РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, учебного плана  на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013;

2. Полякова, А. В. Тетрадь № 1,2 по русскому языку. 4 класс / А. В. Полякова. – М. : ООО «МТО ИНФО», 2013.

3. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013.

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._program._4_klass_1_mou.docx74.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы:

Промкина Л.Н.

приказ № ____ от____ 09. 2014 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа                

 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «русского языка» в 4 классе  

по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

                                                                       

Составитель:

 учитель начальных классов                                                                                    

                                                                                         Комарова Екатерина Витальевна

                                           

посёлок Красный Текстильщик, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013;

2. Полякова, А. В. Тетрадь № 1,2 по русскому языку. 4 класс / А. В. Полякова. – М. : ООО «МТО ИНФО», 2013.

3. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013.

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

   Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объема;

воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

     Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение».

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в  4 классе – 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные недели).

      В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку А. В. Поляковой.

      Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 140 часов, в том числе:

– для проведения контрольных работ отводится 3 ч;

– проверочных работ – 10 ч;

– работ по развитию речи – 6 ч;

– для списывания – 2 ч;

– для написания изложений – 2 ч.

Контроль за освоением материала в I полугодии представлен в виде теста (2 ч), итоговый контроль – в виде разноуровневых заданий по основным разделам, изучаемым в 4 классе (2 ч).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом стандарта, реализуется программа базового уровня.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к уровню подготовки, учащихся к концу 4-го года обучения

1. Учащиеся  научатся:

 распознавать части речи

 склоненять имена прилагательные в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

 склоненять имена прилагательные во множественном числе;

 правописанию безударные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе;

 неопределенной форме глагола;

 изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

 распознавать глаголы 1-го и 2-го спряжения;

 правописанию безударных личных окончаний глаголов;

 правописанию мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

 измененять глаголы в прошедшем времени по родам и числам;

 обозначать гласные и согласные в приставках;

 правописанию частицы не с глаголами;

 правописанию неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться; -тся);

 определять виды предложений.

2. Учащиеся  получат возможность научиться:

 ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

 устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и                          словосочетания;

 распознавать местоимения, определять их число и лицо;

 писать раздельно местоимение с предлогами;

 правильно писать падежные окончания прилагательных;

 подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;

 определять время, число и спряжение глаголов;

 спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

 распознавать неопределенную форму глаголов;

 писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

 писать не с глаголами раздельно;

 писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

 писать диктанты различных видов;

 объяснять орфограммы по пройденному материалу.

Владеть компетенциями:

 коммуникативной;

 рефлексивной;

 ценностно-ориентированной;

 личностного саморазвития,

 смыслопоисковой.

Жизненно-практические задачи:

 адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.);

 работать со словарями (алфавит);

 соблюдать орфоэпические нормы;

 создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

 владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Отбор содержания обучения по русскому языку подчинен следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

– усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;

– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных – обобщение, классифицирование, сравнение; познавательных – учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творческом самовыражении, умение принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных – сотрудничество и планирование деятельности);

– усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением – умением находить необходимый учебный материал. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой – позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

Это определило цель обучения русскому языку: заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001: 2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время идеи деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного подходов, которые определяют задачи обучения:

 приобретение учащимися знаний по фонетике, графике, морфологии, грамматике;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 овладение способами индивидуальной, коллективной, парной и групповой деятельности;

 освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысл поисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по морфологии, фонетике, лексике, орфоэпии, синтаксису. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.

    Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в обязательном минимуме во взаимосвязи; все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и в речеведческом аспектах. А именно: больше учебного времени отводится работе по формированию умений и навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности. Такой подход требует и новой логики построения урока. При такой переориентации обеспечивается значительное повышение результативности учебного процесса при одновременном снижении его трудоемкости. Основой такой работы становится текст.

   Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Основная идея курса русского языка – представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.

Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения.

Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.

Образовательный минимум требует усиления внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей умению находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словари, словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

– основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

– орфография и пунктуация;

– развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», призванный обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Содержание образовательного минимума представлено в двух крупных блоках – «Виды речевой деятельности» и «Система языка (практическое усвоение)». Такое структурирование содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность выстроить обучение с учетом определенных требований: возможностей младшего школьника, доступности содержания учащемуся массовой российской школы; недопустимости перегрузки младших школьников понятиями, научными терминами, дублирующими содержание образования в основной школе; возможности изучить предлагаемый материал за часы, отводимые в базисном учебном плане.

Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.

Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, с учетом познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста; усиливается внимание к изучению словообразования и выделению наиболее продуктивных корней, приставок, суффиксов, типов и моделей словообразования. Знание учащимися законов словообразования и состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания, так как орфография тесно связана со словообразованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел учебного курса

Элементы

содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля, проект

Сложное предложение

7 часов

 

Новый вид предложений. Интонационная законченность простого и сложного предложений.

Представление о сложном  предложении.

Способы соединения простых предложений в сложное. Распознавание сложных предложений. Обнаружение различного смысла, присущего частям сложного предложения, грамматически выступающего в качестве основы предложения. Способы  распознавания сложного предложения, отличие его от  простого распространенного.

Определение грамматической основы предложения и разбор  его по членам   Отличие сложного предложения и предложения с однородными членами.   Сложное предложение, состоящее из простых с однородными членами. Способы

 соединения простых предложений в сложное.

Наблюдать за признаками сложного предложения. Сравнивать предложения в группах.

Формулировать вывод по результатам наблюдений. Находить сложныае предложения среди других предложений и в речи.

Выделять основы сложных предложений.

Составлять и записывать сложные предложения

Наблюдать за способами связи простых предложений в составе сложного.

Называть признаки союзов как служебной части речи. Определять вид предложения.

Находить и подчёркивать главные члены предложения (основу) в простых и сложных предложениях.

Составлять сложные предложения из простых.

Разделять сложные предложения на простые.

Отличать сложное предложение от предложения с однородными членами.

Расставлять знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.

Находить и исправлять ошибки в предложениях, тексте на употребление запятой в сложном предложении.

Контролировать свои действия при записи сложных предложений, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Выполнять разбор предложения по членам и частям речи. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Находить образные сравнения.

Наблюдать за особенностями загадок, стихотворений. Определять главную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Делить текст на смысловые части.

Соотносить предложенный план текста с содержанием текста.

Приобщаться к пониманию красоты растительного и животного мира

Регулятивные:

владеть разными видами контроля и оценки;

– прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.

Познавательные:

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– формулировать поисковые запросы.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

– отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов
и дополнительных сведений

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

МЕСТОИМЕНИЕ

8  часов

На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи.

Личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Личные местоимения. Лицо местоимений. Согласование местоимения с существительным , на которое оно указывает.

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании. Формирование умения структурно оформлять текст собственного высказывания

Склонение местоимений. Наблюдение за различными падежными формами местоимений. Умения изменять местоимения по лицам и числам.

Упражнение в определении лица, рода, падежа и числа местоимений. Склонение местоимений 1-2 лица

Составление предложения, используя местоимения в данных падежных формах. Вывод о совпадении основ в косвенных падежах местоимений м. р. и ср. р.; Р. п.и В. п.

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст-описание. Работа по картине.

Повторение основных орфограмм, выполнение работы над ошибками.

Раздельное написание местоимений с предлогами. Изменение местоимений с предлогами.

Формулировать вывод по результатам наблюдений. Называть признаки местоимений.

Находить местоимения в предложениях, текстах. Наблюдать за особенностями стихотворения.

Составлять предложения с местоимениями.

Ощущать сопричастность к великим людям нашей страны (исследователям, писателям...).

Приобщаться к пониманию красоты растительного и животного мира

Наблюдать за личными местоимениями в речи. Называть личные местоимения.

Определять лицо личных местоимений.

Наблюдать за особенностями сказки как жанра. Составлять и записывать предложения с личными местоимениями, осуществлять контроль своих действий при записи.

Употреблять форму вежливого обращения с помощью местоимения Вы.

Объяснять смысл выражений из басен.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать ответ товарища, высказывать своё мнение и обосновывать его.

Склонять личные местоимения 3-го лица.

Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Составлять и записывать предложения с местоимениями 1-го и 2-го лица в указанном числе и падеже, контролировать свои действия при записи.

Определять род личных местоимений 3-го лица. Составлять и записывать словосочетания указанных глаголов с местоимениями 3-го лица в указанном падеже. Наблюдать за особенностями народной песни, стихотворения, сказки.

Составлять предложения по рисункам.

Наблюдать за написанием предлогов с местоимениями.

 Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Изменять местоимения с предлогами при склонении.

Составлять и записывать предложения с местоимениями с предлогами (к нему, ему, для него, его,

Регулятивные:

– владеть разными видами контроля

и оценки;

– вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из самооценки и оценки учителя или других учащихся.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные:

– уметь отвечать на вопросы, заданные на уточнение
и понимание;

– уметь презентовать свои достижения

Ф,О. –фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

3 часов

Приставка. Правописание гласных в приставках. Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками

Правописание согласных в приставках   Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками

Формировать умения писать связный текст по плану с элементами сочинения.

