Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika.doc | 457 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель МО 1 ступени обучения _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2011 г. |
Рабочая программа
по предмету «Математика»
(учебный предмет)
4 «А» класс
(класс)
_2011 – 2012 учебный год
Разработчик программы:
Журова Анна Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (заключения РАО (№ 01*97*/5/7д от 06.08.2007), «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2009.— 213-235).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
1.Общая характеристика учебного процесса
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1], готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу (http://school-collection.edu.ru/).
Эти же ресурсы (http://school-collection.edu.ru/) могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии специально оборудованного учительского места.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса[2]. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока
Проводя уроки по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», учителя часто сталкиваются с нехваткой времени. Одна из причин этого – неумение реализовывать принцип минимакса. Рекомендуем учителю пользоваться следующим алгоритмом подготовки к уроку:
1-й шаг. На этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Этот минимум должны усвоить все ученики, ведь именно эти знания и умения будут проверяться в контрольных и проверочных работах. Глубокое усвоение знаний и умений минимума обеспечивается не на одном уроке. При планировании уроков повторения, закрепления и обобщения изученного учитель должен планировать работу так, чтобы дети выполняли задания, которые нужны именно им. При этом детей в классе желательно разбивать на группы так, чтобы каждая группа выполняла свой набор заданий.
2-й шаг. В учебниках даётся несколько заданий, относящихся к уровню авторской программы. Это задания повышенного уровня сложности; и они обязательными не являются. Они могут быть предложены на заключительном этапе урока (10–15 минут), после обсуждения с детьми, при этом дети обладают правом выбора задания.
3-й шаг. В нашем учебнике к каждому уроку даётся ещё несколько заданий, которые относятся к максимальному уровню сложности. Они даны для тех детей, которым интересен процесс решения нестандартных задач, требующих самостоятельности, находчивости и упорства в поиске решения. Они также предлагаются на заключительном этапе урока по выбору детей и учителя и обязательными не являются.
4-й шаг. Кроме работы на уроке, предполагающей совместные интеллектуальные усилия, ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть – это задания необходимого уровня, вторая часть – программного и максимального уровней.
2. Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) и тетради для контрольных работ (2–4 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (4-й класс)
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
Учащиеся должны уметь:
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
иметь представление о решении задач на части;
понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
находить вероятности простейших случайных событий;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Учебно-тематическое планирование
по предмету «Математика»
предмет
Класс 4»А»
Учитель Журова Анна Николаевна
Количество часов
Всего 137 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 8 , а/ диктантов 9 , м/диктантов 7 , с/работ 8 , с/ диктантов 5 , тестов 8 ч.;
Административных контрольных уроков 3ч.
Планирование составлено на основе авторской программы по математике для четырехлетней начальной школы, авторы: Т.Е. Демидова, С.Е. Козлова, А.П. Тонких.
Учебник
Математика.Учебник для 4 класса (1,2,3 часть) Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П.– М. Баласс, 2010.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
«Тесты и контрольные работы к учебнику «Математика»», Козлова С. А., Рубин А. Г.: Сборник, 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
«Моя математика». 4 класс: Методические рекомендации для учителя, Козлова С. А., Рубин А. Г. – М.: Баласс, 2008.
название, автор, издательство, год издания
II. Учебно-тематический план
№ | кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | целеполагание урока | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | словарная работа | элементы дополнительного содержания | дата |
1четверть – 35 часов Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе – 8 часов |
1 | 1 | Числа от 1до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. Тест – турнир №1 УКЗ | - повторение изученного: вопросы нумерации, устные случаи сложения и вычитания, решение задач; -учиться намечать цель, план работы; - учиться оценивать результат своих действий. | Знать: - изученный материал по математике за 3 класс Уметь: - производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | Тест - турнир №1 | часть 1, учебник стр.3-5, тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 2-4 | 2.09 |
2 | 2 | Числа от 1до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. Анализ теста. УКЗУН | - повторение изученного материала; - учимся анализировать свои результаты тестовой работы. | Знать: - изученный материал по математике за 3 класс Уметь: - строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения | анализ теста | разрядные слагаемые следующее число предыдущее число | учебник стр.6-7 | 5.09 |
