рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку для 4 класса для коррекционной школы 5 вида | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) №2 Адмиралтейского района
Рассмотрено на МО Утверждаю
Учителей начальных классов Директор школы-интерната №2
Протокол № от___________ ____________________Черных М. Г.
Председатель МО____________ «____»__________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс
Количество часов ___170___часов Уровень___базовый___
Учитель_________Науменко Т. И.______________
Программа разработана на основе программы по русскому языку для 4 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства РФ М.: - Просвещение, 2011 год. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», утверждённой Российской академией образования (№ 6(1) от 24.10.06) и Московского педагогического университета (№ 744/25 от 04.10.06) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Роль и место дисциплины
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации лчности.
Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих заданий.
Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения используются способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.
Для реализации программного содержания используются:
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Цели и задачи
Логопедическая цель – организация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих коррекционно-развивающих задач:
- повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания и
пространственных представлений;
- провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
- подготовить к восприятию содержания учебной программы путем опережающего обучения;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика программы
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
Основные содержательные линии курса
раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 41 час |
2 | Морфология. Имя существительное. | 43 часа |
3 | Морфология. Имя прилагательное. | 32 часа |
4 | Морфология. Личные местоимения. | 7 часов |
5 | Морфология. Глагол. | 36 часов |
6 | Повторение (обобщение) пройденного в начальной школе. | 11 часов |
| Всего: | 170 час |
Структура программы
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами. Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
Имя существительное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные. Основные типы склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами (1, 2, 3-го склонения), кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах. Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Имя прилагательное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с мягкой и твердой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки. Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Местоимения
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное. Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Глагол
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях). Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи. Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.
Наречие
Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Правописание суффиксов –о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Повторение (обобщение) пройденного
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
- термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
- признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
- признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
- правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
Обучающиеся должны умет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
- выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
- устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (70—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
- готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
- интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Метапредметные результаты
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом (ОНМ), закрепления изученного (ЗИ), применения знаний и умений (ПЗУ), обобщения и систематизации знаний (ОСЗ), комбинированных.
Виды контроля
- Предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Контроль знаний
- Контрольное списывание – 2 часа.
- Диктант с грамматическими заданиями – 8 часов,
- Изложение – 13 часов,
- Сочинение – 6 часов.
Объем и сроки изучения
Программа курса общим объемом 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Тематическое планирование
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ... (41 ч) |
Язык и речь | 2 | Тема «Наша речь и наш язык» помогает учащимся воспроизвести и уточнить представления о речи и языке, об их значении в жизни человека, о формах речи (устной, письменной, внутренней) и о назначении каждой из них, о формулах вежливой речи, о том, какой должна быть речь человека. |
Текст | 3 | На данном этапе уточняется общее представление о тексте и его признаках, типах текста (повествовательном, описательном, тексте-рассуждении); совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, составлять план, воспроизводить содержание художественного текста-образца, редактировать текст, составлять свой текст, работать с лингвистическим текстом научно-познавательного характера. Совершенствование указанных и других речевых умений проводится в течение всего учебного года на уроках русского языка. |
Предложение | 6 | Данный этап дает возможность обобщить знания о предложении: школьникам предлагается вспомнить виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные и невосклицательные), по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). Воспроизводятся представления детей о предложениях с обращением, простых и сложных предложениях. Совершенствуются пунктуационные навыки оформления предложений. Уточняются знания учеников о грамматической основе предложения, главных и второстепенных членах предложения, словосочетании как особой синтаксической единице языка, служащей для образования предложений. |
Однородные члены предложения | 9 | 1) Научить определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены); 2) познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в предложении (перечислительной интонацией и союзами и, а, но); 3) развивать умение отделять запятой однородные члены при перечислении, перед союзами а, но, соблюдая интонацию перечисления; 4) употреблять в речи предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными подлежащими (однородными сказуемыми, однородными второстепенными членами). |
Слово и его лексическое значение | 4 | Данная тема позволяет воспроизвести и уточнить знания о лексическом значении слова, тематических группах слов, многозначности, прямом и переносном значениях, синонимах, антонимах, омонимах, заимствованных и устаревших словах, фразеологизмах. На данном этапе, как и на других уроках, проводятся словарные и лексические упражнения. В процессе их выполнения школьники учатся замечать незнакомые слова, обращаться к толковому словарю за объяснением лексического значения слов, учатся видеть, чувствовать красоту русского слова, представлять образ, скрывающийся за фонетической оболочкой слова, распознавать оттенки значений слова, учатся точно и правильно употреблять слова для выражения мыслей и чувств. |
Части речи | 7 | Задача повторения данной темы состоит в том, чтобы совершенствовать у младших школьников умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи. |
Состав слова | 10 | В процессе повторения раздела «Состав слова» решается ряд задач. Во-первых, обобщаются знания о значимых частях слова и их роли в слове, совершенствуются умения производить анализ состава слова, отличать однокоренные слова от неоднокоренных, однокоренные слова от форм одного и того же слова, развиваются умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, производить словообразовательный анализ слов. |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч) |