Повторение орфограмм, анализ текста.

Упражнение в правописании гласных и согласных в приставках. Правописание предлогов и приставок

Сравнивать произношение приставок с их написанием.

Формулировать по результатам наблюдений вывод.

 Применять алгоритм выбора буквы о или а в приставке.

Выделять приставки в словах.

Применять правило написания приставок об-, от-, над-, под-, B-, C-.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученные орфограммы.

Контролировать свои действия при записи слов с приставками, вносить необходимую коррекцию (в ходе записи или после неё).

Образовывать от данных слов слова с заданными приставками.

Распределять роли; планировать совместную деятельность по выполнению задания; договариваться об очерёдности высказываний; слушать членов группы; высказывать свою точку зрения и аргументировать её; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать разные мнения; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; осуществлять контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу.

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– индивидуально распознавать новую задачу;

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– уметь работать с моделями;

– соотносить результаты с ре-

альностью
в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

7 часов

 

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.

Определение лица и числа глаголов настоящего времени.

Понятие о личных окончаниях глаголов настоящего времени единственного и множественного числа

Личные окончания глаголов в настоящем времени.

Определение лица и числа глаголов настоящего времени.

Наблюдение за смысловым значением глаголов

Понятие о будущем простом и сложном времени. Развитие умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени

Закрепление умения различать глаголы настоящего и будущего времени, определение лица и числа глаголов, разбор  глаголов по составу

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Наблюдение за особенностью в произношении окончаний женского и среднего родов.

Определение рода и числа глаголов..

Правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Фразеологизмы

Изменять глаголы в настоящем времени по лицам. Наблюдать за окончаниями при изменении глаголов настоящего времени по лицам.

Изменять глаголы настоящего времени по числам.

Наблюдать за окончаниями при изменении глаголов настоящего времени по числам.

Сравнивать окончания глаголов настоящего времени в единственном числе в 1, 2 и 3-м лице.

Сравнивать окончания глаголов настоящего времени во множественном числе каждого лица.

Выделять личные окончания глаголов настоящего времени. Определять лицо и число глаголов настоящего времени. Ставить вопросы к глаголам будущего сложного и будущего простого времени.

Сравнивать глаголы будущего времени с глаголами в настоящем времени.

Изменять глаголы будущего времени по лицам и числам. Наблюдать за окончаниями глаголов при изменении их по лицам и числам.

Выделять личные окончания глаголов будущего времени. Определять лицо и число глаголов будущего времени. Составлять концовку текста.

Наблюдать за особенностями поговорок, пословиц, стихотворений, сказки.

Объяснять смысл поговорок, пословиц.

Образовывать от глаголов-антонимов форму множественного числа.

Составлять предложения с глаголами-синонимами.

Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

 осуществлять рефлексию способов и условий действия.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.

19 часов

Определение числа, лица (рода) глаголов в разных временных формах

Проверка умения определять время, число, лицо (род) глаголов;  разбор предложения по частям речи и членам предложения

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Дать представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении

Глагольное  управление   одно из видов связи слов в предложении.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки,

Наблюдать за окончаниями глаголов в прошедшем времени и окончаниями глаголов в настоящем и будущем времени.

Формулировать вывод об отличии окончаний глаголов прошедшего времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Изменять глаголы в прошедшем времени по родам. Определять род глагола в прошедшем времени. Образовывать от глаголов настоящего времени глаголы прошедшего времени.

Составлять предложения с глаголами в прошедшем времени разного рода, осуществлять контроль и коррекцию своих действий (в ходе записи или после неё).

Обозначать окончания глаголов прошедшего времени. Определять число глаголов в прошедшем времени. Выполнять разбор глаголов по плану: время, лицо (род), число.

Находить словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах.

Определять падеж имени существительного.

Составлять и записывать словосочетания с данными глаголами.

Наблюдать за особенностями стихотворений, сказки, народных примет.

Подбирать фразеологизм к тексту по значению.

Наблюдать за неопределённой формой глагола в предложении.

Сравнивать глаголы в неопределённой форме с другими глаголами.

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– индивидуально распознавать новую задачу;

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью
в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

проект

ПЕРВОЕ  И  ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ  ГЛАГОЛОВ

9 часов

Понятие о спряжении глаголов

Определение спряжения глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Правописание ударных окончаний глаголов.

