Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: литературное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель МО 1 ступени обучения _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2011 г. |
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
(учебный предмет)
4 «А» класс
(класс)
_2011 – 2012 учебный год
Разработчик программы:
Журова Анна Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Литературное чтение 4 класс. «В одном счастливом детстве», авторы Бунеевы Р.Н. и Е.В.: в 2 ч. - М.: Баласс, 2010.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития интереса обучающихся к чтению заложения основ формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Рабочая программа рассчитана на 103 часа в год, в том числе на проведение уроков:
внеклассного чтения – 13 часов;
развития речи – 9 часов.
Для реализации программного содержания используется учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В. (Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р.Н. и Е.В. Бунеевы. - М.: Баласс, 2010). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Тексты учебника формируют интерес к самому процессу чтения, интеллектуальному и речевому развитию детей, готовят к систематическому изучению литературы. В учебнике учтен принцип актуализации тематики чтения - тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В авторскую программу внесены изменения:
включение библиотечных уроков (в преддверии изучения очередного раздела учебника), на которых обучающиеся получают обзорную информацию по художественной литературе, соответствующей теме нового раздела, и определяются с выбором произведения для прочтения.
В 4 классе обучающиеся получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Книга «В океане света» — это курс русской детской литературы XVII—XX веков. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения с временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание книги «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать все прочитанное, составить представление о многообразии творчества писателей. Благодаря монографическому принципу отбора материала обучающиеся видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. В 4 классе форма подачи текстов — диалоги постоянно действующих героев. С помощью «машины времени» они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят реалии прошлого, живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В книге для чтения «В океане света» содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Учебно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение»
предмет
Класс 4»А»
Учитель Журова Анна Николаевна
Количество часов
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 2, проверочных работ 8 , контроль навыков чтения 6 , с/ диктантов 4 , развитие речи 9 ч., внеклассное чтение – 13ч.;
Контроль навыков чтения по линии администрации 2ч.
Планирование составлено на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Учебник
Литературное чтение «В океане света».Учебник для 4 класса (1,2 часть) – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М. Баласс, 2010.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
Тетрадь по литературному чтению, 4 класс. – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 2010.
Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс: Методические рекомендации для учителя, – Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова М.: Баласс, 2010.
название, автор, издательство, год издания
II. Учебно-тематический план
№ | кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | целеполагание урока | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | словарная работа | элементы дополнительного содержания | дата |
I ЧЕТВЕРТЬ 27 ЧАСОВ РАЗДЕЛ I Любимые книги - 8 часов |
1 | 1 | Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой « В океане света». Пролог. Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» УИПЗЗ | - познакомить с новым учебником и героями учебника; - нацелить уч-ся изучать детскую лит-ру от истоков до настоящего периодя; - дать понятие о прологе, его видах, назначении. | Обучающиеся должны знать: - структуру учебника, - понятие «пролог»; - приёмы ориентирования в учебнике. Обучающиеся должны уметь: - различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация). | литературное чтение пролог | часть1, учебник стр.3-8, тетрадь стр.1-5, | 2.09. |
2 | 2 | Фантастическая повесть. Е Велтистов « Приключения Электроника» Гл.1(ч.1,2) УИПЗЗ | - познакомить с фантастической повестью; - сравнить и показать ее отличие от сказочной повести. | Обучающиеся должны знать: - балладу Ю. Мориц «О фокусах шоколада» наизусть; Обучающиеся должны уметь: - отличать фантастическую повесть от сказочной | фантастика жанр повесть герои | учебник стр.9-16 тетрадь стр.6 | 5.09. |
3 | 3 | Е Велтистов « Приключения Электроника» Гл.1(ч.3) УИПЗЗ | - совершенствовать умения работать с текстом | учебник стр.17-21 тетрадь стр.7 | 7.09 |
4 | 4 | Е Велтистов « Приключения Электроника» Гл.1(ч.4) Сходство и различие сказочной и фантастической повести. УИПЗЗ | - учить сравнивать повести разных жанров, давать сравнительную хар-ку героям книг; - развивать умения составлять сравнительную таблицу. | учебник стр.21-25 тетрадь стр.8-9 | 9.09 |
5 | 5 | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» УИПЗЗ | - познакомить с балладой; - развивать эмоциональное восприятие произведения. | баллада | учебник стр.26-29 тетрадь стр.10-11 | 12.09. |
6 | 6 | Внеклассное чтение Книги о ребятах – сверстниках. УОСЗ | - проанализировать домашнее чтение на летних каникулах; - подвести итог домашнего чтения; - развивать умение давать короткую хар-ку, прочитанной книги. | Внеклассное чтение | писатель автор | Книги Э.Успенского, А.Волкова | 14.09 |