Склонение имен существительных | 5 | Данный этап изучения имен существительных предполагает уточнение представлений учащихся о склонении имен существительных, особенностях каждого из падежей, развитие умений распознавать падежи имен существительных в словосочетании и предложении. |
Три склонения имен существительных | 8 | Склонение имен существительных в современном русском языке представляет сложную и развитую систему падежных форм, которые группируются вокруг трех основных типов склонения. На распределение имен существительных по типам склонения влияют родовая принадлежность и система падежных окончаний в единственном числе. |
Правописание безударных падежных окончаний | 22 | Основная задача данного этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных и развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах. Работа идет одновременно над именами существительными всех трех склонений. Сначала ученики знакомятся с системой падежных окончаний всех трех склонений, сопоставляют их, находят одинаковые окончания в ряде падежей, упражняются в склонении существительных с ударными и безударными окончаниями и еще раз убеждаются, что в одном и том же падеже и в одном и том же склонении ударные и безударные окончания одинаковы. |
Склонение и правописание окончаний | 8 | Для существительных во множественном числе характерно то, что они имеют одни и те же окончания во всех типах склонения. Учащиеся упражняются в склонении имен существительных во множественном числе, в образовании падежных форм имен существительных всех типов склонения, учатся правильно образовывать и произносить многие формы именительного падежа (доктора, директора, шоферы, гербы, адреса), родительного падежа (помидоров, колосьев, простыней, яблок, варежек, дел, мест, полотенец и др.). |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 ч) |
Повторение сведений об имени прилагательном | 4 | На данном этапе учащиеся воспроизводят знания об имени прилагательном как части речи: 1) имена прилагательные обозначают различные признаки предметов (по цвету, по вкусу, по размеру, по материалу, по времени, по запаху, по восприятию, по форме, по месту, по качествам и др.); 2) имена прилагательные связаны по смыслу с именами существительными; 3) имена прилагательные могут быть женского, мужского и среднего рода, единственного и множественного числа; род и число прилагательного зависят от рода и числа существительного, с которым прилагательное связано по смыслу в предложении и в словосочетании (синяя лента, синее платье, синий колокольчик, синие цветы); 4) имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам; 5) в предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом, краткое прилагательное — только сказуемым; 6) имена прилагательные помогают уточнить представление о том или ином предмете, представить его полно, точно, ярко, выразительно. |
Склонение и правописание безударных падежных | 28 | Первый этап работы над правописанием безударных падежных окончаний имен прилагательных связан с обучением младших школьников выделять словосочетание «существительное + прилагательное», в котором главное слово выражено именем существительным, различать падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, правильно ставить вопрос к имени прилагательному от имени существительного. При определении падежа имени прилагательного ученики руководствуются памяткой по применению грамматических знаний и умений: 1) в предложении надо найти имя существительное, с которым имя прилагательное сочетается по смыслу; 2) определить падеж имени существительного; 3) по падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Второй этап работы предполагает ознакомление со склонением имен прилагательных мужского и среднего рода, женского рода в единственном числе, затем со склонением имен прилагательных во множественном числе. Младшие школьники знакомятся со способами проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
МЕСТОИМЕНИЕ | 7 | 1. Совершенствование знаний об обобщенном лексическом значении местоимений и их роли в нашей речи. Грамматическое своеобразие местоимений заключается в том, что местоимение определяется как часть речи, которая указывает на предмет (признак и количество), но не называет его. Сам термин местоимение означает, что слова этого типа употребляются в высказывании и тексте вместо имен, т. е. вместо существительных (прилагательных, числительных). Младшие школьники знакомятся с личными местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит; ты, вы указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью (на слушающего); он, она, оно, они указывают на того (или на то), о ком (о чем) говорят. 3. Развитие умений осознанно употреблять местоимения в высказывании и тексте. Учащиеся учатся наблюдать за использованием в речи местоимений и уместно употреблять их в тексте, например, для замены повторяющихся форм одного и того же существительного в рядом стоящих предложениях местоимением 3-го лица того же рода, числа и падежа, что и заменяемое существительное; дети осознают, что такая замена возможна для улучшения создаваемого текста. |
ГЛАГОЛ (36 ч) |
Повторение сведений о глаголе | 4 | В процессе повторения сведений о глаголе и в дальнейшей работе по изучению глагола выполняются упражнения по распознаванию в тексте глаголов, проводятся наблюдения за лексическими значениями глаголов, их многозначностью, прямым и переносным значениями, синонимией, антонимией, омонимией, ролью и значением глаголов в речи. Проводится работа по словообразованию, развитию словаря, синтаксиса речи и связной речи. |
Неопределенная форма глагола | 5 | В процессе изучения данной темы уточняются и углубляются знания учащихся о неопределенной форме как начальной форме глагола. |
Спряжение глаголов | 4 | Изучение спряжения глаголов опирается на известные учащимся термины и понятия «настоящее время», «будущее время», «число», «лицо», «местоимение». Сведения о местоимениях используются при первом знакомстве учеников с изменением глагола по лицам. (Местоимения ставятся рядом с глаголом, и лицо глагола определяется сначала по лицу местоимения, затем по личному окончанию глагола и подразумеваемому местоимению.) |
I и II спряжения глаголов | 4 | При изучении данной темы следует показать, что по личным окончаниям глаголы распределяются на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. Ученики наблюдают за системой личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени каждого спряжения, постепенно запоминают их, устанавливают соотношения между личными окончаниями каждого спряжения: 1) в глаголах I спряжения в 3-м лице множественного числа — окончания -ут, -ют, а в окончаниях других глагольных лиц этого спряжения имеется гласная е; 2) в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа — окончания -ат, -ят, в окончаниях других глагольных лиц этого спряжения имеется гласная -и. Проводятся упражнения в определении времени, спряжения, лица и числа глаголов по личным окончаниям (чита-ет — наст. вр., I спр., 3-е л., ед. ч.), в изменении формы лица глагола. (При этом обращается внимание на правильную постановку вопроса к личным формам глагола: что делает? спеш-ит — что делаешь? спеш-ишь.) |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 10 | Одной из задач изучения данной темы является ознакомление с правилом правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени и формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов. |
