Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_.doc | 503 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель МО 1 ступени обучения _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2011 г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(учебный предмет)
4 «А» класс
(класс)
_2011 – 2012 учебный год
Разработчик программы:
Журова Анна Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2009.— 213-235).
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами::
1.мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2.безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4.раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1.Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2.Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3.Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4.Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулироватьсвои мировоззренческие взгляды, учебная самостоятельностьи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», тренажеры по русскому языку, Интернет сайты: - www solnet. ru ; - www festival. Ru; - www kulichiki. Ru
Учебно-тематическое планирование
по предмету «Русский язык»
предмет
Класс 4»А»
Учитель Журова Анна Николаевна
Количество часов
Всего 171 час; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных диктантов 10 , контрольных списываний - 7 , контрольных работ – 1, проверочных работ 7 , словарных диктантов 12 , самостоятельных работ 5 , свободных диктантов 3 , сочинений - 10 , изложений - 7, тестов 7 ч.;
Административных контрольных уроков 3ч.
Планирование составлено на основе авторской программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы, авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Учебник
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 4-й класс; . – М.: Баласс,, 2010.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса. – М.: Баласс,, 2010.;
Л.Ю.Комиссарова дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс. – М.: Баласс,, 2010.;
3.Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс,, 2010.;
4. М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса. – М.: Баласс,, 2010.
название, автор, издательство, год издания
II. Учебно-тематический план
№ | кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | целеполагание урока | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | словарная работа | элементы дополнительного содержания | дата |
1четверть – 44 часа Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе – 17 часов |
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Писатели и поэты о русском языке. УОСЗ | - познакомить с новым учебником «Русский язык». - познакомить с языком, как частью русской национальной культуры; - обобщить знания о науке языка.. | Знать -значимые части слова; -признаки изученных частей речи; -типы предложений по цели высказывания; - изученные орфографические правила. Уметь -анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - состав слова, предложения; - различать произношение и написание слов; - находить способ проверки написания слова; - без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | русский язык учебник правила | часть1, учебник стр.1-5, | 2.09 |
2 | 2 | Повторение изученного по фонетике и графике. Контрольное списывание. УКЗ, КУ | - закрепить изученный материал по фонетике, графике; - проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте. | к/с | учебник стр.6-9 тетрадь для проверочных и контрольных работ стр2-3 | 5.09 |
3 | 3 | Повторение фонетики. Слог. Ударение. УЗПЗ | закрепить изученный материал по фонетике; - закрепить знаний о слоге, ударении. | учебник стр.10-13 | 6.09 |
4 | 4 | Что такое графика. УЗПЗ | - закрепить знания о науке о письме; - повторить знания о русском алфавите. | десерт процесс ремонт | учебник стр.14-17 | 7.09 |
5 | 5 | Фонетический разбор слова. УЗПЗ | - закрепить знания о фонетическом разборе слова, повторить порядок разбора. | ситуация шорох | учебник стр.17-18 | 8.09 |
6 | 6 | Повторение орфографии. УЗПЗ | закрепить знания об орфографии, повторить изученные орфограммы. | нарочно облако памятник прогресс | учебник стр.19-23 | 9.09 |
7 | 7 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения УЗПЗ | - повторить изученные орфограммы и их графическое обозначение; | с/р | 12.09 |
8 | 8 | Повторение состава слова УЗПЗ | - повторить состав слова, словообразование; - повторить порядок разбора слова по составу. | учебник стр.24-28 | 13.09 |
9 | 9 | Повторение изученного о частях речи УЗПЗ | - закрепить знания о морфологии; - повторить порядок разбора слова, как части речи | учебник стр.29-32 | 14.09 |
10 | 10 | Повторение изученного по синтаксису. УЗПЗ | закрепить знания о синтаксисе; - повторить порядок разбора предложения. | творческое задание | учебник стр.33 | 15.09 |
