Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_tehnologii_3_klass.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №21
Приказ от __________ №___
____________ Н.И.Соболева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 3в класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 34
в неделю 1
Учитель Дударева Е.А.
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой 1-4 классы, авторской программы Е.А.Лутцевой, Издательский центр, М., Вентана-Граф, 2013 г.
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Учебник
Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Е.А. Лутцева, М.: Вентана-Граф, 2013.
(автор, место издания, издательство, год издания)
г. Шахты
2015/2016
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373, примерной программы начального общего образования по технологии (Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2013г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой), авторской программы Е. А. Лутцевой и в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУСОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год.
Нормативные документы для составления программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373».
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. №2357 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год, утвержденная приказом от 31.08.2015г. №405 «Об исполнении решения педсовета».
- Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Шахты на 2015-2016 учебный год.
- Положение МБОУ СОШ №21 «О рабочей программе учителя».
- Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Целью данного курса является формирование социально-значимых умений обучающихся и общей творческой направленности личности.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов. Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого обучающегося в позицию субъекта своего учения, т. е. делает обучающегося активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту обучающихся, а обучающийся использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий.
Деятельность обучающихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Обучающиеся постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает включение обучающихся в активный познавательный и практический поиск.
В 3 классе освоение предметных универсальных учебных действий осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Материал учебников, реализующего данную программу, представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного занятия. Внеурочную проектную деятельность также предполагается выстроить как продолжение проектной урочной деятельности (ввиду малого количества учебного времени). Во внеурочное время обучающиеся занимаются поиском, отбором и систематизацией информации, необходимой для выполнения выбранных проектов, делают эскизы и заготовки к ним.
В соответствии с п.1.3.,1.4 «Положения о системе оценок обучающихся в начальных классах» МБОУСОШ №21 г.Шахты освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. (п.2.3, 2.4. Положения).
Оценка носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных универсальных учебных действий, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого обучающегося (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность обучающихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Для итоговой аттестации каждый обучающийся в течение четырех лет обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах, грамоты, благодарности и т.п. В конце 3 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ обучающихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности обучающегося. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Деятельностный подход к построению образовательного процесса по технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые универсальные учебные действия, органичным образом реализуется обучение обучающихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение обучающихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. Выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств обучающихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Технология представлена как способ переработки сырья и материалов, энергии и информации, с одной стороны, и как процесс творческой преобразовательной деятельности человека – с другой. Заложенная в программе интерактивная методика освоения курса обучающимися обеспечивает максимальное развитие их познавательной самостоятельности, способности решать разнообразные интеллектуальные и практические задачи, готовность к проектной и преобразовательной деятельности.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных организаций Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Технология» в третьем классе, из расчёта 1 час в неделю.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Из них 17 ч – на I полугодие, 17 ч – на II полугодие.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение обучающимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобно, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять не обходимые действия и технологические операции применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графический изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки и схемы, план, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД) как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Содержание программы ориентировано на достижение третьеклассниками трех групп результатов обоснования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Обучающиеся будут иметь представление:
- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном), о качестве человека – созидателя; о производительности труда (не вводя термин); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Обучающиеся узнают:
- сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);
- простейшие способы достижения прочности конструкций;
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, назначение;
- агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и деление куста;
- назначение технологических машин;
- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
- основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип работы;
- правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
3. Конструирование и моделирование (5 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно – измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
- оформлять изделия и соединять детали косой и ее вариантами;
- осуществлять перевалку и пересадку растений;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
- собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;
- безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Обучающиеся овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные виды образовательной деятельности обучающихся | Формы текущего контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
I четверть (9 часов) | |||||||
1 | 4.09 | Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. | 1 | Созидательная деятельность человека. Связь времен в основных строительных, архитектурных технологиях, в одежде. Особенности профессии архитектора, строителя, модельера. | Осознание созидательной деятельности человека. Понимание связи времен в основных строительных, архитектурных технологиях, в одежде. Понимание особенности профессии архитектора, строителя, модельера. Разработка проекта (обдумывание идеи). Выполнение и корректировка проекта. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь разрабатывать проект. Знать некоторые виды искусственных и синтетических материалов, их исходное сырьё, получение, применение. |
2 | 11.09 | Постройки Древней Руси. | 1 | История мастерства в Древней Руси на примере русского зодчества. Особенности конструкций крепостного комплекса. Природное происхождение используемых в те времена материалов. Профессии древнерусских мастеров. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь правильно вымерять заготовки для изделия. Знать особенности конструкций крепостного комплекса. |
3 | 18.09 | Постройки Древней Руси. Коллективный проект – макет крепости | 1 | Выполнение изделия. | Работа в группах | Уметь правильно вымерять заготовки для изделия. | |
4 | 25.09 | Плоские и объемные фигуры. | 1 | Сходство и различие у плоских и объемных предметов. | Сравнение плоскостных и объемных предметов. Определение возможных способов получения объема. Понимание смысла терминов «трехмерная проекция» (на уровне представления), «основание», «грань». Изготовление игрушки (головоломки) на основе спичечных коробков или кубиков. | Работа в группах | Уметь делать чертёж по заданным размерам. Понимать исторические традиции ремесел. Уметь участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Знать различие плоских и объемных предметов. |
5 | 2.10 | Делаем объёмные фигуры. Изготовление русской избы. | 1 | Различие развертки и чертежа. Чертеж развёртки. Развертка коробки с опорой на её чертёж. Задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Расчетно-измерительные и вычислительные задания. | Наблюдение за образцами призмы и коробки. Понимание определения «развертка». Чтение чертежа развертки объемной фигуры. Решение задач на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнение расчетно-измерительных и вычислительных заданий. | Индивидуальный контроль | Уметь делать чертёж по заданным размерам. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания. Знать различия чертежа и развертки. |
6 | 9.10 | Изготовляем объёмные фигуры. Изобретение русской избы. | 1 | Расчетно-измерительные и вычислительные задания. Условные обозначения при записи последовательности изготовления развертки коробки. Формула развертки. Рицовка. Сборка изделия. Соответствие зазора крышки. Варианты оформления. | Анализ последовательности изготовления развертки коробки. Определение дна, борта, клапанов развёртки. Понимание назначения клапанов. Умение соотносить развертку и чертеж. Сравнение рисунка и чертежа. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. Уметь соотносить развертку и чертеж. |
7 | 16.10 | Доброе мастерство | 1 | Ремёсла на Руси в древние времена. Ремесла, которыми славится место, где мы живем (поселок, край, город, республика). Связь времен. Современное производство, возникших в нашем крае из старинных ремесел, традиционных для данной местности. | Понимание значения ремесленного производства и художественной культуры России. Восприятие и оценивание текстовой и визуальной информации. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать какие ремесла были на Руси в древние времена. Уметь делать чертёж по заданным размерам. |