7 | 7 | Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. Входной контроль навыков чтения. УОСЗ, УКЗ | - совершенствовать, уточнить и оформить представление о понятии «детская литература»; - закрепить знания о детских писателях; - развивать умения сочинять о своём любимом писателе. | Входной контроль навыков чтения | детская литература | учебник стр.29-31 тетрадь стр.12-13 текст контроля навыков чтения | 16.09. |
8 | 8 | Обобщение по теме: «Любимые книги» Проверочная работа№1. УОСЗ, УКЗ | - обобщить знания по теме: «Любимые книги»; - проверить знания по изученной теме. | Проверочная работа № 1. | учебник стр.3- 31 тетрадь пр.р. №1 | 19.09. |
РАЗДЕЛ II У истоков русской детской литературы - 17 часов. Древнерусская литература – 7 часов |
9 | 1 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин « Борис Годунов». Н Кончаловская « В монастырской келье узкой». УИПЗЗ | - познакомить с зарождением детской литературы; - продолжить знакомство с русскими летописями, показать их характерные черты; - учить составлять схематический конспект. | Обучающиеся должны знать: - отличия рукописной и печатной книги; - понятие «летопись»; - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов Обучающиеся должны уметь: - читать осознанно текст; - определять тему произведения; - находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий; - понимать образные выражения, используемые в произведениях; - самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного. | летопись летописцы | учебник стр.33-36 тетрадь стр.14 | 21.09. |
10 | 2 | « Повесть временных лет». «Расселение славян». «Изобретение славянской азбуки». УИПЗЗ | - знакомство с «повестью временных дней» - расширить знания о славянских народах и их соседях; - рассказать о славянских просветителях, о возникновении письменности на Руси. | славянская азбука | учебник стр.37-39 тетрадь стр.14-18 | 23.09. |
11 | 3 | Что читали наши предки в XV-XVI веках. «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучение» Владимира Мономаха детям. УИПЗЗ | - продолжить расширять знания о книжном мире Древней Руси; - продолжить формировать представления об особенностях жанра «поучения», «светский рассказ»; - провести параллель с современностью ( о вечности человеческих ценностей); - тренировать в переводе на современный язык и литературной обработке. | поучение светский рассказ | учебник стр.40-44 тетрадь стр.19-22 | 26.09 |
12 | 4 | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий- первый детский поэт. Д. Герасимов «О поселянине и медведице» УИПЗЗ | - дать представление об основных жанрах литературы 15-16 веков; - учить находить в рассказе завязку, кульминацию и развязку; - познакомить с зарождением детской литературы (первый детский поэт); - раскрыть цели детской литературы 17 века; - познакомить с историей книгопечатания. | сказка | учебник стр.45-53 тетрадь стр.23 | 28.09 |
13 | 5 | Внеклассное чтение Книги о книгах УОСЗ | - обобщить и формировать представления детей о «образе эпох 17 века» - развивать умение давать короткую хар-ку, прочитанных рассказов. | Внеклассное чтение | хрестоматия по древнерусской литературе авторы: Е. Осетров, С.Львов, А. Глухов, В.Ян. | 30.09 |
14 | 6 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина УИПЗЗ Обобщение по разделу (древнерусская литература XI-XVII веков). УОСЗ | - познакомить с детскими стихами С.Полоцкого и К.Истомина; - совершенствовать навыки чтения и перевода с древнерусской транскрипцией; - развивать лексическое и орфоэпическое чутьё.- обобщить знания о зарождении детской литературы; - закрепить знания о русских летописях; - закрепить знания об основных жанрах литературы 11-17 веков; - сделать вывод об особенностях древнерусской поэзии. | стихотворение | учебник стр.54-56 тетрадь стр.24-25 тетрадь стр.26-28 | 3.10 |
15 | 7 | Проверочная работа№2. по разделу 2. Путешествие 1. УКЗ | - проверить знания по разделу (древнерусская литература XI-XVII веков). | Проверочная работа № 2 | тетрадь пр.р. №2 | 5.10 |
Литература для детей XI-XVIII веков - 10 часов |
16 | 8 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. УИПЗЗ | - познакомить с творчеством писателя С..Т. Аксакова; - создать представление о круге детского чтения в 18 веке, тематике и характере произведений; - совершенствовать навыки работы с текстом. | учебник стр.57-63 тетрадь стр.29 | 7.10 |
17 | 9 | С.Аксаков «Детские годы Багрова- внука» УИПЗЗ | учебник стр.64-69 тетрадь стр.29-30 | 10.10 |
18 | 10 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». УИПЗЗ | - познакомить с творчеством писателя А. Болотова; - познакомить с понятием «автобиографическая повесть»; - развивать умения находить главную мысль произведения. | автобиографическая повесть приключение | учебник стр.70-73 тетрадь стр.29-30 | 12.10 |
19 | 11 | Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». УИПЗЗ | - познакомить с понятием «статья»; - развивать умения находить главную мысль статьи, отличать её от морали, поучения; - совершенствовать навыки чтения. | статья | учебник стр.74-78 тетрадь стр.31 | 14.10 |
20 | 12 | Сочинение в стиле нравоучительной статьи. УРР | - развивать умения писать сочинение в стиле нравоучительной статьи; - развивать умения соблюдать построение нравоучительной статьи; -развивать практическую деятельность учащихся. | Развитие речи | сочинение | тетрадь стр.32-33 | 17.10 |
21 | 13 | Детские стихи А.Шишкова. «Можно исправиться, когда твердо того захочешь». УИПЗЗ | - познакомить с творчеством писателя А. Шишкова; - развивать умения работать над композицией, лексическими особенностями стихотворения Шишкова. | учебник стр.79-84 | 19.10 |