3 | 3 | Арифметические действия над числами. УОСЗ | - повторение устных и письменных вычислений сложения и вычитания; - закрепить знания компонентов действий; - закрепить нахождение площади и периметра геом. фигур. | Знать: последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, порядок действий в выражениях; Уметь: выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 1000, применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-и более действий, решать уравнения вида a∙x = b, a:x = b, x:a = b и двухступенчатые, решать задачи в 2 и более действий. | слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность | учебник стр.8-9 | 6.09 |
4 | 4 | Арифметические действия над числами. УОСЗ | - закрепить свойства сложения и вычитания, сравнение многозначных чисел, порядок действий; - закрепить истинные и ложные высказывания, решение уравнений. | сравнение чисел, уравнение, порядок действий | учебник стр.10-11 | 8.09 |
5 | 5 | Арифметические действия над числами. УОСЗ | - закрепить письменное умножение и деление на однозначное число; - закрепить решение составных взаимосвязанных задач | выражение, умножение. деление, задача | учебник стр.12-13 | 9.09 |
6 | 6 | Арифметические действия над числами. УОСЗ | - закрепить свойства умножения и деления на 0,1; - закрепить сравнение чисел без вычисления; | а/д | уравнение, корень уравнения | учебник стр.14-15 | 12.09 |
7 | 7 | Арифметические действия над числами. Входной контроль знаний (по линии администрации) УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по математике за 3 класс. | Знать: - изученный материал по математике за 3 класс Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | к/р | учебник стр.16-17 | 13.09 |
8 | 8 | Арифметические действия над числами. Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки. | РНО | учебник стр.18-19 | 15.09 |
Дроби – 16 часов |
9 | 1 | Дроби. Нахождение части от числа. УИПЗЗ | - расширить представления о дробных числах (перейти от понятия доли к понятию дроби); - познакомить с понятием дробь, способом записи правильной дроби, алгоритмом поиска части от числа. | Знать: - понятия дробь, правильная дробь и неправильная Уметь: -читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби, с помощью геометрических фигур и точками числового луча; - сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; - находить часть от числа, выраженную дробью и число по его части, выраженной дробью; - находить процент от числа и число по проценту; - выполнять устные и письменные вычисления с использованием свойств сложения и вычитания; - распознавать треугольник, называть его элементы | дробь, знаменатель дроби, числитель дроби. алгоритм | учебник стр.20-21 | 16.09 |
10 | 2 | Нахождение части от числа. УЗПЗ | учебник стр.22-23 | 19.09 |
11 | 3 | Нахождение числа по его части. УИПЗЗ | - познакомить с алгоритмом определения числа по его части; - закрепить письменные вычисления умножения, деления на однозначное число; -продолжать учиться решать задачи, уравнения. | учебник стр.24-25 | 20.09 |
12 | 4 | Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. УЗПЗ | - закреплять понятие дроби, продолжать работу по усвоению изученных алгоритмов; - продолжать закреплять навыки счёта, решение уравнений, неравенств. | м/д | учебник стр.26-27 | 22.09 |
13 | 5 | Сравнение дробей УИПЗЗ | - познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями; - закреплять понятие дроби; -продолжать работу по усвоению изученных алгоритмов поиска части от числа и числа по его части. | сравнение дробей, убывание, возрастание | учебник стр.28-29 | 23.09 |
14 | 6 | Сравнение дробей УИПЗЗ | - познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями; - закреплять понятие дроби; продолжать учиться решать задачи, неравенства. | знаменатель, числитель дроби | учебник стр.30-31 | 26.09 |
15 | 7 | Сравнение дробей УИПЗЗ | - познакомиться со способом сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями; - продолжать учиться решать задачи; - продолжать закреплять навыки счёта. | учебник стр.32-33 | 27.09 |
16 | 8 | Решение задач УЗПЗ | - закреплять понятие дроби; - продолжать учиться сравнивать дроби; - развивать умения находить площадь прямоугольника, учиться искать объём прямоугольного параллелепипеда; - развивать умения работать сам-но с изученным материалом. | с/р | учебник стр.34-35 | 29.09 |
17 | 9 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями УИПЗЗ | - познакомиться с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями; - закреплять понятие дроби; - продолжать учиться решать задачи. | учебник стр.36-37 | 30.09 |
18 | 10 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями УИПЗЗ | - познакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; - закреплять понятие дроби; - продолжать закреплять навыки счёта. | учебник стр.38-39 | 3.10 |
19 | 11 | Решение задач УЗПЗ | - закрепление изученных знаний, умений, навыков; - развивать умение работать сам-но, умение оценивать свою работу. | м/д | учебник стр.40-41 | 4.10 |
20 | 12 | Деление меньшего числа на большее УИПЗЗ | - познакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее; - продолжать учиться решать задачи, закреплять навыки счёта. | натуральное число, делимое делитель, частное, четные числа, не четные числа | учебник стр.42-43 | 6.10 |
21 | 13 | Какую часть одно число составляет от другого УИПЗЗ | - познакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби; - продолжать учиться решать задачи, закреплять навыки счёта. | учебник стр.44-45 | 7.10 |
22 | 14 | Решение задач УЗПЗ Урок – путешествие «Полёт на машине времени» | - закрепить изученный материал на основе игровой деятельности; - умение работать в группах. | проект№1 «Модель машины времени» | учебник стр.46-57 | 10.10 |
