РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;
1. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013;
2. Полякова, А. В. Тетрадь № 1,2 по русскому языку. 4 класс / А. В. Полякова. – М. : ООО «МТО ИНФО», 2013.
3. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._program._4_klass_1_mou.docx | 74.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «русского языка» в 4 классе
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
посёлок Красный Текстильщик, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;
1. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013;
2. Полякова, А. В. Тетрадь № 1,2 по русскому языку. 4 класс / А. В. Полякова. – М. : ООО «МТО ИНФО», 2013.
3. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
– познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
– социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объема;
– воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение».
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 4 классе – 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные недели).
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку А. В. Поляковой.
Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 140 часов, в том числе:
– для проведения контрольных работ отводится 3 ч;
– проверочных работ – 10 ч;
– работ по развитию речи – 6 ч;
– для списывания – 2 ч;
– для написания изложений – 2 ч.
Контроль за освоением материала в I полугодии представлен в виде теста (2 ч), итоговый контроль – в виде разноуровневых заданий по основным разделам, изучаемым в 4 классе (2 ч).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом стандарта, реализуется программа базового уровня.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к уровню подготовки, учащихся к концу 4-го года обучения
1. Учащиеся научатся:
распознавать части речи
склоненять имена прилагательные в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
склоненять имена прилагательные во множественном числе;
правописанию безударные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе;
неопределенной форме глагола;
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
распознавать глаголы 1-го и 2-го спряжения;
правописанию безударных личных окончаний глаголов;
правописанию мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
измененять глаголы в прошедшем времени по родам и числам;
обозначать гласные и согласные в приставках;
правописанию частицы не с глаголами;
правописанию неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться; -тся);
определять виды предложений.
2. Учащиеся получат возможность научиться:
ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
писать раздельно местоимение с предлогами;
правильно писать падежные окончания прилагательных;
подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
определять время, число и спряжение глаголов;
спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
распознавать неопределенную форму глаголов;
писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
писать не с глаголами раздельно;
писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
писать диктанты различных видов;
объяснять орфограммы по пройденному материалу.
Владеть компетенциями:
коммуникативной;
рефлексивной;
ценностно-ориентированной;
личностного саморазвития,
смыслопоисковой.
Жизненно-практические задачи:
адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.);
работать со словарями (алфавит);
соблюдать орфоэпические нормы;
создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания обучения по русскому языку подчинен следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
– усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;
– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных – обобщение, классифицирование, сравнение; познавательных – учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творческом самовыражении, умение принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных – сотрудничество и планирование деятельности);
– усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.
Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением – умением находить необходимый учебный материал. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой – позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.
Это определило цель обучения русскому языку: заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001: 2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время идеи деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного подходов, которые определяют задачи обучения:
приобретение учащимися знаний по фонетике, графике, морфологии, грамматике;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
овладение способами индивидуальной, коллективной, парной и групповой деятельности;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысл поисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по морфологии, фонетике, лексике, орфоэпии, синтаксису. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.
Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в обязательном минимуме во взаимосвязи; все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и в речеведческом аспектах. А именно: больше учебного времени отводится работе по формированию умений и навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности. Такой подход требует и новой логики построения урока. При такой переориентации обеспечивается значительное повышение результативности учебного процесса при одновременном снижении его трудоемкости. Основой такой работы становится текст.
Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основная идея курса русского языка – представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.
Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения.
Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.
Образовательный минимум требует усиления внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей умению находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словари, словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой.
Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.
Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
– основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
– орфография и пунктуация;
– развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», призванный обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Содержание образовательного минимума представлено в двух крупных блоках – «Виды речевой деятельности» и «Система языка (практическое усвоение)». Такое структурирование содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность выстроить обучение с учетом определенных требований: возможностей младшего школьника, доступности содержания учащемуся массовой российской школы; недопустимости перегрузки младших школьников понятиями, научными терминами, дублирующими содержание образования в основной школе; возможности изучить предлагаемый материал за часы, отводимые в базисном учебном плане.
Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.
Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, с учетом познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста; усиливается внимание к изучению словообразования и выделению наиболее продуктивных корней, приставок, суффиксов, типов и моделей словообразования. Знание учащимися законов словообразования и состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания, так как орфография тесно связана со словообразованием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | Дата план | Дата факт | ||||
1 | Признаки сложного предложения | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
2 | Нахождение сложного предложения. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре, группах | ||||||
Союзы в сложных предложениях – 5 часов | ||||||||||
3
| Понятие союза как служебной части речи. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
4 | Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
5 | Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
6 | Входная контрольная работа | 1 | урок развивающего контроля | К.р | ||||||
7 | Развитие речи. Текст. | 1 | Урок общеметодологической направленности | фо | ||||||
8 | Понятие местоимения как части речи | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
Личные местоимения – 2 часа | ||||||||||
9 | Понятие личных местоимений | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
10 | 1,2,3-е лицо личных местоимений | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
Склонение личных местоимений - 2 часов | ||||||||||
11 | Склонение местоимений 1-го и 2-го лица | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
12 | Склонение местоимений 3-го лица | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
Предлоги перед местоимениями – 3 часа | ||||||||||
13 | Наблюдение за написанием предлогов с местоимениями. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
14 | Изменение местоимений с предлогами при склонении. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
15 | Проверочная работа по теме «Местоимения» | 1 | урок развивающего контроля | |||||||
Правописание гласных и согласных в приставках – 3 часов | ||||||||||
16 | Правописание букв о и а в приставках. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
17 | Правописание приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
18 | Подготовка к написанию изложения. | 1 | Урок общеметодологической направленности | С.р. | ||||||
Изменение глаголов в будущем времени по лица и числам – 4 часов | ||||||||||
19 | Будущее простое время глаголов. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
20 | Изменение глаголов будущего простого времени по лицам и числам | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
21 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
22 | Особенности изменения по лицам глаголов будущего сложного времени. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам - 10 часов | ||||||||||
23 | Отличие окончаний глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем времени. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
24 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
25 | Определение рода глаголов прошедшего времени | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
26 | Проверочная работа по теме «Время глаголов» | 1 | Урок развивающего контроля | П.р | ||||||
27 | Развитие речи. Письмо. | 1 | Урок общеметодологической направленности | См.р | ||||||
28 | Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
29 | Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
30 | Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном падеже. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
31 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Урок развивающего контроля | К.р | ||||||
32 | Работа над ошибками. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа в паре,группах | ||||||
Неопределённая форма глагола –5 часов | ||||||||||
33 | Понятие о неопределённой форме глагола. Основа глагола в неопределенной форме | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
34 | Роль неопределенной формы глагола в предложении. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
35 | Образование глаголов прошедшего времени от инфинитива. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
36 | Словообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
37 | Уточнение понятия основы | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
Правописание частицы не с глаголами - 3 часа | ||||||||||
38 | Отрицательная частица не. Наблюдение за написанием частицы не с глаголами. Формулировка правила. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
39 | Глаголы, которые не употребляются без частицы не | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
40 | Подробное изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | См.р. | ||||||
1 и 2 спряжения глаголов – 9 часов | ||||||||||
41 | Понятие о спряжении глаголов. 1 и 2 спряжения глаголов. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
42 | Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
43 | Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
44 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
45 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
46 | Глаголы – исключения. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
47 | Правописание личных безударных окончаний глаголов | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
48 | Правописание личных безударных окончаний глаголов | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре,группах | ||||||
49 | Проверочная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Пр.р. | ||||||
Правописание безударных окончаний глаголов – 5 часов | ||||||||||
50 | Подробный алгоритм правильного написания безударного окончания глагола. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
51 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре | ||||||
52 | Тренировка в написании личных окончаний глаголов. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам Работа в паре | ||||||
53 | Проверочный диктант | 1 | Урок развивающего контроля | Диктант | ||||||
54 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
55 | Роль наречий в языке. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
56 | Признаки наречия как части речи | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
57 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | К.р | ||||||
58 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Значения наречий – 2 часа | ||||||||||
59 | Значение наречий: место действия, время действия, образ действия, степень качества. | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
60 | Определение значения наречия | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Образование наречий – 3 часа | ||||||||||
61 | Образование наречий | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
62 | Образование наречий с помощью суффиксов –о- и –е- и приставок | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
63 | Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлога | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
Правописание наречий -5 часов | ||||||||||
64 | Правописание наречий на – о и - е | 1 | Открытие нового знания | ФО | ||||||
65 | Правописание наречий с приставками. | 1 | Открытие нового знания | ФО | ||||||
66 | Правописание наречий с приставками по- и суффиксами –ому, - ему | 1 | Открытие нового знания | ФО | ||||||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | Урок развивающего контроля | К.д. | ||||||
68 | Коррекционная работа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
69 | Второстепенный член предложения – обстоятельство | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
70 | Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка» | 1 | Урок общеметодологической направленности | См.р | ||||||
71 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
72 | Обстоятельства места | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
73 | Обстоятельства времени | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
74 | Обстоятельства образа действия. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
75 | Постановка вопросов к обстоятельствам. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
