Рабочая программа по технологии УМК "Школа 21 века" 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Место предмета «Технология» в учебном плане МОУ СОШ № 3 им. В.Н.Щеголева.
Программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №3 им. В.Н.Щеголева на преподавание технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 учебных часа.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по технологии, разработана на основе авторской программы по технологии (автор Лутцева Е.А.).
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2011-20120 учебный год.
Специфика предмета:
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
– практико-ориентированная направленность содержания обучения;
– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Назначение программы:
Примерная программа по технологии (труду) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Структура программы:
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цели обучения:
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
С учетом специфики данного учебного предмета в Примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд»
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:
-Информационно-теоретический;
-Урок-экскурсия;
-Урок-практикум;
-Урок-исследование.
Технологии, методики:
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на уроках технологии.
Специфика начального курса технологии заключается в его тесной взаимосвязи с курсом окружающего мира. Оба курса взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. А также показываются связь природы и человека, его созидательная деятельность и её результаты, природа как источник вдохновения для человека-созидателя и источник природного сырья для человека-производителя.
- Учебно-тематическое планирование
Количество часов:
Всего-33 часа; в неделю- 1 час
Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по технологии, разработано на основе авторской программы по технологии (автор Лутцева Е.А.), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по технологии.
Учебник: Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Что нас окружает | 4 |
2 | Кто где живет | 5 |
3 | Азбука мастерства | 4 |
4 | Работаем с бумагой и картоном | 3 |
5 | Помощники мастера | 3 |
6 | Сначала нарисуем | 3 |
7 | Много и ровно | 6 |
8 | Работа с тканью | 5 |
Итого: | 33 |
Интегрированный курс ОБЖ
Улица полна неожиданностей - 4 часа
Безопасность на воде - 4 часа
Безопасность в помещении - 4 часа
3. Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)
№ | Теоретическая часть «Ступеньки к мастерству» | Практическая часть «Учимся мастерству» | ОБЖ | Проектная деятель-ность | Использование ИКТ | Дата | |
Планиру-емая | Факти-ческая | ||||||
1 | Что ты видишь вокруг? | Экскурсия в парк. | Улица полна неожиданностей | 6.09 | |||
2 | Мир природы | Как засушить листья? Сбор природного материала. | 13.09 | ||||
3 | Мир рукотворный | Составляем осенний букет для друзей | Безопасность на воде | 20.09 | |||
4 | Окружающий мир надо беречь | Инструктаж по технике безопасности. Учимся готовить рабочее место. Аппликация. | 27.09 | ||||
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? | Аппликация зверей из листьев. | Улица полна неожиданностей | 4.10 | |||
6 | Помогаем дома | Пластилин – волшебник. | 11.10 | ||||
7 | Подари сказку «Колобок» | Работа с пластилином. Герои сказки «Колобок». | 18.10 | ||||
8 | Готовим праздник | Работа с пластилином. Украшение к столу. | Безопасность в помещении | 25.10 | |||
9 | Пластилин - волшебник | Работа с пластилином. Вазы. | 8.11 | ||||
10 | Какие свойства у разных материалов? | Работа с пластилином. Звери. | Безопасность на воде | 15.11 | |||
11 | Как устроены разные изделия? Изделия и его детали. | Работа с пластилином. Пряники. | 22.11 | ||||
12 | Как соединяют детали? | Работа с пластилином. Медвежонок. | 29.11 | ||||
13 | Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? | Работа с разным материалом. Лесовики. | Улица полна неожиданностей | 6.12 | |||
14 | Нужны ли нам бумага и картон? | Подставка для кисточки. | 13.12 | ||||
15 | Как аккуратно наклеить детали? | Аппликация «Цыпленок». | 20.12 | ||||
16 | Как клей сделать невидимкой? | Аппликации из кусочков бумаги. | 27.12 | ||||
17 | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | Аппликация из резаных кусочков бумаги. | Безопасность в помещении | 17.01 | |||
18 | Какие бывают аппликации? | Аппликация – мозаика. | 24.01 | ||||
19 | Какие ножницы у мастеров? | Инструктаж по технике безопасности. Аппликация из природного материала. Птица. | 31.01 | ||||
20 | Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? | Рисунки – узоры из пряжи. | 7.02 | ||||
21 | Как нарисовать разные фигуры? | Узоры из ниток и пряжи. | 21.02 | ||||
22 | Как точно резать ножницами по линиям? | Учимся вырезать. | Безопасность в помещении | 28.02 | |||
23 | Шаблон. Как разметить круги? | Аппликация «Гусеница». | 6.03 | ||||
24 | Шаблон. Как разметить прямоугольники? | Мозаики. | 13.03 | ||||
25 | Шаблон. Как разметить треугольники? | Аппликация «Цирк». | Улица полна неожиданностей | 20.03 | |||
26 | Шаблон. Как разметить треугольники? | Аппликация «Цирк». | 3.04 | ||||
27 | Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? | Оригами. Игрушки без ножниц и клея. | Безопасность на воде | 10.04 | |||
28 | Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? | Бал цветов. | 17.04 | ||||
29 | Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки | Инструктаж по технике безопасности. Домики для иголок и булавок. | Безопасность в помещении | 24.04 | |||
30 | Что умеет игла? Прямая строчка | Прямая строчка и ее дочки. | 8.05 | ||||
31 | Что умеет игла? Прямая строчка | Прямая строчка и ее дочки. | 15.05 | ||||
32 | Как разметить дорожку для строчки? | Закладки. | Безопасность на воде | 22.05 | |||
33 | Как закрепить нитку на ткани? | Бант-заколка. | 29.05 |
4. Требования
к знаниям, умениям и навыкам учащихся по технологии
за курс 1 класса.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
знать:
• названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный — клей и нитки; подвижный — проволока, нитки, тонкие веревочки);
технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
•названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
• природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
• названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
• читать простейший чертеж (эскиз);
• выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
• выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
• выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
. решать несложные конструкторско-технологические задачи;
• изготавливать несложные макеты транспортных средств;
самостоятельно:
- организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
- Контролировать качество (точность и аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
- Справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
при помощи учителя:
- Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- Выдвигать возможные способы их решения;
- Доказывать свое мнение.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
- Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под.ред.Л.Е.Журовой.
- Лутцева Е.А. Технология. 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2011
- Лутцева Е.А. Технология.Методическое пособие. 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2011
7. Список литературы,
используемой для составления программы.
- Концепция модернизации Российской Федерации.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
- Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Н.А.Малышевой
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе Н.А.Малышевой. Составлена на 2011-2012 учебный год по новым требованиям ФГОС.Программу составила Решня О.В....
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изго...
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...