Правописание глаголов в прошедшем времени | 9 | При изучении данной темы младшие школьники воспроизводят знания о том, что глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. Род и число в прошедшем времени выражаются окончаниями. Большинство глаголов в прошедшем времени имеет характерный суффикс -л-. Учащиеся узнают, что прошедшее время глагола не имеет личных форм. |
ПОВТОРЕНИЕ | 11 | Основной задачей данного этапа является обобщение знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения разделов русского языка, установление связи между ними, совершенствование умений применять знания в практике языковой и речевой деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
№ зан. | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
Первая четверть ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ... (41 ч) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | Комб. | Познакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести и уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание текста своими словами. | Текущий |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости | Комб. | воспроизвести представления учащихся о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью. | Текущий |
Текст (3 ч) |
3 | Текст. План текста | Комб. | Уточнить представления учащихся об особенностях текста как единицы речи. | Текущий |
4 | Текст. План текста. Подробное изложение текста (стр. 9, упр. 13) | ПЗУ | Развивать умения выделять части текста, составлять план, письменно воспроизводить содержание текста по коллективно составленному плану. | Текущий Самост. раб. |
5 | Текст. Типы текстов. Работа над ошибками | ЗИ | Развивать умение распознавать повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение. | Тематический |
Предложение (6 ч) |
6 | Предложение как единица речи | ОНМ | Воспроизвести знания о предложении как единице речи, развивать умение распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме. | Предварительный, фронтальный опрос |
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Комб. | Развивать умения определять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по цели высказывания, восклицательные и невосклицательные предложения по интонации; правильно ставить в конце предложения знаки препинания; формировать умение передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Текущий, слов. диктант |
8 | Диалог. Обращение | ПЗУ | Уточнить представления учащихся о диалоге и обращении, ознакомить с употреблением знаков препинания в предложениях с обращениями, учить выразительному чтению предложений с обращениями. | Текущий, работа в парах |
9 | Списывание текста по рассказу И. С. Тургенева «Воробей» | ОСЗ | Развивать умения учащихся определять тип текста, его тему и главную мысль, подбирать заголовок, учить отбирать материал по вопросам и записывать изложение составленного текста соответственно данному плану. | Текущий, индив. работа |
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | ОНМ | Воспроизвести представление о главных и второстепенных членах предложения, основе предложения, распространенных и нераспространенных предложениях; развивать умения разбирать предложение по членам предложения, распознавать предложения по наличию в них главных и второстепенных членов. | Предварительный, фронт. опрос |
11 | Словосочетания | ПЗУ | Воспроизвести представление о словосочетании, развивать умения устанавливать в предложении связь между словами с помощью вопросов, выделять словосочетания из предложения. | Текущий, фронт. опрос |
Однородные члены предложения (9 ч) |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | ОНМ | Познакомить с особенностями однородных членов предложения, ввести термин «Однородные члены предложения». | Предвар., фронт. опрос |
13 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | ОСЗ | Развивать умения определять в предложении однородные члены предложения, соблюдать при чтении интонацию перечисления, дать представление о видах связи однородных членов предложения. | Текущий, слов. диктант |
14 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ОСЗ | Развивать умение распознавать однородные члены, связанные с помощью перечислительной интонации и союзов и, а, но; ознакомить с правилом постановки запятой между однородными членами. | Текущий, работа в парах |
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ЗИ | Совершенствовать навыки определения однородных членов предложения, развивать умения на слух и зрительно распознавать связь однородных членов в предложении и правильно ставить запятую между ними. | Текущий, фолнт. опрос |
16 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» | ОСЗ | Развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами, воспроизводить содержание текста, составлять текст по картине. | Тематический, сам. работа. |
17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного | ОНМ | Уточнить знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное (при помощи интонации и при помощи интонации и союзов), о постановке запятой в сложном предложении. | Предварительный, фронт. опрос |
18 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | Комб. | Учить различать предложение с однородными членами и сложное предложение, совершенствовать навык в постановке запятой в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Текущий, раб. в парах |
19 | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (стр. 42, упр. 68) | ПЗУ | совершенствовать умения определять тему, главную мысль текста и его частей; Озаглавливать текст, составлять план, излагать содержание текста соответственно плану, правильно строить предложения и оформлять их на письме. | Текущий, инд. и групп. работа |
20 | Работа над ошибками. Проверочный диктант «Заботливая мама» | Комб. | Развивать умения совершенствовать написанное (содержание, построение предложений и их оформление на письме, выбор слов), писать изложения соответственно плану, правильно оформлять на письме предложения и правильно записывать слова с изученными орфограммами. | Тематический, фронт. опрос |
Слово и его лексическое значение (4 ч) |
21 | Слово и его лексическое значение | Комб. | Воспроизвести знания детей о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слова по лексическим значениям. | Текущий, слов. диктант |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | Комб. | Воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке. | Текущий, групп. работа |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы | ОСЗ | Уточнить знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения определять их среди данных слов и слов в предложениях, объяснять значения слов. | Тематический, фронт. опрос |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | ОСЗ | Воспроизвести знания об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах). | Текущий, раб. в парах |
Части речи (7 ч) |
25 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | ОНМ | Развивать умения различать части речи и определять присущие им признаки. | Предварительный, фронт. опрос |
26 | Части речи. Имя существительное | Комб. | Развивать умения определять части речи и их признаки; воспроизводить знания об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умение определять род и правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук. | Текущий, слов. диктант |
27 | Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных | Комб. | Развивать умения распознавать имя прилагательное, выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными, определять род и правильно записывать родовые окончания прилагательных, воспроизводить в памяти умение склонять и определять падеж существительных и прилагательных. | Текущий, фронт. опрос |
28 | Имя числительное. Глагол как часть речи | Комб. | Воспроизвести знания об имени числительном и о глаголе, развивать умения определять данные части речи, определять признаки глагола (время, число), изменять глагол по временам, воспроизвести правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами. | Текущий, фронт. опрос |
