Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Технологии" 4 класс. ФГОС
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план изучения предмета;
- содержание программы;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
- планируемых результатов освоения предмета;
- описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического Калюжная К.К.____
совета школы. Приказ № 43
Протокол № 9 от 31.08.2015
от 29.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Технология»
( «Школа России»)
4 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2015
Структура документа
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план изучения предмета;
- содержание программы;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
- планируемых результатов освоения предмета;
- описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Роговцева, Н. И. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы .– М. :Просвещение, 2014. И в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России».
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
- Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
- Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
- Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2014-2015 учебный год
Цели и задачи курса
Цели изучения технологии в начальной школе:
• приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
• духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
• формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика предмета
Программа «Технология» способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Учебно-методический комплект
- Роговцева Н. И. Технология. 4 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2014.
- Роговцева Н. И. Технология. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2014.
- Роговцева Н. И. Технология. 1-4 классы. Рабочие программы [Текст] Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. -М.: Просвещение, 2011.
- Роговцева Н. И. Уроки технологии: человек, природа, техника : 4 кл. [Текст] : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2014.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Виды и формы организации учебного процесса
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
2.Учебно – тематический план изучения предмета
№ | Тема | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек и земля | 21 |
3 | Человек и вода | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 6 |
Всего: | 34 |
3.Содержание программы
Давайте познакомимся. Как работать с учебником. (1 час)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Человек и земля (21 час)
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 часа)
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация (6 часов)
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
конструирование и моделирование;
практика работы на компьютере.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
- название темы урока;
- краткая вводная беседа;
- основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
- информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
- итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения. На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности;
- соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. В течение учебного года проходят выставки работ учащихся, в ходе которых формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников такой подход способствует осознанию причин успеха и неуспеха собственной учебной деятельности.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Усвоение данной программы обучающимися к концу 4 класса обеспечит достижение следующих
предметных результатов:
• знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
• первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
• знать возможности использования природных богатств человеком;
• познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
• собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям;
• рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины;
• знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
• основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
• общее понятие о размножении растений черенками;
• уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
• оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
• наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
• сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности;
• анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
• находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
• организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
• знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
• создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
• осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
• моделировать несложные изделия;
• уметь применять знания, полученные во 2 классе;
• начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
• знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
• уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
• уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий;
• оценивать промежуточный и итоговый результат;
• осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
• уметь готовить сообщение на заданную тему;
• знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
• уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
• уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать об их свойствах, происхождении и использовании человеком);
• освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка; уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
• выполнять задания по заполнению технологической карты;
• правильно и экономно расходовать материалы;
• знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
• знать и выполнять правила техники безопасности;
• использовать приобретенные знания и умения для творческого решения и несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• владеть навыками работы с простейшей технической документацией (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
• ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
• понимать, что вся работа имеет цену;
• выполнять практические работы с помощью схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения, их виды и способы);
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) – знать, уметь применять на практике;
• название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
• приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
• с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
• самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
• изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
• работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
• с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки, из тех, что есть в конструкторе;
• развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий;
• анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
• учиться строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
• работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само- и взаимоконтроль;
• кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям (основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер);
• различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
• составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
• получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
• овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
• знать свойства, способы использования, виды пластилина;
• народные промыслы – уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
• усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
• создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
• использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
• различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
• освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой, составлять композиции;
• выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
• создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу (понятия: виды швов, нитки);
• правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
• работать с выкройками; развивать навыки кроя;
• научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
• коллективно, с помощью учителя проводить конференции;
• уметь выступать с презентацией своей папки достижений;
• задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
• иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
• владеть методами самоанализа, самоконтроля, самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
• приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
• освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, в том числе в Интернете, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач) – для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;
• работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи и т. д.