22 | 14 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII вв. Словарный диктант. УОСЗ, УКЗ | обобщить знания о зарождение, становление и развитие детской литературы в 11-18 веках; - развивать умения составлять обобщающую таблицу; - закрепить знания об основных жанрах литературы 11-18 веков; -контроль знаний словарных слов по предмету. | Словарный диктант. | учебник стр.85 тетрадь стр.34 | 21.10 |
23 | 15 | Проверочная работа № 3 УКЗ Контроль навыков чтения за 1 четверть КУ, УКЗ | - контролировать знания детей по данному разделу. - развивать умения анализировать и корректировать ошибки учащихся; - контролировать навыки чтения учащихся. | Проверочная работа № 3 Контроль навыков чтения за 1 четверть | тетрадь пр.р. №3 текст контроля навыков чтения | 24.10 |
24 | 16 | Сочинение «Моё путешествие в историю детской литературы» УРР | - учить работать над сочинением: выбирать тему, составлять план, подбирать материал, употреблять лексический материал, определять жанр, выдерживать стиль. | Развитие речи | учебник стр.85 тетрадь стр.35-36 | 26.10 |
25 | 17 | Внеклассное чтение Писатели о себе (автобиографические книги) УРР | - расширить представления учащихся об автобиографической литературе; - показать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности. | Внеклассное чтение | авторы: Л.Толстой, А.Толстой, М.Горький, С.Аксаков | 28.10 |
РАЗДЕЛ III XIX век. Путешествие продолжается. - 30 часов. Литература XIX века – 6 часов |
26 | 1 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов. «Слон и Моська». УИПЗЗ | - ввести в 3 раздел: дать понятие об эпохе, создать первичный образ баснописца И.А.Крылова, представление о басенном жанре, его доступности для детского восприятия, обогащение памяти уч-ся «крылатыми фразами» из басен И.А. Крылова; - работать над умением читать басни; - обобщить характерные особенности басенного жанра. | Обучающиеся должны знать: - изобразительные художественные средства; - наизусть басни И.А.Крылова (2-3 по выбору); - стихи о природе (по выбору); - отрывки из сказок А.Пушкина (по выбору). | басня баснописец | учебник стр.88-91 тетрадь стр.37-38 | 31.10 |
27 | 2 | И.Крылов. «Квартет». Характерные особенности жанра басни. Обобщение. Басни И.А.Крылова. КУ | учебник стр.91-93 тетрадь стр.38-39 | 2.11 |
II ЧЕТВЕРТЬ 22 ЧАСА |
28 | 3 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский. « Чёрная курица, или Подземные жители» (ч.1-2) УИПЗЗ | - продолжить формирование представления об эпохе (начало 19 века); - дать понятие «псевдоним»; - познакомить с историей создания первой русской литературной сказки; - отрабатывать навыки чтения, умения анализировать прочитанное, использовать различные виды пересказа; - учить составлению стилизованного плана; - проводить словарную работу; - работать над образом главного героя; - расширять кругозор учащихся. | Обучающиеся должны уметь: - относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; - аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - восстанавливать авторский текст по опорным словам; - соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения. | псевдоним план | учебник стр.93-101 тетрадь стр.40 | 11.11 |
29 | 4 | А.Погорельский. « Чёрная курица, или Подземные жители» (3- 4 ч.) УИПЗЗ | учебник стр.101-107 тетрадь стр.41 | 14.11 |
30 | 5 | А.Погорельский. « Чёрная курица, или Подземные жители» (5-6 ч.) УИПЗЗ | учебник стр.107-111 тетрадь стр.41 | 16.11 |
31 | 6 | Путешествие 5. Лето 1831года. Как писать для детей? Контроль навыков чтения УИПЗЗ, УКЗ | - познакомить с историческими фактами, раскрыть подходы поэтов – Пушкина и Жуковского к созданию литературных сказок по народным сюжетам, отметив их взгляды на детскую литературу; - развивать умения работать с авторским текстом. | Контроль навыков чтения | учебник стр.112 - 117 | 18.11 |
Литературная сказка – 8 часов |
32 | 7 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане… » УИПЗЗ | - познакомить с творчеством А.С. Пушкина; - познакомить с новым произведением; - проанализировать сказку А.С. Пушкина: раскрытие особенностей композиции, языка, характеристика образов положительных и отрицательных героев. | учебник стр.118-127 тетрадь стр.42-43 | 21.11 |
33 | 8 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане… » УИПЗЗ | учебник стр.127-135 тетрадь стр.44-45 | 23.11 |
34 | 9 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане… » УИПЗЗ | - работать над выразительностью чтения; - учить общему сравнительному анализу сказок. | учебник стр.138-145 тетрадь стр.45-46 | 25.11 |
35 | 10 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» УОСЗ | - обобщить знания о произведениях Пушкина; - выявить эмоциональную реакцию учащихся на эту сказку; - развивать навык выразительного чтения; - показать учащимся место автора в сказке, отношение автора к своим героям. | Внеклассное чтение. | А.С.Пушкин | 28.11 |
36 | 11 | В.Жуковский « Спящая царевна». Обобщение по сказкам А.Пушкина и В. Жуковского. УИПЗЗ, УОСЗ | познакомить с творчеством В. Жуковского; - познакомить с новым произведением; - провести сопоставительный анализ народной и литературной сказки; - учить литературному анализу и формулировке вывода; - обобщить знания о сказках данных авторов. | учебник стр.146-156 тетрадь стр.47-48 | 30.11 |
37 | 12 | В.Даль «Война грибов с ягодами» (сказка), « Кузовок» (игра). Устное сочинение-обработка народной сказки. УИПЗЗ, УРР | - познакомить с литературным творчеством В.Даля, его толковом словаре; - продолжить умения анализа народной и литературной сказки; - развивать речь учащихся на основе устного сочинения – обработка народной сказки. | Развитие речи | учебник стр.157- 159 тетрадь стр.48-49 | 2.12 |
38 | 13 | А. Ишимова «Славяне». Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4. КУ, УОСЗ, УКЗ | - познакомить с новым произведением – познавательным рассказом; - развивать умение составлять цитатный план; - обобщить знания по разделу; - письменный контроль знаний учащихся по данному разделу. | Проверочная работа № 4 | учебник стр.160-164 тетрадь пр.р. №4 | 5.12 |