Совершенствование умения находить в тексте олицетворения

Различие  окончаний 1-го и 2-го спряжения. Таблица.

  Совершенствование умения образовывать глаголы с помощью суффиксов

Проверка знаний о  простых предложениях и предложениях с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных, не с глаголом.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Способ определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание

 безударных личных окончаний глаголов.

Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Понятие о глаголах-исключениях.

Правописание безударных окончаний глаголов.  Спряжение глаголов с приставками

Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Сравнивать окончания глаголов 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Формулировать вывод о понятии спряжения как изменения глаголов по лицам и числам.

Называть признаки глаголов 1-го и 2-го спряжения

Выделять окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения. Наблюдать за написанием ударных окончаний глаголов. Спрягать глаголы, определять спряжение глаголов. Различать личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.

Определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения.

Составлять словосочетания с глаголами-исключениями. Обозначать спряжение глаголов и проверять их личные окончания по инфинитиву.

Выбирать нужную букву в безударном личном окончании глагола по алгоритму.

Накапливать опыт в правописании безударных личных окончаний глагола.

Находить и исправлять ошибки в словах, предложениях, тексте на правописание безударных личных окончаний глагола.

Контролировать свои действия при записи безударных личных окончаний глагола, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Наблюдать за особенностями сказки, загадки, стихотворения, басни.

Регулятивные:

– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

5 часов

Обобщение способов определения правильного написания безударного окончания глаголов.

 Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо

Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов, синтаксический разбор предложения, разбор глаголов по составу.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Правописание безударных окончаний глаголов. Обобщение полученных знаний

Определять, какую букву писать в личном безударном окончании глагола.

Тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов.

Приобретать навык правописания личных окончаний глагола.

Находить и исправлять ошибки в словах, предложениях, тексте на правописание безударных личных окончаний глагола.

Осуществлять контроль своих действий при записи безударных личных окончаний глагола, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Выделять личные окончания глаголов.

Спрягать глаголы, вставляя пропущенные буквы в окончаниях.

Указывать спряжение глаголов.

Изменять глаголы по образцу.

Выполнять письменный разбор глагола по плану.

Читать и объяснять смысл пословиц.

Наблюдать за особенностями стихотворения.

Находить в тексте олицетворение.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ.

Осознавать важность воспитания в себе положительных качеств

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

– уметь договариваться

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

НАРЕЧИЕ

14 часов

Наречие, основные признаки – неизменяемость и примыкание к другим частям речи. Роль наречий в предложении

Дополнение предложений наречиями, правильная постановка вопросов, члены предложения, к  которым примыкают наречия.

Проверка знаний учащихся по изученным темам.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

На основе осмысления разных типов связи наречий с другими частями речи в предложении познакомить со значениями наречий.

Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи они поясняют, определять их значение.

Обобщение знаний о частях речи

Понятие наречия как части речи, разряды наречий, определение разряда наречий; орфографическая зоркость

Поясняющая функция наречий, дифференциация частей речи по их существенным признакам.

Образование  наречий  от  прилагательных  с  помощью  суффиксов  -о,  -е  и приставок.

Разбор   наречия  по составу

Проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися по грамматике, орфографии и синтаксису за I полугодие; проверить умение применять теоретический материал на практике

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов.

Формирование  умения  разбирать  наречия  по составу

Образование  наречий от других частей речи; различение наречий, образованных от имен

 существительных

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками  в-,  на-,  за-.

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками  в-,  на-,  за-.

Правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставкой  по-

Проверить правописание  наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- , с приставками  в-,  на-,  за- и с приставкой по-

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Правописание наречий

Наблюдать значение наречия в речи.

Находить слова, с которыми связаны наречия. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Называть признаки наречий.

Ставить вопросы к наречиям.

Составлять словосочетания с наречиями.

Составлять предложения с наречиями.

Наблюдать за особенностями стихотворений, загадок

Наблюдать, что могут обозначать наречия в предложениях. Называть слова, которые поясняют наречия.

Ставить вопросы к наречиям.

Определять значение наречия.

Составлять предложения с наречиями, обозначающими место и образ действия.

Подбирать и записывать наречия.

Подбирать к наречиям однокоренные существительные, прилагательные, глаголы.

Находить наречия в предложении.

Определять тему текста.

Делить текст на смысловые части.

Наблюдать за способами образования наречий. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Образовывать наречия от прилагательных с помощью суффиксов -о- и -е- и приставок.

Ставить вопросы к наречиям.

Различать наречия, образованные от существительных, и наречия, образованные от прилагательных.

Составлять и записывать словосочетания с наречиями, осуществлять контроль своих действий (в ходе записи или после неё).

