель, отделяют известное от неизвестного, прогнозируют получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находят и используют в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

ищут, отбирают и используют необходимую информацию для выполнения предложенного задания;

планируют предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирают оптимальные способы его выполнения;

организуют свою деятельность, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда; работают в малых группах, осуществляют сотрудничество, исполняют разные социальные роли, участвовуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют и сотрудничают со сверстниками и взрослыми;

ищут наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

оценивают результат своей деятельности;

обобщают то новое, что освоено

3-4.Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии

Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

2

5.Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.

6.Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)

Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека

2

7.Человек — наблюдатель и изобретатель.

Выражение связи человека и природы (элементы бионики).

8.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.

9.Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).

Проблемы экологии.

10.Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония)

Тема 4. Природа и техническая среда

4

11.Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

12-13Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым.

14.Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка)

Тема 5. Дом и семья.

Самообслуживание

4

Раздел II. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8

15.Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

Бережное использование и экономное расходование материалов.

Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

1

Самостоятельно:

проводят доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;

анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;

осуществляют доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

анализируют и читают изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

создают мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;

воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

планируют собственную практическую деятельность;

отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;

участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

16.Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов

1

17-18.Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе

2

19.Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия.

20.Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

2

21.Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток.

22.Разметка с опорой на доступные графические изображения

Тема 5. Графические изображения в технике и технологии

2

Раздел III. Конструирование и моделирование

5

23.Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток.

Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.).

Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)

Тема 1. Изделие и его конструкция

1

Самостоятельно:

характеризуют основные требования к конструкции изделия;

моделируют несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного);

конструируют объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий;

проектируют изделия;

— при необходимости корректируют конструкцию и технологию её изготовления;

 планируют последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;

осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

24.Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций

Тема 2. Элементарные представления о конструкции

1

25-26.Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов).

27.Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов

3

Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7

28.Программа Word.

Правила клавиатурного письма.

29.Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.

30.Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца)

Тема 1. Компьютерное письмо

3

Самостоятельно:

наблюдают образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.

С помощью учителя:

исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов;

наблюдают и используют материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;

проектирують информационные изделия: создают образ в соответствии с замыслом, реализовывают замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректируют замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;

ищут, отбирают и используют необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео);

отбирают наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды;

осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщают (осознают, структурируют и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке

31-34.Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице

Тема 2. Создание презентаций

4


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

1. Лутцева Е.А. Программа четырёхлетней начальной школы по технологии. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

2.Печатные пособия

2.

1. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

2. Лутцева Е.А. Технология 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012

3. Лутцева Е.А. Технология 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012

4. Лутцева Е.А. Технология 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012

5. Лутцева Е.А. Технология 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012

3.Технические средства обучения

3.

Магнитная доска

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Компьютер

1

4.Экранно-звуковые пособия

5.Оборудование класса

6.

Измерительные инструменты (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

1

7.

Модели геометрических фигур

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс программа "Начальная школа 21 века"

Программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования (2009 г) и авторской программы Е.А. Лутцевой  "Технология"...

Рабочая программа по технологии 3 класс программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования 2 поколения и авторской программы Е.А.Лутцевой "Технология"...

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

Рабочая программа по технологии Школа 21 века 2 класс

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...