23 | 15 | Контроль знаний. Тест - турнир №2 по теме «Дроби» УКЗ | проверка знаний, умений и навыков по теме «Дроби». | Знать: - изученный материал по теме «Дроби» Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | Тест - турнир№2 | учебник стр.58-59, тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 5-7 | 11.10 |
24 | 16 | Работа над ошибками. Словарный диктант. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - проверить знания словарных слов по предмету. | с/д | учебник стр.52-57 | 13.10 |
Нумерация многозначных чисел – 11 часов |
25 | 1 | Многозначные числа. Разряды и классы. УИПЗЗ | - познакомиться с записью чисел, больших чем трехзначные; - учиться читать и называть эти числа. | Знать: - чтение и запись чисел. - класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. - представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых - сравнение чисел - десятичную систему измерения; понятие приближённое значение величины; единицы измерения массы: грамм и тонна; - понятие производительность труда; Уметь: - переводить заданную величину из одной единицы измерения в другую; находить приближённые значения величины; решать задачи по линиям "Элементы столастики", "Занимательные и нестандартные задачи". | многозначные числа, разряды, классы | учебник стр.60-61 | 14.10 |
26 | 2 | Чтение и запись многозначных чисел. УИПЗЗ | - перенести известные детям сведения о десятичной системе счисления на новые числа; - читать и записывать математические сведения. | десятичная система счёта | учебник стр.62-63 | 17.10 |
27 | 3 | Сравнение чисел УИПЗЗ | - перенести известные детям сведения о способах сравнения многозначных чисел на новые числа; - читать и записывать математические сведения, представленные в различных видах. | а/д | учебник стр.64-65 | 18.10 |
28 | 4 | Разрядные слагаемые УИПЗЗ | - перенести известные детям сведения о способах записи многозначных чисел на новые числа; - читать и записывать математические сведения. | учебник стр.66-67 | 20.10 |
29 | 5 | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000,100000 УИПЗЗ | - познакомить с десятичной системой измерения, с понятие м приближённым значению величины (единицы измерения массы: грамм и тонна);- умение находить значения выражений на основе знаний; - продолжать учиться решать задачи. | единицы измерения массы, грамм, тонна | учебник стр.68-69 | 21.10 |
30 | 6 | Чтение и запись многозначных чисел УИПЗЗ | - перенести известные детям сведения о способах записи многозначных чисел на новые числа; - читать и записывать математические сведения. | число, цифра | учебник стр.70-71 | 24.10 |
31 | 7 | Чтение и запись многозначных чисел УЗПЗ | - закрепить известные детям сведения о способах записи многозначных чисел на новые числа; - закрепить умение читать и записывать математические сведения. | с/р | случайное событие, невозможное событие, достоверное событие | учебник стр.72-73 | 25.10 |
32 | 8 | Миллион. Класс миллионов. Миллиард. УИПЗЗ | - познакомиться с записью чисел, больших чем трехзначные; - учиться читать и называть эти числа. | миллион, класс миллионов, миллиард | учебник стр.74-75 | 27.10 |
33 | 9 | Контроль знаний. Тест - турнир №3 «Нумерация многозначных чисел» УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по теме «Нумерация многозначных чисел». | Тест - турнир№3 | учебник стр.82-83, тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 8-9 | 28.10 |
34 | 10 | Контрольная работа за 1 четверть УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по темам: «Дроби», «Нумерация многозначных чисел». | к/р | тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 21-24 | 31.10 |
35 | 11 | Закрепление пройденного. Словарный диктант.Работа над ошибками. УЗПЗ | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - проверить знания словарных слов по предмету. | Знать: - изученный материал по математике за 1 четверть Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | РНО, с/д | учебник стр.76-81 | 1.11 |
2 четверть – 29 часов |
36 | 12 | Чтение и запись многозначных чисел Урок – путешествие «Полёт на машине времени» | - закрепить известные детям сведения о способах чтения, записи многозначных чисел на новые числа; - закрепить умение читать и записывать математические сведения в игровой форме | проект№2 «Страничка из энциклопедии» | учебник стр.82-83 | 11.11 |
Величины – 12 часов |
37 | 1 | Единицы длины УОСЗ | - обобщить имеющиеся знания и сформулировать правило (алгоритм) перехода от больших единиц измерения величин длины к меньшим и от меньших к большим; - продолжать учиться читать и называть многозначные числа. | Знать: - понятия длина, площадь, масса, объем, периметр; - формулы для нахождения периметр, площадь и объемы фигур. Уметь: - читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); - вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; - узнавать и называть объемные и плоские фигуры; - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем). | а/д | единицы длины | учебник стр.84-85 | 14.11 |
38 | 2 | Единицы массы. Грамм, тонна. УОСЗ | обобщить имеющиеся знания и сформулировать правило (алгоритм) перехода от больших единиц измерения величин массы к меньшим и от меньших к большим; - продолжать учиться читать и называть многозначные числа. | единицы массы, грамм, тонна. | учебник стр.86-87 | 15.11 |
39 | 3 | Единицы измерение величин УОСЗ | -обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться читать и называть многозначные числа. | с/р | учебник стр.88-89 | 17.11 |
40 | 4 | Единицы площади УОСЗ | обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться читать и называть многозначные числа; - познакомить с единицами площади: ар, гектар. | площадь, единицы площади | учебник стр.90-91 | 18.11 |
41 | 5 | Единицы площади УОСЗ | ар – сотка, гектар | учебник стр.92-93 | 21.11 |
