Рабочая программа Школа 2100 по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Пояснительная записка, оценивание работ, тематическое планирование, содержание и оснащение курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 г. Дзержинск
Рабочая учебная программа по
курсу «Технология»
для 4 класса
год разработки 2014
составлена на основе авторской программы «Технология» авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
образовательная система «Школа 2100» (М.: Баласс, 2011)
Программу составила:
Арзаева Н.В.
Пояснительная записка
Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций, а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Практико - ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель уроков технологии приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение задач:
- Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;
- развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Содержание предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч.).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (12 ч.).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий (8 ч.).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||
В преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: - научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома; - элементарно ухаживать за одеждой и обувью; - помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. Формирование умений: - оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; - оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | Получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий: -самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; -уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; -под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций с помощью шаблонов, чертёжных инструментов; -итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; -проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. | Формирование умений: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать; - определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; – делать выводы на основе обобщения полученных знаний; –преобразовывать, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Формирование умений: – донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы; – уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Формирование умений: - знать о происхождении искусственных материалов, встречающихся в жизни детей, называть их; - уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико - технологические решения и приёмы; - уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание учебного предмета | Требования к уровню подготовки | Основные виды учебной деятельности |
Раздел «Жизнь и деятельность человека» (11 часов) | ||||
1. | Вспомни. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Создание мозаики «Волшебный букет» из пластилина и природного материала. | Основные виды материалов, их свойства и применение для изготовления монументальной живописи.
| Знать: средства художественной выразительности: ритм, цвет, форма. Уметь: делать простейший анализ художественного произведения; анализировать образец изделия; выполнять анализ образца изделия, планировать последовательность операций, контролировать качество работы. | Под руководством учителя – коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.
|
2.3. | Мода и моделирование. Изготовление куклы. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). | Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение. Изготавливаем и одеваем куклу. Выполнение разметки и смётки деталей куклы с помощью масштабной сетки. Создание деталей костюма куклы. Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. | Знать: понятие о моде, художественном вкусе; направления моды; виды швов и порядок их выполнения. Уметь: под контролем учителя выполнять анализ образца изделия; соединять детали петельным швом, делать разметку с помощью масштабной сетки; пришивать пуговицы, кружево.
| |
4.-6. | Мода и моделирование. Изготовление деталей костюма. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). | |||
7.8. | Мода и моделирование. Отделка изделий. Строчка петельного шва и её варианты. Строчка крестообразного стежка и её варианты. Учимся вышивать (волшебные строчки), технология обработки. | Отделка изделий по инструкционной карте. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.). | ||
9. | Книга в жизни человека Ремонт книги. Подклеивание надорванной страницы. Вклеивание одинарного листа. | Ремонт книг с надорванной и выпавшей страницей по инструкционной карте. | Знать: об истории создания книг, значении книг для развития культуры народов. Уметь: осуществлять ремонт разорванных страниц и выпавших листов; осуществлять анализ образца изделия, планировать и определять последовательность технологических операций; представлять проекты изготовленных книжек-малышек. | |
10. 11. | Изготовление книги – брошюры. Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки). | Создаем свою книгу. Изготовление книжки-малышки собственного сочинения из отдельных листов. Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки). | ||
Раздел «В мастерской творца» (4 часа) | ||||
12. 13. | Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего». От простой конструкции – к сложной «Рельефная звёздочка». | Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего». От простой конструкции – к сложной. Изготовление рельефной звездочки по инструкционной карте. | Знать: многообразие устройств технических средств, выполненных на основе конструкционных технологий; область применения и назначение различных машин, технических устройств. Уметь: делать разметку с помощью циркуля, осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. | Самостоятельно: – проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; |
14. 15. | Готовимся к Новому году. Изготавливаем календарь. | Изготавливаем календарь по инструкционной карте способом склеивания листов. | Знать: этапы изготовления календаря по инструкционной карте способом склеивания листов. Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами. | |
Раздел «Ритм» (7 часов) | ||||
16. 17. | Ритм в работах мастеров. Симметричное вырезывание из бумаги «Весёлый хоровод». Создаём панно «На цветочной поляне». | Ритм. Живопись. Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод». Создание панно «На цветочной поляне» из гофрированной бумаги путём скатыванием шариков с помощью инструкционной карты. | Знать: отличия живописных работ от произведений прикладного искусства, правила характеристики их особенностей. Уметь: использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами.