Распределять наречия в 2 столбика по указанному признаку. Составлять и записывать предложения с наречиями. Подбирать и записывать наречия с указанными приставками.

Подбирать и записывать к данным наречиям наречия с противоположным написанием наречий на и -е.

Наблюдать за написанием наречий с приставками. Формулировать вывод (правило) по результатам наблюдений.

Объяснять орфограммы на месте пропуска букв.

Находить и исправлять ошибки в словах, предложениях, тексте на правописание наречий.

Осуществлять контроль своих действий при записи наречий, корректировать их (в ходе записи или после неёым значением.

Регулятивные:

– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

10 часов

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

Формировать умения определять обстоятельства. Отличие обстоятельства от дополнения

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство места в предложении.

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство времени в предложении.

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство места и времени в предложении.

Классификация обстоятельств.  Формирование умения находить обстоятельство образа действия в предложении.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Классификация обстоятельств.

Проверить умение находить и различать обстоятельства по их видам.

Наблюдать за признаками обстоятельства как второстепенного члена предложения.

Находить обстоятельства в предложениях.

Ставить вопросы к обстоятельствам.

Применять в рассуждении образец определения члена предложения — обстоятельства или дополнения.

Находить в предложениях обстоятельства места.

Ставить вопросы к обстоятельствам места.

Определять части речи, которыми выражены обстоятельства места.

Указывать слова, к которым относятся обстоятельства места. Выполнять разбор предложений по членам предложения. Находить в предложениях обстоятельства времени. Ставить вопросы к обстоятельствам времени.

Определять части речи, которыми выражены обстоятельства времени.

Указывать слова, к которым относятся обстоятельства вре мени.

Составлять и записывать предложения с обстоятельствами места, времени.

Находить в предложениях обстоятельства образа действия. Ставить вопросы к обстоятельствам образа действия. Определять части речи, которыми выражены обстоятельства образа действия.

Указывать слова, к которым относятся обстоятельства оо- раза действия.

Определять вид обстоятельства в предложении (места, времени, образа действия).

Определять стиль текста (с доказательством).

Определять тип текста (с доказательством).

Озаглавливать текст.

Писать изложение по плану.

Наблюдать за особенностями стихотворения, скороговорки. Находить в стихотворном тексте образные сравнения, олицетворения.

Регулятивные:

– высказывать свою версию;

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– индивидуально распознавать новую задачу;

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

26 часов

Наблюдение за падежными окончаниями прилагательных. Безударные окончания прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Наблюдать за падежными окончаниями прилагательных.

Выделять личные окончания

Понимать, что в обществе приняты некоторые правила, которые помогают ориентироваться в каких-то вопросах (например, правило спуска с горы на лыжах).

Осознавать правила поведения в определённых ситуациях

Наблюдать за падежными окончаниями прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы. Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным: ставить вопросы, определять род, число, падеж.

Склонять прилагательные женского рода вместе с существительным.

Наблюдать за ударными и безударными падежными окончаниями имён прилагательных.

Формулировать вывод по результатам наблюдении. Проверять безударные личные окончания имён прилагательных женского рода с помощью вопроса косвенного падежа.

Выделять личные окончания имён прилагательных.

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– индивидуально распознавать новую задачу;

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и про должать их логику мышления;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

– контролировать действия партнера

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ.

  11 ЧАСОВ

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Написание возвратных глаголов.

Формировать навык написания глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Написание возвратных глаголов.

Правописание   глаголов 2 лица с -ешь, -ишь.

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 лице, навык написания глаголов.

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 лице, навык написания глаголов.

Проверить навык написания глаголов в неопределенной форме, во 2 и 3 лице.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице

Проверить навык написания глаголов в неопределенной форме, во 2 и 3 лице.

Наблюдать за глаголами с суффиксом -ся (-сь). Определять значение глаголов с суффиксом -ся (-сь). Сравнивать глаголы, анализировать и устанавливать, когда пишется суффикс -ся, а когда — -сь.

Объяснять выбор суффикса на месте пропущенных букв. Образовывать глаголы по образцу.

Наблюдать за формообразующим суффиксом -ть в глаголах. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять орфограммы на месте пропуска букв.

Находить и исправлять ошибки в словах, предложениях, тексте на правописание глаголов с суффиксом -ся (-сь).

Контролировать свои действия при записи глаголов с суффиксом -ся (-сь), вносить необходимую коррекцию (в ходе записи или после неё).

Объяснять значение образных оборотов речи.

Наблюдать за особенностями загадки.