42 | 6 | Площадь прямоугольного треугольника. УИПЗЗ | - познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника | катет, гипотенуза, диагональ | учебник стр.94-96 | 22.11 |
43 | 7 | Приближенное вычисление площадей. Палетка. УИПЗЗ | - познакомиться с понятием приближенного значения величины; - учиться находить приближённые значения площадей с помощью палетки. | приближенное значение, палетка | часть2, учебник стр.2-3 | 24.11 |
44 | 8 | Единицы объёма УОСЗ | - обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться переводить значение величин из одних единиц измерения в другие. | учебник стр.4-5 | 25.11 |
45 | 9 | Решение задач УОСЗ | - обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой; - сопоставлять математические модели задач. | а/д | учебник стр.6-7 | 28.11 |
46 | 10 | Точное и приближенное значение величин УИПЗЗ | - познакомиться с понятием округления числа; - учиться получать приближённые значения величин. | учебник стр.8-9 | 29.11 |
47 | 11 | Контроль знаний по теме «Величины» УКЗ | проверка знаний, умений и навыков по теме «Величины». | Знать: - изученный материал по математике. Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | к/р | 1.12 |
48 | 12 | Решение задач. Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки. | РНО | учебник стр.10-11 | 2.12. |
Сложение и вычитание чисел – 8 часов |
49 | 1 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. УИПЗЗ | - познакомиться с понятием прикидка результата действий сложения и вычитания; - учиться решать задачи способом прикидки результата. | Знать: - разрядный состав чисел в пределах миллиона. Уметь: - решать задачи с опорой на схемы; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; - складывать, вычитать числа в пределах 1 000 000; - находить значение выражений в 2–4 действия; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | прикидка суммы и разности | учебник стр.12-13 | 5.12 |
50 | 2 | Сложение и вычитание многозначных чисел. УОСЗ | - обобщить известные алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел; - закрепить знания соотношения между единицами измерения величин; - закрепить разрядный состав многозначных чисел и уметь округлять числа до заданного разряда. | учебник стр.14-15 | 6.12 |
51 | 3 | Сложение и вычитание многозначных чисел. УОСЗ | учебник стр.16-17 | 8.12 |
52 | 4 | Сложение и вычитание многозначных чисел. УОСЗ | м/д | учебник стр.18-19 | 9.12 |
53 | 5 | Сложение и вычитание многозначных чисел. УОСЗ | обобщить известные приёмы устного сложения и вычитания многозначных чисел; - закрепить умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел. | учебник стр.20-21 | 12.12 |
54 | 6 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени, и производительности УИПЗЗ | - ввести понятие производительность на основе понятия скорость работы; - обобщить имеющиеся знания; - уметь сопоставлять скорость движения и скорость работы, ввести формулу работы на основе математических моделей задач. | производительность | учебник стр.22-23 | 13.12 |
55 | 7 | Контроль знаний по теме «Сложение и вычитание чисел» УКЗ | проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложение и вычитание чисел». | Знать: - изученный материал по математике. Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | п/р | учебник стр.24-25 | 15.12 |
56 | 8 | Решение задач. Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки. | РНО | учебник стр.26-27 | 16.12 |
Умножение и деление чисел – 72 часа |
57 | 1 | Умножение чисел. Группировка множителей. УОСЗ | - обобщить известные алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число. | Знать: - алгоритм письменного умножения, деления многозначных чисел; - взаимосвязь между компонентами и результатом действия (сложения, вычитания, умножения, деления); Уметь: - умножать и делить числа в пределах 1 000 000; - читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных и круговых диаграмм, таблиц, графов; - переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы; - находить значение выражений с переменной изученных видов; - строить окружность по заданному радиусу; - строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат по заданным сторонам; - умножать и делить числа в пределах 1 000 000. Знать: - изученный материал по математике. Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | с/д | учебник стр.28-29 | 19.12 |
58 | 2 | Арифметические действия над числами. УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться производить вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач с опорой на формулы. | а/д | учебник стр.30-31 | 20.12 |
59 | 3 | Умножение многозначных чисел на однозначные числа УОСЗ | обобщить известные алгоритмы письменного умножения многозначных чисел; - продолжать учиться округлять числа до заданного разряда. | учебник стр.32-33 | 22.12 |
60 | 4 | Умножение чисел. УОСЗ | закрепить приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на ноль на большие числа; - продолжать учиться округлять числа до заданного разряда. | учебник стр.34-35 | 23.12 |
61 | 5 | Контрольная работа за 2 четверть УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | к/р | тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 25-28 | 26.12 |
62 | 6 | Умножение чисел. Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - проверить знания словарных слов по предмету. | учебник стр.36-37 | 27.12 |
63 | 7 | Решение задач. Игра – конкурс «Ярмарка» УОСЗ | - обобщить имеющиеся знания но основе игровой и проектной деятельности. | проект№3 «Российская ярмарка XVIII» | учебник стр.38-44 | 29.12 |
64 | 8 | Контроль знаний. Тест - турнир №4 УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | Тест - турнир№4 | учебник стр.45-47, тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 10-13 | 30.12 |
