Ктп по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
КТП и пояснительная записка по технологии 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posnitel_tem_plan_tekhnol.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 4 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе программы «Технология: Наш рукотворный мир», автор Н.М. Конышева. Программа составлена в соответствии с основными требованиями и положениями Федеральной образовательной программы по трудовому обучению и являющиеся очередным этапом освоения навыков художественного рукотворчества.
Рабочая программа рассчитана:
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти –9
Количество часов во II четверти – 7
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти – 8
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Трудовое обучение» в начальной школе – компонент образовательной области «Технология» - это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Привлечение теоретических связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществить слияние мысли и физического труда, осмыслить выполнение технологических операций.
«Технология» в начальной школе как образовательная область и предмет «Трудовое обучение» предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.
Основные задачи четветого года обучения:
- углубление и конкретизация знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей и его сосуществовании с миром природы;
- расширение и совершенствование знаний и умений, связанных с обработкой различных материалов и использованием соответствующих инструментов;
- расширение и углубление чертежно-графической грамотности;
- обогащение сенсорного опыта, уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приемов познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.);
- воспитание организованности, добросовестности и культуры труда.
Каждый урок направлен на формирование положительной мотивации к учению у школьников, ведь от этого во многом зависит успешность или неуспешность учения ребенка.
Выбирая для урока технологии изделия и работы, учитель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Также разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы, технологии.
При составлении программы использовался учебно-методический комплект:
– Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 г.
– Конышева, Н. М. Рабочая тетрадь к учебнику по технологии «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 г.
– Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Содержание курса
Из глубины веков – до наших дней (8 часов).
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (7 часов).
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Изделие | Элементы содержания | Техника безопасности
|
I. Из глубины веков – до наших дней | |||||
1 | Вводный урок. Тема года. Сбор, хранения и обработка природных материалов. | Анализ материалов учебника. | Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения работы | № 1 | |
2 | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. | Сосуд из пластилина (глины). | Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах посуды. Овладение способами пластического изображения посуды в процессе лепки. Обучение передаче характерных особенностей сосуда в пластике. | № 1, № 5 | |
3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. НРК. | Сосуд с символическим орнаментом. | № 1, № 5 | ||
4 | Архитектурная керамика. Изразец. Лепка. Изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы. | Декоративные плитки. | Ознакомление с керамической посудой, изделиями для быта людей разных культур. Отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. | № 1, № 5 | |
5 | Архитектурная керамика. Изразец (продолжение). Изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы. | Коллективное панно. | № 1, № 5 | ||
6 | Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. НРК. | Плетёная коробочка, корзинка. | Знакомство с историей плетения из бересты, щепы, лыка., имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Знакомство с украшениями разных культур мира, в частности использования бисера. Обучение техники бисероплетения. | № 1, № 3 | |
7 | Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии. | Ожерелья, браслеты из бисера. | № 1, № 3 | ||
8 | Украшения в культуре народов мира. (Продолжение). НРК. | Ожерелья, браслеты из бисера. | № 1, № 3 | ||
II. Творчество, труд, мастерство | |||||
9 | Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. | Гофрированная подвеска. | Ознакомление с приемами бумагопластики., приемами выполнения складок и конструирования изделий. | № 1, № 3 | |
10 | Бумагопластика. Раскладные картинки. | Раскладная открытка. | № 1, № 2, № 3 | ||
11 | Построение развёртки упаковки с помощью циркуля. | Упаковка-ёлочка. | Ознакомление с приемами бумагопластики. Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления фигурок для новогоднего праздника. | № 1, № 3, № 6 | |
12 | Оформление упаковки новогоднего подарка. | Упаковка-ёлочка. | № 1, № 2, № 3 | ||
13 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). | Карнавальные шапочки, маски. | № 1, № 3 | ||
14 | Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста). | Традиционные святочные пряники. | Знакомство с праздничными угощениями в народной культуре. Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие чувства стилевой гармонии; воспитания художественного вкуса. Знакомство с изготовлением декоративной рамки в технике барельефа. | № 1 | |
15 | Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки для фото. | Декоративная рамка для фото. | № 1,№ 3, № 5 | ||
16 | Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись); завершение работы. | Декоративная рамка для фото. | № 1, № 5 | ||
III. Мастера и подмастерье. Зимнее рукоделие. | |||||
17 | Простейшие приемы вязания крючком. | Цепочки; панно из цепочек. Футляр для очков. Простой цветок. | Знакомство с материалами, инструментами, технологией вязания. Изготовление простых изделий. Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности. | № 1, № 3, № 7 | |
18 | Вязание крючком полотна. | Футляр для очков (кошелек). | № 1, № 3, № 7 | ||
19 | Вязание полотна и сшивание изделия (завершение работы). | Футляр для очков (кошелек). | № 1, № 3, № 7 | ||
20 | Петельный шов: приемы выполнения. | Образцы. Декоративные кармашки. | Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. | № 1, № 3, № 4 | |
21 | Петельный шов и его использование в отделке изделий (продолжение работы). | Декоративные кармашки. | № 1, № 3, № 4 | ||
22 | Петельный шов и его использование в отделке изделий (завершение работы). | Декоративные кармашки. | № 1, № 3, № 4 | ||
23 | Окантовка картона (разметка и заготовка деталей). | Обложка для проездного билета. | Технология выполнения простых переплетных работ. Формирование культурного и бережного обращения к книге. Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления обложки для проездного билета. | № 1, № 3 | |
24 | Окантовка картона (завершение работы). НРК. | Обложка для проездного билета. | № 1, № 3 | ||
25 | Жёсткий переплёт (разметка и заготовка деталей). | Ремонт книги. | № 1, № 3 | ||
26 | Жёсткий переплёт (завершение работы). | Ремонт книги. | № 1, № 3 | ||
IV. В каждом деле – свои секреты | |||||
27 | Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки. | Простые композиции из соломки. | Знакомство с декоративно-художественными свойствами соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. | № 1, № 3 | |
28 | Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий. НРК. | Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. | № 1, № 3 | ||
29 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. | Декоративная пластина. | Знакомство с ремеслом, связанного с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. | № 1, № 3 | |
30 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге (завершение работы). | Декоративная пластина. | № 1, № 3 | ||
31 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. | Игрушки – оригами. | Повторение: известные способы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Обучение чтению схем, усвоению основных приемов работы в технике оригами. Работа над развитием воображения, творческой смекалки | № 1, № 3 | |
32 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама. | Подвесные шары. | № 1, № 3 | ||
33 | Работа с бумагой. | Коробочка санбо. | № 1, № 3 | ||
34 | Урок обобщение. Защита проектных работ. | № 1, № 3 |
Техника безопасности:
№ 1 – организация рабочего места на уроке
№ 2 – работа с клеем
№ 3 – работа с ножницами
№ 4 – работа с иглой
№ 5 – работа с пластилином
№ 6 – работа с циркулем
№ 7-работа с крючком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....
Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».
Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Технология. Класс 1 А Тема. Весна. Какие краски у весны?
Цель: изготовить аппликацию «Подснежник».Задачи:образовательные:совершенствовать умение размечать детали по шаблону;закрепление навыка вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;п...
Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».
Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...
Предмет: технология Класс: 2 Тема урока: «Подарок маме – открытка на 8 марта.»
Цели урока: создание условий для развития творческих способностей детей, их наблюдательности, коррекция мелкой моторики рук, внимания, умения аккуратно выполнять цветы из бумаги.Планируемые резул...
КТП по технологии класс
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс. "Школа России"...