РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана на 2014 - 2015 уч. г , а также авторской программы Н.А.Цирулик «Ручное творчество», которая ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту; Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество: Учебник для 4 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rab_prog_4_kl_trud.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «технология» в 4 классе
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
п. Красный Текстильщик, 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на 2014 - 2015 уч. г , а также авторской программы Н.А.Цирулик «Ручное творчество», которая ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту; Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество: Учебник для 4 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Исходя из целей, курс предполагает решение следующих задач:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности, самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Технология» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 70 часов (2 часа в неделю; 35 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности, учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы
– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность
своей деятельности на основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
– уважение к чужому труду и результатам труда;
– уважение к культурным традициям своего народа;
– представление о себе как гражданине России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств окружающих людей;
– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
– широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства
с материалами курса по технологии;
– готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой
ролью;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной
задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;
– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– владеть общими приемами решения задач;
– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
– находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
– вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– делать выписки из используемых источников информации;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
– выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех участников;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими
(игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
– прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
– изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу;
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью
учителя;
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
– различать устройства компьютера;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
– пользоваться калькулятором;
– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать по назначению основные устройства компьютера;
– понимать информацию в различных формах;
– переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
– создавать простейшие информационные объекты;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере;
- овладение десятипальцевым методом печатания текста.
Требования к уровню подготовки, учащихся по курсу «Технология» к концу четвертого года обучения
В результате изучения курса технологии 4 класса обучающиеся должны:
знать:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
уметь:
- выполнять правила безопасности труда;
- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы;
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок.
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
В результате изучения курса технологии, обучающиеся должны:
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Содержание тем учебного курса
Художественное конструирование из растений
| 5 часов | Композиции из сухих растений 3ч Букеты и композиции из живых растений 2ч |
Моделирование и конструирование из разных материалов
| 10 часов | Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий 3ч Разные способы изготовления кукол из ниток 2ч Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура 5ч |
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона | 10 часов | Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов 4 ч Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой» 2ч Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями 2ч Изготовление поделок способами складывания по спирали. Выполнение панно с использованием приёма складывания бумаги по спирали 2ч |
Лоскутная мозаика | 5 часов | Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу 2ч Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты 3ч |
Вышивание | 6 часов | Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по рисунку, схеме 4ч Швы «петельки» и «вприкреп» 2ч |
Роспись ткани | 6 часов | Свободная роспись. 2 часа Роспись по соли 2ч. Холодный батик 2ч |
Вязание | 14 часов | Вязание крючком 9 часов Вязание на спицах 5 часа |
Папье - маше | 6 часов | Слоистое папье – маше 4 часа Папье маше из бумажной массы 2 часа |
Объемное моделирование из ткани | 6 часов | Моделирование бесшовных кукол 2 часа Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом 2ч Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются 2ч |
Работа с различными видами конструктора | 2 часа | Вид конструктора 1 час Создание модели транспорта 1 час |
Тематическое планирование
Название раздела, курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | УУД |
Моделирование и конструирование Художественное конструирование из растений
| 5 | Композиции из сухих растений Букеты и композиции из живых растений | Наблюдения и анализ образцов учебника. Анализ заданий учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Повторение образца и создание собственного образа. Планирование работы. Обсуждение в процессе коллективной работы. Контроль процесса работы и оценка в конце. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: - способам декора изделий из растений - ТБ при работе с пластилином - алгоритму соединения деталей - Обучающиеся получат возможность научиться: - подготавливать пластичные материалы к работе; - вырезать фигурные изделия по выкройке; - лепить из целого куска способом вытягивания; - осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; - организовывать рабочее место;
