Рабочая программа ( 3 класс, УМК " Гармония")
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.doc | 68 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ФБУП 2004 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с примерной программой начальной школы с использованием авторской программы (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»), которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и откорректирована с учётом регионального компонента начального общего образования Архангельской области (РК – 17 часов).
В комплект по данному курсу входят следующие пособия:
1) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г. (в двух частях);
2) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник по русскому языку. – 1, 2, 3 части. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
3) Корешкова Т.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Потренируйся!» (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.
Центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного и глагола. В ознакомительном плане представляются имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди слов-помощников выделяются предлоги, союзы, частицы.
В третьем классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное ее назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными членами предложения, научить выделять их. Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка), инструкция (совет о том, как что-то делать). С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приема письма «с окошками».
Программа рассчитана на 5 часов в неделю (в год 170 часов).
Практическая часть:
Региональный компонент | 17 |
Контрольные работы | 9 |
Контрольное списывание | 3 |
Контрольное изложение | 1 |
К концу года обучающиеся должны знать:
- основной признак словосочетания: подчинение одного слова другому;
- признаки изученных частей речи; способы определения склонения у имен существительных и спряжения у глаголов;
- способы действия для правильного выбора буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных и личных окончаниях глаголов.
В процессе обучения должны формироваться умения:
а) речевые:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, создавая принятые правила поведения во время беседы, спора;
- соблюдать правила произношения, образования и изменения слов;
- обдумывать построение предложений при создании письменных текстов;
- озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового или составляемого текста;
- письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием;
- создавать тексты освоенных жанров, раскрывать в них тему и определенную мысль;
- пунктуационно правильно оформлять границы мыслей;
б) языковые:
- различать в слове значение основы и окончания;
- разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков;
- определять склонение имен существительных;
- правильно изменять слова по падежам и включать их в словосочетания;
- строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже;
- отличать имена числительные от других частей речи;
- правильно образовывать падежные формы личных местоимений, в том числе с предлогами;
- определять спряжение глагола по ударным окончаниям, при безударных – по неопределенной форме;
- устанавливать связи слов в предложении;
- давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения;
- различать простые предложения с однородными членами и сложные, аргументировать решение;
в) орфографические:
- обнаруживать все орфограммы;
- решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов;
- правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределенной форме, опираясь на словарь учебника;
- списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов;
- проверять написание, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Контрольно-диагностические материалы:
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации к учебнику - тетрадям – задачникам. – Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009.
2. Т.В. Корешкова Тетрадь для самостоятельной работы: Потренируйся! В 2 ч. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009.
Региональный компонент
Цели и задачи регионального компонента:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», способности отражать в результатах речевой деятельности представления о родном крае;
- освоение значений языковых единиц национально-регионального характера; практическое освоение правил их конструирования и использования;
- овладение фонетическими, словообразовательными, грамматическими, лексико-стилистическими умениями в работе с языковыми единицами национально-регионального характера;
- воспитание интереса к родному краю через освоение соответствующих языковых единиц, уважения к жителям региона, любви к малой родине.