39 | 14 | Словарный диктант. Внеклассное чтение. «Литературные сказки 19 века». УОСЗ, УКЗ | - расширить знания о литературных сказках, писателях 19 века; - развивать навыки чтения; - развивать умение давать короткую хар-ку прочитанных рассказов. | Словарный диктант. Внеклассное чтение | авторы: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов, С.Т. Аксаков, В.М. Гашин | 7.12 |
Произведения о природе – 11 часов |
40 | 15 | Путешествие 6. Мир природы на страницах книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». УИПЗЗ | - ввести уч-ся в новую тему; - развивать эмоционально - чувственное восприятие произведения; - умение работать самостоятельно с текстом. | учебник стр.165- 171 | 9.12 |
41 | 16 | Поэты XIX века о природе. А.К. Толстой «Вот уж снег…», А.Плещеев. «Весна». УИПЗЗ | - развивать умение анализировать художественные средства поэзии; - активизировать эмоционально - чувственное восприятие произведения. | поэт поэзия | учебник стр.172- 173 | 12.12 |
42 | 17 | А.Майков. «Весна». Ф.Тютчев. «Неохотно и несмело…» Контроль навыков чтения за 2 четверть УИПЗЗ, УКЗ | - познакомить с новыми произведениями; - обратить внимание на настроение авторов, выраженное в стихотворениях; - познакомить с метафорой, учить находить их в тексте; - создать эмоциональный фон для восприятия произведений; - расширить знания детей о фольклоре (весенние заклички). | Контроль навыков чтения за 2 четверть | метафора | учебник стр.173- 175 | 14.12 |
43 | 18 | Н.Некрасов « Дед Мазай и зайцы». УИПЗЗ | - познакомить с новым произведением; - работать над выразительностью чтения сюжетного стихотворения; - развивать умения составлять цитатную характеристику главного героя; - работать над созданием образа через восприятие автора. | учебник стр.176- 180 тетрадь стр.52 | 16.12 |
44 | 19 | Н.Некрасов « Дед Мазай и зайцы». Итоговый контроль за 1 полугодие. УИПЗЗ,УКЗ | Итоговый контроль за 1 полугодие. | учебник стр.180- 182 тетрадь стр.52 | 19.12 |
45 | 20 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги. УИПЗЗ | - познакомить с биографией, творчеством Л.Толстого; - развивать умение составлять связный рассказ по коллективно составленному плану о яснополянской школе. | учебник стр.183-190 | 21.12 |
46 | 21 | Л. Толстой. «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». УИПЗЗ | - познакомить с новыми произведениями; - развивать умение анализировать сказку, описание, рассказ; - развивать умение определять жанры. | описание | учебник стр.191-195 | 23.12 |
47 | 22 | Практикум «Учусь читать художественную прозу». УРР | - развивать умения практической работы; - развивать умение работать самостоятельно в парах. | Развитие речи - практикум | тетрадь стр.53- 57 | 26.12 |
48 | 23 | К.Ушинский «Столица и губернский город». УИПЗЗ | - познакомить с творчеством К.Ушинского; - познакомить с жанром путевого очерка, с его особенностями. | очерк путевой очерк | учебник стр.195-201 тетрадь стр.58- 59 | 28.12 |
49 | 24 | К.Ушинский. «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество». УИПЗЗ | - совершенствовать умения работать с текстом. | учебник стр.201-205 тетрадь стр.58- 59 | 30.12 |
III ЧЕТВЕРТЬ 32 ЧАСА |
50 | 25 | Сочинение в форме путевого очерка УРР | - готовить учеников к самостоятельной творческой работе – сочинению. | Развитие речи | тетрадь стр.59- 60 | 11.01 |
Произведения о животных – 5 часов |
51 | 26 | К.Ушинский « Жалобы Зайки». Сочинение – подражание Ушинскому. УИПЗЗ, УРР | - ввести в новую тему; - отрабатывать навыки чтения; - работать над выявлением художественных средств, которыми пользуются авторы; - проводить сравнения, делать выводы и обобщения – подготовка к сочинению; - учить работать над сочинением: выбирать тему, составлять план, подбирать материал, употреблять лексический материал, определять жанр, выдерживать стиль. | Развитие речи | учебник стр.206-207 тетрадь стр. 64-65 | 13.01 |
52 | 27 | А.Куприн «Слон» (1-4) УИПЗЗ | учебник стр.208-214 | 16.01 |
53 | 28 | А.Куприн « Слон» (5-6) УИПЗЗ | учебник стр.214-222 | 18.01 |
54 | 29 | Обобщение по разделу «Путешествие продолжается». Проверочная работа № 5. УОСЗ, УКЗ | обобщить знания о зарождение, становление и развитие детской литературы в 19 веке; - развивать умения составлять обобщающую таблицу; - закрепить знания об основных жанрах литературы 19 века; - контролировать знания детей по данному разделу. | Проверочная работа № 5 | тетрадь пр.р. №5 | 20.01 |
55 | 30 | Внеклассное чтение. Произведения А.П.Чехова для детей. УОСЗ, УКЗ | -контроль знаний словарных слов по предмету; расширить знания о творчестве писателя и его произведениях;; - развивать навыки чтения; - развивать умение давать короткую хар-ку прочитанных рассказов | Словарный диктант. Внеклассное чтение. | книги А.П.Чехова | 23.01 |
РАЗДЕЛ IV XX век. Новые встречи со старыми друзьями - 50 часов. Детская литература 20 годов – 10 часов |
56 | 1 | Путешествие 8. (в … библиотеку) Л. Чарская « Записки маленькой гимназистки» (главы 1,4) УИПЗЗ | - расширить понятие о журнале; - познакомить с творчеством Л. Чарской, судьбе её произведений; - развивать отношение к литературе в послереволюционные годы. | Обучающиеся должны знать: - основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. Обучающиеся должны уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); - уметь пересказывать текст; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | журнал повесть глава | Часть 2, учебник стр.4-12 тетрадь стр. 67-68 | 25.01 |
