Ктп по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна

КТП и пояснительная записка по технологии 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posnitel_tem_plan_tekhnol.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  технологии для 4 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе программы «Технология: Наш рукотворный мир», автор Н.М. Конышева. Программа составлена в соответствии с основными требованиями и положениями Федеральной образовательной программы по трудовому обучению и являющиеся очередным этапом освоения навыков художественного рукотворчества.

Рабочая программа рассчитана:

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в    I четверти –9

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в   III четверти – 10

Количество часов в   IV четверти – 8

Общая характеристика учебного предмета

          Предмет «Трудовое обучение» в начальной школе – компонент образовательной области «Технология» - это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Привлечение теоретических связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществить слияние мысли и физического труда, осмыслить выполнение технологических операций.

            «Технология» в начальной школе как образовательная область и предмет «Трудовое обучение» предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

         

Основные задачи четветого года обучения:

  1. углубление и конкретизация знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей и его сосуществовании с миром природы;
  2. расширение и совершенствование знаний и умений, связанных с обработкой различных материалов и использованием соответствующих инструментов;
  3. расширение и углубление чертежно-графической грамотности;
  4. обогащение сенсорного опыта, уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  5. развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приемов познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.);
  6. воспитание организованности, добросовестности и культуры труда.

          Каждый урок направлен на формирование положительной мотивации к учению у школьников, ведь от этого во многом зависит успешность или неуспешность учения ребенка.

          Выбирая для урока технологии изделия и работы, учитель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса.

           Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Также разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы, технологии.

При составлении программы использовался учебно-методический комплект:

– Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 г.

– Конышева, Н. М. Рабочая тетрадь к учебнику по технологии «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 г.

– Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.

Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

  Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  •  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  •  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Содержание курса

Из глубины веков – до наших дней (8 часов).

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (7 часов).

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Изделие

Элементы содержания

Техника безопасности

                                                                             

I. Из глубины веков – до наших дней

1

Вводный урок. Тема года. Сбор, хранения и обработка природных материалов.

Анализ материалов учебника.

Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения

работы

№ 1

2

Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

Сосуд из пластилина (глины).

Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах посуды. Овладение способами пластического изображения посуды  в процессе лепки. Обучение передаче характерных особенностей сосуда в пластике.

№ 1, № 5

3

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. НРК.

Сосуд с символическим орнаментом.

№ 1, № 5

4

Архитектурная керамика. Изразец. Лепка. Изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы.

Декоративные плитки.

Ознакомление с керамической посудой,  изделиями для быта людей разных культур. Отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов.

№ 1, № 5

5

Архитектурная керамика. Изразец (продолжение). Изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы.

Коллективное панно.

№ 1, № 5

6

Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. НРК.

Плетёная коробочка, корзинка.

Знакомство с историей плетения из бересты, щепы, лыка.,  имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Знакомство с украшениями разных культур мира, в частности использования бисера. Обучение техники бисероплетения.

№ 1, № 3

7

Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

Ожерелья, браслеты из бисера.

№ 1, № 3

8

Украшения в культуре народов мира. (Продолжение). НРК.

Ожерелья, браслеты из бисера.

№ 1, № 3

II. Творчество, труд, мастерство

9

Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования.

Гофрированная подвеска.

Ознакомление с приемами бумагопластики., приемами выполнения складок и конструирования изделий.

№ 1, № 3

10

Бумагопластика. Раскладные картинки.

Раскладная открытка.

№ 1, № 2, № 3

11

Построение развёртки упаковки с помощью циркуля.

Упаковка-ёлочка.

Ознакомление с приемами бумагопластики. Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления фигурок для новогоднего праздника.

№ 1, № 3,

№ 6

12

Оформление упаковки новогоднего подарка.

Упаковка-ёлочка.

№ 1, № 2,

№ 3

13

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

Карнавальные шапочки, маски.

№ 1, № 3

14

Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста).

Традиционные святочные пряники.

Знакомство с праздничными угощениями  в народной культуре.

Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие чувства стилевой гармонии; воспитания

художественного вкуса. Знакомство с изготовлением декоративной рамки в технике барельефа.

№ 1

15

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки для фото.

Декоративная рамка для фото.

№ 1,№ 3,

№ 5

16

Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись); завершение работы.

Декоративная рамка для фото.

№ 1, № 5

III. Мастера и подмастерье. Зимнее рукоделие.

17

Простейшие приемы вязания крючком.

Цепочки; панно из цепочек.

Футляр для очков.

Простой цветок.

Знакомство с  материалами, инструментами, технологией вязания.

Изготовление простых изделий.

Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности.

№ 1, № 3,

№ 7

18

Вязание крючком полотна.

Футляр для очков (кошелек).

№ 1, № 3,

№ 7

19

Вязание полотна и сшивание изделия (завершение работы).

Футляр для очков (кошелек).

№ 1, № 3,

№ 7

20

Петельный шов: приемы выполнения.

Образцы. Декоративные кармашки.

Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение.

№ 1, № 3,

№ 4

21

Петельный шов и его использование в отделке изделий (продолжение работы).

Декоративные кармашки.

№ 1, № 3,

№ 4

22

Петельный шов и его использование в отделке изделий (завершение работы).

Декоративные кармашки.

№ 1, № 3,

№ 4

23

Окантовка картона (разметка и заготовка деталей).

Обложка для проездного билета.

Технология выполнения простых переплетных работ.

Формирование культурного и бережного обращения к книге.

Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления обложки для проездного билета.

№ 1, № 3

24

Окантовка картона (завершение работы). НРК.

Обложка для проездного билета.

№ 1, № 3

25

Жёсткий переплёт (разметка и заготовка деталей).

Ремонт книги.

№ 1, № 3

26

Жёсткий переплёт (завершение работы).

Ремонт книги.

№ 1, № 3

IV. В каждом деле – свои секреты

27

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

Простые композиции из соломки.

Знакомство  с декоративно-художественными свойствами соломки.

Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами.

№ 1, № 3

28

Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий. НРК.

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

№ 1, № 3

29

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Декоративная пластина.

Знакомство с ремеслом, связанного с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

№ 1, № 3

30

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге (завершение работы).

Декоративная пластина.

№ 1, № 3

31

Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами.

Игрушки – оригами.

Повторение: известные способы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Обучение чтению схем, усвоению основных приемов работы

в технике оригами.

Работа над развитием воображения, творческой смекалки

№ 1, № 3

32

Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама.

Подвесные шары.

№ 1, № 3

33

Работа с бумагой.

Коробочка санбо.

№ 1, № 3

34

Урок обобщение. Защита проектных работ.

№ 1, № 3

Техника безопасности:  

 № 1 – организация рабочего места на уроке

 № 2 – работа с клеем

 № 3 – работа с ножницами

 № 4 – работа с иглой

 № 5 – работа с пластилином

 № 6 – работа с циркулем

 № 7-работа с крючком  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».

Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Технология. Класс 1 А Тема. Весна. Какие краски у весны?

Цель: изготовить  аппликацию «Подснежник».Задачи:образовательные:совершенствовать умение размечать детали по шаблону;закрепление навыка вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;п...

Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».

Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...

Предмет: технология Класс: 2 Тема урока: «Подарок маме – открытка на 8 марта.»

Цели урока: создание условий для развития творческих способностей детей, их наблюдательности, коррекция мелкой моторики рук, внимания, умения аккуратно выполнять цветы из бумаги.Планируемые резул...

КТП по технологии класс

Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс. "Школа России"...