Реализация регионального компонента:
№ п/п | Дата | РК |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение. | ||
1/5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне: беляк, боровик, моряк; проверяемые согласные в корне: короб. | |
2/12 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне: зверобой, побережье; проверяемые согласные в корне: кузов, дрозд. | |
Каждое слово – часть речи. | ||
3/30 | Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу боровик, туесок, грибник, подосиновик, подберёзовик. | |
4/36 | Род имен существительных: олень, морс, язь, щур; пороша; лежбище. | |
5/39 | Изменение имен существительных по числам и родам: козуля, лежбище, пуночка. | |
Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. | ||
6/49 | Высказывания на основе собственных впечатлений. | |
7/72 | Написание письма Архангельскому Деду Морозу. | |
8/78 | Написание новогодних поздравлений родным и близким. | |
9/76 | Решение орфографических задач: правописание гласных и согласных в приставках оттепель, побережье, подосиновик; Ъ в словах с приставками подъязок. | |
Что мы знаем о частях речи? | ||
10/92 | Обучающее сочинение на тему: «Домашние любимцы» (на основе своих впечатлений). | |
Возвращаемся к разговору о предложении. | ||
11/110 | Обучающее сочинение на тему: «Зима на Севере». | |
И вновь о частях речи. | ||
12/114 | Род имен существительных: м.р. – олень, морс, щур; ж.р. – навага, пороша. | |
13/125 | Правописание удвоенных согласных оттепель, непроверяемые гласные в корне слов тетерев, гагара; проверяемые безударные гласные в корне слов беляк, оттепель, побережье. | |
14/132 | Обучающее сочинение на тему: «Весна на Севере». | |
Обо всем, что мы теперь знаем. | ||
15/134 | Лексическое значение слова ненец, г. Нарьян-Мар, брусника, Каргополь. | |
16/146 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова морось, росянка, сова, сорога; непроверяемых гласных в корне слов олень, оленевод, гагара, горностай, тетерев, навага; проверяемых согласных в корне слов груздь, ёрш, морж, морошка, морс, рябчик, сиг, куропатка; непроверяемых согласных в корне слов корюшка; правописание удвоенных согласных оттепель, осинник, лемминг. | |
Продолжаем учиться хорошей речи. | ||
17/155 | Обучающее сочинение на тему: «Весна в Архангельске». |
Литература:
- Морянка: жрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв.ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
- Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата |
1-2 | Знаем – повторим. Не знаем – узнаем. Повторение. (19часов) | Повторение изученного. Воспоминания о лете. | 2 | Уметь: -работать с учебником; -составлять рассказ по определенной теме; -искать логику в передаче содержания текста; -правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударение в них; -составлять предложения со словами определенного значения; -корректировать свой текст; -решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания. | Фронтальный | 2.09 |
Обучение написанию текста-описания. Обучающее сочинение. | 5.09 | |||||
3 | Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | Самостоятельная работа | 6.09 | ||
4-5 | Какие есть значения у слова. | 2 | Знать: -понятие «основа слова»; -значение окончания; -основы, признаки родственных слов. Уметь: - сопоставлять слова; -правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них; -находить основу в словах. | Фронтальный | 7.09 | |
Знакомство с понятием «основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание Р.К. | 8.09 | |||||
6-7 | Решаем орфографические задачи: известные и новые | 2 | Знать корневые орфограммы. Уметь: -находить опасные места в словах; -объяснять значение слов; -подбирать однокоренные слова. | Взаимопроверка. Орфографическая минутка. | 9.09 | |
12.09 | ||||||
8 | Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне, сочетания –оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре-. | 1 | Уметь распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы | Фронтальный Орфографическая минутка. | 13.09 | |
9 | Правописание суффиксов –ек-, -ик-. | 1 | Иметь представление о роли суффиксов в речи. Уметь решать орфографическую задачу в правописании суффиксов –ик, -ек | Фронтальный | 14.09 | |
10-11 | Правописание ударных и безударных сочетаний –цы-, -ци- | 2 | Знать о написании сочетаний –цы- или –ци-. Уметь предупреждать ошибки в написании таких слов. | Фронтальный | 15.09 | |
16.09 | ||||||
12 | Освоение изученных орфографических правил. Р.К. | 1 | Уметь решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчеркивать «общую» для всех орфограмму. | Фронтальный Орфографическая минутка. | 19.09 | |
