РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;
1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011;
2. Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014;
3. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_okruzhayushchiy_mir.docx | 89.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «окружающий мир»
в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
п. Красный Текстильщик, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;
1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011;
2. Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014;
3. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебные недели).
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова в том числе:
для проведения контрольных работ – 1 ч;
самостоятельных работ – 4 ч;
практических работ – 4 ч;
экскурсии – 3 ч;
для создания проектов – 6 ч;
для исследований – 3 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
В программу включена работа по подготовке проекта «Мы – за!».
Характеристика проекта:
по числу участников – групповой;
по длительности – длительный;
по предметному содержанию – межпредметный;
по внешнему виду деятельности – творческий.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
– осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
– установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
– сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
– понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
– понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения
Учащиеся научаться:
– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
– различать полезные ископаемые (не менее 3);
– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
– соблюдать правила охраны природы;
– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
– определять последовательность основных событий в России;
– соотносить век с годом;
– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру I).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Решать следующие жизненно-практические задачи:
– обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– ориентирование на местности с помощью компаса;
– определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
– установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
– удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учащиеся получат возможность знать:
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
– государственную символику;
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию;
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
– достопримечательности родного края.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и окружающий мир
Человек и природа.
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассмотрении гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).
Преобразования в России
Человек и общество.
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа.
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садоводческого участка.
Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).
Мир человека в Новое время
Человек и природа.
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество.
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941–1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа.
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств? Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия
Человек и общество.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственный связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства – соседи России.
Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеобеспечения общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет… (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.
Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.
Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.
В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.
В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цели обучения окружающему миру:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
С учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
осознание объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
формирование экологической грамотности; обучение безопасному поведению в природе и в обществе;
овладение (частичное) историческим мышлением.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работу в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел учебного курса, | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Формы контроля |
Раздел 1: Человек и мир, созданный им. Наши соседи на западе. 21 час | Условия современной жизни Техника и человек. Человек познает самого себя Режим дня в жизни человека Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения. Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря. Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей. Части скелета. Позвоночник. Череп. Грудная клетка Живые рычаги Мышцы и движение. | устанавливать связи: – между производственной деятельностью человека и природой; – между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством; – оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде; знать– нормы здорового образа жизни; | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; — представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; — предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев; — принятия ценности природного мира, — понимания чувств одноклассников, учи- — представления о красоте природы Рос- Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; — выполнять учебные действия в устной, Обучающийся получит возможность — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.; — вносить необходимые коррективы в — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводит о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и, вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять запись указанной учителем — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательного текста; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); — осуществлять синтез как составление целого из частей; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) — подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем, — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); — строить понятные для партнера высказывания; — задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. — строить сообщение в соответствии с учебной задачей; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе); | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. Проектная работа |