3 четверть – 40 часов |
65 | 9 | Деление круглых чисел УОСЗ | - перенести алгоритм устного деления, когда деление оканчивается на ноль на большие числа; - продолжать учиться округлять числа до заданного разряда. | круглые числа | учебник стр.48-49 | 12.01 |
66 | 10 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться производить вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач «на работу», «движение» и т.д. | а/д | учебник стр.50-51 | 13.01 |
67 | 11 | Деление числа на произведение УИПЗЗ | - познакомиться с правилом деления числа на произведение; - вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления. | произведение | учебник стр.52-53 | 16.01 |
68 | 12 | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа УИПЗЗ | - вывести на основании правила деления числа на произведение новый алгоритм устного деления. | учебник стр.54-55 | 17.01 |
69 | 13 | Арифметические действия над числами УИПЗЗ | - познакомиться с приёмами деления на 5,50, 500, 25,250; - учиться называть цели конкретного задания, алгоритм работы. | м/д | арифметические действия | учебник стр.56-57 | 19.01 |
70 | 14 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 УИПЗЗ | - познакомиться с приёмами деления на 10, 100,1000; - уметь исправлять и оценивать результаты работы. | деление с остатком | учебник стр.58-59 | 20.01 |
71 | 15 | Деление круглых чисел с остатком УИПЗЗ | - вывести на основании правила деления числа на произведение и деления на 10,100,1000 новый алгоритм устного деления | учебник стр.60-61 | 23.01 |
72 | 16 | Уравнения УИПЗЗ | - познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения | уравнение | учебник стр.62-63 | 24.01 |
73 | 17 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - продолжать учиться производить вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач «на работу». | тест | учебник стр.64-65 | 26.01 |
74 | 18 | Уравнения УИПЗЗ | - познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения | учебник стр.66-67 | 27.01 |
75 | 19 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - производить сам-но вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач «на работу». | с/р | учебник стр.68-69 | 30.01 |
76 | 20 | Деление многозначных чисел на однозначные УИПЗЗ | - вывести но основании письменного алгоритма деления двухзначного и трёхзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырёхзначного числа; - развивать умение строить высказывания. | алгоритм, деление | учебник стр.70-71 | 31.01 |
77 | 21 | Деление многозначных чисел на однозначные УИПЗЗ | - продолжить учиться выполнять письменный алгоритма деления четырёхзначного числа; - закреплять решение задач. | учебник стр.72-73 | 2.02 |
78 | 22 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - производить сам-но вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач «на работу». | а/д | учебник стр.74-75 | 3.02 |
79 | 23 | Письменное деление многозначных чисел на однозначные УИПЗЗ | - вывести но основании письменного алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырёхзначного числа; - развивать умение строить высказывания. | учебник стр.76-77 | 6.02 |
80 | 24 | Деление многозначных чисел на однозначные УИПЗЗ | - познакомить детей с сокращённой записью деления в столбик, когда в записи частного ноль; -закреплять решение составных задач. | учебник стр.78-79 | 7.02 |
81 | 25 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - производить сам-но вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач на «работу», «движение». | м/д | учебник стр.80-81 | 9.02 |
82 | 26 | Деление многозначных чисел на однозначные УОСЗ | учебник стр.82-83 | 10.02 |
83 | 27 | Письменное деление многозначных чисел на круглые УИПЗЗ | - познакомить детей с новым алгоритмом деления многозначного числа на многозначное; - учиться применять новый алгоритм. | учебник стр.84-85 | 13.02 |
84 | 28 | Арифметические действия над числами УКЗ | - обобщить имеющиеся знания; - производить сам-но вычисления с многозначными числами; - закреплять решение задач на «движение». | текущая к/р | учебник стр.86-87 тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 17-20 | 14.02 |
85 | 29 | Деление многозначных чисел на круглые УИПЗЗ | - уточнить алгоритм деления многозначного числа на круглое многозначное число; - учиться применять алгоритм. | учебник стр.88-89 | 16.02 |
86 | 30 | Решение задач УИПЗЗ | - познакомить с понятием скорость сближения; - закреплять решение задач на «движение». | скорость, время, расстояние, скорость сближения | учебник стр.90-91 | 17.02 |
87 | 31 | Решение задач УЗПЗ | - закреплять практическое сам-ное умение решать задач и на «движение». - проверить знания словарных слов по предмету. | с/д с/р «Решение задач» | учебник стр.92-93 | 20.02 |
88 | 32 | Умножение на двузначное число УИПЗЗ | -вспомнить сочетательное свойство умножения; - познакомить с задачей на одновременное движение двух объектов - в противоположных направлениях. | учебник стр.94-96 | 21.02 |
89 | 33 | Умножение многозначных чисел на двузначное число УИПЗЗ | - уточнить алгоритм умножения многозначного числа на многозначное число; - учиться применять алгоритм. | часть3, учебник стр.2 - 3 | 24.02 |
90 | 34 | Умножение многозначных чисел на двузначное число УИПЗЗ | учебник стр.4 - 5 | 27.02 |
91 | 35 | Решение задач УИПЗЗ | - познакомиться с понятием скорость удаления | скорость удаления | учебник стр.6 - 7 | 28.02 |
92 | 36 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число УИПЗЗ | - уточнить алгоритм умножения многозначного числа на многозначное число; - учиться применять алгоритм и правильно записывать. | учебник стр.8 - 9 | 1.03 |