13 | Знакомство со сложными словами. Может ли быть в слове два корня. | 1 | Знать способы образования слов. Уметь составлять и записывать сложные слова, выделять корни. | Индивидуальный опрос | 20.09 | |
14 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении. | 1 | Знать изученные правила. Уметь находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи. | Фронтальный | 21.09 | |
15-16 | Контрольная работа (входная) | 1 | Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. | Диктант с грамматическим заданием | 22.09 | |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Самопроверка | 23.09 | |||
17-18 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении. | 2 | Знать изученные правила. Уметь находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи. | Фронтальный | 26.09 | |
27.09 | ||||||
19 | Учимся рассказывать о словах (обучающее изложение на основе зрительного восприятия). | 1 | Уметь передавать содержание текста своими словами. | Самопроверка | 28.09 | |
20 | Каждое слово – часть речи. (27 часов) | Представление понятия «Части речи». | 1 | Знать понятие «части речи». Уметь разграничивать слова не только по вопросам и значению, но и по особенностям изменения. | Фронтальный Орфографическая минутка. | 29.09 |
21-22 | Знакомство с названиями частей речи. | 2 | Знать, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол. | Фронтальный Самостоятельная работа | 30.09 | |
3.10 | ||||||
23 | Знакомство с понятием «местоимение» (слова-указатели). | 1 | Знать понятие «местоимение». Уметь находить местоимения в тексте и заменять ими существительные. | Фронтальный | 4.10 | |
24 | Контрольное списывание | 1 | Уметь: -записывать текст с «окошками»; -правильно писать слова в предложении | Самопроверка | 5.10 | |
25 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | Знать, что такое местоимение, состав личных местоимений, как изменяются местоимения. Уметь находить местоимения в тексте, определять лицо и число местоимений | Фронтальный | 6.10 | |
26-27 | Правописание служебных частей речи. | 2 | Уметь распознавать самостоятельные и служебные части речи и правильно писать служебные слова. Знать особенности местоимений 3-го лица;(при употреблении с предлгами начинается с буквы н) | Взаимопроверка. Орфографическая минутка. | 7.10 | |
10.10 | ||||||
28 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. | 1 | Уметь использовать слова разных частей речи, определять части речи по их признакам, составлять предложения по картине «Осень» | Самопроверка Орфографическая минутка. | 11.10 | |
29-30 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия с элементами сочинения. | 2 | Уметь: -применять в изложении разные части речи; -выделять части текста; -подбирать синонимы к словам. Уметь исправлять ошибки | Самопроверка Взаимопроверка | 12.10 | |
Анализ изложения. Повторение различных вопросов орфографии. Р.К. | 13.10 | |||||
31 | Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова. | 1 | Уметь определять части речи и правильно писать служебные слова, выделять части слова, которыми различаются слова. | Самостоятельная работа | 14.10 | |
32 | Знакомство с понятием «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | Уметь разграничивать разные слова и формы одного и того же слова. | Фронтальный. Тематический. | 17.10 | |
33 | Слово и его форма. | 1 | Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов. Уметь образовывать от начальной формы существительного начальную форму прилагательного. | Фронтальный. | 18.10 | |
34 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | Уметь определять начальную форму глагола и существительного, решать орфографические задачи известными способами. | Фронтальный. | 19.10 | |
35 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | Знать вопросы начальной формы имени прилагательного. Уметь: -распознавать различные части речи; -работать с понятием «начальная форма» и «изменение слова»; -находить начальную форму прилагательного | Фронтальный. Орфографическая минутка. | 20.10 | |
36 | Род имен существительных. Сравниваем имя существительное и прилагательное. Р.К. | 1 | Уметь определять род существительного | Фронтальный. | 21.10 | |
37 | Зависимость рода имени прилагательного от имени существительного | 1 | Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного. Уметь определять родовые окончания у имен прилагательных. | Фронтальный. | 24.10 | |
38 | Способы определения родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного, способы определения родовых окончаний. Уметь определять родовые окончания у имен прилагательных, находить ошибкоопасные места в словах. | Самостоятельная работа. Словарная работа. | 25.10 | |
