Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. 4 класс (УМК Школа России")
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 64.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС, М.:«Просвещение», 2010 год);
Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год);
Авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы.- М. «Просвещение», 2011 г.
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год.
С особенностями ООП.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу были внесены изменения.
Для реализации программы используется:
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.)
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;
– формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, особенно ассоциативное мышление;
– развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
– формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
– формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
– обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
– расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
– работать с различными типами текстов;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; формировать «читательскую самостоятельность».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».
Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Летописи. Былины. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы.
П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Сказки русских писателей.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь.
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».
Родина.
И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия».
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература.
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты5
Познавательные универсальные учебные действия
Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе урока.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в групповой и парной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой (летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение), называя общее и различное в них. Сравнивать литературное произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9–10 предложений.
Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание, рассуждение), автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре. Формулировать задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.).
Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).
Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.
Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.
Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта, используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.
Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.
Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературные гостиные, литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники и пр.).
Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.
Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и фотографии.
Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.
Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2 названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.
Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.
Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.
Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения в школе в целом.
Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.
Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.
Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.
Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре.
Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.
Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Проявлять этические чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.
Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.
Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм
Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.
Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.
Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.
Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Литература для учителя.
1. Бельская, Л. Л. Литературные викторины [Электронный ресурс] / Л. Л. Бельская. – М. : Просвещение, 2005. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Belskaya_Liter_viktorini/index.html
2. В мире природы, истории и литературы [Текст] : сборник загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции [Текст] : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
4. Литературное чтение. 2–4 классы: внеклассные занятия [Текст] / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
5. Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений [Текст] / Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : ООО «Издательство «Мир и образование», 2014.
7. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
8. Срезневский, И. И. Словарь древнерусского языка [Текст] : в 3 т. / И. И. Срезневский ; художник Е. Клодт. – М. : Книга, 1989.
9. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. А. Стефаненко, Е. А. Горелова. – М. : Просвещение, 2013.
10. Чтение. 1–4 классы [Текст] : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки // Сайт «Детский...». – Режим доступа : http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа : http://www.int-edu.ni
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / авт.-сост. И. В. Блинова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Справочник учителя начальных классов / сост. Е. М. Елизарова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. «Я помню чудное мгновенье...». Антология русской поэзии ХХI века. Для детей школьного возраста. – М. : Весть-ТДА, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 4 кл. : аудиоприложение к учеб. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В, Головановой и др. / Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. – М. : Просвещение, 2013.
4. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Персональный компьютер (ноутбук).
4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
5. Аудиоцентр (магнитофон).
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Сканер.
9. Принтер лазерный (или струйный цветной).
10. Фотокамера цифровая (по возможности).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Сроки прохожде ния | Скоррети рованные сроки |
Летописи, былины, жития (7ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником. Летопись: «И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. с.6-9 | воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи. | ||
2 | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение летописи с произведением А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» с.10-11 | анализировать текст летописи и стихотворения, делать на основе анализа выводы и обобщения. отвечать на вопросы по содержанию летописи и произведения А. С. Пушкина | ||
3 | Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки». с.12-16 | познакомятся: научатся читать осознанно текст, определять тему, главную мысль произведения, | ||
4 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». Герои произведения. с.17-20 | научатся анализировать текст былины, определять главную мысль произведения; сравнивать два различных текста на одну тему, находить общее и различное. | ||
5 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» с.22-29 | познакомятся с содержанием произведения «Житие Сергия Радонежского», толковать значения непонятных слов и выражений, встретившихся в тексте жития, | ||
6 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» с.22-29 | определять основную мысль произведения, толковать значения новых слов и выражений, встретившихся в тексте жития, самостоятельно, без словаря, составлять рассказ о битве на Куликовом поле с использованием опорных слов | ||