57 | 2 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) УИПЗЗ | - продолжить знакомство с отрывками повести Л Чарской; - совершенствовать навыки чтения, пересказа и анализа художественного произведения. | учебник стр.13-20 тетрадь стр. 68-69 | 27.01 |
58 | 3 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл. 10,11). Образ Лены Икониной. Обобщение. КУ, УОСЗ | - учить обобщать материал повести для составления характеристики героя; - дать понятие «повествование от первого лица»; - повторить признаки повести, работа над жанровыми особенностями текста. | учебник стр.20-29 тетрадь стр. 67-69 | 30.01 |
59 | 4 | Внеклассное чтение. Мир детства» на страницах русской классики 19-20 веков УОСЗ | - развивать умение самостоятельно формулировать вопросы, контролировать себя; - определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет; - называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи; - относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; - высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. | Внеклассное чтение. | авторы: В.Короленко А.Куприн Д.Мамин – Сибиряк Л.Андреев | 1.02 |
60 | 5 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Б.Житков и С.Маршак. УИПЗЗ | - формировать представление о послереволюционных годах; - дать понятие «советская литература»; - познакомить с биографиями Б. Житкова, С. Маршака | учебник стр.31-35 | 3.02 |
61 | 6 | Б.Житков «Николай Исаич Пушкин» УИПЗЗ | - познакомить с художественными особенностями рассказа; - раскрыть характер капитана в действии на основе текста; - учить детей самостоятельно мыслить – предполагать, доказывать, сопереживать и т.д. . | учебник стр.36-43 тетрадь стр. 70 | 6.02 |
62 | 7 | К.Чуковский. «Телефон». Контроль навыков чтения. УИПЗЗ, УКЗ | - познакомить с художественными особенностями рассказа; - определить авторское отношение к описываемому; - показать различия в описании гимназии Чарской и Чуковским. | Контроль навыков чтения. | учебник стр.44-49 | 8.02 |
63 | 8 | « Обериуты». Стихи Даниила Хармса. УИПЗЗ | - познакомить с творчеством Д. Хармса; - познакомить с понятием «обериуты»; - развивать умение играть в словесные игры; - развивать умение составлять по опорным словам рассказ о писателе. | обериуты опорная схема | учебник стр.50-53 тетрадь стр. 71-72 | 10.02 |
64 | 9 | Стихи Ю. Владимирова и А.Введенского. УИПЗЗ | - показать детям особенности творчества писателей 20 годов; - развивать умение увидеть в стихотворениях новизну, игровой компонент; - развивать эмоциональное восприятие произведений. | учебник стр.53-57 | 13.02 |
65 | 10 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. УОСЗ | - определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет; - называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи; - высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. | Внеклассное чтение. | авторы: Г.Остер Э.Успенский Л.Петрушевская Е. Чеповецкий | 15.02 |
Детские журналы 20-30 годов – 10 часов |
66 | 11 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем!» УИПЗЗ | - познакомить с творчеством Маршака, как критика, редактора; - учить читать и использовать статьи литературных критиков; - развивать умение отвечать на вопросы, используя цитаты из учебника. | редактор критик | учебник стр.58-61 | 17.02 |
67 | 12 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. УОСЗ | - познакомить с разнообразием современных детских журналов; - развивать умение рассказать о журнале по плану; - развивать умение находить интересный познавательный материал. | Внеклассное чтение. | журнал | Рассказы о писателях, о художниках. | 20.02 |
68 | 13 | Е.Шварц «Два брата» (сказка, части 1-4) УИПЗЗ | - работать над совершенствованием техники чтения; - развивать умение проводить литературный анализ сказки; - обратить внимание на новизну подхода к сказке в 20- 30 годы; - сопоставить данную сказку с народными сказками. | мудрость сказки | учебник стр.62-81 тетрадь стр. 73-74 | 22.02 |
69 | 14 | Е.Шварц «Два брата» (части 5-8) УИПЗЗ | 24.02 |
70 | 15 | Б. Галанов « Пишу на ту же тему по- своему…» (из книги «Книжка про книжки») Контроль навыков чтения за 3 четверть УИПЗЗ, УКЗ | - познакомить с новым произведением, показать авторские особенности, превратившие пересказ сказки Коллоди в новую книгу; - развивать умение выборочного пересказа; - контролировать навыки чтения учащихся. | Контроль навыков чтения за 3 четверть | учебник стр.82-85 тетрадь стр. 73-74 | 27.02 |
71 | 16 | А.Толстой «Фофка» УИПЗЗ | - познакомить со сказками А. Толстого; - выявить особенности сказок А.Н. Толстого; - совершенствовать навыки чтения, умение выборочно пересказывать. | учебник стр.86-90 тетрадь стр. 75 | 29.02 |
72 | 17 | А.Толстой «Кот сметанный рот». УИПЗЗ | учебник стр.91-92 тетрадь стр. 75 | 2.03 |
73 | 18 | М.Пришвин «Изобретатель». С.Маршак «Сила жизни». УИПЗЗ | - познакомить с новым произведением; -раскрыть на основе статьи Маршака творчество М.Пришвина; - развивать умение составлять план – конспект и на основе выстраивать пересказ. | учебник стр.93-98 тетрадь стр. 76-78 | 5.03 |
74 | 19 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Р.Бёрнс «В горах моё сердце». Р.Киплинг. «На далёкой Амазонке» УИПЗЗ | - познакомить с творчеством Маршака, как критика, поэта, переводчика, редактора; - развивать умение отвечать на вопросы, используя цитаты из учебника; - познакомить со стихотворениями, которые переводил С.Маршака; - развивать навыки выразительного чтения. | переводчик | учебник стр.99-100 | 7.03 |
75 | 20 | Обобщение. Проверочная работа № 6. УОСЗ, УКЗ | -обобщить изученный материал; - формировать представление об особенностях детской литературы 20 годов; - расширять кругозор учащихся, прививать интерес к чтению, литературному анализу. | Проверочная работа № 6 | тетрадь пр.р. №6 | 9.03 |
Детская литература 30 - 50 годов – 10 часов |
