Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по технологии 1-4 классы Е.А. Лутцевой «Технология». Москва. «Вентана – Граф», 2012 г.
Цель программы – достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Учебный курс «Технология» - предмет интегрированный. Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гуманитарной.
- Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращиванием растений (агротехника). Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие эстетических представлении и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов.
Работы оцениваются по следующим критериям: качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности; уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
- Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Технология » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: в 1 классе - 33 учебных недели (33 часа в год), 2 - 4 на 34 учебных недели (34 часа в год)
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Технология» создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей, влияния научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе.
- Результаты и основания
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека.
В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
- Содержание предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||||
1 класс | 33 | ||||||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 6 | ||||||
1. Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей | Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека | 1 | С помощью учителя: — наблюдают связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; — наблюдают конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — сравнивают, делают простейшие обобщения; — анализируют предлагаемые задания: понимают поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планируют предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; — организуют свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда; — оценивают результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимают участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; — обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоено | ||||
2. Мастера и их профессии (знакомые детям). Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 1 | |||||
3. Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. 4. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека | 2 | |||||
Проблемы экологии. 5.Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали) | Тема 4. Природа и техническая среда | 1 | |||||
Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность). 6. Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется при двухчасовом планировании) | Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание | 1 | |||||
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 17 | ||||||
7.Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. 8.Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание) | Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 2 | С помощью учителя: — выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; — анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществляют практический поиск и открытие нового знания и умения; анализируют и читать графические изображения (рисунки); — воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планируют последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществляют самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); — обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
9-10.Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими | Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов | 2 | |||||
Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление). 11-12.Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка | Тема 3. Общее представление о технологическом процессе | 2 | |||||
13.Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). 14-15.Разметка (на глаз, по шаблону). 16.Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). 17-19Сборка деталей, клеевое соединение. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация) | Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 7 | |||||
20-21.Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. 22-23.Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты | Тема 5. Графические изображения в технике и технологии | 4 | |||||
Раздел 3. Конструирование и моделирование | 10 | ||||||
24.Изделие, детали изделия | Тема 1. Изделие и его конструкция | 1 | С помощью учителя: — моделируют несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определяют особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планируют последовательность практических действий для реализации замысла | ||||
25.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление. 26.Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | Тема 2. Элементарные представления о конструкции | 2 | |||||
27-34.Конструирование и моделирование изде-лий на основе природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппли-кациях из геометрических фигур и пр.) | Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов | 7 | |||||
2 класс | 34 | ||||||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 8 | ||||||
1.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников | Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека | 1 | Наблюдают конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомятся с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивают конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — ищут, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирают оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организуют свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследуют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, ищут наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивають результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоено | ||||
2.Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. 3.Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 2 | |||||
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. 4.Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве | Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека | 1 | |||||
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). 5-6.Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций | Тема 4. Природа и техническая среда | 2 | |||||
7.Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. 8.Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) | Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание | 2 | |||||
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 15 | ||||||
9-10.Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов | Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 2 | С помощью учителя: — выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществляют практический поиск и открытие нового знания и умения; анализируют и читают графические изображения (рисунки); — воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планируют последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществляют самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
11.Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) | Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов | 1 | |||||
12.Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) | Тема 3. Общее представление о технологическом процессе | 1 | |||||
Подбор материалов и инструментов. 13-14.Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). 15-16.Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). 17-19.Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) | Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 7 | |||||
20.Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. 21.Линии чертежа. 22.Чтение чертежа (эскиза). 23.Разметка с опорой на чертёж (эскиз) | Тема 5. Графические изображения в технике и технологии | 4 | |||||
Раздел III. Конструирование и моделирование | 9 | ||||||
24.Изделие с различными конструктивными особенностями | Тема 1. Изделие и его конструкция | 1 | С помощью учителя: — сравнивают различные виды конструкций и способы их сборки; — моделируют несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструируют объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определяют особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читают простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполняют по ней работу; — участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщают (осознают и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
25.Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | Тема 2. Элементарные представления о конструкции | 1 | |||||
26-32.Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов | 7 | |||||
Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 2 | ||||||
33-34.Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях | Тема. Компьютер в учебном процессе | 2 | С помощью учителя: — наблюдают мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдают, сравнивают, сопоставляют материальные и информационные объекты; — выполняют предложенные на цифровых носителях задания | ||||
3 класс | 34 | ||||||
Раздел I. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 | Под руководством учителя: — коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; — ставят цель, выявляют и формулируют проблему, проводят коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигают возможные способы их решения | |||||
1-2. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах | Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека | 2 | |||||
3-4.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. 5-6.Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества | Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 4 | |||||
7-8.Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа | Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека | 2 | |||||
9.Человек — наблюдатель и изобретатель. 10.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. 11.Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). Проблемы экологии | Тема 4. Природа и техническая среда | 3 | |||||
12.Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством. 13.Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.). 14.Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками) | Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание | 3 | |||||
