Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Гармония
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 70.67 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету Технология составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования,
Основной образовательной программы начального общего образования школы,
примерной программы по предмету Технология,
авторской программы Технология: программа 1–4 классы.– Н. М. Конышева Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. Программы общеобразовательных учреждений– 196 с.
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
1.3.Обеспеченность УМК
1.Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. (УМК «Гармония»), Н. М. Конышева. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.
2.Технология: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (УМК «Гармония»), Н. М. Конышева – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.
3.Н. М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,2014г.
1.4. Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на один 2014-2015 учебный год.
1.5. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.
Программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Особенность организации образовательного процесса в 1 классе заключается в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.
Особенностью контроля обучающихся 1 класса является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие, развивающие, воспитывающие могут нести на себе следующий инструментарий контроля: портфолио, устное тестирование, рефлексия, что позволяет формировать навыки контроля и самоконтроля.
В 1 классе контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися предполагается в ходе текущих занятий.
В конце первого класса проводится итоговый урок, на котором организуется выставка творческих работ учащихся, позволяющая оценить результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
2.Общая характеристика учебного предмета
2.1.Специфика построения предмета, соотношение практической и теоретической части
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы предмет Технология играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей предмет можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
3.Место учебного предмета в учебном плане
3.1.Определение места и роли учебного предмета в учебном плане и в Основной образовательной программе начального общего образования
Согласно учебному плану, учебный предмет Технология входит обязательную часть, является частью предметной области Технология и на его изучение в 1-4 классе отводится 1час в неделю, всего 135 часов.
3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
5.1.Личностные:
Ученик научится:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формулировать вопросы.
Испытывать познавательный интерес к предмету
Ученик получит возможность научиться:
Использовать знания в повседневной жизни.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
5.2.Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
5.3.Предметные:
Учащиеся будут знать:
основные требования культуры и безопасности труда:
о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
правила безопасной работы с ножницами и иглой;
приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
правила аккуратной работы с клеем;
названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся могут знать:
свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
происхождение отдельных поделочных материалов и способы их подготовки для работы;
разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.
Учащиеся будут уметь:
подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;
соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
использовать правила и приёмы рациональной разметки;
аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
пришивать пуговицы;
выполнять комбинированные работы из разных материалов;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.
Учащиеся могут уметь:
самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по её созданию;
мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).
6.Содержание учебного предмета
Тема | Количество часов | Содержание учебной темы | Практические работы |
Узнаём, как работают мастера1час | |||
Узнаём, как работают мастера | 1ч | Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии. | |
Учимся работать с разными материалами (11 часов) | |||
Лепка из пластилина | 3ч | Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приёмы об- работки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. | «Дары осени» «Мышиное семейство» «Чудо-дерево» |
Работа с бумагой. | 3ч | Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. | Складывание простых форм из бумаги. «Собачка .Веселые друзья» «Колоски. Хлебный букет» Складывание тюльпана. «Цветущий луг» |
Особенности работы с природными материалами. | 5ч | Аппликация из засушенных листьев. Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации с исходной формой. Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. | Аппликация из засушенных листьев «Образы осени» Елочные украшения «Серебряный паучок» |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | |||
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону | 2ч | Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). | Аппликация «Снеговик». |
Новые приёмы работы с пластилином. | 2ч | Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. | «Новогодняя сказка» «Сказочный заяц» |
Крепированная бумага как поделочный материал | 2ч | Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки крепированной бумаги для создания различных форм. | «Вьюнок» «Цветок кактуса» |
Новые приёмы обработки бумаги; | 2ч | Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. | Открытка к Дню защитника Отечества Открытка для мамы |
Простые приёмы работы с нитками и иглой. | 3ч | Простые приёмы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой. | Кисточки-веснянки Лучистая рамка |
Поролон как поделочный материал; | 1ч | Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок. | Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. |
Конструируем и решаем задачи (8 часов) | |||
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. | 6ч | Конструирование на плоскости по образцу, по модели и за- данным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путём простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации. | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». Аппликация-задача «Птица». Аппликация «Букет» «Салют» Домик хитрого гнома. |
Работа с набором «Конструктор». | 2ч | Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. | Конструирование букв. Решение конструкторских задач |
Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. | 1ч |
7.Тематическое планирование по предмету
№ | Наименование раздела | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | |
метапредетные | предметные | |||
Узнаём, как работают мастера (1час) | Выслушать краткую ин- формацию учителя о пред- мете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке. Обсудить информацию. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание Учебника; Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (напри- мер, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать) | Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы; Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Организовывать свою деятельность, подготавливать инструменты и рабочее место. Руководствоваться правилами при выполнении работ | знать: основные требования культуры и безопасности труда: о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; | |