39 | Изменение имен существительных и имен прилагательных по числам и родам. Р.К. | 1 | Уметь: -определять род имен существительных и прилагательных; -правильно писать родовые окончания прилагательных; -находить слова, которые не изменяют свою начальную форму | Взаимопроверка Орфографическая минутка. | 26.10 | |
40 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти по теме: «Части речи». | 1 | Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. | Диктант с грамматическим заданием | 27.10 | |
41 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | Уметь находить ошибки и исправлять их | Фронтальный. | 28.10 | |
42 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам («Чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы?»). | 1 | Знать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Уметь изменять глагол по родам и числам | Фронтальный. Орфографическая минутка. | 31.10 | |
43 | Как еще могут изменяться слова? Изменение имен существительных по падежам. | 1 | Знать название падежей и их вопросы. Уметь изменять слова по вопросам, определять. Где родственные слова, а где форма одного и того же слова, записывать слова, связывая их по смыслу. Уметь: -распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; -работать по усвоению названий и вопросов падежей. | Взаимопроверка | 1.11 | |
44 | Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей | 1 | Фронтальный. | 2.11 | ||
II четв. | ||||||
45 | Освоение способа действия для определения падежей | 1 | Уметь: -распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; -работать по усвоению названий и вопросов падежей. | Взаимопроверка. Самопроверка | 10.11 | |
46 | Закрепление изученного | 1 | Уметь: -сравнивать части речи; -определять падежи; -сопоставлять имена существительные и местоимения | Фронтальный. Взаимопроверка. | 11.11 | |
47 | Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.(32 часов) | Повторение ранее изученного о частях речи. | 1 | Знать: -изученное о глаголе; -повествование как тип речи. Уметь употреблять в своей речи глаголы. | Самопроверка | 14.11 |
48-49 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий. Р.К. | 2 | Уметь: -распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных; -объяснять значимость части речи – глагола. | Фронтальный. Орфографическая минутка. | 15.11 | |
16.11 | ||||||
50-51 | Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам. | 2 | Уметь: -выделять глагол среди остальных частей речи; -следить за особенностями изменений глагола в речи. | Фронтальный. Орфографическая минутка. | 17.11 | |
18.11 | ||||||
52 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Уметь: -отличать одну временную форму от другой по вопросу; -выделять в речи различные ее части (части речи) | Фронтальный. | 21.11 | |
53 | Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени | 1 | Уметь: -отличать одну временную форму от другой по вопросу; -соединить в пару начальную форму с различными временными формами глагола | Взаимопроверка. Орфографическая минутка. | 22.11 | |
54-55 | Как отличить глагол от других частей речи. | 2 | Знать комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определить принадлежность слов к той или иной части речи | Фронтальный. | 23.11 | |
24.11 | ||||||
56 | Знакомство с понятием «неопределенная форма» и ее двумя вопросами. | 1 | Знать способы действия для нахождения неопределенной формы от заданной. Уметь определять время глагола | Фронтальный. | 25.11 | |
57-58 | Способ нахождения неопределенной формы глагола. | 2 | Знать правила постановки вопросов. Уметь распознавать неопределенную форму глагола | Фронтальный. | 28.11 | |
29.11 | ||||||
59 | Прошедшее время глагола: его значение, применение и особенности изменения. Понятие о родовых окончаниях. | 1 | Знать об изменении глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания. Уметь выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу | Взаимопроверка. Орфографическая минутка. | 30.11 | |
60 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Обучение выбору родовых окончаний. | 1 | Уметь: -различать глаголы прошедшего времени; -правильно находить суффиксы глаголов прошедшего времени -работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени | Фронтальный. | 1.12 | |
61-62 | Использование глаголов прошедшего времени в речи, работа над их правильным написанием. | 2 | Уметь: -работать с глаголами прошедшего времени; -правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовые окончания | Фронтальный. | 2.12 | |
5.12 | ||||||