11 | 11 | Что мы знаем о пунктуации? УЗПЗ | закрепить знания о пунктуации; - повторить правила о постановке знаков препинания. | иногда капитан корабль | учебник стр.34-36 | 16.09 |
12 | 12 | Обучающее изложение «Золотой рубль» УРР | - развивать устную, письменную речь уч-ся; - закрепить знания работы с текстом. | р/р | учебник стр.37-38 | 19.09 |
13 | 13 | Работа над ошибками. Словарный диктант УКЗУН, УКЗ с/с | - проанализировать содержание изложений, грамотность работ уч-ся; - провести работу над ошибками, редактирование текста; - проверить знания словарных слов. | Знать: изученные орфографические правила Уметь: применять их на письме | РНО с/д | учебник стр.41 | 20.09. |
14 | 14 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой графический выбор написания. | входной контроль | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр1 | 21.09 |
15 | 15 | Закрепление пройденного. Работа над ошибками. УКЗУН | проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме «Повторение», - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить ошибки . | РНО | учебник стр.39-40 | 22.09 |
16 | 16 | Входное тестирование по теме «Повторение» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор ответа | входной тест | индив. материал теста | 23.09 |
17 | 17 | Обобщение по разделу «Повторение» УОСЗ | проанализировать результаты входного тестирования по теме «Повторение», - провести работу над ошибками; - обобщить пройденный материал по теме. | учебник стр.5-40 | 26.09 |
Предложение. Текст. – 35 часов ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (11 часов) | 27.09 |
18 | 1 | Как отличить простое предложение от сложного УИПЗЗ | - научить уч-ся отличию простого предложения от сложного; - развивать умение находить орфограммы в словах. | Знать: - о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса; - отличительные особенности простого предложения. Уметь: - узнавать в тексте простые предложения; - приводить примеры разных видов предложений; - ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | тревога | учебник стр.42-44 | 27.09 |
19 | 2 | Предложения с однородными членами. Однородные члены без союзов И, с союзом И. УИПЗЗ | - познакомить предложениями с однородными членами, с однородными членами без союзов И, с союзом И. | учебник стр.44-45 | 28.09 |
20 | 3 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами И,А,НО УИПЗЗ | - познакомить с постановкой запятой в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами И,А,НО; - развивать умение находить орфограммы в словах. | учебник стр.46-48 | 29.09 |
21 | 4 | Развитие умения ставить запятую в предложении с однородными членами УЗПЗ | - развивать умения ставить запятую в предложении с однородными членами. | лиловый фиолетовый песчаный копыто копытце сочинение | учебник стр.49-51 | 30.09 |
22 | 5 | Обучающее изложение «Что я люблю» УРР | - развивать устную, письменную речь уч-ся; - закрепить знания работы с текстом. | Уметь: - применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; - «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; - выполнять синтаксический разбор простого предложения | р/р | учебник стр.51-52 | 3.10 |
23 | 6 | Сочинение «Что я люблю» УРР | р/р | учебник стр.52-53, | 4.10 |
24 | 7 | Работа над ошибками. Развитие умения ставить запятую в предложении с однородными членами УКЗУН | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить ошибки и редактировать текст. | РНО | учебник стр.52-53 | 5.10 |
25 | 8 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 УКЗ | - проверить теоретические знания по изученной теме; - проверить умение читать схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; - умение составлять предложения с однородными членами; - умение выполнять синтакс. разбор предложения | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр4-5 | 6.10 |
26 | 9 | Развитие пунктуационных умений УЗПЗ | учебник стр.54-56 | 7.10 |
27 | 10 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | к/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр6-7 | 10.10 |
28 | 11 | Работа над ошибками. Словарный диктант. УКЗУН, УКЗ с/с | РНО с\д | учебник стр.56 | 11.10 |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А, НО (10 часов) | 13.10 |
29 | 12 | Отличие простого предложения от сложного. УИПЗЗ | - научить уч-ся отличию простого предложения от сложного; - развивать умение определять запятую в предложении с бессоюзной связью; - развивать умение находить орфограммы в словах. | Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; -признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: - использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; - составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме. | учебник стр.57-58 | 12.10 |
