Рабочие программы 3 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Семенцова Нина Николаевна

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для  начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных  ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.  По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть»

 – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного,  неравнодушного отношения к миру природы, миру животных,  миру человека, миру искусства);

-формирование социально- ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве  и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем  классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

–  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование  на доступном возрасту уровне представлений о важных темах  жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного  искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;  

–  развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного  выражения в процессе работы с разными изобразительными  материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем объём не менее 135 часов. Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок    и  выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например, с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные  виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и  театр  и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о  выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной  программы предлагаются следующие направления внеурочной  художественно-творческой деятельности:

«Книжная иллюстрация» знакомит с искусством книжной графики, нацеливает деятельность младших школьников  на освоение работы с различными графическими материалами  при выполнении иллюстраций к литературным произведениям.

– «Бумажная пластика» создаёт условия для овладения  школьниками приёмами и способами формотворчества с белой и цветной бумагой. – «Песочная анимация» призвана расширить пространство  для самовыражения учащихся путём приобщения к искусству  анимации и освоение техники рисования песком.

– «Глиняная игрушка» способствует расширению творческого опыта младших школьников в процессе лепки из глины и  знакомства с народной  игрушкой.

«Кукольный театр» способствует приобщению к мировой  художественной культуре через создание детьми перчаточных  кукол, декораций, и постановку кукольных спектаклей по мотивам сказок народов мира.

«Цвет и музыка» развивает интегративное начало творческой деятельности детей в процессе «слушания» и «видения»  объектов и явлений природы, восприятия произведений музыки и живописи, а также в результате продуктивных видов практической изобразительной деятельности.

Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и  скульптуры», олимпиады и праздники любителей живописи,  графики, декоративно-прикладного искусства, вернисажи,  организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:

 «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства»,

«Значимые темы художественного творчества (искусства)».

 Все эти направления  работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства:  ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.  

Компонент художественного образования «Значимые  темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля:

Художник и мир природы»,

«Художник и мир животных»,

«Художник и мир человека»

 «Художник и мир искусства»,  содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира,  эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние  и своё отношение к ним средствами художественно-образного  языка.  

Компонент художественного образования «Эстетическое  восприятие»,  раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы.  Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:  –  выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства; – различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр,  анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их  специфику; –  различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр,  анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их  специфику; –  участвовать в обсуждении содержания и выразительных  средств художественных произведений, переживать и понимать  образную специфику произведения;  – понимать общее и особенное в произведении изобрази- тельного искусства и в художественной фотографии; –  различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства,  уметь объяснять их разницу.

«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с: –  живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.; –  графическими материалами: простой карандаш, цветные  карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;  –  скульптурными материалами: пластилин или глина; –  конструктивными материалами: бумага цветная и белая,  картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные  материалы и др. «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт  инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет,  объём, фактуру как средства художественного выражения:

– Композиция: знать и применять элементарные приёмы  композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции  предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше –  меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное  и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

–  Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние,  использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж,  витраж и др.) при изображении реального и фантастического  мира.

–  Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать  их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы,  человека, животного.

–  Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать  сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций  животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

 –  Объём:  умение применять способы передачи объёма  разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.

–  Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник  и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая,  пастозная и др.;

–  Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый,  спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче  эмоционального состояния, движения и динамики; различать  специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые  композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир  животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность  тематики практических заданий.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Природа и художник. 1-4 классы»( Природа и художник. 3кл.: книга для учителя / Т. А. Копцева – М.: Дрофа, 2010.).

        Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Основные задачи курса изобразительного искусства в 3 классе сводятся к следующему:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас».

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
  • наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
  • Москва в изобразительном искусстве;
  • старинные города России в творчестве художников;
  • тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
  • красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
  • красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;
  • музеи России.

  Преобладающие виды работы:

  • рисование по образцу
  • рисование с натуры
  • бумагопластика
  • лепка

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность

эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

  1. средства обучения учебного кабинета  

Наименование ТСО

        Программное обеспечение

Системный блок

Производитель

Наименование

Версия

Монитор

Microsoft

Windows 7

2009

Мультимедийный проектор

Microsoft

Office

2010

МФУ

SMART Technologies Inc.

SMART Notebook

2010

Интерактивная доска

ABBYY

ABBYY PDF Transformer 3.0

2009

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 3 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

•  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

•  основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

•  известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

  уметь

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 3 класса 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

                 Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

•  Викторины

•  Кроссворды

•  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

•  Тестирование    

                                                        Планируемые результаты

Третьеклассник научиться:

УУД

  • выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии  в  рисунках с  натуры  и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения  форм  растительного  и  животного  мира;
  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  • творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав-,
  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Личностные УУД

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • нравственно-этическое оценивание

Общеучебные УД

  • поиск информации
  • моделирование
  • создание алгоритма деятельности

Логические УУД

  • анализ
  • синтез

Постановка и решение проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

  • контроль
  • коррекция
  • оценка

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • умение точно выражать свои мысли

Перечень учебно-методического обеспечения

для учителя:

1. Т.А. Копцева. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2013. – 224 с.

2. Т. А. Копцева  Природа и художник. 3 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с.

для ученика:

1.Т. А. Копцева. Природа и художник. 3 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 111 с.

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

 

-образовательные Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений    общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
  • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
  • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...