63 | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов прошедшего времени» | 1 | Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. | Диктант с грамматическим заданием | 6.12 | |
64 | Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях. | 1 | Уметь: -выделять глаголы настоящего времени, изменять их по лицам и числам; -определять лицо глагола; -писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица, ед.ч. | Фронтальный. | 7.12 | |
65-66 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени. | 2 | Знать о наличии двух форм будущего времени: простой и сложной. Уметь: - образовывать от начальной формы глагола будущее время, отличать их в тексте. -правильно писать личные окончания глаголов; -выявлять значение глаголов будущего времени | Фронтальный. | 8.12 | |
9.12 | ||||||
67 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | 1 | Уметь: - ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени; -определять известные признаки глагола (время, число, лицо или род); -диктовать друг другу «словарики» | Взаимопроверка. Орфографическая минутка. | 12.12 | |
68 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени | 1 | Уметь: -распознавать части речи; -находить способы действия при решении орфографических задач | Самостоятельная работа. | 13.12 | |
69 | Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола. | 1 | Уметь закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола | Фронтальный. | 14.12 | |
70 | Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица (с изменением лица) | 1 | Уметь: -работать над развитием своей речи; -пересказывать от другого лица(1-го лица мн.ч.) -передавать содержание рассказа; -точно употреблять глаголы в речи | Самоконтроль | 15.12 | |
71 | Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Создание текста «Как я сделаю». | 1 | Знать, что такое инструкция. Уметь: -четко и правильно составлять инструкции; -работать над текстами инструктивного характера. | Самоконтроль | 16.12 | |
72 | Учимся рассказывать о своих действиях. Изложение текста-воспоминания. Пишем письма. Р.К. | 1 | Уметь: -изменять глаголы по временам; -передавать содержание рассказа и точно употреблять глаголы в тексте | Самоконтроль | 19.12 | |
73 | Анализ ошибок в изложении. Закрепление знаний о глаголе | 1 | Уметь составлять инструкцию, поздравительные открытки и письма. | Самоконтроль | 20.12 | |
74 | Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды. Речевой этикет. | 1 | Знать, что такое инструкция. Уметь: -четко и правильно составлять инструкции; -работать над текстами инструктивного характера. | Самоконтроль | 21.12 | |
75 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | Уметь определять различные части речи | Диктант с грамматическим заданием | 22.12 | |
76-77 | Анализ ошибок контрольной работы. Решение орфографических задач. Р.К. | 2 | Уметь: -находить ошибки и исправлять их; -обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов. | Самоконтроль Самостоятельная работа | 23.12 | |
78 | Написание новогодних поздравлений. Р.К. | 1 | Уметь: - писать поздравительные открытки, составлять тексты-приглашения; -правильно писать слова с безударными и ударными гласными; -различать части речи | Самоконтроль | 26.12 | |
27.12 | ||||||
79 | Что мы знаем о частях речи? (16 ч.) | Повторение изученного о частях речи | 1 | Уметь: -находить ошибки и исправлять их; -обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов. | Самостоятельная работа | 28.12 |
80-81 | Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных. | 2 | Знать изученные правила орфографии. Уметь различать имя прилагательное и имя существительное | Взаимопроверка | 29.12 | |
III четв. | ||||||
10.01 | ||||||
82 | Отличие глаголов от других частей речи. | 1 | Уметь различать части речи. Знать о роли глагола в русском языке, о его грамматических особенностях. | Фронтальный. | 11.01 | |
83-84 | Неопределенная форма глагола. Способ нахождения неопределенной формы глагола. | 2 | Уметь: -определять время глагола; -осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времен | Фронтальный. | 12.01 | |
13.01 | ||||||
85 | Время глагола. Изменение глаголов по лицам. | 1 | Уметь: -производить морфологический разбор глагола; -образовывать глаголы начальной формы; -отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»; -определять лицо глагола | Фронтальный. | 16.01 | |
86-87 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 2 | Знать: -о написании –тся или –ться в глаголах; -значение форм единственного числа у разных форм глагола. Уметь: -распознавать форму глагола; -в ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени | Самоконтроль | 17.01 | |