| – анализировать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; – осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; |
18. 19. | Ритм в декоративно – прикладном искусстве. Живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка. Изготовление панно из изразцов. | Ритм. Учимся передавать ритм. Живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка. Составляем композиции панно. Изготовление панно из изразцов с помощью инструкционной карты.
| ||
20. | Материал и фактура. Различные фактуры из бумаги. | Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии). Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. | Знать: элементарные сведения по материаловедению: многообразие материалов для применения в изобразительной деятельности; понятие о фактуре. Уметь: выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы), основные приёмы выполнения выпуклых изображений; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; применять основные свойства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит); приемы бумагопластики и торцевания. | |
21. | Материал и фактура. Торцовка к яичной скорлупе. «Пасхальное яйцо». | Учимся работать с хрупкой фактурой. Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо». | ||
22. | Материал и фактура. Фактура металла. Поделки из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры». | Поделка из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры». Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. | ||
Раздел «Давным – давно» (4 часа) | ||||
23. | Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». | Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения» с помощью технологической карты. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. | Знать: область применения и назначение различных машин, технических устройств. Уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам; делать разметку с помощью циркуля; осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты.
| – создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной достижимой конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации. |
24. | Из тьмы явился свет. Конструирование макета геликоптера из бумаги. | Конструирование по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Конструирование из бумаги. Выполняем макет геликоптера. | ||
25. 26. | Работа с конструктором «Вертолёт». | Работаем с набором «Конструктор». Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). | ||
Раздел «Мир информации» (2 часа) | ||||
27. 28. | Фотография, её история. Изготовление фотоколлажа из нескольких фотографий на тему каникул. | История фотографии. Изготовление коллажа из нескольких фотографий на тему каникул. | Знать: историю фотографии; последовательность выполнения коллажа; основные средства художественной выразительности в создании художественного образа. Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами. | – анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). |
Раздел «Мой инструмент компьютер» (6 часов) | ||||
29.- 31. | Делаем электронную книгу. Выбор светового оформления, добавление пустой страницы, добавление пустой страницы, текста, картинки. Создание таблиц. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Просмотр книги. | Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Выбор светового оформления, добавление пустой страницы, добавление пустой страницы, текста, картинки. Создание таблиц. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Просмотр книги. | Знать: приемы редактирования текста с помощью мыши, приёмы использования контекстного меню; основные способы ввода графических данных, основные виды компьютерной графики; приемы работы с графическими данными, прием заливки замкнутых контуров; программы для презентации. Уметь: работать с текстом и изображением, представленным на компьютере; выделять основные элементы изображений для различных видов компьютерной графики; использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; пользоваться программами для создания презентаций; добавлять пустую страницу; создавать таблицы. |
|
32. | Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). | Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). | ||
33. 34. | Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов. Программы Word, Power Point для презентации. | Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов. Программы Word, Power Point для презентаций. Защита творческих работ. | Защита творческих работ. |
Нормы отметок практической работы.
Отметки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы.
Выполнение изделия в целом:
«5» выставляется за безошибочное, самостоятельное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении технологической последовательности, правил безопасности работы с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока.
«4» самостоятельное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, технологической последовательности; при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Отдельные технологические операции:
«5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс), составить план, потом самостоятельно проанализировать изделие (IV класс); умение продемон-стрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III - IV классы).
«4» выставляется, если при разметке допущена неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, за нерациональное использование материала; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; составил план работы по наводящим вопросам учителя (IIкласс), вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс).
«3» если при разметке допустил неточность:(от 3мм до 10 мм во II классе, от 2 мм до 5 мм в III классе, до 5 мм в IV классе); неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Если обучающийся плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа на уроке.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Оснащение учебного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
– учебники:
• О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
• Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 1, 2, 3, 4-го классов.
– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
– материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
– специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочие программы_Школа 2100_1 класс
Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...
рабочая программа школа 2100
рабочая программа...
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: математика....
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:русский язык....
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: литературное чтение....