29 | Наречие как часть речи | ОНМ | Дать учащимся первое представление о наречии как части речи, познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и ее ролью в нашем языке. | Предварительный, фронт. опрос |
30 | Наречие | ЗИ | Развивать умения находить в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать умение правильно писать некоторые группы наречий, входящих в обязательный минимум словарных слов. | Текущий, слов. диктант |
31 | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста или свободный диктант (упр. 116) | ПЗУ | Учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, воспроизводить содержание с опорой на текст и картину. | Тематический, сам. работа |
Состав слова (10 ч) |
32 | Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова | Комб. | Развивать умение совершенствовать написанное (изложение), уточнить представление о значимых частях слова, их роли в слове, развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове. | Текущий, фронт. опрос |
33 | Состав слова | Комб. | Совершенствовать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, проводить словообразовательный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове, совершенствовать навык правописания родовых окончаний прилагательных. | Текущий, инд. опрос |
34 | Состав слова. Суффиксы и приставки. Свободный диктант (упр. 128) | ПЗУ | Уточнить представление о суффиксах и приставках, их роли в слове; развивать умение распознавать морфемный состав слова; совершенствовать умение записывать текст по памяти. | Текущий, сам. работа |
35 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | ЗИ | Совершенствовать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов. | Текущий, раб. в парах |
36 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах | Комб. | Развивать умения находить орфограмму в корне слова, объяснять ее написание, правильно произносить и писать слова с двойными согласными; уточнить правила написания гласных и согласных в приставках и суффиксах. | Текущий, инд. опрос |
37 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | Комб. | Воспроизвести знания о написании предлогов со словами и написании приставок в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах. | Текущий, слов. диктант |
38 | Разделительные ъ и ь | ОНМ | Уточнить знания о написании слов с разделительным твердым знаком, с разделительным мягким знаком, мягким знаком — показателем мягкости согласного звука. | Предварительный, фронт. опрос |
39 | Творческое изложение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (упр. 158) | ПЗУ | Совершенствовать умения определять тему, главную мысль, составлять самостоятельно план, воспроизводить текст полно и последовательно, используя в нем авторские слова и предложения. | Текущий, сам. работа |
40 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе | Комб. | Развивать умение исправлять ошибки в своей работе, ознакомить с написанием гласной после приставки в словах типа разыскать, повторить изученные орфограммы. | Текущий, фронт. опрос |
41 | Проверочный диктант | ПЗУ | Проверить умение писать слова с изученными орфограммами и пунктуационными знаками, проверить приобретенные практические умения по изученным темам. | Итоговый, диктант с грам. заданием |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч) Склонение имен существительных (5 ч) |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение сведений об имени существительном. | Комб. | Совершенствовать умение работать над ошибками, проверить правописные навыки записи словарных слов. Воспроизводить знания об имени существительном как части речи. | Текущий, фронт. опрос |
43 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей | Комб. | Воспроизвести знания о склонении имен существительных, формировать умение склонять имена существительные, уточнить представление об определении падежа существительных. | Текущий, инд. опрос |
44 | Упражнение в распознавании именительного, винительного падежей имен существительных | Комб. | Развивать умение распознавать падежи имен существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах. | Текущий, фронт. опрос |
45 | Упражнение в распознавании дательного падежа имен существительных | Комб. | Развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже. | Текущий, фронт. опрос |
Вторая четверть |
46 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные | Комб. | Обобщить признаки, по которым можно определить падеж имен существительных; ознакомить с несклоняемыми именами существительными. | Текущий, фронт. опрос |
Три склонения имен существительных (8 ч) |
47 | Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | ОНМ | Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками 1-го склонения имен существительных, учить распознавать имена существительные 1-го склонения. | Предварительный, фронт. опрос |
48 | Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» (учебник, упр. 183) | ПЗУ | Развивать умение определять тему картины, анализировать ее содержание, развивать умение описывать содержание картины, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине. | Текущий, сам. работа |
49 | Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения | ОСЗ | Развивать умение исправлять свои ошибки в тексте, совершенствовать его; проверить умения учащихся склонять имена существительные и определять их падежи. | Текущий, фронт. опрос |
50 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | Комб. | Развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения, проводить наблюдения над системой окончаний имен существительных 1-го склонения и возможностью проверки написания их безударных окончаний ударными. | Текущий, инд. опрос |
51 | 2-е склонение имен существительных | Комб. | Ознакомить с признаками 2-го склонения имен существительных, развивать умение распознавать имена существительные 2-го склонения. | Текущий, фронт. опрос |
52 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | Комб. | Развивать умение определять имена существительные 1-го и 2-го склонения, ознакомить с системой окончаний имен существительных 2-го склонения и возможностью проверки написания их безударных окончаний ударными. | Текущий, инд. опрос |
53 | 3-е склонение имен существительных | Комб. | Ознакомить с признаками имен существительных 3-го склонения, развивать умение распознавать имена существительные 3-го склонения, повторить правила написания мягкого знака в конце существительных после шипящих. | Текущий, фронт. опрос |
54 | Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений | ОСЗ | Ознакомить с системой окончаний имен существительных 3-го склонения и возможностью проверки написания их безударных окончаний ударными; совершенствовать умение распознавать тип склонения имен существительных. | Тематический, раб. в парах |
Правописание безударных падежных окончаний |
55 | Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных | ОНМ | Проверить знания о типах склонения имен существительных, познакомить со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | Предварительный, фронт. опрос |
56 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | Комб. | Ознакомить с таблицей падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | Текущий, фронт. опрос |
57 | Подробное изложение описательного текста (на основе текста-образца и картины) (упр. 211) | ПЗУ | Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины, определять тему, главную мысль, составлять план текста, дополнять содержание текста описанием портрета, изображенного художником на картине, и высказыванием своего отношения к содержанию текста и картины. | Текущий, сам. работа |