Раздел 2. Преобразования в России. 10 часов | Царь – плотник. Выход к морю.Петр I, царь и человек. Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые. Каменное царство Руды металлов Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый А. В. Суворов Отечественная война 1812 года | уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам; – систематизировать изученные в 1–4 классах естественнонаучные и исторические понятия; – достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание; – пользоваться учебной и дополнительной литературой; | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) — понимание чувств одноклассников и учителей; — представление о своей этнической принадлежности; — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; — учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; — принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; — представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; — вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных, ошибок; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательных текстов; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность — выделять информацию из сообщений, разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; — проводится сравнение, сенсацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям "(критериям) без указания количества групп; — понимать структуру построения рассуждения как связи, простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — учитывать другое мнение и позицию; — допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; — использовать речь для планирования своей деятельности; — контролировать действия партнера; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т.Проектная работа |
Раздел 3. Мир человека в новое время. 27 часов | Развитие науки Строение и работа нервной системы Значение кровеносной системы. Кровь. Значение кровеносной системы. Путь крови. События начала Века. Великая Отечест- венная война (1941–1945 гг.). | находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта; – различать полезные ископаемые (не менее трех); – иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту; – соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний; – соблюдать правила охраны природы; – ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения; – кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих; – описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России; – соотносить год с веком; . | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформирования: — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; — понимание чувств одноклассников и учителей; — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; — представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность — ориентации на принятие образца «хорошего ученика»; — осознания ответственности человека:. — осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувств гордости за свою Родину, народ, историю — сопереживания другим людям, в т.ч. и логическим лицам; — учебно-познавательного интереса к и хождению разных способов решения учебной задачи; — принятия ценности природного мир здоровьесберегающего поведения; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Обучающийся получит возможность —. следовать установленным правилам ,планировании и контроле способа решения; — в сотрудничестве с учителем, класса находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагло — вносить необходимые коррективы в выполнение действия на основе его оценки учета характера сделанных ошибок; — самостоятельно адекватно оценивая правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; — строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); — подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: — понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать модели и схемы по заданиям учителя, — строить сообщения в устной и письменной форме; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; — строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; —.учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); Обучающийся получит возможность — контролировать действия партнера; — строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации; — стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; — строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — использовать речь для планирования своей деятельности. | ФО, ИРК , СР, ПР, Т.Проектная работа |
Раздел4: Современная Россия. 10 часов | Век научных открытий Охрана природы Дыхание человека. Органы дыхания. Гигиена дыхания.Сельское хозяйство. Животноводство Растениеводство Зачем человек ест. Состав пищи Состав пищи.Органы пищеварения. Зубы и уход за ними Длинная дорога бутерброда. Система пищеварения. Современная Россия. Человек и общество. Устройство государственной власти.Символы и праздники России Человек в современных условиях Нравственные нормы жизни | знатьназвания основных органов человека и их значение; – некоторые правила предупреждения травм; – нормы здорового образа жизни; – полезные ископаемые и их значение в хозяйстве; – основные этапы истории России; – государственную символику; – даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники; – народы, населяющие Россию (не менее трех); – название Основного закона страны;– достопримечательности родного края; – названия наиболее крупных стран мира и их столиц; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России. – узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края; | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — интерес к познанию окружающего мира; — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; — оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; . — этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; — понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; — понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; — принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; — понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность — внутренней позиции обучающегося уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; . — способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — реализации основ гражданской идентичности в поступках; — следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, — эмпатии как осознанного понимания Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться: — самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях: — самостоятельно адекватно оценивая-правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным. словесно-образным и словесно-логических материалом; — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научаться: — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) Обучающийся получит возможность научиться: — понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать модели и схемы по заданиям учителя; — строить сообщения в устной и письменной форме; — находить разнообразные способы решения учебной задачи; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенными основаниям без указания количества групп; — строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объектов (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность — контролировать действия партнера, — строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой),,владеть диалогической формой коммуникации, используя в — строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; — использовать речь для регуляции своего действия; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — понимать ситуацию возникновения — осуществлять взаимоконтроль; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. Проектная работа |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — интерес к познанию окружающего мира; — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; — понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; — ориентация в поведении на принятые моральные нормы; — сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам; — принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. — понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; Обучающийся получит возможность — внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; — выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; — учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; — способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — реализации основ гражданской идентичности в поступках; — следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; — ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; — эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
— принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; — действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и . несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с задачей учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя, — находить разнообразные способы решения учебной задачи; — осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов самостоятельно выделенным основан Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность — допускать возможность существования — строить монологическое высказывания — использовать речь для регуляции своих действия; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — осуществлять взаимоконтроль; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | Дата план | Дата факт |
Iчетверть | |||||
1 | |||||
1 | Развитие жизни на Земле . Условия современной жизни | УОНЗ | Ф.О. | ||
2 | Техника и человек | УОМН | Ф.О.ИРК | ||
3 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни . Клетка – основа строения и роста живых организмов | УОНЗ | Ф.О | ||
4 | Режим дня в жизни человека | УОНР | ИРД .ИРК | ||
5 | Лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственных растений | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
6 | Представление о смысле жизни .Где и как жили рыцари | УОНЗ | Ф.О | ||
7 | Самоценность личности .Почему осанка выделяла рыцаря. Практическая работа «Моя осанка» | УРК | См.р | ||
3 | |||||
8 | Опора и защита тела | УОНЗ | Ф.О | ||
9 | Позвоночник. Череп | УОНЗ | Ф.О | ||
10 | Грудная клетка.Живые рычаги | УОНЗ | Ф.О. | ||
11 | Мышцы и движение | УОНЗ | Ф.О. | ||
12 | Мышцы и движение. Самостоятельная работа по теме «Тело человека» | УРК | См.р | ||
4 | |||||
13 | Манипуляции в общении .«Черная смерть» | УОНЗ | Ф.О. | ||
14 | Начало нового времени (эпоха Возрождения) | УОНЗ | Ф.О. | ||
15 | Расширение знаний о Земле. Великие мореплаватели | УОНЗ | Ф.О. | ||
16 | Природа Нового Света | УОМН | Ф.О. ИРК | ||
5 | |||||
17 | Устройство Вселенной | УОНЗ | Ф.О. | ||
18 | Открытие невидимого мира (микробиология) | УОНЗ | Ф.О. | ||
II четверть | |||||
19 | Победа над эпидемиями | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
20 | .Зачем нужна гигиена | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
21 | Особенности кожного покрова | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
22 | Обобщающий урок. Самостоятельная работа | УРК | См.р | ||
6 | |||||
23 | Царь-плотник. Выход к морю | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
24 | Петр I – царь и человек | УОНР | Ф.О. ИРК | ||
25 | Становление российской науки. М. В. Ломоносов | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
7 | |||||
26 | Горные породы. Полезные ископаемые | УОНЗ | Ф.О. | ||
27 | Каменное царство. Практическая работа «Свойства горной породы» | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
28 | Руды металлов. Горючие полезные ископаемые | УОНЗ | Ф.О. | ||
29 | Кто открывает и добывает полезные ископаемые | УОНР | Ф.О. ИРК | ||
8 | |||||
30 | Ни разу не побежденный. (А. В. Суворов) | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
31 | Отечественная война 1812 г. | УОНЗ | Ф.О. | ||
32 | План местности. Практическая работа | УРК | См.р | ||
III четверть | |||||
9 | |||||
33 | Северные земли России | УОНЗ | Ф.О. | ||
34 | Самый маленький материк | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
35 | Русские на шестом континенте | УОНР | Ф.О.ИРК. | ||
36 | Дальний Восток России | УОНЗ | Ф.О. | ||
37 | Особенности природы гор | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
38 | Человеческие расы | УОНЗ | Ф.О. | ||
10 | |||||
39 | Развитие науки и техники | УОНЗ | Ф.О. | ||
40 | Новые знания о человеке | УОНР | Ф.О. | ||
41 | Открытие деятельности нервной системы. Ее строение и работа | УОНЗ | Ф.О. | ||
42 | Кровь. Значение кровеносной системы | УОНЗ | Ф.О. | ||
43 | Кровь. Значение кровеносной системы | УОНЗ | Ф.О. | ||
44 | Обобщающий урок по теме «Знания о человеке» | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
11 | |||||
45 | Мои поступки .События начала века | УОНЗ | Ф.О. | ||
46 | Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
47 | Наш город в годы ВОВ | УОНЗ | Ф.О. | ||
48 | Страны-участники Второй мировой войны | УОНЗ | Ф.О. | ||
49 | Век научных открытий. Правила пользования телевизором, монитором, компьютером | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
50 | Самостоятельная работа по теме «Россия в ХХ веке». Тест | УРК | См.р | ||
12 | |||||
51 | Окружающая среда и здоровье человека .Охрана природы | УОНР | Ф.О. | ||
52 | Дыхание человека. Значение зрения для человека . Профилактика возникновения нарушений зрения | УОНЗ | Ф.О. | ||
IV четверть | |||||
53 | Сельское хозяйство.Животноводство | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
54 | Растениеводство | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
13 | |||||
55 | Состав пищи | УОНЗ | Ф.О. | ||
56 | Органы пищеварения | УОНЗ | Ф.О. | ||
57 | Зубы и уход за ними | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
58 | Дурные привычки и моё отношение к ним . Длинная дорога бутерброда. Культура питания | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
59 | Самостоятельная работа | УРК | См.р | ||
14 | |||||
60 | Умей сказать нет . Человек и общество | УОНЗ | Ф.О. | ||
61 | Гражданин и государство .Россия – наша Родина | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
62 | Москва – столица России | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
63 | Права и обязанности граждан России . Устройство государственной власти | УОНЗ | Ф.О. | ||
64 | Символы и праздники России | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
65 | Итоговая контрольная работа | УРК | К.р | ||
66 | Что значит быть и жить в настоящем времени . Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни | УОНР | Ф.О.ИРК | ||
67 | Комплексная работа | УРК | К.р | ||
68 | «Есть порох в пороховницах!» Родной край.Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия в краеведческий музей | |||
Резерв-2 урока |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение
- Литература.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Методические рекомендации к курсу.
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2.Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ra
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фундаментального ядра федерального госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...