18.01 | ||||||
Фронтальный. | 19.01 | |||||
88 | Знакомство со способом выбора между –тся или -ться | 1 | ||||
89 | Освоение правила выбора между –тся или –ться в глаголах | 1 | 20.01 | |||
90 | Обучающее изложение. Обучение составлению плана. | 1 | Знать понятие «план текста». Уметь воспроизводить и создавать повествовательные тексты, передавать содержание рассказа по плану | Фронтальный. | 23.01 | |
91 | Изложение. Обучение детализации действий | 1 | Самоконтроль | 24.01 | ||
92 | Изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Р.К. | 1 | Уметь: -пользоваться разными формами глагола; -передавать содержание зрительно воспринятого текста; -точно употреблять глаголы в речи. | Самоконтроль | 25.01 | |
93 | Анализ изложений | 1 | Уметь: -составлять и воспроизводить повествовательные тексты; -делить текст на части и озаглавливать каждую из них; -пользоваться разными формами глагола. | Самоконтроль | 26.01 | |
94 | Контрольная работа по теме: «Глагол». | 1 | Уметь записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку | Диктант с грамматическим заданием | 27.01 | |
95 | Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.) | Повторение изученного о предложении. | 1 | Уметь: -правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь; -правильно оформлять предложения на письме | Фронтальный. Самоконтроль | 30.01 |
96 | Знакомство с понятием «член предложения». | 1 | Знать значение нового понятия «член предложения». Уметь отличать части речи от членов предложения | Практическая работа. Самопроверка. | 31.01 | |
97-98 | Главные члены предложения. Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 2 | Знать значение понятий «подлежащее» и «сказуемое». Уметь распознавать в предложении главные члены предложения. | Фронтальный. Самопроверка. | 1.02 | |
2.02 | ||||||
99 | Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | Уметь правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу) | Практическая работа. | 3.02 | |
100-101 | Второстепенные члены предложения. Характеристика предложения. | 2 | Уметь: -выделять в предложении второстепенные члены; -характеризовать предложения | Беседа. | 6.02 | |
7.02 | ||||||
102 | Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме | Беседа. | 8.02 | |
103 | Контрольное списывание | 1 | Уметь: -записывать текст; -правильно писать слова в предложении | Самопроверка. | 9.02 | |
104 | Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме | Беседа. | 10.02 | |
105-106 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения. | 2 | Уметь: -грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены; -выделять пары второстепенных членов предложения | Беседа. | 13.02 | |
14.02 | ||||||
107 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи | 1 | Уметь составлять предложения и находить в них главные и второстепенные члены, решать орфографические задачи | Самопроверка. | 15.02 | |
108 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | Уметь записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку | Диктант с грамматическим заданием | 16.02 | |
109 | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: -находить и исправлять ошибки; -восстанавливать текст по основам предложений; -проверять ошибкоопасные места | Самопроверка. Самоконтроль. | 17.02 | |
110 | Создание текстов изобразительного характера. Р.К. | 1 | Уметь: -составлять устные и письменные рассказы; -осуществлять поиск собственных сравнений; -передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках | Творческая работа | 20.02 | |
111 | Написание текста-инструкции «Как слепить снеговика». | 1 | Знать особенности деловой речи. Уметь составлять устные и письменные рассказы | Творческая работа | 21.02 | |
112-113 | И вновь о частях речи (20 ч.) | Повторение изученного об именах | 2 | Уметь находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их | Взаимопроверка. Объяснительный диктант. | 22.02 |
29.02 | ||||||
114 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Р.К. | 1 | Уметь: -находить в предложении слова разных частей речи; -составлять ряды родственных слов | Фронтальный. | 1.03 | |
115-116 | Знакомство со словарем трудностей. Род и число имен существительных и имен прилагательных | 2 | Уметь: -отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи; -составлять опорную схему о частях речи; -подбирать родственные слова, относящиеся к разным частям речи | Беседа. Фронтальный. | 2.03 | |
5.03 | ||||||
117-118 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. | 2 | Уметь правильно определять окончания имен прилагательных | Самостоятельная работа. Самопроверка. | 6.03 | |
