Программа по ручному труду для 4 класса в коррекционной школы 8-го вида
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Программа по ручному труду для 4 класса в коррекционной школы 8-го вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл труд42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»

Согласовано:                                                                              «Утверждаю»

Зам. директора  по УВР                                                             Директор

 ________ А.А. Конусова                                                           _________ Н.Г. Челтыгмашева

«____»  ________ 2015 г.                                                            «____»  ________20 __г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ручному труду

(4 класс)

Составила:  Чертыкова Э.А., учитель ручного труда

Аскиз, 2015 г

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М. Просвещение, 2010г.), рекомендованное Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Количество учебных часов

Четверти

Количество     недель

Количество часов в

 неделю

кклассы

Количество часов по четвертям

Кл.

I.

9

4

36

П.

7

4

28

Ш.

10

4

40

IV.

9

4

36

год

35

140

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых   умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.

Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи программы обучения:

  1. выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
  2. воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
  3. обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
  4. коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
  5. формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
  6. воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, школьного психолога.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    

  1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      
  2. предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  
  3. контролировать свою работу (определять правильность действий и   результатов, оценивать качество готовых изделий).

Содержание образовательной программы.

№ п/п

Тема

Первая четверть

Количество часов

Объекты труда

1

Работа с бумагой  

10

Образцы или изображения инструментов, материалов, приспособлений, изделий, видов бумаги, технологических операций, видов работы.

Геометрическая фигура-раскладка

Фигура «Рыбка»

Игра «Геометрический конструктор»

(силуэт самолета)

2

Работа с тканью

12

Образцы ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет).

Бумажная схема полотняного переплетения нитей

Игрушка « Кукла- скрутка»

Салфетка с аппликацией

3  

Работа с бумагой и картоном

14

Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка деталей по шаблону, вырезание деталей из заготовки, развертка, сгибание бумаги по заданным условным обозначениям  склеивание деталей).Ознакомление с циркулем

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок »

Игрушка « Летающий диск»

Игрушка из кругов «Попугай»

Конверт для писем с клеевым соединением деталей

Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей

Вторая четверть

1

Работа с бумагой и картоном

6

Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов( в прямоугольнике и квадрате).Умению размечать прямоугольник с помощью чертежных инструментов. Закрепление знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».

Аппликация « Коврик с геометрическим орнаментом»

Закладка для книг из зигзагообразных полос

Закладка для книг со «свободным плетением»

2

Работа с тканью

4

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани.

«Салфетка- прихватка»,

«Рукавица- прихватка»

3

Работа с металлом

4

Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах

Изделие дерево из фольги, «паук»

4

Работа с картоном и бумагой

Елочные украшения

14

Закрепление знаний о чертежных инструментах и правилах работы циркулем, умению резать по кругу, деление круга на равные части способом сгибания, с помощью угольника

«Геометрическая фигурка-раскладка», «Складные часы»

Объемная елочная игрушка «Солнышко»

Растягивающаяся игрушка «Матрешка»

«Птица»

«Снежинка», «Гирлянда»

Третья четверть

1

Работа с бумагой и картоном  

8

Формирование представления о чертеже. Обучение чтению чертежа и технологического рисунка по чертежным линиям. Выполнять разметки с опорой на чертеж.

Летающая модель «Планер»

Летающая модель «Самолет»

2

Работа с нитками

8

Расширение представления об изделиях декоративно прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток), о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками.

Аппликация «Цветок из ниток»

«Помпон из ниток»

3

Работа спроволокой

6

Расширение знаний о видах проволоки ( медная, алюминиевая, стальная),ее свойствах, приемов ее сгибания.

Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков «Муха»

4

Работа с бумагой и картоном

8

Закрепление знаний о приемах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам),умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на ее основе коробочьки

«Открытая коробочка»

«Коробочка»

5

Работа с древесиной

10

Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений

Аппликация из карандашной стружки «Цветок»

Аппликация из древесных заготовок

«Дом»

Четвертая четверть

1

Ремонт одежды

14

Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды (пришивание пуговиц, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие )

Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями

Пуговицы с ушком

Аппликация с использованием пуговиц

«Вешалка»

«Зашивание простого разрыва ткани»

2

Картонажно- переплетные работы

6

3

Ручные швейные работы

16

Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской. Сообщение сведений о профессиях швеи (портнихи),

наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика

Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани( вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка).

Подушка для игл

Мягкая игрушка-подушка

Календарно-тематический план

Номер урока. Вид ручного труда.