76 | 21 | Внеклассное чтение. «Творцы книг». УОСЗ | - познакомить с разнообразием материала о писателях, художниках; - развивать умение рассказать о писателе или художнике по плану; - развивать умение находить интересный познавательный материал. | Обучающиеся должны знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Обучающиеся должны уметь: - самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); - инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; - проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании литературы; - создавать письменные ответы на поставленные вопросы; - четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письмен ной форме. | Внеклассное чтение. | творец | рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах | 12.03 |
77 | 22 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и Симе, который тонкий». УИПЗЗ | - расширить знания о творчестве В.Маяковского для детей; - дать понятия «антитеза», «гротеск»; -раскрыть авторское отношение к персонажу, показать особенности литературы 30 годов; - работа над выразительностью стихотворения. | антитеза гротеск | учебник стр.102-110 тетрадь стр. 78-79 | 14.03 |
78 | 23 | А. Барто «Снегирь». УИПЗЗ | познакомить со стихотворением А. Барто; - развивать умения сравнивать со стихотворением В.Маяковского; - развивать навыки выразительного чтения. | учебник стр.111-113 | 16.03 |
79 | 24 | Ю. Олеша – художник слова. Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» (главы 1-3) УИПЗЗ | - показать на основе знакомства со сказкой идею автора, которую он воплотил в сказке; - учить составлять характеристику героев по описанию, речи, поведению и т.д..; - развивать умение работать сам-но. | учебник стр.113-120 тетрадь стр. 78-79 | 19.03 |
80 | 25 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» (главы 4-5) УИПЗЗ | - развивать художественное литературное чутьё; - способствовать эмоционально- образному восприятию сказочных персонажей. | учебник стр.120-128 | 21.03 |
81 | 26 | Б.Галанов « Как найти город Трёх Толстяков?» Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» УИПЗЗ, УРР | - учить видеть в произведении то, что делает его художественным; - развивать умение комментированного чтения, умение выделять ключевые слова, фразы, мысли; - развивать умение работать сам-но. | Развитие речи - практикум | учебник стр.128-130 тетрадь стр. 80-82 | 23.03 |
IV ЧЕТВЕРТЬ 24 ЧАСА |
82 | 27 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман « Гайдар и дети» УИПЗЗ | - развивать умение выделять проблему по путешествию 12; -познакомить детей с биографией А.Гайдара. | учебник стр.131-135 | 2.04 |
83 | 28 | А. Гайдар « Тимур и его команда» (главы 1-3). УИПЗЗ | - познакомить с новым произведением; - обратить внимание детей на особенность композиции повести; - совершенствовать навыки чтения. | учебник стр.136-145 | 4.04 |
84 | 29 | А,Гайдар « Тимур и его команда» (глава 4-5). УИПЗЗ Словарный диктант. УКЗ | Словарный диктант | учебник стр.145-151 | 6.04 |
85 | 30 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Ю.Сотника и В.Драгунского УОСЗ | - познакомить с разнообразием юмористических рассказов; - развивать умение рассказать о смешном рассказе; - развивать умение находить интересный познавательный материал. | Внеклассное чтение. | юмористические рассказы авторов: Ю.Сотник В.Драгунский Н.Носов | 9.04 |
Детская литература 60 - 90 годов – 7 часов |
86 | 31 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача» УИПЗЗ | - дать понятие о сатире и юморе, показать их назначение и отличия; -развивать умение самостоятельно работать с текстом, решая поставленные вопросы проблемного хар - ра; - развивать умение подводить итог, раскрывая роль сатиры. | Обучающиеся должны знать: - заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты; - наизусть стихотворения советских поэтов (по выбору). Обучающиеся должны уметь: - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - участвовать в литературных играх (инсценировании). | сатира юмор | учебник стр.152 - 156 | 11.04 |
87 | 32 | В. Драгунский «Что любит Мишка?» Контроль навыков чтения. УИПЗЗ, УКЗ | -развивать умение самостоятельно работать с текстом, составляя необычный план рассказа; - развивать умение выразительного ролевого чтения; - развивать устную речь уч-ся. | Контроль навыков чтения. | эпитет | учебник стр.157 - 161 | 13.04 |
88 | 33 | А. Барто «Докладчик», «Требуется друг». Юмор или сатира УИПЗЗ | - совершенствовать умение различать юмор и сатиру; - раскрыть воспитательную направленность стихотворений А. Барто. | рифм рифма | учебник стр.162 - 163 | 16.04 |
89 | 34 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» УОСЗ | - ввести новую форму урока – литературную конференцию; - заинтересовать детей самостоятельной работой; - способствовать расширению кругозора о весёлых произведениях современных авторов. | весёлые произведения авторов: В. Голявкин И. Пивоварова О. Кургузова | 18.04 |
90 | 35 | Путешествие 14. «Книжкины именины». Стихи Б. Заходера, Е.Благининой, Ю. Коринец, И.Токмаковой. УИПЗЗ | - познакомить с историей возникновения праздника, раскрыть его значение и цель; - показать роль Л.Кассиля в развитии детской литературы 60-х годов; - познакомить с многообразием детской поэзии; - раскрыть отличие её от поэзии 20-х годов; - обратить внимание детей на особенности стихотворений: форма. настроение, определение темы; - стимулировать творческую деятельность детей. | учебник стр.164 - 168 | 20.04 |
91 | 36 | Стихи Г.Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского. УИПЗЗ | учебник стр.169 - 172 | 23.04 |
92 | 37 | Стихи С.Черного, В. Долиной Итоговый контроль за 2 полугодие. УИПЗЗ, УКЗ | Итоговый контроль за 2 полугодие. | учебник стр.173 - 175 | 25.04 |
Сказочные миниатюры – 5 часов |