93 | 37 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число УЗПЗ | - обобщить имеющиеся знания; - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - производить сам-но вычисления с многозначными числами. | с/д | учебник стр.12 - 13 | 2.03 |
94 | 38 | Решение задач УИПЗЗ | - познакомить детей с новым видом задач на «движение» | учебник стр.14 - 15 | 5.03 |
95 | 39 | Решение задач УИПЗЗ | - продолжить знакомить познакомить детей с новым видом задач на «движение» с отставанием | учебник стр.16 - 17 | 6.03 |
96 | 40 | Решение задач УИПЗЗ | - познакомить детей с новым видом задач на «движение» | учебник стр.18 - 19 | 9.03 |
97 | 41 | Контрольная работа за 3 четверть УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | Знать: - изученный материал по математике. Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | к/р | тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 29-32 | 12.03 |
98 | 42 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - учиться применять алгоритм и правильно записывать. | РНО | учебник стр.10 - 11 | 13.03 |
99 | 43 | Решение задач УЗПЗ | - продолжить знакомить детей с новым видом задач на «движение» в догонку. | с/р | учебник стр.20 - 21 | 15.03 |
100 | 44 | Решение задач Путешествие с М.В. Ломоносовым «Математическая смекалка» УЗПЗ | - продолжить знакомить детей с решением задач на «движение»; - познакомить с задачами на смекалку. | проект№4 «Играй и выигрывай» | учебник стр.22 - 29 | 16.03 |
101 | 45 | Контроль знаний. Тест - турнир №5 УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | тест - турнир №5 | учебник стр.30 – 31 тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 14-16 | 19.03 |
102 | 46 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число УИПЗЗ | - познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двухзначное число, когда в записи частного используется одна цифра | учебник стр.32 – 33 | 20.03 |
103 | 47 | Арифметические действия над числами УИПЗЗ | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двухзначное число, когда в записи частного используется две цифры | учебник стр.34 – 35 | 22.03 |
104 | 48 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - повторение и закрепление изученного ранее. | м/д | учебник стр.36– 37 | 23.03 |
4 четверть – 33 часа |
105 | 49 | Арифметические действия над числами УИПЗЗ | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двухзначное число, когда в записи частного используется три цифры | учебник стр.38– 39 | 2.04 |
106 | 50 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - повторение и закрепление изученного ранее; - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - производить сам-но вычисления с многозначными числами. | учебник стр.40– 41 | 3.04 |
107 | 51 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | а/д | учебник стр.42– 43 | 5.04 |
108 | 52 | Среднее арифметическое УИПЗЗ | - познакомить с понятием среднее арифметическое, подвести к понятию средней величины. | среднее арифметическое | учебник стр.44– 45 | 6.04 |
109 | 53 | Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число УИПЗЗ | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двухзначное число, когда в записи частного используется одна цифра; - учиться называть цели задания, алгоритм. | учебник стр.46– 47 | 9.04 |
110 | 54 | Деление многозначных чисел на трехзначное число УИПЗЗ | познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двухзначное число, когда в записи частного используется две цифры. | учебник стр.48– 49 | 10.04 |
111 | 55 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - повторение и закрепление изученного ранее; - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - производить сам-но вычисления с многозначными числами. - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | с/р | учебник стр.50– 51 | 12.04 |
112 | 56 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | учебник стр.52– 53 | 13.04 |
113 | 57 | Арифметические действия над числами Контроль знаний. УКЗ | к/р | учебник стр.54– 55 | 16.04 |
114 | 58 | Работа над ошибками. Круговая диаграмма КУ | развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - познакомить с понятием круговая диаграмма | РНО | круговая диаграмма | учебник стр.56– 57 | 17.04 |
115 | 59 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - производить сам-но вычисления с многозначными числами. | учебник стр.58– 59 | 19.04 |
116 | 60 | Числовой луч, координаты точки на числовом луче УИПЗЗ | - вспомнить, что часть натурального ряда чисел можно изображать с помощью числового отрезка; - познакомить с понятием числовой луч и координата точки. | числовой луч , координата точки | учебник стр.60– 61 | 20.04 |
117 | 61 | Адрес в таблице. Пара чисел. УИПЗЗ | - познакомить с понятиями - пара чисел, координата ячейки | пара чисел, координата ячейки | учебник стр.62– 63 | 23.04 |
118 | 62 | Координаты точек на плоскости УИПЗЗ | - познакомить с понятиями – координатный угол и координата на плоскости. | координатный угол, координата на плоскости | учебник стр.64– 65 | 24.04 |
119 | 63 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | - повторение и закрепление изученного ранее; - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - производить сам-но вычисления с многозначными числами. | м/д | учебник стр.66– 67 | 26.04 |
120 | 64 | Арифметические действия над числами УЗПЗ | проект№5 «Страница нового учебника» | учебник стр.68– 70 | 27.04 |
121 | 65 | Арифметические действия над числами УЗПЗ Урок – путешествие «Воинская слава» | учебник стр.71– 75 | 30.04 |
122 | 66 | Арифметические действия над числами Подготовка к итоговому тестированию за 4 класс УЗПЗ | - закрепить знаний, умений и навыков по изученным темам; - познакомить с правилами оформления итогового тестирования. | 3.05 |