8 | 23.10 | Разные времена - разная одежда. | 1 | Культура народов, отраженная в одежде. Свойства натуральных тканей. Важность сохранения национальных традиций. | Понимание взаимосвязи конструктивных особенностей одежды и ее отделки в древности и в наше время. Создание (рисование) модели одежды. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать особенности национальных костюмов. Уметь правильно вымерять заготовки для изделия. |
9 | 30.10 | Разные времена - разная одежда. Какие бывают ткани. | 1 | Из чего изготавливали ткани наши предки, из чего изготавливают ткани сегодня. Значение использования ткани в повседневной жизни человека. Искусственные и синтетические ткани. | Сравнение натуральных, искусственных и синтетических тканей, способы их получения и свойства. Приведение примеров использования тканей в различных сферах жизнедеятельности человека. Собор коллекции образцов ткани. Создание (рисование) модели одежды. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать из чего изготавливали ткани наши предки, из чего изготавливают ткани сегодня. Уметь правильно работать с цветной бумагой. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. |
II четверть (7 часов) | |||||||
10 | 13.11 | Разные времена - разная одежда. Застежка и отделка одежды | 1 | Характеристика и виды отделки одежды. Примеры застежек, которые использовали в одежде в разные времена. Мини-проект «Из истории пуговицы». Конструктивные особенности пуговиц. | Сравнение различных видов застежки. Подготовка сообщения по теме из истории застежки. Выполнение коллективной работы (декоративное панно), связанной с освоением приемов пришивания пуговиц. Распределение работы (вышивание, пришивание пуговицы). | Работа в группах | Знать особенности расцветки национальных костюмов. Уметь пришивать пуговицы различными способами. |
11 | 20.11 | Разные времена - разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. | 1 | Новые виды стежков. Шов «косая строчка». Значение вышивки на одежде, предметах быта. Косая строчка по опорному рисунку. Последовательность выполнения работы. Тренировочное упражнение на пленке. | Практическая работа. Составление плана операций. Выполнение тренировочного упражнения на пленке. Соединение деталей из фотопленки косой строчкой. Подготовка и вставка картинки и оформление концов ниток закладки. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь выполнять косую строчку по опорному рисунку, сшивать детали из фотопленки косой строчкой. Знать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. |
12 | 27.11 | От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение). | 1 | Особенности организации работы над проектом. Конструктивные особенности и приемы выполнения технологических операций. | Перечисление последовательности этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Характеристика изделий из разных материалов. Обсуждение общих этапов (технологии) изготовления изделий. Объяснение последовательности выполнения технологических операций. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Самоконтроль | Уметь работать с иглой. Знать конструктивные особенности и приемы выполнения технологических операций. |
13 | 4.12 | От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение) | 1 | Значение вышивки на одежде, предметах быта. Тренировочное упражнение на пленке. Соединение деталей из фотопленки косой строчкой. Подготовка и вставка картинки и оформление концов ниток закладки. Изготовление косой строчки. | Планирование практической работы. Составление плана операций. Определение этапа, на котором могут возникнуть затруднения. Обсуждение пути решения проблемы. Выполнение тренировочного упражнения на пленке. | Индивидуальная работа | Уметь работать с иглой. Определять последовательность выполнения работы. Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «косая строчка». Выполнять косую строчку по опорному рисунку. |
14 | 11.12 | От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение) | 1 | Способы соединения деталей - подвижно или неподвижно. Образцы изделий. Особенности и основные правила изготовления. | Анализ способов соединения деталей: подвижно или неподвижно. Сравнение образцов изделий. Обсуждение особенностей и основных правил изготовления. | Индивидуальная работа | Уметь соединять элементы изделия. Знать способы соединения деталей и правила изготовления изделий с подвижными деталями. |
15 | 18.12 | От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение) | 1 | Примеры разных способов соединения деталей. Способы соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала. Способы создания прочной конструкции. | Решение задач на мысленную трансформацию объемных изделий. Обсуждение возможных вариантов выполнения работы. Выполнение практической работы. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь решать задачу на мысленную трансформацию объемных деталей. Знать способы соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала. |
16 | 25.12 | Новогодняя мастерская. | 1 | Приемы работы с циркулем. Графическая инструкция. Задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. | Обсуждение образцов изделий. Анализ графической инструкции. Решение задач, связанных с освоением нового способом построения формы звезды. Построение звезды с помощью циркуля и линейки. | Коллективная работа | Уметь работать с циркулем. Пользоваться графической инструкцией. Выполнять графические построения с помощью циркуля и линейки. |