7 | Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». с.32-33 | делать выводы по итогам прочитанных произведений раздела, составлять список литературы по теме предложенного проекта; предъявлять в доступной для слушателей форме информацию, добытую из разнообразных источников при подготовке выбранного проекта; | ||
Чудесный мир классики (17ч) | ||||
8 | П.П.Ершов «Конек- горбунок». Мотивы народной сказки в литературной. с.38-59 | познакомятся с с творчеством | ||
9 | П.П.Ершов «Конек- горбунок». Герои сказки. Характеристика героев сказки. с.38-59 | сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения; | ||
10 | А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча». Авторское отношение к изображаемому. с.62-69 | замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их значение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. | ||
11 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы литературной сказки в народной. с.70-91 | познакомятся с содержанием сказки, различать понятия «добро» и «зло», обсуждение вопроса, чему учит сказка. | ||
12 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев, отношение к ним. с.70-91 | различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст | ||
13 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. с.70-91 | пересказывать отрывок произведения, опираясь на самостоятельно составленный план, соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий, | ||
14 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. с.92-96 | осознавать сущность произведений | ||
15 | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. с.97-111 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее | ||
16 | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки.Характеристика героев, отношение кним. с.97-111 | толковать значения «восточных» слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст | ||
17 | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Написание отзыва на произведение. с.97-111 | отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; демонстрировать образец правильного ведения диалога; использовать найденный текст материала в своих устных высказываниях и рассуждениях | ||
18 | Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. с.113-118 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль | ||
19 | Л.Н.Толстой «Детство». Характеристика главного героя. с.113-118 | выделять главное и существенное, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами | ||
20 | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. с.119 | осмысливать понятия «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; уметь работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика ее героев, понимание нравоучения); | ||
21 | А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. с.122-133 | раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале | ||
22 | А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего времени. С.122-133 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. | ||
23 | А.П. Чехов «Мальчики». Характеристика героев. с.122-133 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. | ||
24 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений | называть изученные литературные произведения и их авторов, пересказывать основное содержание изученных произведений, читать осознанно вслух тексты | ||
Поэтическая тетрадь (9ч) | ||||
25 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» . Средства художественной выразительности. с.138-140 | прогнозировать содержание раздела; осмысливать прочитанные произведения; создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | ||
26 | А.А.Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом произведении. с.141 | видеть замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения) | ||
27 | А.А.Фет «Бабочка». Ритм стихотворения. Интонация. с.142 | видеть замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, | ||
28 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих | видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному | ||
29 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка».Ритм стихотворения. с.145 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основну. Мысль произведения | ||
30 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. с.146 | осознанно читать лирические тексты; понимать настроение стихотворения; определять свое собственное отношение к прочитанному; | ||
31 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» с.147-149 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее | ||
32 | И.А.Бунин «Листопад».Картины осени в стихах. с.150-151 | понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; | ||
33 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа с.152-154 | знать особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на определенную тему. | ||
Литературные сказки (15ч) | ||||
34 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературатурного жанра. с.156-168 | прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры. | ||
35 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. с.156-168 | создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | ||
36 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. сю156-168 | проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов. передавать свое отношение к прочитанному, | ||
37 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе. Особенности литературного жанра. Сказка или рассказ.с.169-179 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
38 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе. Текст-описание в сказке. с.169-179 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
39 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. с.169-179 | познакомятся с понятиями «счастье», «смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота». | ||
40 | П. П. Бажов «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте. с.180-192 | находить отличие литературной сказки от народной, понимать содержание литературного произведения, называть героев произведения, рассказывать о них, сравнивать, | ||
41 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. с.180-192 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, | ||
42 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. с.180-192 | работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, давать характеристику героям, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; | ||
43 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. с.193-214 | называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, | ||
44 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».Герои художественного текста. с.193-214 | определять основную идею произведения | ||
45 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».Деление текста на части. Составление плана. с.193-214 | называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, | ||
46 | Проверочная работа по разделу «Литературная сказка» | осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные. | ||
47 | Произведения П.П.Бажова, В.М.Гаршина | определять главную мысль в тексте, последовательность событий; осущест-влять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге | ||
48 | Обобщение по разделу «Литературная сказка» | называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | ||
Делу время-потехе час (6ч) | ||||
49 | Е. Л. Шварц «Сказка о по-терянном времени». Нрвственный смысл произведения с.4-16 | осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры. | ||
50 | Е. Л. Шварц «Сказка о по-терянном времени». Инсценирование произведения. с.4-16 | называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | ||
51 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Пересказ текста от лица героя. с.17-23 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
52 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. с.24-28 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
53 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения с.29-34 | раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, | ||