123 | 67 | Итоговое тестирование за 4 класс УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам 4 класса. | итоговое тестирование за 4 класс | 4.05 |
124 | 68 | Арифметические действия над числами. Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - учиться применять алгоритм и правильно оформлять работу. | РНО | учебник стр.71– 75 | 7.05 |
125 | 69 | Решение задач УЗПЗ | - повторение и закрепление изученного ранее; - отрабатывать умения вычислений с многозначными числами; - закрепить решение задач; | контроль с/д за 4 класс | учебник стр.85– 91 | 8.05 |
126 | 70 | Решение задач УЗПЗ | 10.05 |
127 | 71 | Контрольная работа за 4 четверть УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам. | Знать: - изученный материал по математике. Уметь: - самостоятельно производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | к/р | тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 33-36 | 11.05 |
128 | 72 | Умножение и деление многозначных чисел Работа над ошибками. УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - учиться применять алгоритм и правильно записывать. | РНО | 14.05 |
Повторение и обобщение изученного в четвёртом классе – 9 часов |
129 | 1 | Нумерация УОСЗ | - закрепить последовательность чисел в натуральном ряду, последовательность разрядов и записи числа | Знать: • название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 ; • названия и последовательность разрядов в записи числа; • иметь представление о позиционности десятичной системы счисления; • единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними; • функциональную связь между величинами; - производительность труда, время работы, работа); Уметь: • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; • читать и записывать именованные числа ; • переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы; • находить среднее арифметическое двух чисел; • определять время по часам (до минуты); • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем); • решать задачи в 2–3 действия; • вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; | учебник стр.76 | 15.05 |
130 | 2 | Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. УОСЗ | - закрепить знания складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1 000 000; | а/д | учебник стр.76– 77 | 17.05 |
131 | 3 | Арифметические действия над числами. Умножение и деление. УОСЗ | учебник стр.77– 78 | 18.05 |
132 | 4 | Порядок действий в выражениях. Итоговое тестирование за курс начальной школы. УКЗ | - находить значение выражений в 2–4 действия, выполнять порядок действий; - проверка знаний, умений и навыков по изученным темам за курс начальной школы.. | итоговое тестирование за курс начальной школы | учебник стр.78– 79 тесты и контрольные работы к учебнику Математика стр. 39-44 | 21.05 |
133 | 5 | Решения уравнений и неравенств. Выражения с переменной. Работа над ошибками. УОСЗ | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить вычислительные ошибки; - закреплять умение решать уравнения изученных видов; - закреплять умение решать выражения с переменной. | РНО | учебник стр.80– 81 | 22.05 |
134 | 6 | Величины и геометрические фигуры УОСЗ | - закрепить умение вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; - строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат по заданным сторонам. | учебник стр.81– 83 | 24.05 |
135 | 7 | Решение задач УОСЗ | - закреплять умение решать задачи в 2-3 действия; - закреплять умение решать комбинаторные задачи изученных видов, решать логические задачи изученных видов. | учебник стр.85– 91 | 25.05 |
136 | 8 | Нестандартные и занимательные задачи УОСЗ | учебник стр.93– 94 | 28.05 |
137 | 9 | Нестандартные и занимательные задачи УОСЗ | учебник стр.94– 95 | 29.05. |
ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД - 137 ЧАСОВ | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА Разрядные слагаемые, следующее число, предыдущее число, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сравнение чисел, уравнение, порядок действий, выражение, умножение. деление, задача, уравнение, корень уравнения, дробь, знаменатель дроби, числитель дроби., алгоритм, сравнение дробей, убывание, возрастание, знаменатель, числитель дроби, натуральное число, делимое, делитель, частное, четные числа, не четные числа, многозначные числа, разряды, классы, десятичная система счёта, единицы измерения массы, грамм, тонна, площадь, единицы площади, ар – сотка, гектар, катет, гипотенуза, диагональ, приближенное значение, палетка, прикидка суммы и разности, производительность, круглые числа, произведение, арифметические действия, деление с остатком, скорость, время, расстояние, скорость сближения, скорость удаления, среднее арифметическое, круговая диаграмма, числовой луч, координата точки, пара чисел, координата ячейки, координатный угол, координата на плоскости. |
III. Содержание тем учебного курса «Математика» (4 класс)
Основное содержание тем (136 часов)
Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе (8 ч)
Натуральный ряд. Нумерация. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Табличное умножение и деление. Умножение на 0, 1, 10. Числовые и буквенные выражения. Уравнения вида а ± х = в; х – а = в; а х х = в; а : х = в; х : а = в.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, порядок действий в выражениях;
уметь: выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 1000, применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-и более действий, решать уравнения вида a∙x = b, a:x = b, x:a = b и двухступенчатые, решать задачи в 2 и более действий.