III четверть (10 часов) | |||||||
17 | 15.01 | Новогодняя мастерская. | 1 | «Характер», эмоционально-художественная выразительность, информативность вещей. Примеры единства формы и функции в вещах. Конструктивные и декоративно-худож-ественные средства в соответствии с творческим замыслом. | Построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Конструирование и изготовление дополнительных декоративных деталей. Изготовление настольной карточки в соответствие с заданием. | Новогодняя мастерская | Уметь работать по чертежу. Знать особенности декоративно-прикладных изделий. |
18 | 22.01 | Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка. | 1 | Как человек должен относиться к природе и ее богатс-твам, чтобы сохра-нить жизнь на Зем-ле. Основы агротех-нологии выращивания растений и ухода за ними. | Правила выращивания растений дома, на улице (в саду, на грядках, клумбах). Примеры размножения растений семенами и черенками листа, стебля. Выбор растения, срезка черенков. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь находить необходимую информацию. Знать особенности агротехники выращивания растения. |
19 | 29.01 | Размножение растений делением куста и отпрысками. | 1 | Что такое «отпрыск». Способы размножения растения. Приемы размножения растений отпрысками на примере образцов комнатных цветов. | Проведение опыта, наблюдение за растением. Формулировка выводов. Внесение необходимых коррективов в процесс выращивания растений, ведение записей наблюдений. Сообщение о ходе развития растения. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь выполнять один из приемов размножения растений отпрысками на примере образцов комнатных цветов. Знать, что такое «отпрыск». |
20 | 5.02 | Когда растение просит о помощи. | 1 | Когда растение разрослось и горшок стал тесен. Пересадка и перевалка. Необходимость подкормки растений. | Обсуждение результатов наблюдений за отпрысками и отделенной частью растений. Выяснение различия двух операций: «пересадка» и «перевалка». Работа по инструкционной карте. Соблюдение правила агротехнологии. | Работа в парах | Уметь выполнять пересадку и перевалку. Объяснять необходимость подкормки растений. Знать правила агротехнологии. |
21-22 | 12.02 19.02 | Цветочное убранство интерьера. | 1 | Коллективный творческий проект по собственному выбору. | Выполнение коллективного творческого проекта по собственному выбору. Распределение работы. Нахождение дополнительной литературы. Составление эскиза. Подбор растений. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь распределять работу, находить дополнительную литературу, составлять эскизы, подбирать растения. Знать этапы выполнения проекта. |
23 | 26.02 | Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. | 1 | Основные стихии (силами) природы и их роль в жизни человека. | Примеры основных стихий (сил) природы и рассказ об их роли в жизни человека. Анализ, в каких технических устройствах работают стихии. Понимание устройства русской печи. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). Знать особенности декоративно-прикладных изделий. |
24 | 4.03 | Главный металл. | 1 | «Секреты» металла. Характеристика металла как искусственного материала. Происхождение, свойства, виды и применение металлов. | Обобщение: «Металл - искусственный материал». Практическое исследование образцов металлов. Описание физических свойств металла и применяемых способы защиты его от коррозии. Знакомство с профессиями людей, добывающих природное сырье и получающих из него металл. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Знать характеристику металла как искусственного материала; происхождение, свойства, виды и применение металлов. |
25 | 11.03 | Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. | 1 | В каких сооружениях и для чего используется энергия ветра. Что такое «передаточный механизм», как устроены разные передаточные механизмы. | Исследование мощности воздушного потока, получающегося при выдохе человека. Анализ предназначения мельницы. Понимание принципа работы передаточного механизма. Изготовление действующей модели ветряка. Защита группового проекта после его завершения. | Работа в группах | Уметь работать над заданием; находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Знать что такое передаточный механизм и принцип его работы. |
26 | 18.03 | Вода работает на человека. Водяные двигатели. | 1 | Особенность действия передаточного механизма в водяной мельнице. Сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. | Нахождение сходства и различия передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. Выполнение практической работы. Разработка модели. Подготовка эскиза. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать устройство ветряной и водяной мельницы. Уметь различать передаточные виды механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. |
IV четверть (8 часов) | |||||||
27 | 1.04 | Паровые двигатели. | 1 | Значение термина «паровой двигатель». Примеры паровых двигателей. Преимущества парового двигателя в сравнении с ветряными и водяными двигателями. | Анализ материала «Из истории парового двигателя». Формули-ровка выводов о достоинствах парового двигателя. Выполнение практической работы. Изготовление модели. Проведение испытания под контролем учителя. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Самоконтроль | Уметь применять кон-структорско-технологи-ческое мышление, смекалку для решения проблемных задач. Знать устройство парового двигателя. |