Приобщаться к пониманию красоты растительного мира

Наблюдать за правописанием мягкого знака в глаголах 2-го лица.

Формулировать вывод по результатам наблюдения.

Подбирать глаголы с возвратным значением и записывать их во 2-м лице единственного числа.

Указывать лицо глаголов.

Объяснять орфограммы на месте пропущенных букв. Находить и исправлять ошибки в словах, предложениях, тексте на правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица. Осуществлять контроль своих действий при записи глаголов 2-го лица, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Выполнять разбор глагола по плану.

Составлять и записывать предложения с глаголами 2-го лица единственного числа.

Наблюдать за особенностями загадки

Сравнивать глаголы в неопределённой форме и 3-м лице. Ставить вопросы к глаголам с -ться и -тся. Формулировать правило написания глаголов с -ться и -тся.

Приобретать навык правильного написания глаголов с -ться и -тся.

Выписывать глаголы на -тся с существительными, с которыми они связаны.

Выписывать из текста словосочетания, предложения с глаголами, в которых есть суффикс -ся.

Спрягать глаголы, подбирать к ним неопределённую форму.

Объяснять знакомые орфограммы на месте пропуска букв.

Регулятивные:

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

5 часов

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Систематизировать знания изученных орфограмм. Разбор предложения по членам. Виды предложений

Разбор  предложений по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения,

правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. Навык написания по памяти предложения, знаки препинания; Заглавие  текста, план текста.

Навык  написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами.

Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Навык  написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами.

Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Навык  написания различных видов предложений.

Проверить навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, писать предложения с однородными членами.

Наблюдать за предложениями в речи.

Отличать простое предложение от сложного.

Различать сложное предложение и предложение с однородными членами.

Делить сложные предложения на простые.

Находить основы предложений.

Находить в тексте нераспространённые предложения. Выполнять разбор предложения по членам и частям речи.

Регулятивные:

– владеть различными видами к– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

контроля и оценки;

РЕЧЬ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

16 часов

Повторить основные орфограммы, пояснить те,  в которых допущены ошибки.

Формировать навык определения темы текста, основной мысли, определения теста по стилю, находить смысловые связи в тексте.

Текст, определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

Прямая речь, представление о прямой речи и знаках препинания

 Навык  правописания предложений с прямой речью, применение знаков пунктуации на практике.

Проверка навыков правописания предложений с прямой речью. Знаки препинания.

Выделять главную мысль текста.

Составлять и записывать план текста.

Выделять части текста (абзацы).

Располагать части текста в нужной последовательности. Передавать содержание текста своими словами.

Определять жанр текста: пословица, сказка-небылица, стихотворение.

Наблюдать за особенностями различных жанров текста. Объяснять смысл пословиц.

Определять стиль текста.

Различать диалог и монолог, находить их в речи. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение.

Записывать фразеологизмы по их значению.

Наблюдать за оформлением на письме прямой речи. Находить прямую речь и слова автора в тексте. Расставлять знаки препинания при прямой речи. Находить устаревшие слова, объяснять их значение с помощью словаря.

Находить в тексте олицетворения, образные сравнения.

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– осуществлять рефлексию способов и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

– использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

Фо-фронтальный опрос

ИРД- индивидуальная работа у доски

ИРК-индивидуальная работа по карточкам

СР-самостоятельная работа

ПР-проверочная работа

КД-контрольный диктант

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Текущий и  промежуточный  контроль

Дата

план

Дата

факт

Сложное предложение – 2 часа

1

Признаки сложного предложения

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

2

Нахождение сложного предложения.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре, группах

Союзы в сложных предложениях – 5 часов

3

             

Понятие союза как служебной части речи.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

4

Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами.

1

открытие нового знания

ФО

5

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

открытие нового знания

ФО

6

Входная контрольная работа

1

урок  развивающего контроля

К.р

7

Развитие речи. Текст.
Определение темы текста
и основной мысли

1

Урок общеметодологической направленности

фо

Местоимение. Общее понятие - 1 час

8

Понятие местоимения как части речи

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

Личные местоимения – 2 часа

9

Понятие личных местоимений

1

открытие нового знания

ФО

10

1,2,3-е лицо личных местоимений

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

Склонение личных местоимений - 2 часов

11

Склонение местоимений 1-го и 2-го лица

1

открытие нового знания

ФО

12

Склонение местоимений 3-го лица

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

Предлоги перед местоимениями – 3 часа

13

Наблюдение за написанием предлогов с местоимениями.