7.03 | ||||||
119-120 | Работа с памяткой анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | 2 | Уметь: -находить в тексте различные части речи; -анализировать имена существительные и прилагательные как части речи. Знать план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных | Коллективная работа. | 9.03 | |
12.03 | ||||||
121 | Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих | 1 | Знать: -о трех функциях ь; -правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих букв. Уметь распознавать существительные мужского и женского рода | Беседа. | 13.03 | |
122-123 | Правописание мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих. | 2 | Самопроверка. Словарный диктант. | 14.03 | ||
15.03 | ||||||
124-125 | Обобщение и повторение изученного Р.К. | 2 | Уметь: -производить морфологический разбор частей речи; -осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом | Самопроверка. | 16.03 | |
19.03 | ||||||
126 | Имя прилагательное и имя существительное | 1 | Уметь распознавать род и падеж имен существительных и имен прилагательных | Объяснительный диктант | 20.03 | |
127 | Контрольная работа по теме: «Части речи». | 1 | Уметь: -определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи; -анализировать типичные ошибки, исправлять их | Диктант с грамматическим заданием | 21.03 | |
128 | Анализ ошибок контрольной работы | 1 | Самопроверка | 22.03 | ||
129 | Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться словарем трудностей. | 1 | Уметь: -правильно употреблять слова и строить предложения; -создавать грамотно построенные тексты | Взаимопроверка | 23.03 | |
130 | Обучающее изложение на основе отрывка Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». | 1 | Уметь: -правильно употреблять слова и строить предложения; -создавать грамотно построенные тексты; -выражать свои мысли при помощи слов | Творческая работа | 26.03 | |
IV четв. | ||||||
131 | Изложение с элементами сочинения на основе картин | 1 | Самопроверка | 2.04 | ||
132 | Обучающее сочинение на тему: «Весна» (на основе собственных наблюдений). Р.К. | 1 | Уметь: -составлять устные и письменные рассказы; -осуществлять поиск собственных сравнений; -передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках | Творческая работа | 3.04 | |
133 | Обо всем, что мы теперь знаем (15 ч.) | Повторение общих сведений о частях речи и предложении | 1 | Знать: -все изученное о частях речи и членах предложения; -освоенные виды разбора слов и предложений Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Самопроверка | 4.04 |
134 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Р.К. | 1 | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Самопроверка. | 5.04 | |
135 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | Уметь различать части речи, правильно употреблять слова | Взаимопроверка | 6.04 | |
136 | Написание словесных картин на основе картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | Уметь: -составлять устные и письменные рассказы; -осуществлять поиск собственных сравнений; -передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках | Творческая работа. | 9.04 | |
137 | Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи | 1 | Знать строение слова, их лексическое значение, правильное использование и написание. Уметь сопоставлять части речи, их грамматические признаки | Беседа. Словарный диктант. | 10.04 | |
138 | Контрольное изложение. | 1 | Уметь: -письменно передавать содержание текста; -совершенствовать навыки грамотного письма | Творческая работа. | 11.04 | |
139-140 | Обобщение сведений о частях речи и членах предложения | 2 | Уметь: -различать части речи, сопоставлять их; -определять главные и второстепенные члены предложения | Беседа. Фронтальный. | 12.04 | |
13.04 | ||||||
141 | Повторение способов решения разных орфографических задач. | 1 | Уметь: -разбирать слова по составу; -решать разные орфографические задачи | Самопроверка. Беседа. | 16.04 | |
142-143 | Решение орфографических задач. | 2 | Уметь: -работать в группах; -совершенствовать приобретенные навыки; -выписывать из текста слова с орфограммами | Беседа. | 17.04 | |
18.04 | ||||||
144 | Контрольная работа по теме: «Части речи. Предложение». | 1 | Уметь писать слова на изученные орфограммы, подчеркивать главные члены предложения, выписывать словосочетания, указывать части речи, анализировать слова как части речи | Диктант с грамматическим заданием. | 19.04 | |
145 | Анализ выполненной контрольной работы. | 1 | Самоконтроль | 20.04 | ||
Уметь анализировать ошибкоопасные места, подбирать способы проверки | ||||||
