рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_4_klass.docx | 53.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС, М.:«Просвещение», 2010 год);
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год);
Авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы.- М. «Просвещение», 2011 г.
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2015 учебный год.
С особенностями ООП.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу были внесены изменения.
Для реализации программы используется:
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. Часть 1,2. - М. «Просвещение», 2010 г.
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. - М. «Просвещение», 2010 г.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Структура курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы*; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, – как часть человечества.
· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
· Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
· Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
· Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
· Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
· Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
· Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
· Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами
Природа России (10 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (15 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (8 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
– Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
– Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
– Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.
– Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
– Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.
– Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
– Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
– Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.
– Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.
– Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).
– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.
– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.
– Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.
– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.
– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.
– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.
– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.
– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
– Проводить наблюдения природных тел и явлений.
– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.
– Применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – М. : Просвещение. 2011.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения.)
4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1–4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ.
7. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России» : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. А. Железникова. – М. : Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
Календарно- тематическое планирование
№ | Характеристика деятельности учащихся | дата | корректировка | |
Земля и человечество (9ч) | ||||
1 | Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. с.4-7 | извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать стерминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Причины смены дня и ночи и времен года.с.9-15 | анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; | ||
3 | Звездное небо – великая книга природы. Созвездия. с.16-21 | находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; | ||
4 | Понятие о географии как науке. Карта полушарий. с.22-27 | сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; | ||
5 | Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. с.29-35 | составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; | ||
6 | Понятие о веке и тысячелетии. Историческая карта. с.36-40 | определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; | ||
7 | Понятие об экологии и экологических проблемах. с.41-47 | характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, | ||
8 | Понятие о Всемирном наследии. Международная Красная книга. с.48-56 | рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; | ||
9 | Презентация про- ектов о животных международной Красной книги. | извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии | ||
Природа России (10 ч) | ||||
10 | Равнины с.60-65 | находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; | ||
11 | Моря, озера и реки России с.66-70 | находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; | ||
12 | Природные зоны России с.71-75 | различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; | ||
13 | Зона арктических пустынь с.76-82 | устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; | ||
14 | Тундра с.84-93 | находить на карте природных зон зонутундры;характеризовать природные особенно- | ||
15 | Леса с.95-102 | находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; | ||
16 | Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. с.103-108 | раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу | ||
17 | Зона степей. с.110-117 | находить на карте природных зон зону степей; устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны | ||
18 | Пустыни с.118-125 | характеризовать животный мир зоны пустынь, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; | ||
19 | Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора с.126-134 | знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны | ||
Родной край- часть большой страны (15ч) | ||||
20 | Наш край. Общая характеристика родного края. с.136-138 | сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; | ||
21 | Поверхность нашего края с.139-144 | находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; | ||
22 | Водные богатства нашего края Правила поведения на воде с.145-148 | рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; | ||
23 | Полезные ископаемые родного края. Охрана подземных богатств. с.149-159 | находить на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; работая | ||
24 | Разнообразие почв России. Охрана почв. с.160-163 | различать виды почв на иллюстрациях учебника | ||
25 | Понятие о природном сообществе. Жизнь леса с.164-169 | рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; | ||
26 | Природное сообщество луга.Охрана лугов. с.170-177 | определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона | ||
27 | Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема с.178-186 | выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; | ||
28 | Природные сообщества родного края . Лес | наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | ||
29 | Природные сообщества родного края . Луг | фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | ||
30 | Природные сообщества родного края .Река | фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | ||
31 | Растениеводство в нашем крае. с.187-194 | определять полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, | ||
32 | Животноводство с.195-203 | выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; | ||
33 | Презентация проектов (по выбору) | намечать план работы; отбирать информацию в из- бранных для проекта книгах; составить текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе. | ||
34 | Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» | ыполнять проверочные работы различных видов. объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. | ||
Страницы Всемирной истории (6ч) | ||||
35 | Начало истории человечества. с.4-7 | определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; | ||
36 | История Древнего мира: Культура, религия, археологические находки с.8-14 | определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; | ||
37 | Средние века Появление мировых религий с.15-21 | сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; | ||
38 | Новое время с.22-27 | определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики и Антарктики с.28-32 | находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики | ||
40 | Презентация проектов (по выбору) | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план | ||
Страницы истории России (20ч) | ||||
41 | Жизнь древних славян с.34-39 | анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; | ||
42 | Возникновение Древней Руси с.40-45 | прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризовать систему государственной власти | ||
43 | Устройство древнерусского города. Древний Киев с.46-53 | анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, | ||
44 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. с.55-58 | обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки | ||
45 | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. с.59-64 | прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; | ||
46 | Возрождение северо-восточныхземель Руси в конце XIII –начале XIV века. с.65-69 | приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике | ||
47 | Куликовская битва с.70-74 | прослеживать по карте передвижения русских и ор- дынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану | ||
48 | Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Иван Третий. с.75-81 | рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; | ||
49 | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. с.82-86 | обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; | ||
50 | Патриоты России с.87-91 | обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; | ||
51 | Петр Великий. Реформы Петра. с.94-100 | рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; | ||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета с.101-104 | составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; составлять план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; | ||
53 | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. с.105-111 | обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; | ||
54 | Отечественная война с.112-117 | на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; | ||
55 | Страницы истории XIX века с.122-126 | в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, | ||
56 | Россия вступает в ХХ век. Последний русский император. с.127-133 | отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; | ||
57 | Страницы истории 20–30-х годов с.136-139 | знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР | ||
58 | Великая война с.140-146 | составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; | ||
59 | Начало освоения космоса с.147-152 | извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса | ||
60 | Презентация проектов (по выбору) | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план | ||
Современная Россия (10ч) | ||||
61 | Основной закон России и права человека с.156-163 | находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; | ||
62 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. с.164-167 | различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; | ||
63 | Славные символы России. Государственный герб, флаг и гимн с.168-174 | знать особенности Герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать Герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст Гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, | ||
64 | Понятие о государственных праздниках. с.175-179 | различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; | ||
65 | Путешествие по России с.180-188 | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать иллюстративный материал | ||
66 | Путешествие по России с.189-205 | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать иллюстративный материал | ||
67 | Презентация проектов (по выбору) | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план | ||
68 | Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. | обобщить материал по соответствующим темам. владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство (ИЗО)" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс по программе "Школа России"
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...
Рабочие программы и календарно-тематические планирования для 3 класса по программе "Школа России"
Рабочие программы и календарно-тематические планирования для 3 класса по программе "Школа России"...