54 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа. Оценка досижений. | осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы | ||
Страна детства (6ч) | ||||
55 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков».Особенности развития сюжета. с.38-46 | прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее | ||
56 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. с.38-46 | различать сказку и рассказ по двум основаниям, определять особенности построения и основную целевую установку повествования, сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений | ||
57 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. с.47-58 | выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя | ||
58 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Герои произведения. с.47-58 | осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов , авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка , художник-живописец, репродукция картины художника. | ||
59 | М. М. Зощенко «Елка» . Герои произведения. Составления плана. с.59-64 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
60 | М. М. Зощенко «Елка» . Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа | строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений | ||
Поэтическая тетрадь (3ч) | ||||
61 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. с.68-70 | прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. | ||
62 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.с.71 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. | ||
63 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства в стихах.Оценка дстижений.с.72-73 | предлагать | ||
Природа и мы (8ч) | ||||
64 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. с.76-84 | прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. | ||
65 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. с.76-84 | передавать свое отношение к прочитанному, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного | ||
67 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. с.85-91 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
68 | М.М.Пришвин «Выскочка». Герои произведения. Характеристика героев на основе поступков. с.92-95 | предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. | ||
69 | Е. И. Чарушин «Кабан».Герои произведения. с.96-99 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности | ||
70 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои произведения. с.100-110 | сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
71 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. с.100-110 | анализировать поступки героев, давать характеристику, вести внутренний и внешний диалог как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей | ||
72 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их на-значение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. | ||
Поэтическая тетрадь (6ч) | ||||
73 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в стихотворении. с.114-115 | прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
74 | С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. с.116-117 | выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода. | ||
75 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» . Картины осени в стихотворении.с.118 | предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. | ||
76 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. с.119 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, | ||
77 | С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы нардного творчества в авторском произведении. с.120-125 | проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений при выполнении проектных заданий. | ||
78 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа Оценка достижений | строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов | ||
Родина (5ч) | ||||
79 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом стихотворении. с.128-132 | задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, работать с текстом произведения в поэтической форме, определять тему, главную мысль, характеризовать героев | ||
80 | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. с.133-135 | замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их на-значение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; | ||
81 | А. В. Жигулин «О, Родина» Авторское отношение к изображаемому. с.138 | предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нрав-ственных установок и ценностей. | ||
82 | Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» | собирать информацию по данному проекту, создавать альбом, посвященный художнику слова, | ||
83 | Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа. Оценка достижений | знать особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на предложенную тему | ||
Страна Фантазия (5ч) | ||||
84 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастикого жанра.с.144-149 | познакомятся с понятием научно-фантастической литературы, с произведением | ||
85 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. с.144-149 | понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература», характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное | ||
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. с.150-157 | работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, давать характеристику героям, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге | ||
87 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы».Сравнение героев фантастических жанров с.150-157 | анализировать поступки героев, составлять картинный план, пересказывать текст по картинному плану, понимать содержание литературного произведения, называть героев произведения | ||
88 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа | определять главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге | ||
Зарубежная литература (14ч) | ||||
89 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; | ||
90 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | определять основную идею произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям. | ||
91 | Г.-Х. Андерсен«Русалочка» Авторская сказка.с.167-193 | научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, | ||
92 | Г.-Х. Андерсен«Русалочка» Герои произведения. с.167-193 | характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки | ||
93 | Г.-Х. Андерсен«Русалочка» Деление текста на части. Составление плана. с.167-193 | определять основную идею произведения выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. | ||
94 | Г.-Х. Андерсен«Русалочка» Составление рассказа о Русалочке. с.167-193 | характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки | ||
95 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Герои приключенческой литературы.с.194-200 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, | ||
96 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Сравнение героев. Их поступки.с.194-200 | анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, | ||
97 | Сельма Лагерлёф «Святая ночь»с.201-208 | прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. | ||
98 | Сельма Лагерлёф «Святая ночь»с.201-208 | осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, | ||
99 | Сельма Лагерлёф «В Назарете» с.209-216 | предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. | ||
100 | Сельма Лагерлёф «В Назарете» с.209-216 | анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков, делать логические выводы из прочитанного, | ||
101 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа | проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и в инсценировании. | ||
102 | Итоговый урок «Что читать летом» | строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитани...
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс, УМК "Школа России", Календарно-тематическое планирование с УУД .
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разде...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"...