|
Моделирование и конструирование из разных материалов
| 10 | Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий Разные способы изготовления кукол из ниток Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура | Следование инструкции учебника или самостоятельное нахождение способа работы. Организация собственной деятельности. Оценка выполненной работы. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос |
|
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона | 10 | Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой» Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями Изготовление поделок способами складывания по спирали. Выполнение панно с использованием приёма складывания бумаги по спирали | Наблюдения и анализ образцов учебника. Анализ задания. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Повторение образца или создание собственного образа. Планирование предстоящей работы. Исследовательская деятельность. Контроль в процессе работы и оценка выполненной поделки | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос |
|
Лоскутная мозаика | 5 | Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты | Наблюдения и анализ образцов учебника. Анализ заданий учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Повторение образца. Планирование предстоящей деятельности. Исследовательская работа. Контроль в процессе работы и оценка в конце. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос |
|
Вышивание | 6 | Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по рисунку, схеме Швы «петельки» и «вприкреп» | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | ||
Роспись ткани | 6 | Свободная роспись. Роспись по соли . Холодный батик | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | ||
Вязание | 14 | Вязание крючком Вязание на спицах | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос |
самостоятельно оценивать свою работу. | |
Папье - маше | 6 | Слоистое папье – маше Папье маше из бумажной массы | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | - Учащиеся должны знать: - ТБ при работе с ножницами, иголкой, нитками; - о материалах: полотняное переплетение в тканях из натуральных волокон, разновидности ниток для вышивания, способы изготовления домотканых узорных тканей, половичков, дорожек; - об инструментах и приспособлениях: историю применения человеком ножниц, иглы, об изобретении ткацкой рамки; - Учащиеся должны уметь: - конструировать собственное изделие из ткани; - выбирать ткань в соответствии с назначением изделия; - самостоятельно составлять выкройки изделия; - работать по технологической карте; - самостоятельно оценивать свою работу. - Учащиеся должны знать: - свойства бумаги; - об инструментах и материалах для скрепления: ножницы, циркуль, шило, клей ПВА; - о способах технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание, гофрирование, скручивание; - приёмы разметки деталей из бумаги; - выразительные возможности бумаги; - Учащиеся должны уметь: - соблюдать ТБ при работе с ножницами; - обрабатывать бумагу: выбирать бумагу (по цвету, фактуре, плотности); различать по шаблону, сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкрашивать детали в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо; - вырезать из бумаги детали в том числе и симметрично; - самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение; | |
Объемное моделирование из ткани | 6 | Моделирование бесшовных кукол Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются . | Наблюдения и анализ образцов учебника. Сравнение способов выполнения образцов. Анализ предлагаемого задания. Поиск, отбор и использование информации из учебника и других источников. Создание собственной композиции. Самостоятельное планирование деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка своей работы. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | |
Работа с различными видами конструктора | 2 | Вид конструктора Создание модели транспорта | Наблюдения и анализ образцов учебника. Сравнение способов выполнения образцов. Анализ предлагаемого задания. Поиск, отбор и использование информации из учебника и других источников. Создание собственной композиции. Самостоятельное планирование деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка своей работы. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | |
Сквозные виды работы | Наблюдения
Беседы | Наблюдения за свойствами тканей, используемых для вышивания и шитья игрушек. Знакомство с новыми свойствами тканей при их раскрашивании. Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Виды крючков, соответствие крючка толщине нитей. Виды спиц, соответствие спиц толщине нитей. Подбор бумаги для папье-маше (она должна быть рыхлой, легко пропускать воду). Сравнение приемов складывания бумаги по прямой линии и по кривой. Сравнение свойств соломы, проволоки, ниток при изготовлении из них фигурок. | СМ- самостоятельная работа ФО-фронтальный опрос | ||
Беседы о возникновении лоскутного шитья у разных народов, об искусстве вышивки в разных частях земного шара и на Руси. Что такое папье-маше и когда оно появилось. Русские народные промыслы, использующие эту технику (Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Когда появились гербы, какую форму они могут иметь, что на них изображают. История масок. Когда человек научился раскрашивать ткань и какие способы известны. История вязания, почему сохранилось так мало вязаных вещей. История появления букетов и композиций. Почему люди стали мастерить фигурки из соломы. История куклы. |
Календарно-тематическое планирование
Виды уроков
УОНЗ- урок открытия новых знаний
УОНР- урок отработки навыков и рефлексия.
УОМН- урок общей методологической направленности.