146-147 | Совершенствование орфографических умений. Р.К. | 2 | Уметь: -записывать текст под диктовку; -применять полученные знания при решении практических задач | Беседа. Словарный диктант. | 23.04 | |
24.04 | ||||||
148 | Продолжаем учиться хорошей речи (18 ч.) | Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки. | 1 | Знать типы речи. Уметь: -правильно употреблять слова и строить предложения; -пользоваться разными типами речи | Беседа. | 25.04 |
149 | Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов. | 1 | Уметь: -письменно пересказывать текст; -строить текст-описание предмета и текст-повествование | Творческая работа. | 26.04 | |
150 | Изложение на тему: «Обезьянка по кличке Яшка». | 1 | Творческая работа. | 27.04 | ||
151 | Обучение построению фрагментов текста с описанием и повествованием | 1 | Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием | Творческая работа. | 30.04 | |
152 | Работа над основной мыслью текста | 1 | Уметь: -определять тексты-повествования и тексты-описания; -соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием | Творческая работа. | 2.05 | |
153 | Оценочные слова: их лексическое значение и функция. | 1 | Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием | Творческая работа. | 3.05 | |
154-155 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. Р.К. | 2 | Уметь: -создавать словесные истории по картинкам; -употреблять в письменной речи предложения со значением оценки | Самопроверка. | 4.05 | |
7.05 | ||||||
156 | Знакомство с понятием «словесный этюд». | 1 | Знать понятия «этюд-описание» и «этюд-повествование» Уметь: -правильно употреблять слова и строить предложения; -редактировать и записывать исправленный текст | Самопроверка. | 8.05 | |
157-158 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований на основе картинок учебника). | 2 | 10.05 | |||
11.05 | ||||||
159-160 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 2 | Уметь создавать словесные этюды-описания или этюды-повествования, словесные картины по собственным наблюдениям | Самопроверка. | 14.05 | |
15.05 | ||||||
161 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений) | 1 | Уметь создавать словесные этюды-повествования, работать над сочинением-миниатюрой описательного характера | Самостоятельная работа. | 16.05 | |
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Уметь: -записывать текст под диктовку грамотно, а соответствии с изученными орфограммами; -выполнять языковые задания | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 17.05 | |
163 | Анализ выполненной контрольной работы. | 1 | Уметь проверять слова на изученные орфографические правила | Самостоятельная работа. | 18.05 | |
164 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений) | 1 | Уметь создавать словесные этюды-повествования, работать над сочинением-миниатюрой описательного характера | Самостоятельная работа. | 21.05 | |
165 | Контрольное списывание. | 1 | Уметь: -списывать текст; -правильно писать слова в предложении | Самопроверка. | 22.05 | |
166-167 | Создание текстов разных жанров | 2 | Знать правила правильного произношения слов. Уметь писать приглашение | Творческая работа. | 23.05 | |
24.05 | ||||||
168-169 | Решение орфографических задач. | 2 | Знать ранее освоенные жанры, разные виды текстов, их особенности Уметь: -писать сочинения по воспоминаниям; -работать с текстом; -называть отличительные особенности каждого вида текста (телеграмма, записка, письмо, поздравление, загадка и др.) | Взаимопроверка. Словарный диктант. | 25.05 | |
28.05 | ||||||
170 | Закрепление изученного | 1 | Самостоятельная работа. | 29.05 |
За год:
-Р.К. – 17
-Контрольные работы - 9
-контрольное списывание - 3
-контрольное изложение- 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы к УМК "Гармония" - 4 класс
Папка содержит рабочие программы с пояснительной запиской и тематичеким планированием по русскому языку (М.С. Соловейчик), математике (Н.Б. Истомина), литературному чтению (О.В. Кубасова), технологии ...
рабочая программа по математике "Гармония" 2 класс
Программа расчитана на 4 часа в неделю...
Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, ФГОС
Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, разработанные в соответствии с ФГОС....
Рабочие программы по УМК "Гармония" 3 класс
Представлены рабочие программы по учебным предметам УМК"Гармония" для обучающихся 3 класса...
Рабочая программа по математике. "Гармония". 2 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по технологии. "Гармония" 2 класс.
Рабочая программа по технологии по образовательной системе "Гармония" для 2 класса....