Раздел II. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 10 | ||||||
15.Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе | Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 1 | Самостоятельно: — выполняют простейшие исследования (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов. С помощью учителя: — создают мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощають мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — обобщают (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
16.Правила пользования канцелярским ножом | Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов | 1 | |||||
17-18.Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | Тема 3. Общее представление о технологическом процессе | 2 | |||||
Подбор материалов и инструментов. 19-20.Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля. 21.Обработка материала (рицовка). 22.Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение) | Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 4 | |||||
23.Виды условных графических изображений: развёртка, схема. 24.Чтение чертежа развёртки. Разметка с опорой на чертёж развёртки | Тема 5. Графические изображения в технике и технологии | 2 | |||||
Раздел III. Конструирование и моделирование | 5 | ||||||
25.Простые объёмные изделия на основе развёрток. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) | Тема 1. Изделие и его конструкция | 1 | С помощью учителя: — проектируют изделия: создают образ в соответствии с замыслом, реализовывают замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — обобщают (структурируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
Полезность, прочность и эстетичность как 26.общие требования к различным конструкциям | Тема 2. Элементарные представления о конструкции | 1 | |||||
27-29.Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера | Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов | 3 | |||||
Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 5 | ||||||
30.Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере | Тема 1. Знакомство с компьютером | 1 | С помощью учителя: — наблюдают мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; — исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; — используют информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом; — планируют последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации; — осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; — обобщают (осознают, структурируют и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности | ||||
31.Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. 31.Простейшие операции c файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). 32-33.Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий | Тема 2. Работа с информацией | 4 | |||||
4 класс | 34 | ||||||
Раздел I. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 | ||||||
1-2.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в. | Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека | 2 | Под руководством учителя: — коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывают. Самостоятельно: — проводят доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализируют доступные задания: понимать поставленную цель, отделяют известное от неизвестного, прогнозируют получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находят и используют в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; — ищут, отбирают и используют необходимую информацию для выполнения предложенного задания; — планируют предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирают оптимальные способы его выполнения; — организуют свою деятельность, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда; работают в малых группах, осуществляют сотрудничество, исполняют разные социальные роли, участвовуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют и сотрудничают со сверстниками и взрослыми; — ищут наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивают результат своей деятельности; — обобщают то новое, что освоено | ||||
3-4.Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии | Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 2 | |||||
5.Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве. 6.Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека | 2 | |||||
7.Человек — наблюдатель и изобретатель. Выражение связи человека и природы (элементы бионики). 8.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. 9.Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). Проблемы экологии. 10.Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония) | Тема 4. Природа и техническая среда | 4 | |||||
11.Декоративное оформление культурно-бытовой среды. 12-13Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым. 14.Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка) | Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание | 4 | |||||
Раздел II. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 8 | ||||||
15.Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов | Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 1 | Самостоятельно: — проводят доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализируют конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; — осуществляют доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; — анализируют и читают изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); — создают мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; — воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планируют собственную практическую деятельность; — отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — воплощают мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; — участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности | ||||
16.Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий | Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов | 1 | |||||
17-18.Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций | Тема 3. Общее представление о технологическом процессе | 2 | |||||
19.Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия. 20.Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала | Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 2 | |||||
21.Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток. 22.Разметка с опорой на доступные графические изображения | Тема 5. Графические изображения в технике и технологии | 2 | |||||
Раздел III. Конструирование и моделирование | 5 | ||||||
23.Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток. Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.). Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) | Тема 1. Изделие и его конструкция | 1 | Самостоятельно: — характеризуют основные требования к конструкции изделия; — моделируют несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного); — конструируют объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий; — проектируют изделия; — при необходимости корректируют конструкцию и технологию её изготовления; — планируют последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; — участвуют в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; — осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности | ||||
24.Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций | Тема 2. Элементарные представления о конструкции | 1 | |||||
25-26.Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов). 27.Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения | Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов | 3 | |||||
Раздел IV. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 7 | ||||||
28.Программа Word. Правила клавиатурного письма. 29.Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. 30.Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) | Тема 1. Компьютерное письмо | 3 | Самостоятельно: — наблюдают образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. С помощью учителя: — исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; — наблюдают и используют материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; — проектирують информационные изделия: создают образ в соответствии с замыслом, реализовывают замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректируют замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; — ищут, отбирают и используют необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); — отбирают наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды; — осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщают (осознают, структурируют и формулируют) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
31-34.Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице | Тема 2. Создание презентаций | 4 |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | 1. Лутцева Е.А. Программа четырёхлетней начальной школы по технологии. - М.: Вентана-Граф. 2012г. | |
2.Печатные пособия | ||
2. | 1. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 2. Лутцева Е.А. Технология 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 3. Лутцева Е.А. Технология 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 4. Лутцева Е.А. Технология 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 5. Лутцева Е.А. Технология 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 | |
3.Технические средства обучения | ||
3. | Магнитная доска | 1 |
4. | Интерактивная доска | 1 |
5. | Компьютер | 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
5.Оборудование класса | ||
6. | Измерительные инструменты (линейка, угольник, циркуль, транспортир) | 1 |
7. | Модели геометрических фигур | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по технологии...
Рабочая программа по технологии 2 класс программа "Начальная школа 21 века"
Программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования (2009 г) и авторской программы Е.А. Лутцевой "Технология"...
Рабочая программа по технологии 3 класс программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования 2 поколения и авторской программы Е.А.Лутцевой "Технология"...
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...
рабочая программа по технологии программа начальная школа 21 века 1 класс
рабочая программа по технологии 1 класс...
Рабочая программа по технологии Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...