30 | 13 | Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО УИПЗЗ | - развивать умение определять запятую в сложном предложении с союзами и, а, но; - развивать умение находить ошибки в схемах предложений. | алмаз алмазный происшествие | учебник стр.59-62 | 13.10 |
31 | 14 | Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО УЗПЗ | свобода свободно | учебник стр.63-65 | 14.10 |
32 | 15 | Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами. УИПЗЗ | - развивать умение определять запятую в сложном и простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но; - развивать умение находить орфограммы в словах. | традиция выражать выразительный иметь в виду рояль | учебник стр.65-66 | 17.10 |
33 | 16 | Составление устного рассказа на грамматичес. тему. Свободный диктант. УРР | - развитие умений устной и письменной речи; -развивать умения использовать в речи простые и сложные предложения. | р/р | учебник стр.67 | 18.10 |
34 | 17 | Сочинение «Субботний вечер у нас дома». Употребление сложных предложений в письменной речи. УРР | р/р | учебник стр.68 | 19.10 |
35 | 18 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №2. УКЗ | - проверить теоретические знания по изученной теме; - проверить умение читать схемы и составлять схемы; - расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; - умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного, когда употреблены одинаковые союзы. | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр8-9 | 20.10 |
36 | 19 | Работа над ошибками. Обобщение. Подготовка к диктанту. УОСЗ | РНО | учебник стр.69-72 | 21.10 |
37 | 20 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр10-11 | 24.10 |
38 | 21 | Работа над ошибками «Пишу правильно» Словарный диктант. УКЗУН, УКЗ с/с | РНО с/д | учебник стр.72 | 25.10 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (14 часов) | 27.10 |
39 | 22 | Понятие о прямой речи. Состав предложения с прямой речью. УИПЗЗ | - познакомить с понятием прямая речь; - познакомить с предложениями с прямой речью (состав предложения); -- развивать практические умения находить данные предложения. | Знать: - из чего состоят предложения с прямой речью; - правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь: - пунктуационно оформлять предложения с прямой речью; - оформлять цитаты на письме; - применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы | решение коридор пожалуйста | учебник стр.73-74 | 26.10 |
40 | 23 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. УИПЗЗ | - развивать умения определять знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.. | учебник стр.75 - 77 | 27.10 |
41 | 24 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. УИПЗЗ | - развивать умения определять знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.. | карнавал вдвоём цитата | учебник стр.78-79 | 28.10 |
42 | 25 | Итоговый диктант за 1 четверть УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | итоговый диктант | 31.10 |
43 | 26 | Работа над ошибками. Словарный диктант за 1 четверть. УКЗУН, УКЗ с/с | РНО итоговый с/д | 1.11 |
44 | 27 | Сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи. УРР | развитие умений устной и письменной речи; -развивать умения использовать в речи простые, сложные предложения, предложения с прямой речью. | р/р | учебник стр.79 | 2.11 |
2четверть – 36 часов | Р/Р Обучающее изложение. «В здоровом теле здоровый дух» |
45 | 28 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. УИПЗЗ | - познакомить с записью цитаты в виде предложения с прямой речью. | учебник стр.80-81 | 11.11 |
46 | 29 | Знаки препинания в простом предложении, сложном предложении и в предложении с прямой речью УЗПЗ | - развивать умения расставлять знаки препинания в простом предложении, сложном предложении и в предложении с прямой речью | учебник стр.82-84 | 14.11 |
47 | 30 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» УРР | развитие умений устной и письменной речи; -развивать умения использовать в речи простые, сложные предложения, предложения с прямой речью. | р/р | учебник стр.82 | 15.11 |
48 | 31 | Развитие пунктуационных умений. Работа над ошибками. УЗПЗ | - развивать пунктуационные умения; - развивать практические умения находить и доказывать пунктуационные ошибки. | учебник стр.83-84 | 16.11 |
49 | 32 | Развитие пунктуационных умений. УЗПЗ | 17.11 |
50 | 33 | Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | Уметь: - записывать текст под диктовку; -контролировать своё письмо | к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр12-13 | 18.11 |
51 | 34 | Словарный диктант. Работа над ошибками диктанта. УКЗУН, УКЗ с/с | РНО с/д | 21.11 |