93 | 38 | Миниатюры Г. Цыферова. Стихи Н.Матвеевой Практикум. Учусь читать лирический текст. УИПЗЗ, УРР | -дать понятие «миниатюра» на примере сказок – картин Г.Цыферова; -развивать умение создавать миниатюры, в практической работе раскрыть особенности и специфику этого жанра. | Развитие речи - практикум | миниатюра импровизатор | учебник стр.176 – 182 тетрадь стр. 83-88 | 27.04 |
94 | 39 | Обобщение. Проверочная работа № 7. УОСЗ, УКЗ | - обобщить изученную тему, подвести к выводу об отличии поэзии середины века от поэзии 20- х годов; - проверить знания, умения уч-ся по теме. | Проверочная работа № 7 | учебник стр.183 тетрадь пр.р. №7 | 30.04 |
95 | 40 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. УОСЗ | - показать уч-ся разнообразие поэтов, с которыми они познакомились на уроках литературного чтения; - развивать умение выбирать любимые стихи; - развивать умение работать сам-но по плану. | Внеклассное чтение. | сборники стихотворений любимых поэтов | 4.05 |
96 | 41 | С.Козлов «Снежный урок» (пьеса - сказка) (картины 1-4) УИПЗЗ | - обобщить знания о драматургическом жанре; - работать над целостным восприятием пьесы, выделить её идею; - обучать умению пересказа и инсценированию. | пьеса - сказка | учебник стр.184 - 191 тетрадь стр. 89 | 7.05 |
97 | 42 | С.Козлов «Снежный урок» (пьеса - сказка) (картины 5-8) УИПЗЗ | учебник стр.191 - 200 тетрадь стр. 89 | 11.05 |
Молодые детские писатели – 8 часов |
98 | 43 | Путешествие 15. Совсем молодые детские писатели. Два интервью. К.Драгунская « Крайний случай». УИПЗЗ | - познакомить с молодыми современными детскими писателями, специфике их подхода к детской литературе; - рассмотреть особенности стиля К.Драгунской – приближенность к детскому строю повествования; - развивать умение проводить краткий анализ произведения (тема, идея, структура, лексика). | интервью | учебник стр.201 - 207 | 14.05 |
99 | 44 | К.Драгунская «Ерунда на постном масле!» Контроль навыков чтения за 4 четверть УИПЗЗ, УКЗ | Контроль навыков чтения за 4 четверть | учебник стр.207 - 210 тетрадь стр. 89-91 | 16.05 |
100 | 45 | Интервью с Т.Собакиным. Т.Собакин «Цвет ветра»,«Самолёт», «До будущего лета» УИПЗЗ | - познакомить с писателем Т.Собакиным и его произведениями; - помочь определить уч-ся идеи произведений Т. Собакина; - развивать умения вчитываться, вслушиваться, размышлять. | учебник стр.211 - 216 | 18.05 |
101 | 46 | Обобщение. Проверочная работа № 8. УОСЗ, УКЗ | - обобщить знания уч-ся, подвести итог работы за курс начальной школы; - проверить умения уч-ся «взять интервью» у любого детского писателя | Проверочная работа № 8 | тетрадь пр.р. №8 | 21.05 |
102 | 47 | Эпилог. Письмо к читателям. УОСЗ | - познакомить с понятием «эпилог»; - развивать представления уч-ся о будущем книг; - самостоятельно познакомиться с личным посланием авторов учебника каждому уч-ся. | Развитие речи – письмо авторам | пролог эпилог | учебник стр.217 – 218 тетрадь стр. 92 | 23.05 |
103 | 48 | Развитие речи. Письмо к авторам учебника «В океане света». УРР | - развивать умение составлять и оформлять письменный ответ на письмо к авторам учебника. | 25.05 |
104 | 49 | Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать» УОСЗ | -подвести итог внеклассного чтения за год в форме урока- отчёта; - развивать умение работать и выступать в группах; - представить новые книги для чтения, обсуждение списка книг для летнего чтения | Внеклассное чтение. | выбор книг учащимися | 28.05 |
105 | 50 | КВН «Самый внимательный читатель» УОСЗ | 30.05 |
ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД - 105 ЧАСОВ | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА Литературное чтение, пролог, фантастика, жанр, повесть, герои, баллада, писатель, автор, детская литература, летопись, летописцы, славянская азбука, поучение, светский рассказ, сказка, стихотворение, приключение, автобиографическая повесть, статья, сочинение, басня, баснописец, псевдоним, план, поэт, поэзия, метафора, описание, очерк, путевой очерк, журнал, повесть, глава, обериуты, опорная схема, редактор, критик, журнал, мудрость сказки, переводчик, творец, антитеза, гротеск, сатира, юмор, эпитет, рифм, рифма, миниатюра, импровизатор, пьеса – сказка, интервью, эпилог. |
III. Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» (4 класс)
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Любимые книги | 1/7 | 1/7 |
2 | Раздел 2. У истоков детской русской литературы | 17 | 17 |
3 | Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… | 30 | 30 |
4 | Раздел 4. XX век. Новые встречи со старыми друзьями. | 48 | 50 |
Основное содержание тем (105 часов)
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Раздел 1. Любимые книги | 1/7 |
2 | Раздел 2. У истоков детской русской литературы | 17 |
| Древнерусская литература. | 7 |
Литература для детей XI-XVIII веков. | 10 |
3 | Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… | 30 |
Литература XIX века. | 6 |
Литературная сказка. | 8 |
Произведения о природе. | 11 |
Произведения о животных. | 5 |
4 | Раздел 4. XX век. Новые встречи со старыми друзьями. | 50 |
Детская литература 20-х годов. | 10 |
Детские журналы 20-30-х годов. | 10 |
Детская литература 30-50-х годов. | 10 |
Детская литература 60-90-х годов. | 7 |
Сказочные миниатюры. | 5 |
Молодые детские писатели. | 8 |
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения предмета «Литературное чтение» обучающиеся 4 класса должны знать:
структуру учебника;
приёмы ориентирования в учебнике;
литературные приемы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты;
отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);
литературный жанр – пьеса, баллада, басня, фантастическая повесть, роман-сказка, миниатюра;
понятие «пролог», «эпилог», «летопись».