Планируемые результаты универсальных учебных действий
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
– объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
– понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
– учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
– определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
– наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
– сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
– учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
– находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
– с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
– самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
– уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе
- Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241. | Д |
2. | Роговцева, Н. И. Технология. 4класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение,2014. | К |
3. | Н.И. Роговцева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. - М.: Просвеще ние, 2014. | К |
4. | Н.И. Роговцева. Технология. 1-4 классы. Рабочие программы. -М.: Просвещение, 2011. | Д |
5. | Н.И. Роговцева. Уроки технологии: человек, природа, техника. 4 класс. Пособие для учителя. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.-М. : Просвещение, 2014. | Д |
6. | Н.И. Роговцева. Технология. 4 класс. Поурочные разработки. - М. : Просвещение, 2014. | Д |
Печатные пособия. | ||
1. | Набор таблиц по технологии. | Д |
2. | Таблицы в соответствии с основными разделами программы: - технология обработки ткани; - технология обработки бумаги и картона; - технология организации рабочего места. | Д |
Технические средства обучения | ||
1. | Ноутбук. | Д |
2. | Мультимедиа проектор. | Д |
3. | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. | Д |
4. | Экран (на штативе или навесной). | Д |
5. | Фотоаппарат. | Д |
Экранно-звуковые пособия. | ||
1. | Технология. 2 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учебнику Н.И. Роговцевой.- М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). | 5. |
Учебно-практическое оборудование | ||
1. | Краски акварельные. | К |
2. | Краски гуашевые. | К |
3. | Тушь. | К |
4. | Бумага А3, А4. | К |
5. | Бумага цветная. | К |
6. | Фломастеры. | К |
7. | Коллекции: «Шёлк». «Хлопок». «Ткань». «Шерсть». | Д |
8. | Конструктор: «Сделай сам» | П |
9. | Барельефы: «Грибы»,«Фрукты» | П |
10. | Коллекция «Лепка». | П |
11. | Кисти щетина № 3, 10, 13. | К |
12. | Емкости для воды. | К |
13. | Пластилин / глина. | К |
14. | Клей. | К |
15. | Ножницы. | К |
16. | Рамы для оформления работ. | К |
Модели и натурный фонд | ||
1. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | Д |
2. | Гипсовые геометрические тела. | Д |
3. | Керамические изделия (вазы, кринки и др.). | Д |
4. | Предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.). | Д |
Единые образовательные ресурсы | ||
1. | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru | |
2. | Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru | |
3. | Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru | |
4. | Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com | |
5. | ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m | |
6. | Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru | |
Специализированная учебная мебель. | ||
1. | Столы ученические. | К |
2. | Стулья. | К |
3. | Стеллажи для книг и оборудования. | Д |
4. | Мебель для проекционного оборудования. | Д |
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема уроков | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Как работать с учебником (1 ч) | |||||||
1. | Как работать с учебником | Обобщить знания о матери алах и их свойствах; инстру ментах и правилах работы с ними, пройденными в преды дущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. | Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради | П: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р. Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | ||
Человек и земля (21ч) | |||||||
2-3. | Вагоностроительный завод | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. | Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов. | П. Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. К. Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | ||
4-5. | Полезные ископаемые. Урок – путешествие.
| Находить и отбирать инфор мацию о полезных ископа емых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добы чей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа | П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование мотива, реализую щего потребность в социально значимой и социально оценива емой деятельности, формирование чувства прекрасного | ||
6-7. | Автомобильный завод | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическим процессе сборки на конвейере из материалов учебника и других источников. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. | П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р. Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | ||
8-9. | Монетный двор | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. | Сравнивать стороны медали, объяснять особен ности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. | П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | ||
10-11. | Фаянсовый завод | Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. | Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. | П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | ||
12-13. | Швейная фабрика Урок – игра. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. | Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. | П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||
14-15. | Обувное производство | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. | Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назна чению. Соотносить назначе ние обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Использо вать текст учебника для определения последователь ности снятия мерок. Сни мать мерки и определять, используя таблицу разме ров, свой размер обуви. | П.Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование познавательного мотива. | ||
16-17. | Деревообрабатывающее производство | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. | Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. | П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | ||
18-19. | Кондитерская фабрика Урок – фантазия. | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников. | Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада. | П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование познавательного мотива. | ||
20-21. | Бытовая техника | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и назначении из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. | Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). | П.Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||
22. | Тепличное хозяйство | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека. | Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. | П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | ||
Человек и вода (3 ч) | |||||||
23. | Водоканал | Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. | П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | ||
24. | Порт Урок – конкурс. | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. | Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | П.Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К.Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р.Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | ||
25. | Узелковое плетение | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники «макраме». | Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити в начале выполнения работы. | П.Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К.Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р.Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | ||
Человек и воздух (3 ч) | |||||||
26 27 | Самолётостроение. | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолёты. | Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. | П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р. Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном | Формирование познавательного мотива | ||
28 | Ракетостроение | ||||||
Человек и информация (6 ч) | |||||||
29. | Создание титульного листа Урок – сказка | 14.04 | Находить и отбирать инфор мацию из материалов учебни ка и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в её создании. Использовать полу ченные знания для составле ния рассказа об истории кни гопечатания и видах печатной продукции. | Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. | П. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | |
30. | Работа с таблицами | 21.04 | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице | Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере | П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р. Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном | Формирование познавательного мотива. | |
31. | Создание содержания книги | 28.04 | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | Использовать в практи ческой деятельности зна ния программы Microsoft Word.Применять на практи ке правила создания таб лицы для оформления содержания книги «Дневник путешествен ника». | П. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р. Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | |
32-33. | Переплётные работы | 05.05 12.05 | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах выполнения переплетных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. | Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответ ствии с выбранной темати кой. С помощью учителя заполнять технологическую карту. | П. Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К. Формирование умения договариваться, находить общее решение Р. Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование познавательного мотива | |
34. | Итоговый урок Презентации. | 19.05 | Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. | Использовать в презента ции критерии оценки ка чества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинс тва и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям | П. Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К. Формирование умения самостоя тельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу | Формирование познавательного мотива. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 1 класс Система Л. В. Занкова ФГОС
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, физической культуре. Системе Л. В. Занкова, все программы составлены в соответствии с новыми ФГОС. В рабочих ...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 2 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике. окружающему миру, литературному чтению, технологии и ИЗО УМК "Школа России" 2 класс....
Рабочие программы с календарно-тематическим планированием 3 класс
Рабочая программа по русскому языку Рабочая программа по математикеРабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. 4 класс (УМК Школа России")
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 2 класс II вид для детей с ОВЗ
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...