28 | 8.04 | Получение и использование электричества. Электрическая цепь. | 1 | Какую роль играет электричество в жизни современного человека, где применяют электроэнергию? Правила безопасного обращения с электрическими бытовыми приборами. | Исследование, демонстрирующее явление электризации. Анализ результатов. Примеры «хранилища энергии», потребляемой фонариком, утюгом, лампочкой. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать правила безопасного обращения с электрическими бытовыми приборами. Уметь искать нужную информацию, перерабатывать ее. |
29 | 15.04 | Какая бывает информация? | 1 | Способы получения человеком информации об окружающем мире. Как находить, хранить и передавать информацию. Характеристика компьютера как современного технического средства, позволяющего искать, хранить, создавать и передавать информацию. | Рассказ о своем опыте работы на компьютере. Обсуждение вопросов о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнение упражнений на компьютере. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать способы получения человеком информации об окружающем мире; правила работы за компьютере. Уметь работать в коллективе. |
30-31 | 22.04 29.04 | Практикум овладения компьютером. | 2 | Компьютер как средство информационно-технологической поддержки деятельности человека, основные профессии, связанные с компьютерными технологиями. Приемы работы на компьютере. | Рассказ о своем опыте работы на компьютере. Обсуждение вопросов о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнение упражнений на компьютере. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Самоконтроль | Знать приемы работы на компьютере. Уметь выполнять упражнения на компьютере. |
32 | 6.05 | Книга - источник информации. Изобретение бумаги. | 1 | Книга как древнейший носитель информации. О чем может рассказать книга. Примеры книг в разные времена. Как появилась бумага. Уважительное и бережное отношение к книгам. | Осознание того, что бумага - это искусственный материал. Рассказ об этапах изготовления бумажного листа в Древнем Китае. Изготовление коллективного проекта «Мир бумаги». Оформление коллекции, композиционное представление образцов бумаги. Объединение коллекции сюжетной композицией. Защита проекта. | Работа в группах Взаимоконтроль | Знать этапы изготовления бумаги. Уметь представить работу. |
33 | 13.05 | Конструкции современных книг. | 1 | Технология изготовления печатной книги, конструкция современных книг. Несложный ремонт книги в обложке (брошюры). Необходимость уважительного и бережного отношения к книге. | Рассказ об этапах развития книги, книгопечатания (из чего изготавливали книги, как наносили тексты). Исследование по заданиям учебника(сравнивает конструкции разных книг, обнаруживает разные виды книг) Выявление особенностей книжного блока и обложки рабочей тетради. Выполнение мелкого ремонта книги по инструкционной карте. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Уметь выполнять мелкий ремонт книги по инструкционной карте. Знать особенности книжного блока и обложки рабочей тетради. |
34 | 20.05 | Великие изобретения человека. Для любознательных. | 1 | Информация, полученная из печатных, визуальных и аудио-информационных источников. История техники, технологии. Экскурсия в библиотеку. | Преобразование информации, полученной из разных источников. Сопровождение своего сообщения иллюстративным материалом (рисунками, фотографиями, схемами, макетами, моделями и т.д.) Использование компьютерных технологий. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Знать особенности декоративно-прикладных изделий. Уважительно относиться к результатам труда. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература
- Лутцева Е.А. Технология: 1 -4 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013, - 80 с.
- Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, - 3-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2013, - 128 с.: ил. – (Ступеньки к мастерству)
Дополнительная литература
- Геронимус Т.М. Уроки технологии во 3 классе. Методическое пособие к учебному комплекту «Я все умею делать сам». / Т.М. Геронимус – М : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 48 с.
WEB-ресурсы для реализации ФГОС
- Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
- Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/
- Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
- http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
- http://www.standart.edu.ru/ Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
- http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14982.html Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.
- СРО Л.В.Занкова
- УМК "Начальная школа ХХI века"
Лист корректировки рабочей программы по технологии
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Причина переноса урока на другую дату |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________ Е.В. Хоменко
МБОУ СОШ №21 (подпись)
от « ___» __________ 2015г. №____ «____» _____________ 2015г.
_____________ _____________
(подпись руководителя МО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 1класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа с ктм...
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....