52 | 35 | Контрольное списывание. Тест по теме: «Предложения с прямой речью» УКЗ | - проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте, выбирать правильный ответ. | к/с тест | индив. текст индив. тест | 22.11 |
Слово – 110 часов ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (45часов) | 23.11 |
53 | 1 | Имя существительное как часть речи. Постоянные или непостоянные признаки имени существительного. УИПЗЗ | - закрепить знаний о имени существительном как части речи; - познакомить с постоянными, непостоянными признаками имени существительного | Знать: - определение имени существительного, значение и употребление; - род имени существительного | учебник стр.85-87 | 23.11 |
54 | 2 | Роль имени существительного в предложении, речи. УИПЗЗ | - познакомить с ролью имени существительного в предложении, речи; | учебник стр.88 | 24.11 |
55 | 3 | Роль имён существительных в предложении, речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» КУ | - развитие умений устной и письменной речи. -развивать умения использовать в речи имена существительные. | р/р | учебник стр.89 | 25.11 |
56 | 4 | Многозначные слова . Синонимы. Антонимы. УЗПЗ | - закрепить знания о многозначных словах, синонимах, антонимах. | учебник стр.90-92 | 28.11 |
57 | 5 | Наблюдение за словоизменением имени существительного. УИПЗЗ | - познакомить со словоизменением имени существительного; - наблюдать за словоизменением имени существительного. | учебник стр.94-95 | 29.11 |
58 | 6 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежи. УИПЗЗ | - наблюдать за словоизменением имени существительного; - развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежи. | Знать: - определение имени существительного, значение и употребление; - род имени существительного; - существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Уметь: - изменять существительные по числам и падежам. | падеж палатка | учебник стр.96-99 | 30.11 |
59 | 7 | Изменение по падежам имени существительного в единственном и во множественном числе. УИПЗЗ | - познакомить с изменением по падежам имени существительного в единственном и во множественном числе. | учебник стр.100-101 | 1.12 |
60 | 8 | Именительный и винительный падежи. УИПЗЗ | - познакомить с падежами: Именительным и Винительным; - развивать умение определять, распознавать падежи. | учебник стр.102-105 | 2.12 |
61 | 9 | Родительный падеж УИПЗЗ | - познакомить с Родительным падежом; - развивать умение определять, распознавать падежи. | учебник стр.107-109 | 5.12 |
62 | 10 | Дательный падеж УИПЗЗ | - познакомить с Дательным падежом; - развивать умение определять, распознавать падежи. | учебник стр.110 - 112 | 6.12 |
63 | 11 | Творительный падеж УИПЗЗ | - познакомить с Творительным падежом; - развивать умение определять, распознавать падежи. | учебник стр.112-114 | 7.12 |
64 | 12 | Предложный падеж УИПЗЗ | - познакомить с Предложным падежом; - развивать умение определять, распознавать падежи. | учебник стр.115-117 | 8.12 |
65 | 14 | Обобщающий урок по разделу. Составление устного рассказа «Что я знаю об имени существительном» УОСЗ | - обобщить знания о имени существительном; - развивать умение определять, распознавать падежи. | Уметь составлять рассказ, предложения со словами в разных падежах. | р/р устный рассказ | лепесток ладонь забота заботиться надолго | учебник стр.117-120 | 9.12 |
66 | 15 | Проверочная работа №3. Словарный диктант. УКЗ | - проверить теоретические знания по изученной теме; - проверить умение определять падеж существительного; - умение составлять словосочетания; - умение различать однокоренные слова; - проверка знаний словарных слов. | п/р с/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр14-15 | 12.12 |
67 | 16 | Что такое склонение? Три склонения имени существительного УИПЗЗ | - познакомить с понятием – склонение имени существительного; - дать понятия о трёх склонениях. | Знать: - вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имён существительных; - алгоритм морфологического разбора. Уметь: - выполнять морфологический разбор имени существительного; - употреблять в речи несклоняемые существительные с разными предлогами | учебник стр.121-123 | 13.12 |
68 | 17 | Развитие умения определять склонение имен существительных. УЗПЗ | - развивать умения определять склонение имен существительных | костёр конструкция конструктор | учебник стр.124-127 | 14.12 |
69 | 18 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. УЗПЗ | - развивать умения определять склонение имен существительных; - развивать умение морфологического разбора имен существительных. | учебник стр.128-129 | 15.12 |
70 | 19 | Несклоняемые имена существительные, особенности их употребления. УИПЗЗ | - познакомить с несклоняемыми имена ми существительными, особенностями их употребления. | пианино пальто свитер | учебник стр.129 -130 | 16.12 |