58 | Работа над ошибками, допущенными при написании изложения | Комб. | Развивать умение исправлять свои ошибки в тексте, совершенствовать его. | Текущий, фронт. опрос |
59 | Именительный и винительный падежи | ОСЗ | Воспроизвести знания об именительном и винительном падежах, ознакомить с различием окончаний существительных разных типов склонения в этих падежах. | Текущий, фронт. опрос |
60 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | Комб. | Воспроизвести признаки родительного падежа имен существительных, развивать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. | Текущий, раб. в парах |
61 | Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже | Комб. | Обучать умению определять окончания имен существительных в родительном падеже, умению использовать различные способы проверки при обосновании правописания безударных окончаний имен существительных. | Текущий, фронт. опрос |
62 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | Комб. | Развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями. | Текущий, слов. диктант |
63 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | Комб. | Развивать умения распознавать имена существительные в родительном и винительном падежах, правильно писать безударные окончания в родительном падеже, ознакомить с окончаниями имен существительных в дательном падеже, проверить умение списывать текст. | Текущий, груп. опрос |
64 | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | Комб. | Развивать умения определять падежи имен существительных и правильно проверять безударные падежные окончания имен существительных. | Текущий, фронт. опрос |
65 | Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Комб. | Развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных. | Текущий, инд. опрос |
66 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | Комб. | Ознакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже, развивать умение письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Текущий, сам. работа |
67 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | Комб. | Развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных; ознакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих. | Текущий, фронт. опрос |
68 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | Комб. | Совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания в родительном, дательном и винительном падежах; ознакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже. | Текущий, слов. диктант |
69 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | Комб. | Развивать умение правильно писать окончания имен существительных в предложном падеже. | Текущий, раб. в парах |
70 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | ОСЗ | Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. | Текущий, инд. работа |
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | Комб. | Развивать умения различать безударные падежные окончания -е и -и в родительном, дательном и предложном падежах и правильно обосновывать их написание. | Текущий, фронт. опрос |
72 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Комб. | Формировать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Текущий, слов. диктант |
73 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | Комб. | Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных и обосновывать их написание. | Текущий, фронт. опрос |
74 | Подробное изложение повествовательного текста с продолжением (упр. 281) | ПЗУ | Развивать умения определять тему, главную мысль текста, озаглавливать текст, составлять план, воспроизводить содержание текста-образца и сочинять продолжение текста. | Тематический, сам. работа |
75 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами | Комб. | Формировать умения совершенствовать написанный текст, исправлять ошибки; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания; проверка умения писать словарные слова и выделять в них орфограммы. | Тематический, фронт. опрос |
76 | Диктант | ПЗУ | Проверить сформированность умения писать безударные окончания имен существительных в единственном числе, безударные гласные в корне слов. | Итоговый, сам. работа |
Склонение и правописание окончаний |
77 | Множественное число имен существительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Комб. | Развивать умение проверять написание слов, в которых ученики допустили ошибки; ознакомить с изменением имен существительных во множественном числе. | Текущий, фронт. опрос |
78 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | Комб. | Ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа, развивать умение распознавать именительный и винительный падежи. | Текущий, раб. в парах |
79 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | Комб. | Ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа, развивать умение правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных. | Текущий, слов. диктант |
80 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | Комб. | Развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имен существительных множественного числа, различать одушевленные имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежа. | Текущий, фронт. опрос |
Третья четверть |
81 | Винительный падеж имен существительных множественного числа | Комб. | Развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму винительного падежа имен существительных множественного числа, различать одушевленные имена существительные множественного числа в форме винительного падежа. | Текущий, фронт. опрос |
82 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | Комб. | Развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах. | Текущий, инд. работа |
83 | Свободный диктант (упр. 308) | ПЗУ | Развивать умение воспринимать повествовательный текст, правильно и точно передавать его содержание по частям. | Текущий, сам. работа |
84 | Анализ результатов свободного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных | ОСЗ | Совершенствовать умение исправлять ошибки, применять изученные правила; обобщить знания о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных. | Тематический, фронт. опрос |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 ч) Повторение сведений об имени прилагательном |
85 | Имя прилагательное как часть речи (2 часть учебника) | ОНМ | Обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их роль в речи, образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. | Предварительный, фронт. опрос |
86 | Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе и числам | Комб. | Развивать умения распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, распознавать род и число имен прилагательных. | Текущий, слов. диктант |
87 | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имен прилагательных | Комб. | Развивать умения определять род имен прилагательных, писать правильно родовые окончания имен прилагательных. | Тематический, раб. в парах |
88 | Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка» (упр. 16) | Комб. | Учить определять описательный текст и отбирать предложения, характеризующие внешний вид предмета; развивать умение составлять описательный текст. | Текущий, сам. работа |
Склонение и правописание безударных падежных |
89 | Склонение имен прилагательных | ОНМ | Формировать умение оценивать точность и выразительность описания, исправлять случаи неправильного употребления слов, воспроизводить знания о склонении имен прилагательных, развивать умение определять падеж имен прилагательных. | Предварительный, фронт. опрос |
90 | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | Комб. | Ознакомить со склонением имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, развивать умения склонять имена прилагательные, определять их падежи и выделять падежные окончания. | Текущий, груп. работа |