Учимся работать с разными материалами (11 часов) | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке пластилина к работе. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Использовать освоенные приёмы лепки для по- лучения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия. Приводить в порядок рабочие инструменты и рабочее место. Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Производить выбор возможных вариантов практической работы. Обсуждать выбор вариантов практической работы. Рассматривать форму яичной скорлупки; находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Осваивать новые приёмы работы. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа Упражняться в обработке материала, осваивать но- вые приёмы работы. Наблюдать свойства нового материала (фольги): пластичность, прочность и т. д. Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать её с товарищем. Распределять общий объём работы. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Производить оценку вы- полненной работы (своей и товарищей). Проявлять внимательное и заинтересованное от- ношение к объектам природы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Организовывать свою деятельность при работе с новым материалом: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Анализировать и оценивать полученные результаты. | знать: основные правила безопасной работы с ножницами и иглой; приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки); правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); правила аккуратной работы с клеем; названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки); наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.); наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.); названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка); уметь: подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока; соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; использовать правила и приёмы рациональной разметки; аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой; аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру; аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания; аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу; изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой; воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией; | |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Осваивать новые приёмы лепки. Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов. Выполнять практическую работу по инструкции и по замыслу Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Осваивать способы пришивания пуговиц. Осваивать приём наматывания ниток на картонный шаблон (для изготовления кисточки). Осваивать способ создания ритмичного графического рисунка нитками на картонной основе (при изготовлении рамки-звезды). Декорировать изделие нитками. Осваивать новые матери- алы, инструменты и приёмы работы. Проводить эксперимент по разметке и вырезанию деталей из поролона. Упражняться в обработке поролона. Размышлять о бережном отношении к вещам. Выполнять практическую работу по инструкции. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать её с товарищем, распределять общий объём работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Анализировать и оценивать полученные результаты | знать: основные правила безопасной работы с ножницами и иглой; приёмы разметки деталей на бумаге различными способами(сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки); правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); правила аккуратной работы с клеем; названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки); наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.); наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.); названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка); уметь: подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока; соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; использовать правила и приёмы рациональной разметки; аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой; аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру; аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания; аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу; изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой; воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией; | |
Конструируем и решаем задачи (8 часов) | Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке Составлять композиции на плоскости в заданном формате. Наклеивать детали на основу. Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование Обсуждать правила работы с наборами «Конструктор». Упражняться в приёмах сборки изделий. Рассматривать и анализировать образцы. Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям | Анализировать информацию в учебнике. Устанавливать причин-но-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Оценивать результаты вы- полненной работы. | Знать: назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней. Уметь: внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию; выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца. | |
Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся (1 час) | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями | Анализировать изделия и аргументированно представлять их. Оценивать результаты работы своей и своих товарищей. Излагать своё мнение и свои впечатления об изделиях и работе на уроках технологии. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к творчеству своих товарищей. |
8.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Формирование универсальных учебных действий | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Знакомство с учебным предметом (стр. 4-11) | 1 | Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). | Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и работы на уроках технологии | Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами | 5.09 | |
2 | Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Чудо-дерево» (стр.12-19) | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Ознакомление с приемами лепки. Обучение изготовлению изделий из простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Формирование коммуникативных умений. Развитие тонкой моторики, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Формирование умения работать с учебником. | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке пластилина к работе. Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. | 12.09 | |
3 | Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Мышиное семейство» (стр.12-14, 20-21) | 1 | 19.09 | ||||
4 | Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Дары осени» (стр.12-14, 22-25) | 1 | 26.09 | ||||
5 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с.26-29, 30-35) | 1 | Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тонкой моторики, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. | 3.10 | |
6 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Колоски. Хлебный букет» (с.26-29, 36-39) | 1 | 10.10 | ||||
7 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Собачка.Веселые друзья» (с.26-29, 40-43) | 1 | 17.10 | ||||
8 | Формы и образы природы. Аппликация из засушенных листьев «Золотая осень» (с.44-47) | 1 | Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления. Воспитание аккуратности. | Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон. | 24.10 | |
9 | Формы и образы природы. Аппликация из засушенных листьев «Образы осени» (с.48-49) | 1 | 31.10 | ||||
10 | Работа с яичной скорлупкой (с.50-53) | 1 | Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы. | Обучение приемам работы с пустой яичной скорлупкой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы. | 14.11 | |
11 | Лепка из фольги. Разные формы. Елочные украшения (с.54-55) | 1 | Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление с фольгой как с поделочным материалом, его конструктивными и декоративно-художественными возможностями. Обучение приемам обработки фольги. | Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. | 21.11 | |