Дроби (16 ч)
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: понятия дробь, правильная дробь и неправильная
уметь: читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби, с помощью геометрических фигур и точками числового луча; сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; находить часть от числа, выраженную дробью и число по его части, выраженной дробью; находить процент от числа и число по проценту; выполнять устные и письменные вычисления с использованием свойств сложения и вычитания; распознавать треугольник, называть его элементы
Многозначные числа (12 ч)
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: десятичную систему измерения; понятие приближённое значение величины; единицы измерения массы: грамм и тонна; понятие производительность труда;
уметь: переводить заданную величину из одной единицы измерения в другую; находить приближённые значения величины; решать задачи по линиям "Элементы стохастики", "Занимательные и нестандартные задачи".
Величины (12 ч)
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы. Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: понятия длина, площадь, масса, объем, периметр; формулы для нахождения периметр, площадь и объемы фигур;
уметь: читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; узнавать и называть объемные и плоские фигуры; сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем).
Сложение и вычитание чисел (8 ч)
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: разрядный состав чисел в пределах миллиона.
уметь: решать задачи с опорой на схемы; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; складывать, вычитать числа в пределах 1 000 000; находить значение выражений в 2–4 действия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Умножение и деление чисел (72ч)
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число, одновременное движение по числовому лучу, встречное движение и движение в противоположном направлении, движение вдогонку, движение с отставанием, задачи с альтернативным условием. Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов. Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: алгоритм письменного умножения, деления многозначных чисел; взаимосвязь между компонентами и результатом действия (сложения, вычитания, умножения, деления);
уметь: умножать и делить числа в пределах 1 000 000; читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных и круговых диаграмм, таблиц, графов; переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы; находить значение выражений с переменной изученных видов; строить окружность по заданному радиусу; строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат по заданным сторонам; умножать и делить числа в пределах 1 000 000.
Повторение и обобщение изученного (9 ч)
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения математики обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
• название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
• как образуется каждая следующая счетная единица;
• названия и последовательность разрядов в записи числа;
• названия и последовательность первых трех классов;
• сколько разрядов содержится в каждом классе;
• соотношение между разрядами;
• название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;
• сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
• иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
• единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
• функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
уметь:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1 000 000;
• находить значение выражений в 2–4 действия;
• сравнивать именованные числа и выполнять 4 арифметических действия с ними;
• читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем);
• читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных и круговых диаграмм, таблиц, графов;
• переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы;
• находить значение выражений с переменной изученных видов;
• находить среднее арифметическое двух чисел;
• определять время по часам (до минуты);
• сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем);
• решать задачи в 2–3 действия;
• решать уравнения изученных видов;
• решать комбинаторные задачи изученных видов;
• решать логические задачи изученных видов;
• устанавливать зависимость между классами величин, описывающих движение и куплю-продажу, работу;
• решать неравенства (способом подбора);
• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов;
• различать истинные и ложные высказывания;
• вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул;
• узнавать и называть объемные и плоские фигуры;
• различать виды треугольников;
• строить окружность по заданному радиусу;
• строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат по заданным сторонам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор
пути передвижения и др.);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади,
массе, вместимости;
• определения времени по часам (в часах и минутах);
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
• оценки величины предметов на глаз;
• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Четверть | Темы изучения (4класс) | Контроль |
1 | Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе | Контрольная работа – 2 Тест -3 Арифметический диктант -2 Математический диктант -2 Словарный диктант -1 Самостоятельная работа - 2 |
Дроби |
Многозначные числа |
2 | Величины | Контрольная работа – 2 Тест -1 Арифметический диктант -3 Математический диктант -1 Словарный диктант -1 Проверочная работа - 1 Самостоятельная работа – 1 |
Сложение и вычитание чисел |
Умножение и деление чисел |
3 | Умножение и деление чисел | Контрольная работа – 2 Тест -1 Арифметический диктант -2 Математический диктант -2 Словарный диктант -2 Самостоятельная работа – 2 |
4 | Умножение и деление чисел | Контрольная работа – 2 Тест -3 Арифметический диктант -2 Математический диктант -2 Словарный диктант -1 Самостоятельная работа – 2 |
Повторение и обобщение изученного |
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. «Математика»: Учебник для 4 класса. – М.: Баласс,, 2010.
Козлова С. А., Рубин А. Г. «Тесты и контрольные работы к учебнику «Математика»: 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
Козлова С. А., Рубин А. Г. «Моя математика». 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2008.
VI. Список литературы (основной и дополнительной)
1.Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа.Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2009.
2. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 4 класс, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. - М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. 4.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).
4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
VII. Приложения к программе
[1] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под науч. ред. А.А. Леонтьева.- М.: Баласс; Издательский Дом РАО, 2003.
[2] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под науч. ред. А.А. Леонтьева.- М. : Баласс; Издательский Дом РАО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...