76 | Разбор предложения по частям речи и членам предложения | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
77 | Контрольное списывание с грамматическим заданием | 1 | Урок развивающего контроля | См.р | ||||||
78 | Коррекционная работа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | ФО-фронтальный опрос | ||||||
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы – 6 часов | ||||||||||
79 | Наблюдение за окончаниями прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы при их склонении. | 1 | открытие нового знания | ФО-фронтальный опрос | ||||||
80 | Окончание родительного падежа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
81 | Сжатое изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Р.р | См.р | ||||||
82 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
83 | Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
84 | Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы – 6 часов | ||||||||||
85 | Наблюдение за падежными окончаниями прилагательных женского рода при их склонении | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
86 | Безударные окончания имён прилагательных женского рода | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
87 | Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
88 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
89 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных» | 1 | Урок развивающего контроля | К.д | ||||||
90 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Склонение имен прилагательных во множественном числе – 2 часа | ||||||||||
91 | Наблюдение за окончаниями имён прилагательных во множественном числе при их склонении | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
92 | Безударные окончания имён прилагательных во множественном числе. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы – 5 часов | ||||||||||
93 | Склонение имен прилагательных | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
94 | Склонение имен прилагательных | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
95 | Дательный и предложный падежи прилагательных м. р. и ср. р. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
96 | Творительный и предложный падежи прилагательных м. р. и ср. р. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
97 | Проверочный тест | 1 | Урок развивающего контроля | См.р | ||||||
Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы – 4 часов | ||||||||||
98 | Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
99 | Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
100 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
101 | Таблица склонения имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Склонение имен прилагательных во множественном числе – 3 часа | ||||||||||
102 | Склонение имен прилагательных множественного числа | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
103 | Родительный, дательный и предложный падежи прилагательных мн. числа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
104 | Правописание окончаний имен прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Образование прилагательных – 4 часа | ||||||||||
105 | Образование имен прилагательных от существительных | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
106 | Образование имен прилагательных от существительных при помощи суффиксов – ск-, -ист-,– н- | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
107 | Сочинение с элементами описания «Моя мама» | 1 | Р.р | См.р | ||||||
108 | Работа над ошибками | урок отработки навыков и рефлексии | урок отработки навыков и рефлексии | |||||||
Правописание глаголов с суффиксом -ся (-сь) – 3 часа | ||||||||||
109 | Возвратные глаголы | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
110 | Глаголы с суффиксами -ся, -сь | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
111 | Формообразующий суффикс -ть | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | урок отработки навыков и рефлексии | ||||||
Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица – 2 часа. | ||||||||||
112 | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
113 | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице – 6 часов | ||||||||||
114 | Сравнение глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
115 | Написание -тся, -ться в глаголах | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
116 | Упражнение в написании глаголов | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
117 | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» | 1 | Урок развивающего контроля | К.д | ||||||
118 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
119 | Закрепление по теме «Правописание глаголов в неопределенной форме» | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Простое и сложное предложения – 5 часов | ||||||||||
120 | Простое предложение. | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
121 | Сложное предложение. Деление сложных предложений на простые | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
122 | Разбор предложения по членам и частям речи. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски | ||||||
123 | Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложения» | 1 | Урок развивающего контроля | К.д | ||||||
124 | Работа над ошибками | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
Речь – 9 часов | ||||||||||
125 | Заглавие текста. Главная мысль текста. | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
126 | Изложение текста | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
127 | Жанры текста | 1 | открытие нового знания | ФО | ||||||
128 | Типы текстов. Фразеологизмы | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски | ||||||
129 | Стили текста | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
130 | Диалог и монолог. Фразеологизмы | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
131 | Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
132 | Устаревшие слова. Образные обороты речи. | 1 | открытие нового знания | Ф.о-фронтальный опрос | ||||||
133 | Проверочная работа по теме «Прямая речь» | 1 | Урок развивающего контроля | П.Р | ||||||
Повторение изученного – 7 часов | ||||||||||
134 | Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Повторение изученного | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
135 | Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Повторение изученного | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
136 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок обобщающего контроля | К.д | ||||||
137 | Работа над ошибками. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
138 | Повторение изученного | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
139 | Обобщение изученного в 4 классе. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам | ||||||
140 | Обобщение изученного в 4 классе. | 1 | урок отработки навыков и рефлексии | Индивидуальная работа у доски Работа по карточкам |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2009.
2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-Пресс, 2006.
3. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
4. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
5. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
6. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ, 2009.
7. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.
8. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : АРТ-Пресс, 2009.
9. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
10. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.
11. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку : пособие для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариум, 2010.
12. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ, 2009.
13. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Премьера, 2004.
14. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
2. Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».
2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».
4. Технические средства обучения.
1. Мультимедийное оборудование
2. Магнитофон.
3. Экран проекционный.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фундаментального ядра федерального госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...