91 | Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | ОСЗ | Ознакомить со способами проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения определять именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода и писать окончания имен прилагательных в этом падеже. | Текущий, фронт. опрос |
92 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | Комб. | Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Текущий, слов. диктант |
93 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Комб. | Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, развивать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных в родительном падеже. | Текущий, раб. в парах |
94 | Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаний | ОСЗ | Развивать умения распознавать имена прилагательные, сочетающиеся с неодушевленными именами существительными в именительном, родительном и винительном падежах, обосновывать их написание. | Текущий, фронт. опрос |
95 | Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | Комб. | Развивать умение распознавать падеж имен прилагательных мужского и среднего рода, сочетающихся с одушевленными именами существительными; обосновывать написание изученных орфограмм в словах. | Текущий, инд. опрос |
96 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Комб. | Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Текущий, фронт. опрос |
97 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода | Комб. | Развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | Текущий, инд. опрос |
98 | Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю. Коваля «Капитан Клюквин» (учебник, упр. 59) | ПЗУ | Развивать умения определять тему текста и главную мысль, составлять план, отбирать языковой материал на определенную тему и воспроизводить по памяти составленный описательный текст. | Текущий, сам. работа |
99 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Комб. | Развивать умение работать над ошибками, формировать умение обосновывать написание изученных орфограмм, проверять умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных. | Текущий, фронт. опрос |
100 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | Комб. | Ознакомить со склонением имен прилагательных женского рода и их падежными окончаниями; развивать умение распознавать именительный и винительный падежи имен прилагательных и правильно писать падежные окончания в данных падежах. | Текущий, раб. в парах |
101 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в именительном и винительном падежах | Комб. | Развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имен прилагательных и правильно писать их падежные окончания, обосновывать правописание падежных окончаний. | Текущий, фронт. опрос |
102 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Комб. | Развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | Текущий, фронт. опрос |
103 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | Комб. | Сопоставить безударные окончания имен прилагательных женского рода -ой, -ей и окончания мужского рода -ой, -ый, -ий, развивать умение обосновывать правильность написания падежных окончаний имен прилагательных, наблюдать за вариантами окончаний имен прилагательных женского рода в творительном падеже. | Текущий, фронт. опрос |
104 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | Комб. | Развивать умения распознавать винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода и правильно писать безударные окончания. | Текущий, фронт. опрос |
105 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | Комб. | Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных; развивать умение составлять текст и обосновывать связь предложений в тексте. | Текущий, фронт. опрос |
106 | Свободный диктант описательного текста или проверочный диктант описательного текста (упр. 84) | ПЗУ | Ознакомить с построением текста сравнительного описания, развивать умение воспроизводить содержание текста по памяти и правильно писать безударные падежные окончания. | Текущий, сам. работа |
107 | Склонение имен прилагательных множественного числа | Комб. | Ознакомить с падежными окончаниями имен прилагательных множественного числа. | Текущий, фронт. опрос |
108 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах | Комб. | Формировать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, ознакомить с признаками текстов научного и художественного стиля. | Текущий, слов. диктант |
109 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах | Комб. | Развивать умения распознавать родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа и правильно писать безударные падежные окончания. | Текущий, груп. работа |
110 | Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах | Комб. | Развивать умения писать безударные окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах, восстанавливать содержание описательного текста по памяти. | Текущий, раб. в парах |
111 | Подробное изложение повествовательно-описательного текста (учебник, упр. 106) | ПЗУ | Проверить умения воспроизводить содержание повествовательно-описательного текста, правильно писать слова с изученными орфограммами. | Текущий, сам. работа |
112 | Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных | Комб. | Формировать умение оценивать изложение и работать над ошибками, развивать умение осознавать сходство и различие между именами существительными и именами прилагательными. | Текущий, фронт. опрос |
113 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных | Комб. | Формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. | Тематический, раб. в парах |
114 | Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом (упр. 116) | ОСЗ | Учиться анализировать текст типа сравнительного описания, формировать умение воспроизводить и строить повествовательный текст типа сравнительного описания. | Текущий, сам. работа |
115 | Рецензирование сочинений. Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте | ОСЗ | Обучать рецензированию составленных текстов типа сравнительного описания, совершенствовать умение обосновывать правильность написанного, определять роль прилагательных в тексте, соотносить текст с репродукцией картины. | Текущий, раб. в парах |
116 | Контрольный диктант | ПЗУ | Проверить умение писать падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе. | Театический, сам. работа |
МЕСТОИМЕНИЕ (7 ч) |
117 | Местоимение как часть речи | ОНМ | Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи; наблюдать за значением местоимений (указывать на предмет, но не называть его), ролью личных местоимений в речи; распознавать местоимения среди других частей речи. | Предварительный, фронт. опрос |
118 | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица | ОСЗ | Воспроизвести знания о некоторых морфологических признаках личных местоимений (лицо, число, род у местоимений 3-го лица единственного числа), учиться распознавать местоимения по их морфологическим признакам, развивать умение использовать местоимения вместо имен существительных. | Текущий, фронт. опрос |
119 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами | Комб. | Ознакомить с изменением личных местоимений по падежам, развивать умения распознавать косвенные формы местоимений, определять их падежи; развивать умения писать безударные гласные в косвенных формах местоимений и раздельно писать предлоги с местоимениями. | Текущий, инд. опрос |
120 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | Комб. | Ознакомить со склонением личных местоимений 3-го лица и написанием форм этих местоимений; развивать умение распознавать падежные формы. | Текущий, раб. в парах |