1

открытие нового знания

ФО

14

Изменение местоимений с предлогами при склонении.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

15

Проверочная работа по теме «Местоимения»

1

урок  развивающего контроля

Правописание гласных и согласных в приставках – 3 часов

16

Правописание букв о и а в приставках.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

17

Правописание приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-.

1

открытие нового знания 

ФО-фронтальный  опрос

18

Подготовка к написанию изложения.

1

Урок общеметодологической направленности

С.р.

Изменение глаголов в будущем времени по лица и числам – 4 часов

19

Будущее простое время глаголов.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

20

Изменение глаголов будущего простого времени по лицам и числам

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

21

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

22

Особенности изменения по лицам глаголов будущего сложного времени.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

Изменение глаголов в прошедшем  времени по родам и числам - 10 часов

23

Отличие окончаний глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем времени.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

24

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1

открытие нового знания

ФО

25

Определение рода глаголов прошедшего времени

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

26

Проверочная работа по теме «Время глаголов»

1

Урок развивающего контроля

П.р

27

Развитие речи. Письмо.

1

Урок общеметодологической направленности

См.р

28

Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже.

1

открытие нового знания

ФО

29

Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

30

Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

31

Контрольная работа за 1 четверть

1

Урок развивающего контроля

К.р

32

Работа над ошибками.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа в паре,группах

Неопределённая форма глагола –5 часов

33

Понятие о неопределённой форме глагола. Основа глагола в неопределенной форме

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

34

Роль неопределенной формы глагола в предложении.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

35

Образование глаголов прошедшего времени от инфинитива.

1

открытие нового знания

ФО

36

Словообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы

1

открытие нового знания

ФО

37

Уточнение понятия основы

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

Правописание частицы не с глаголами - 3 часа

38

Отрицательная частица не. Наблюдение за написанием частицы не с глаголами. Формулировка правила.

1

открытие нового знания

ФО

39

Глаголы, которые не употребляются без частицы не

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

40

Подробное изложение
деформированного описательного текста. («Свиристели» по Б. Павлову)

1

Урок общеметодологической направленности

См.р.

1 и 2 спряжения глаголов – 9 часов

41

Понятие о спряжении глаголов. 1 и 2 спряжения глаголов.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

42

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.

1

открытие нового знания

ФО

43

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

44

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

1

открытие нового знания

ФО

45

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

46

Глаголы – исключения.

1

открытие нового знания

ФО

47

Правописание личных безударных окончаний глаголов

1

открытие нового знания

ФО

48

Правописание личных безударных окончаний глаголов

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре,группах

49

Проверочная работа
по теме «Спряжение
глагола»

1

Урок развивающего контроля

Пр.р.

Правописание безударных окончаний глаголов – 5 часов

50

Подробный алгоритм правильного написания безударного окончания глагола.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

51

Правописание личных окончаний глаголов

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре

52

Тренировка в написании личных окончаний глаголов.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Работа в паре

53

Проверочный диктант

1

Урок развивающего контроля 

Диктант

54

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Наречие – 4 часа

55

Роль наречий в языке.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

56

 Признаки наречия как части речи

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

57

Контрольная работа
за I полугодие

1

Контрольная работа
за I полугодие

К.р

58

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Значения наречий – 2 часа

59

Значение наречий: место действия, время действия, образ действия, степень качества.

1

открытие нового знания

ФО

60

Определение значения наречия

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Образование наречий – 3 часа

61

Образование наречий

1

открытие нового знания

ФО

62

Образование наречий с помощью суффиксов –о- и –е- и приставок

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

63

Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлога

1

открытие нового знания 

ФО-фронтальный  опрос

Правописание наречий -5 часов

64

Правописание наречий на – о  и - е

1

Открытие нового знания

ФО

65

Правописание наречий с приставками.

1

Открытие нового знания

ФО

66

Правописание наречий с приставками по-  и  суффиксами –ому, - ему

1

Открытие нового знания

ФО

67

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

1

Урок развивающего контроля

К.д.

68

Коррекционная работа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Второстепенный член предложения – 10 часов

69

Второстепенный член предложения – обстоятельство

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

70

Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка»

1

Урок общеметодологической направленности

См.р

71

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

72

Обстоятельства места

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

73

Обстоятельства времени

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

74

Обстоятельства образа действия.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

75

Постановка вопросов к обстоятельствам.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

76

Разбор предложения по частям речи и членам предложения

1

открытие нового знания

ФО

77

Контрольное списывание с грамматическим заданием

1

Урок развивающего контроля

См.р

78

Коррекционная работа

1

урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный  опрос

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы – 6 часов

79

Наблюдение за окончаниями прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы при их склонении.