12 | Лепка из фольги. «Серебряный паучок» (с.56-59) | 1 | 28.11 | ||||
13 | Разметка детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». С.60-65. | 1 | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приемами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. | 5.12 | |
14 | Разметка по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. С.66-69. | 1 | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приема разметки бумаги способом сгибания. | Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. | 12.12 | |
15 | Образы зимней сказки. «Новогодняя сказка» (с.70-73) | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Обучение новым приемам лепки. Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в использовании освоенных приемов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Осваивать новые приемы лепки. | 19.12 | |
16 | Образы зимней сказки. «Сказочный заяц» (с.74-77) | 1 | 26.12 | ||||
17 | Работа с крепированной бумагой. «Вьюнок» (с. 78-80, 81-85) | 1 | Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление с новым поделочным материалом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги. | 16.01 | |
18 | Работа с крепированной бумагой. -«Цветок кактуса» (с. 78-80, 86-87) | 1 | 23.01 | ||||
19 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка к Дню защитника Отечества (с.88-89, 90-94) | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приему предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона | Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. | 30.01 | |
20 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка для мамы (с.88-89, 95-99) | 1 | 6.02 | ||||
21 | Учимся работать с нитками и иглой. Кисточки-веснянки (с.100-103) | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня). Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | Закрепление приемов вырезания фигур со сложным контуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приемам использования нитей в различных видах декоративно-прикладных изделий. Обучение правилам и приемам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приемам отмеривания нити нужной длины для работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения работать с графической информацией. | Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Декорировать изделие нитками. | 13.02 | |
22 | Учимся работать с нитками и иглой. Пришивание пуговиц (с.104-111) | 1 | 27.02 | ||||
23 | Учимся работать с нитками и иглой. Лучистая рамка (с.112-115) | 1 | 6.03 | ||||
24 | Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. С.116-119. | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление с новыми материалами и возможностями их использования в изготовлении полезных вещей. Обучение приемам обработки поролона. Развитие креативности и творческих качеств личности. | Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Упражняться в обработке поролона. Размышлять о бережном отношении к вещам. | 12.03 | |
25 | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». С.120-123. | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приемов работы с клеем. | Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке. Решать задачи на плоскостное конструирование. Наклеивать детали на основу. | 20.03 | |
26 | Узор из симметричных деталей. С.124-127. | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | Ознакомление с приемами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приемов вырезания деталей с криволинейным контуром. | Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке. Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу. | 03.04 | |
27 | Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Аппликация-задача «Птица». С.128-131. | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной | Закрепление правил и приемов разметки и вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приемов анализа, сравнения, классификации. | Упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. | 10.04 | |
28 | Новые приемы бумагопластики в конструировании. Домик хитрого гнома. С.132-135. | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | Закрепление правил и приемов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приемами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика). | Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой Выполнять упражнения по пластической трансформации листа. | 17.04 | |
29 | Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Салют» (с.136-145) | 1 | Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | Повторение и закрепление различных приемов выкраивания деталей из бумаги, приемов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. | Анализировать и подбирать необходимые материалы. Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. | 24.04 | |
30 | Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Букет» (с.146-151) | 1 | 01.05 | ||||
31 | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Правила работы. Приемы сборки простых узлов (с. 152- 155; | 1 | Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям. Производить оценку выполненной работы. | Ознакомление с различными видами наборов "Конструктор", их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки. | Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей. Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор". Упражняться в приемах сборки изделий. | 08.05 | |
32 | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Решение конструкторских задач (с.156-158) | 1 | 15.05 | ||||
33 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. | 1 | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | 22.05 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
Нормативные документы:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
- Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Учебно-методическая литература для учителя:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.
- Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г. Электронная версия на сайте издательства.
- Н.Б.Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 1-4 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. Н.Б.Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
- Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
- Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
- Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 215с.
Литература для учащихся:
- Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
- Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
- Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
Демонстрационные пособия:
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта от 0 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Наглядные пособия для изучения состава чисел
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади: палетки, квадраты (мерки)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел
Объекты (предметы) предназначенные для счёта от 1 до 100
Учебные пособия для изучения состава чисел ( в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Интернет-ресурсы:
«Ассоциация ХХ Ι век»
- www.ass21vek.ru.
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/mat.pdf
- http://www.umk-garmoniya.ru/about/
- http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 4 класс УМК "Гармония"
Рабочие программы с добавлением по 1 часу к русскому языку, чтению и математике. Буду рада, если кому пригодятся....
Рабочая программа ( 3 класс, УМК " Гармония")
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год....
Рабочая программа 3 класс УМК "Гармония" ФГОС
Содержит пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку в 3 классе УМК "Гармония" ...
Рабочие программы 3 класс УМК "Гармония"
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...