121 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи | ОСЗ | Развивать умения правильно употреблять и писать местоимения, распознавать морфологические признаки местоимений. | Текущий, инд. работа |
122 | Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста (упр. 145) | ПЗУ | Совершенствовать умения определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, соотносить пункты плана с содержанием микротем, осознавать связи предложений в тексте, понимать уместность употребления слов в предложениях, воспроизводить подробно содержание текста, развивать умение видеть орфограммы и объяснять их написание. | Текущий, сам. работа |
123 | Анализ изложений и работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений. Составление поздравительной открытки к празднику 8 Марта | Комб. | Развивать умение исправлять ошибки, допущенные в изложении текста; повторить сведения о местоимении; учиться составлять текст поздравительной открытки. | Театический, фронт. опрос, раб. в парах |
ГЛАГОЛ (36 ч) Повторение сведений о глаголе (4 ч) |
124 | Глагол как часть речи (повторение) | ОНМ | Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке, развивать умения объяснять значение глагола, распознавать глаголы среди омонимичных форм слов, относящихся к разным частям речи. | Предварительный, фронт. опрос |
125 | Изменение глаголов по временам | ОСЗ | Воспроизводить знания об изменении глаголов по временам, развивать умения определять временны́е формы глагола и изменять глаголы по временам. | Текущий, фронт. опрос |
126 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам | Комб. | Развивать умения распознавать род глагола в прошедшем времени, изменять глагол в форме прошедшего времени по родам, правильно употреблять в речи глаголы в прошедшем времени, писать родовые окончания глагола; учить рассматривать репродукцию картины пейзажного характера и составлять по ней текст. | Тематический, раб. в парах |
127 | Письменное сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Март» (упр. 166) | ПЗУ | Обобщить собранный материал в результате анализа репродукции картины и текста; развивать умения передавать содержание картины, выделять микротемы в тексте, высказывать свое мнение о картине. | Текущий, сам. работа |
Неопределенная форма глагола (5 ч) |
128 | Неопределенная форма глагола. Анализ ошибок, допущенных учащимися в сочинении | ОНМ | Расширить представления об особенностях неопределенной формы глагола, развивать умения различать неопределенную форму, ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме, работать над ошибками сочинения. | Текущий, слов. диктант |
129 | Неопределенная форма глагола. Образование временны́х форм от глагола в неопределенной форме | ОСЗ | Развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временны́е формы от глаголов в неопределенной форме. | Тематический, фронт. опрос |
130 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | Комб. | Развивать умения соотносить временну́ю и начальную формы глагола, «переводить» временну́ю форму одного и того же глагола в начальную, выделять глагольные суффиксы, образовывать однокоренные глаголы от глаголов и других частей. | Текущий, инд. работа |
Четвертая четверть |
131 | Возвратные глаголы (общее представление) | ОНМ | Дать общее представление о возвратных глаголах и написании мягкого знака (ь) перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола. | Предварительный, фронт. опрос |
132 | Изложение повествовательного текста по опорным словам (учебник, упр. 187) | ПЗУ | Развивать умения определять тему, главную мысль текста, составлять план и оценивать правильность подбора заголовков к частям текста, воспроизводить последовательно содержание текста; совершенствовать умение видеть орфограммы и обосновывать правильность их написания. | Тематический, сам. работа |
Спряжение глаголов (4 ч) |
133 | Спряжение глаголов (общее понятие) | ОНМ | Ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. | Предварительный, фронт. опрос |
134 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола | Комб. | Развивать умения спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. | Текущий, слов. диктант |
135 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа | Комб. | Ознакомить с особенностью окончаний глаголов 2-го лица, формировать умение писать мягкий знак (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. | Текущий, фронт. опрос |
136 | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами | Комб. | Развивать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, в именах существительных женского рода после шипящих, совершенствовать умение писать частицу не с глаголами. | Тематический, инд. опрос |
I и II спряжения глаголов (4 ч) |
137 | I и II спряжение глаголов | ОНМ | Ознакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения, формировать умение различать личные окончания глаголов I и II спряжения и по личным окончаниям определять спряжение глаголов. | Предварительный, фронт. опрос |
138 | Окончания глаголов I и II спряжения | ОСЗ | Развивать умения различать окончания глаголов I и II спряжения, изменять форму лица глаголов одного и того же спряжения и правильно писать личные окончания глаголов. | Текущий, раб. в парах |
139 | Составление текста по сюжетным рисункам (упр. 214) | ПЗУ | Развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам. | Театический, сам. работа |
140 | Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями. Работа над ошибками, допущенными в сочинении по сюжетным рисункам | Комб. | Формировать умения распознавать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям, правильно писать ударные личные окончания глаголов; развивать умение исправлять ошибки, допущенные в сочинении. | Текущий, фронт. опрос |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
141 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени | ОНМ | Ознакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределенной форме, обучить проверке написания безударных личных окончаний по неопределенной форме. | Предварительный, слов. диктант |
142 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов | Комб. | Развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, правильно ставить вопросы к глаголам и правильно писать безударные личные окончания. | Текущий, фронт. опрос |
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ОСЗ | Ознакомить с памяткой проверки написания безударных личных окончаний глаголов, формировать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов и правильно писать личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени. | Текущий, инд. опрос |
144 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Комб. | Формировать умения писать глаголы с безударными личными окончаниями и обосновывать правильность написанного. | Текущий, фронт. опрос |
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Комб. | Формировать умения писать глаголы с безударными личными окончаниями и обосновывать правильность написанного. | Текущий, слов. диктант |
146 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Проверочный диктант | ОСЗ | Проверить сформированность умения писать безударные личные окончания глаголов и другие изученные орфограммы. | Текущий, сам. работа |
147 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание -тся и -ться в глаголах (общее представление) | Комб. | Развивать умение обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов; ознакомить с правописанием -тся и -ться в возвратных глаголах. | Текущий, фронт. опрос |
148 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний -тся и -ться в возвратных глаголах | Комб. | Формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов. | Текущий, груп. работа |