Обучающиеся должны уметь:
правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи вслух 90 слов в минуту;
выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
самостоятельно проводить подготовку к выразительному чтению;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
самостоятельно формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
составлять простой и сложный план;
определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет;
называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;
видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;
высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.
практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Четверть | Контроль |
1 | Контроль навыков чтения– 2 Развитие речи – 2 Внеклассное чтение - 3 Проверочная работа -3 Словарный диктант -1 |
2 | Итоговый контроль за 1 полугодие - 1 Контроль навыков чтения– 2 Развитие речи – 2 Внеклассное чтение - 2 Проверочная работа -1 Словарный диктант -1 |
3 | Контроль навыков чтения– 2 Развитие речи – 2 Внеклассное чтение - 5 Проверочная работа - 2 Словарный диктант -1 |
4 | Итоговый контроль за 2 полугодие - 1 Контроль навыков чтения– 2 Развитие речи – 3 Внеклассное чтение - 3 Проверочная работа -2 Словарный диктант -1 |
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «В океане света», учебник для 4 класса, части 1,2ч. – М.: Баласс, 2010 г.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. – М:Баласс, 2010 г
Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2010.
VI. Список литературы (основной и дополнительной)
1.Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа.Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2009.
2. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 4 класс, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. - М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
4.Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева. г. М:Баласс, 2006г. Уроки чтения по книге «В океане света», 4 класс.
5.О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. «Внеклассное чтение» 1-4 кл. –М:Аквариум,2006 г
6.В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова. «Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе» . – г. М: Дрофа, 2006 г.
7.«Все предметы начальной школы в викторинах». г. М:АСТ- Апрель, 2005 г.
VII. Приложения к программе
Рекомендательный список для чтения (5 класс)
№ | Автор | Название книги |
1 | Аксаков С. | Детские годы багрова-внука. |
2 | Барто А. | Твои стихи. |
3 | Благинина Е. | Гори-гори ясно! |
4 | Булычёв К. | Девочка с Земли. |
5 | Введенский А. | Когда я вырасту большой. |
6 | Велтистов Е. | Приключения электроника. Новые приключения электроника. |
7 | Владимиров Ю. | Ниночкины покупки. |
8 | Волков А. | Семь подземных королей. Жёлтый туман. Огненный бог марранов. |
9 | Гайдар А. | Тимур и его команда. Голубая чаша. |
10 | Галанов Б. | Книжка про книжки |
11 | Горбовский Г. | Чудеса под ногами. Следы на земле. |
12 | Даль В. | Старик-годовик |
13 | Драгунский В. | Денискины рассказы |
14 | Железников В. | Про Катю |
15 | Житков Б. | Морские истории |
16 | Жуковский В. | Сказки |
17 | Заходер Б | Стихи и сказки |
18 | Ишимова А. | История России в рассказах для детей. |
19 | Кассиль Л. | Дорогие мои мальчишки. Кондуит и швамбрания. |
20 | Коваль Ю. | Чистый двор |
21 | Козлов С. | Поющий поросёнок (Сборник пьес). |
22 | Коринец Ю. | Четыре сестры. Туесок. |
23 | Крылов И. | Басни. |
24 | Куприн А. | Рассказы. |
25 | Мамин-Сибиряк Д. | Рассказы и сказки. |
26 | Маршак С. | Сказки. Стихи. Загадки. |
27 | Матвеева Н. | Кроличья деревня. |
28 | Мониц Ю. | Большой секрет для маленькой компании. |
29 | Некрасов Н. | Стихотворения, посвящённые русским детям. |
30 | Носов Н. | Витя Малеев в школе и дома. Рассказы. |
31 | Одоевский А. | Городок в табакерке |
32 | Олеша Ю. | Три толстяка. |
33 | Остер Г. | Зарядка для хвоста. Вредные советы. |
34 | Погорельский А. | Чёрная курица, или подземные жители |
35 | Пришвин М. | Говорящий грач |
36 | Пушкин А. | Сказки. Рассказы начальной русской летописи. Рассказы русских летописей XII-XIV веков. |
37 | Сапгир Г. | Птицы в тетради. Звёздная карусель. Четыре конверта. |
38 | Сотник Ю. | Архимед Вовки Грушина. Рассказы. |
39 | Толстой А.К. | Курган: баллады и былины |
40 | Толстой А.Н. | Сказки и рассказы для детей |
41 | Толстой Л.Н. | Для детей |
42 | Успенский Э. | 25 профессий Маши Филиппенко |
43 | Ушинский К. | Рассказы для детей |
44 | Хармс Д. | Стихи |
45 | Цыферов Г. | Обыкновенная капля. В медвежачий час. |
46 | Чарская Л. | Записки маленькой гимназистки. Смелая жизнь. Записки институтки. |
47 | Чёрный С. | Стихи |
48 | Чехов А. | Рассказы |
49 | Чуковский К. | Серебряный герб |
50 | Шварц Е. | Сказки, повести, пьесы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...