1

открытие нового знания

ФО-фронтальный  опрос

80

Окончание родительного падежа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

81

Сжатое изложение по самостоятельно составленному плану

1

Р.р

См.р

82

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

83

Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

84

Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

 Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы – 6 часов

85

Наблюдение за падежными окончаниями прилагательных женского рода при их склонении

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

86

Безударные окончания имён прилагательных женского рода

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

87

Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

88

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

89

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных»

1

Урок развивающего контроля

К.д

90

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Склонение имен прилагательных во множественном числе – 2 часа

91

Наблюдение за окончаниями имён прилагательных во множественном числе при их склонении

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

92

Безударные окончания имён прилагательных во множественном числе.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы – 5 часов

93

Склонение имен прилагательных
м. р. и ср. р. с мягкой основой

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

94

Склонение имен прилагательных
м. р. и ср. р. с мягкой основой

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

95

Дательный и предложный падежи прилагательных м. р. и ср. р.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

96

Творительный и предложный падежи прилагательных м. р. и ср. р.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

97

Проверочный тест

1

Урок развивающего контроля

См.р

 Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце  основы – 4 часов

98

Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

99

Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

100

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

101

Таблица склонения имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Склонение имен прилагательных во множественном числе – 3 часа

102

Склонение имен прилагательных множественного числа

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

103

Родительный, дательный

и предложный падежи прилагательных мн. числа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

104

Правописание окончаний имен прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Образование прилагательных – 4 часа

105

Образование имен прилагательных

от существительных

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

106

Образование имен прилагательных

от существительных при помощи суффиксов – ск-, -ист-,– н-

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

107

Сочинение с элементами описания «Моя мама»

1

Р.р

См.р

108

Работа над ошибками

урок отработки навыков и рефлексии

урок отработки навыков и рефлексии

Правописание глаголов с суффиксом -ся (-сь) – 3 часа

109

Возвратные глаголы

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

110

Глаголы

с суффиксами -ся, -сь 

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

111

Формообразующий суффикс -ть

1

урок отработки навыков и рефлексии

урок отработки навыков и рефлексии

Правописание мягкого знака в глаголах  2-го лица – 2 часа.

112

Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

113

Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице – 6 часов

114

Сравнение глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

115

Написание -тся,

-ться

в глаголах

1

открытие нового знания

ФО

116

Упражнение в написании глаголов
на
-тся,
-ться

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

117

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»

1

Урок развивающего контроля

К.д

118

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

119

Закрепление по теме «Правописание глаголов в неопределенной форме»

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Простое и сложное предложения – 5 часов

120

Простое предложение.

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

121

Сложное предложение. Деление сложных предложений на простые

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

122

Разбор предложения по членам и частям речи.

Знаки препинания в сложных предложениях

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

123

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложения»

1

Урок развивающего контроля

К.д

124

Работа над ошибками

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

Речь – 9 часов

125

Заглавие текста. Главная мысль текста.

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

126

Изложение текста

1

открытие нового знания

ФО

127

Жанры текста

1

открытие нового знания

ФО

128

Типы текстов. Фразеологизмы

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

129

Стили текста

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

130

Диалог и монолог. Фразеологизмы  

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

131

Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи.

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

132

Устаревшие слова. Образные обороты речи.

1

открытие нового знания

Ф.о-фронтальный опрос

133

Проверочная работа по теме «Прямая речь»

1

Урок развивающего контроля

П.Р

Повторение изученного – 7 часов

134

Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

 Повторение изученного

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

135

Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

 Повторение изученного

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

136

Итоговая контрольная работа

1

Урок обобщающего контроля

К.д

  137

Работа над ошибками.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

138

Повторение изученного

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

139

Обобщение изученного в 4 классе.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

140

Обобщение изученного в 4 классе.

1

урок отработки навыков и рефлексии

Индивидуальная работа у доски

Работа по карточкам

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2009.

2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-Пресс, 2006.

3. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

4. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.

5. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.

6. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ, 2009.

7. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.

8. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : АРТ-Пресс, 2009.

9. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

10. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.

11. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку : пособие для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариум, 2010.

12. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ, 2009.

13. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Премьера, 2004.

14. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

4. Технические средства обучения.

1. Мультимедийное оборудование

2. Магнитофон.

3. Экран проекционный.

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол           №  ….  

от ___  08. 201.. г.

Зам. директора по УВР ____________

Иноземцева Е.Г.

31. 08.201.. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.        Фундаментального ядра федерального госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основание фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...