 Тема урока

Название изделия

Образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока

Количество часов

Дата

Первая четверть

1.Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?»

 с 4-8

Образцы или изображения инструментов, материалов, приспособлений, изделий, видов бумаги, технологических операций, видов работы

Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником)

2. Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Учебник-с.9-11.

Геометрическая фигура-раскладка.

Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках (стороны, углы). Повторение правил разметки бумаги. Совершенствование навыков сгибания треугольника  пополам и соединения нижних углов с вершиной. Закрепление навыков склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея. Развитие логического мышления и внимания в ходе складывания геометрических комбинаций на фигуре -раскладке.

3. Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Учебник-с.12-13.  

Фигура «Рыбка»

Проверка знаний о складывании из бумаги (название этого способа изготовления изделий- оригами). Формирование умения устанавливать общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и « треугольник» и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе рыбки. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки.

4. Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины , заданной в миллиметрах.  стр.14-17.

Игра «Геометрический конструктор» (силуэт самолета» и др.)

Формирование представлений о миллиметре как о мере длины. Обучение нахождению на линейке нужного количества миллиметров (20,80) и перевода их в сантиметры. Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке изделия. Обучение изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану в учебнике. Совершенствование точности движений при разметке заготовки на части. Формирование наглядно- действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов.

5. Работа с тканью. «Что ты знаешь о ткани?» Учебник –с.18-21.

Бумажная схема полотняного переплетения нитей.

Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование  умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Сообщение сведений о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити-уток, продольные нити- основа). Знакомство с устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Обучение выполнению бумажной схемы переплетения нитей. Совершенствование приемов резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест-накрест. Развитие понятий содержащих пространственные характеристики (вдоль, поперек, крест-накрест). Развитие дифференциации пальцев , координации рук.

6.Работа с тканью. Виды работ и технологические операции при работе  с нитками и  тканью Скручивание ткани Учебник- с.22-27.

Игрушка «Кукла-скрутка»

Проверка знаний о видах работы с тканью, работа с тканью (ткачество , плетение, вышивание, аппликация, шитье, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия). Сообщение сведений  об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Обучение приему скручивания ткани. Формирование умения изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно. Развитие дифференциации пальцев, координация рук, памяти.

7. Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Учебник- с.28-31.

Салфетка с аппликацией

Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия «аппликация». Закрепление знаний о видах ткани , ткачестве. Сообщение сведений о холсте, как о ткани с полотняным переплетением нитей. Развитие умений анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали. Формирование умения работать в соответствии с планом. Обучение приему обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Развитие пространственной ориентировки на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу  ( середина, вертикальные и горизонтальные края).

8. Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей с. З2-35

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»

Формирование умения анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия.  Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка деталей по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствование приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать самостоятельно по готовому плану

9. Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля  с.36-40

Игрушка «Летающий диск»

Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: 2разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Ознакомление с циркулем как с чертежным инструментом (устройство циркуля, правила подготовки циркуля к работе). Формирование знаний о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр».  Формирование умений вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение изготовлению игрушки «Летающий диск» по плану. Развитие пространственной ориентировки, точности и аккуратности при выполнении действий. Развитие умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем

10.  Работа с бумагой и картоном. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. С.41-45

Игрушка из бумажных кругов «Попугай»

Развитие умения анализировать конструкцию многодетального изделия, выделять его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5-6). Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование качества работы при вырезании и сгибании бумаги. Формирование умения соблюдать точность при сборке изделия. Развитие умения работать в коллективе

11. Работа с бумагой и картоном. Развертка изделия. С 46-47

Конверт для писем с клеевым соединением деталей

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснения понятия «развертка». Обучение изготовлению изделия на основе развертки. Развитие умения анализировать конструкцию изделия, выделять его основные признаки и свойства. Закрепление умений производить разметку на бумаге развертки по шаблону. Совершенствование умений при резании бумаги («надрез», «разрез  по прямой длинной линии»). Развитие умения работать по плану. Выработка точности при сгибании бумаги. Обучение технологии склеивания клапанов конверта

12. Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям  с. 48-50

Конверт без клеевого  соединения деталей. Конверт с замком  без клеевого соединения деталей

Закрепление знаний о назначении конвертов. Проверка знаний о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Обучение элементам графической грамоты (названия  условных обозначений: тонкая сплошная линия - вспомогательная, размерная;  штрих с двумя точками – линия сгиба;  стрелочки – направление, в котором надо выполнить действие). Развитие умения сгибать бумагу по этим условным обозначениям. Применение полученных знаний и умений при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий

Вторая четверть

13. . Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника  

 с. 52-57

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятий «геометрический орнамент» и знаний о пространственном расширении его элементов (в прямоугольнике и квадрате). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах бумаги (бархатная бумага). Совершенствование умений анализировать объект,

 выделяя его признаки, свойства и детали. Усвоение понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки  и угольника. Развитие умения использовать приобретенный навык при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с  намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки при составлении геометрического орнамента. Развитие внимания , наблюдательности, аккуратности при выполнении действий.  

14. Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольника с помощью угольника.   Учебник –с.58-61.

Закладка для книг из зигзагообразных полос.

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Обучение умению размечать прямоугольник с помощью чертежных инструментов (угольника). Закрепление умения  размечать детали изделия пор прямым углом . Совершенствовать умение резать по коротким линиям и использовать прием вырезания ножницами из бумаги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование навыка контролирования выполняемых операций  (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Обучение переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос. Развитие точности и координации движений обеих рук.

15. Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. С. 62 -65

Закладка для книг со «свободным плетением»

Закрепление знаний о применении закладок. Закрепление знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника. Развитие умения использовать этот способ разметки при изготовлении изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Обучение  «свободному плетению» из бумаги. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе плетения.

16 -17. Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. С. 66 -69

«Салфетка – прихватка», «Рукавица – прихватка»

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани. Совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Закрепление знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление умения сметывать детали изделия строчкой прямого стежка.  Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе шитья.

18 -20. Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. С. 70 -76

Изделие «Дерево», изделие «Паук»

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приемам формообразования  (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги.

Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги

 

21 -22. Работа с бумагой и картоном.

Деление круга на равные части способом складывания. С. 77-80

«Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы»

Совершенствование знаний о геометрической фигуре «Круг». Повторение правил вычерчивание окружности с применением циркуля. Закрепления знаний о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Совершенствование умений резать по кругу. Обучение делению круга на равные части способом сгибания. Закрепление навыков сгибания бумаги. Закрепления навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие логического мышления, внимания в ходе составления геометрических комбинаций на фигуре-раскладке. Закрепление умения определять время по часам

23. Работа с бумагой и картоном.

Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. С. 81 -84

Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко»

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Совершенствование умений анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Проверка знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Совершенствование умения резать по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использование данного приема при разметке деталей изделия.  

Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие зрительно-двигательной координации

24. Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей.  Учебник-с.85-88.

Растягивающаяся игрушка «Матрешка».

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение определению особенностей конструкции изделия (растягивающееся туловище матрешки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Закрепление умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу. Закрепление умения делить круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приема «точечного склеивания»

25. Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам.

«Птица».

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приемов разметки деталей изделия по шаблону. Развитие умения вырезать симметричный детали из бумаги, сложенной пополам. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий.

26-27. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Учебник- с.92-94

«Снежинка», «Звезда».

Знакомство традиционным национальным видом искусства Японии – оригами. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольника), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», многоугольник», и их признаках (стороны , углы). Обучение вкладыванию базовой формы «змей и использование ее в изделиях. Закрепление навыков чтения схем-рисунков с условными  обозначениями. Развитие аккуратности при  выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий.

Третья четверть

28. Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж  с. 95-98

Летающая модель «Планер»

Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Закрепление названий чертежных линий (тонкая сплошная линия – вспомогательная; толстая сплошная линия – контур; тонкая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертеж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции . Совершенствования умения действовать в соответствии с планом работы. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий

29. . Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа с. 99-100

Летающая модель «Самолет»

Закрепление знаний о чертеже. Закрепление умения самостоятельно читать чертеж по чертежным линиям. Закрепление знаний о названиях чертежных линий ( тонкая сплошная линия – вспомогательная; толстая сплошная линия – контур; тонкая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная).  Формирование способности самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развитие умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертеж. Закрепление навыка самостоятельно выполнять контрольные операции. Совершенствование умения самостоятельно действовать в соответствии с планом работы. Развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности, старательности, внимания). Контроль за правильностью выполнения трудовых действий

30. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок – с. 101-102

Аппликация «Цветок из ниток»

Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах ниток  (хлопчатобумажные, шерстяные),  свойствах  ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются),  работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу

31. . Работа с нитками. Связывание ниток в пучок –с.103-104

«Помпон из ниток»

Проверка знаний о приемах работы с нитками. Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком. Развитие умения  работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца

32. Работа с проволокой. Изгибание проволоки.с.105-106.

Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков.

Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), свойства (гнется, режется кусачками, сматывается), приемов ее сгибания  (в кольцо, волной, в спираль,  под прямым и острым углом). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук (правой и левой),  регуляция мышечной активности.

33. Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). С.107-108.

«Муха»

Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляция мышечной мышечных усилий, ритмичность движений.

34-35. Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. С.19-112

  1. «Открытая коробочка»
  2. «Коробочка».

Расширение представлений  о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочка). Определение название вида искусства,  в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приемах сгибания  бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.) Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на ее основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на ее основе коробочки (2). Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки, зрительно-двигательной координации, точности, плавности координации движений правой и левой рук.

36.Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» ,с. 113-117

Образцы  и изображения инструментов, материалов, приспособлений.

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах и приспособлениях и умениях объединять их в соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам, приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке  древесины. Формирование сведений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофера, плотника, столяра.  Развитие умения определять свойства древесины (цвет,  текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами.

37. Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами, Клеевое соединение деталей из древесины. С.118-120

Аппликация из карандашной стружки «Цветок».

Закрепление знаний о древесных материалах.  Их свойствах и ручной обработке различными  видами резцов «ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приемам заточки карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного  усилия.

38. Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. С.121-122.

Аппликации из древесных заготовок «Дом».

Расширение представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определить ее детали и их пространственные расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциация движений пальцев, ритмичности совершаемых движений.

Четвертая четверть

39. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. С.123-124

Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями.

Формирование  представлений  о различных операциях по ремонту одежды   (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие  и т.п.). Закрепление знаний о пуговицах (с двумя или четырьмя отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Повторение правил работы с иглой. Закрепление умения отрезать нитку  нужной длины (30см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.

40. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком. С.125.

Пуговицы с ушком.

Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с  ушком). Повторение правил работы с иглой. Закрепления умений отрезать нитку нужной длины (30см), завязывать узелок на конце нити. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности  движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.

41. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. С.126

Аппликации с использованием. Пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака».

Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений.

42-43. Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. С.127-128

«Вешалка», «зашивание простого разрыва ткани».

Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы с иглой. Закрепление умений отрезать нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки. Закрепление знаний о  строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки. Совершенствование умения работать по намеченному плану. Развитие умений изготовит лекало вешалки из бумаги,разметить и выкроить деталь из ткани, сшить вешалку и пришить ее к ткани. Развитие внимания точности. Координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.

44. Картонажно-переплетные работы. Переплет. С. 129-132.

Записная книжка- раскладушка с переплетной крышкой, «Блокнот».

Расширение представлений о картонажно-переплетных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплете). Развитие умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплетных работах. Обучение изготовлению записной книжки с переплетной крышкой - «Блокнот». Формирование представлений о записных книжках, их назначения, форме, размере, конструкции   (переплетная крышка, блок). Закрепление умения работать по намеченному плану.  Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук.

45.Ручные швейные работы.

Оборудование швейной мастерской.

Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской. Сообщение сведений о профессии швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика и др.

46.Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. С.133-136.

Подушечка для игл.

Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в  соответствии с намеченным планом работы. Закрепление  умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приему соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Развитие внимания, точности, координации движений обеих рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.

47. Ручные швейные работы.

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. С.137 -138

Мягкие игрушки-подушки «Девочка», «Рыба», «Цыпленок», «Дед Мороз».

Расширение представлений об изделиях из ткани (мягкие игрушки).  Закрепление умений соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушек-подушек. Закрепление всех технологических ручных операций. Необходимых при пошиве изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, скалывание деталей, сметывание деталей, соединение деталей строчкой петлеобразного стежка, отделка изделия). Развитие воображения, внимания, точности, координации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений, пространственной ориентировки

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1 уровень

Учащиеся должны знать:

  1. названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;  
  2. названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;  
  2. планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и        предметную инструкционную карту;  
  3. составлять эскиз и пользоваться   им при самостоятельной работе;
  4. сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;  
  5. дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы

П уровень.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и основные свойства материалов;
  2. названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.  

Учащиеся должны уметь:

  1. организовать работу по устной инструкции учителя;  
  2. называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;  
  3. составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;  
  4. дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

Литература

  • И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, - Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
  • Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия,        2005. – 192с. - Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.:

Просвещение. 1999.

  • Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
  • В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.

Л.А.Кузнецова.  «Технология» (Ручной труд); 4 класс. Методические рекомендации. Санкт-Петербург; 2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....

рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова....

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по музыке 1-4 класс для коррекционных школ 8 вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2

В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...