УРК- урок развивающего контроля
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Виды контроля | Календарные сроки | |
план | факт | ||||
Художественное конструирование из растений | |||||
Букет в необычной «упаковке» | УОНЗ | С/работа | |||
Композиция из живых растений | УОНЗ | СР | |||
Подарок для …. | УОНЗ | СР | |||
Композиция из сухих растений | УОНЗ | СР | |||
Композиция из сухих растений. Продолжение. | УОНР | СР | |||
Моделирование и конструирование из разных материалов | |||||
Соломенная скульптура «Девочка» | УОНЗ | СР | |||
Соломенная скульптура «Лошадки» | УОНЗ | СР | |||
Соломенная скульптура «Птицы» | УОНЗ | СР | |||
Куклы из ниток | УОНЗ | СР | |||
Куклы из ниток. Продолжение. | УОНР | СР | |||
Мастерим из проволоки И в кольчуге, и в поделках | УОНЗ | СР | |||
Мастерим из проволоки. Контурные фигуры. | УОНЗ | СР | |||
Мастерим из проволоки. Каркасные фигуры | УОНЗ | СР | |||
Мастерим из проволоки. Нанизывание на проволоку | УОНР | СР | |||
Мастерим из проволоки. Проволочная скульптура | УОНР | СР | |||
Лоскутная мозаика | |||||
Лоскутная мозаика на бумаге | УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР | СР СР | |||
Лоскутные рисунки | |||||
Шьем лоскутную мозаику | |||||
Карман-лакомник | |||||
Карман-лакомник. Продолжение. | |||||
Вышивание | |||||
Вышивание крестиком | УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР УОНР | СР | |||
Вышивание крестиком. Верхние и нижние стежки. | |||||
Вышивание крестиком по рисунку | |||||
Вышивание крестиком по схеме | |||||
Шов «вприкреп». Теплая осень | |||||
Шов «петельки». Новогодняя открытка | |||||
Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона | |||||
Объемные поделки с надрезами. Цветы для Нового года. | УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР УОНЗ УОНЗ | СР | |||
Ажурные игрушки | |||||
Бумажный город | |||||
Бумажный город. Продолжение. | |||||
Криволинейное складывание | |||||
Украшение для праздника | |||||
Объемные игрушки с подвижными деталями | |||||
«Говорящие животные» | |||||
Конструирование из объёмных тел | |||||
Мастерим из пирамидок | |||||
Роспись ткани | УОНЗ УОНР УОНЗ УОНР УОНЗ УОНР | СР | |||
Свободная роспись | |||||
Коллаж «Аквариум» | |||||
Роспись по соли | |||||
Узоры Деда Мороза | |||||
Холодный батик | |||||
Холодный батик « Бабочка» | |||||
Вязание | |||||
Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель. | УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР УОНР УОНР УОНР УОНР | СР | |||
Вязание крючком. Столбики без накидки | |||||
Вязание крючком. Столбики с накидкой | |||||
Картинки из вязаных цепочек. Цветы | |||||
Картинки из вязаных цепочек. Цветы. Продолжение | |||||
Картинки из вязаных цепочек. Натюрморт | |||||
Картинки из вязаных цепочек. Натюрморт. Продолжение | |||||
Вязание столбиками без накида. | УОНЗ | СР | |||
Вязание столбиками с накидом. | УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНР | СР | |||
Вязание на спицах. Набор петель | |||||
Вязание на спицах. Виды петель | |||||
Чулочная вязка. Гусеница | |||||
Вязка «резинка». Шапочка | |||||
Вязание «резинка». Шарфик | УОНР | СР | |||
Папье - маше | |||||
Слоистое папье – маше. Герб класса | УОНЗ УОНР УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ | СР | |||
Слоистое папье – маше. Герб класса. Продолжение | |||||
Слоистое папье – маше. Шумелки | |||||
Слоистое папье – маше. Маски | |||||
Папье – маше из бумажной массы. | |||||
Художественный картон ручной работы. | |||||
Объёмное моделирование из ткани | СР | ||||
Моделирование бесшовных кукол. Кукла – крестовец. | УОНЗ | ||||
Моделирование бесшовных кукол. Кукла-закрутка. | УОНЗ | ||||
Объемные игрушки из плотной ткани. | УОНЗ | ||||
Объемные игрушки из плотной ткани. Собачка | УОНР | ||||
Объёмные игрушки из тонких тканей. | УОНР | ||||
Объёмные игрушки из тонких тканей. «Дутики» | УОНР | ||||
Работа с различными видами конструктора | |||||
Вид конструктора 1 час | УОНЗ УОНР | СР | |||
Создание модели транспорта 1 час |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Ручное творчество!: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.
- Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Ручное творчество!» (4 кл.) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.
Учебное оборудование:
I.1. а) технические средства проектор, телевизор, музыкальный центр, компьютер)
б) учебные средства (парты, доска)
2. Собственно учебные средства:
а) учебные книги, хрестоматии, специальная литература
б) наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты).
II. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
III. Дидактические материалы (пластилин, цветная бумага и картон, фольга, карандашные стружки, нитки, кусочки ткани, пуговицы, иголки, бумажный клей, клей ПВА, ножницы. Сценарии дидактических игр, обучающие программы)
Приложение
Проекты с использованием учебника.
Проект «Герб семьи»;
Проект «Готовимся к Масленице»;
Проект «Поздравление к 8 Марта»;
«Рассмотрено» Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. . 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фундаментального ядра федерального госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начальн...