149 | Подробное изложение деформированного повествовательного текста по плану и опорным словам (упр. 249) | ПЗУ | Развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и главную мысль, составлять план, излагать содержание текста в соответствии с планом и опорными словами. | Тематический, сам. работа |
150 | Анализ изложения и работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени | Комб. | Развивать умение видеть ошибки в употреблении слов, в построении предложений и текста; повторить изученные сведения о глаголах. | Текущий, фронт. опрос |
Правописание глаголов в прошедшем времени (9 ч) |
151 | Правописание глаголов в прошедшем времени | ОНМ | Воспроизвести знания об особенностях глаголов в прошедшем времени, развивать умение распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Предварительный, инд. опрос |
152 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | Комб. | Развивать умение писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Текущий, фронт. опрос |
153 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | Комб. | Ознакомить с правилом написания безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой. | Текущий, раб. в парах |
154 | Подробное или краткое изложение повествовательного текста (по усмотрению учителя) (упр. 275) | ПЗУ | Развивать умения определять тему, композицию повествовательного текста, подбирать заголовок, подробно (или кратко) передавать содержание текста, правильно употреблять в тексте глаголы. | Текущий, сам. работа |
155 | Анализ изложений. Работа над ошибками | Комб. | Развивать умения редактировать, исправлять ошибки в передаче содержания текста, построении предложений, точном употреблении слов и их написании, повторить знания о глаголах в прошедшем времени. | Текущий, фронт. опрос |
156 | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи | Комб. | Развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание,распознавать глагольные формы по признаку их изменения. | Текущий, слов. диктант |
157 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола | Комб. | Развивать умения обосновывать написание изученных орфограмм в словах, разбирать глагол как часть речи, определять признаки глагола по его словообразовательной модели. | Тематический, инд. опрос |
158 | Проверочный диктант повествовательного текста | ПЗУ | Проверить умение писать слова с изученными орфограммами и пунктуационными знаками, проверить приобретенные практические умения по изученным темам. | Итоговый, сам. работа |
159 | Работа над ошибками | Комб. | Развивать умение проверять написание слов, в которых ученики допустили ошибки. | Тематический, фронт. опрос |
ПОВТОРЕНИЕ (11 ч) |
160 | Язык и речь. Текст. Типы текстов | Комб. | Воспроизвести и уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание текста своими словами. Развивать умение распознавать повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение. | Тематический, фронт. опрос |
161 | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Комб. | Воспроизвести представление о главных и второстепенных членах предложения, основе предложения; развивать умения разбирать предложение по членам предложения, распознавать предложения по наличию в них главных и второстепенных членов. Познакомить с особенностями однородных членов предложения. Развивать умения определять в предложении однородные члены предложения, соблюдать при чтении интонацию перечисления, дать представление о видах связи однородных членов предложения. | Тематический, фронт. опрос |
162 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | Комб. | Развивать умения определять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по цели высказывания, восклицательные и невосклицательные предложения по интонации; правильно ставить в конце предложения знаки препинания; формировать умение передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Закрепить знания о распространенных и нераспространенных предложениях. | Тематический, фронт. опрос |
163 | Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» | Комб. | Воспроизвести знания детей о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слова по лексическим значениям. Совершенствовать умения определять тему, главную мысль текста и его частей; Озаглавливать текст, составлять план, излагать содержание текста соответственно плану, правильно строить предложения и оформлять их на письме. | Тематический, фронт. опрос |
164 | Значимые части слова. Словообразование | Комб. | Закрепить представление о значимых частях слова, их роли в слове, развивать умение, проводить словообразовательный анализ слов; | Тематический, фронт. опрос |
165 | Правописание гласных и согласных в корне слов | Комб. | Совершенствовать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов. Развивать умения находить орфограмму в корне слова, объяснять ее написание, правильно произносить и писать слова с двойными согласными. | Тематический, фронт. опрос |
166 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Комб. | Развивать умения различать части речи и определять присущие им признаки. | Тематический, фронт. опрос |
167 | Упражнение в правописании частей речи. | Комб. | Развивать умения определять части речи и их признаки; воспроизводить знания об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умение определять род и правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук. Развивать умения распознавать имя прилагательное, выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными, определять род и правильно записывать родовые окончания прилагательных, воспроизводить в памяти умение склонять и определять падеж существительных и прилагательных. Воспроизвести знания об имени числительном и о глаголе, развивать умения определять данные части речи, определять признаки глагола (время, число), изменять глагол по временам, воспроизвести правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами. | Тематический, фронт. опрос |
168 | Подробное изложение повествовательного текста | Комб. | Совершенствовать умения определять тему, главную мысль текста и его частей; Озаглавливать текст, составлять план, излагать содержание текста соответственно плану, правильно строить предложения и оформлять их на письме. | Тематический, фронт. опрос |
169 | Краткое изложение повествовательного текста | Комб. | Развивать умения определять тему текста и главную мысль, составлять план, отбирать языковой материал на определенную тему и воспроизводить по памяти составленный описательный текст. | Тематический, фронт. опрос |
170 | Фонетико-графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов | Комб. | Развивать фонетический анализ и синтез, совершенствовать фонетико-графические навыки, закрепить знания основных характеристик звуков. | Тематический, фронт. опрос |
Список литературы:
- Бархударова С. Г., Ожегов С. И., Шапиро А. Б. Орфографический словарь русского языка Около 104000 слов. Изд. 7-ое. М., Изд-во «Советская Энциклопедия», 1967 г.
- Большая энциклопедия знаний / Пер. с немецкого Л. С. Беловой, Е. В. Черныш. – М.: Эксмо, 2010 г.
- Дьячкова Г. Т. Диктанты. 1-4 классы Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Козлова Т. И. Толковый словарь для школьников: Грамматика. Словообразование. Орфография / Под ред. Н. П. Кабановой. – М.: Рольф, 2001 г.
- Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998 г.
- Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2007 г.
- Словарь синонимов, антонимов и омонимов / сост. Т. В. Зеркальная; ил. И. Карповой. – М.: Эксмо, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...
Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...
Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.
Рабочая программа по математике для 1 класса. Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственн...
Рабочая программа по русскому языку и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по русскому языку с уче...