71 | 20 | Обучающее сочинение « Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с различными предлогами. УРР | - развитие умений устной и письменной речи. -развивать умения использовать в речи имена существительные; - развивать умения использовать в речи несклоняемые имена существительные с различными предлогами. | р/р | учебник стр.131 | 19.12 |
72 | 21 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. УИПЗЗ | - закрепить знания правописание мягкого знака; - познакомить с правописанием мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. | Знать: - орфограмму «Ь после шипящих на конце существит. ж. р. 3-го склонения». Уметь: -правильно записывать существительные м.р. с шипящим на конце | камыш матч карниз | часть №2 учебник стр.4-6 | 20.12 |
73 | 22 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Графически обозначать орфограмму. УЗПЗ | - развивать умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму. | с/р | престиж престижный | учебник стр.6-8 | 21.12 |
74 | 23 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №4 УКЗ | - проверить теоретические знания по изученной теме; - проверить умение определять род, число, падеж существительного; - умение склонять существительные в ед. и множ. числе. | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр16-17 | 22.12 |
75 | 24 | Итоговый контрольный диктант за 2 четверть УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме | итоговый диктант | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр18-19 | 23.12 |
76 | 25 | Работа над ошибками «Пишу правильно» Словарный диктант за 2 четверть УКЗУН, УКЗ с/с | РНО итоговый с/д | учебник стр.13-14 | 26.12 |
77 | 26 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Обобщение по разделу. УОСЗ | -обобщить знания по пройденным темам; - развивать умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму. | учебник стр.9-11 | 27.12 |
78 | 27 | Контрольное списывание. Тест по теме: « Имя существительное» УКЗ | - проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте, выбирать правильный ответ. | к/с тест | индив. текст индив. тест | 28.12 |
79 | 28 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. УИПЗЗ | - познакомить с правилом правописания безударных падежных окончаний имен сущ . | Знать: - правило написания безударных падежных окончаний имён существительных. Уметь: - применять правило и действовать по алгоритму | обаяние обаятельный | учебник стр.15-17 | 29.12 |
80 | 29 | Развитие орфографических умений. УИПЗЗ | - развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён сущ., действовать по алгоритму | учебник стр.17-18 | 30.12 |
3 четверть – 51 час |
81 | 30 | Развитие орфографических умений УИПЗЗ | - развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён сущ., графически объяснять свой выбор написания. | учебник стр.19-20 | 11.01 |
82 | 31 | Развитие орфографических умений УИПЗЗ | свободный диктант | корзина несколько газета впервые | учебник стр.21-23 | 12.01 |
83 | 32 | Обучающее изложение «Первая газета» УРР | - развивать умение подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык; - умение находить изученные орфограммы в тексте и объяснять их правописание. | р/р | учебник стр.23-24 | 13.01 |
84 | 33 | Упражнение в правописании существительных. Работа над ошибками. УКЗУН | - упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных; - развивать умения редактировать изложение; - развивать умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму. - развивать практические умения находить орфограмму и доказывать ошибки. | РНО | учебник стр.24-26 дополнит. материал дидакт. материал | 16.01 |
85 | 34 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных УЗПЗ | компания кампания | 17.01 |
86 | 35 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных УЗПЗ | 18.01 |
87 | 36 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5. УКЗ | - проверить теоретические знания по изученной теме; - развивать умение определять падеж склонение имени существительного; - развивать умение выполнять морф. разбор сущ; -умение правописания безударных гласных в падежных окончаниях существительных. | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр20-21 | 19.01 |
88 | 37 | Работа над ошибками. Словарный диктант. УКЗУН, УКЗ с/с | - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | РНО с/д | учебник стр.27 | 20.01 |
89 | 38 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» УКЗ | - проверка грамотности уч-ся; - проверка умения графически обозначать орфограмму ; – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных | Уметь: - применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр22-23 | 23.01 |
90 | 39 | Работа над ошибками «Пишу правильно» УКЗУН | -проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить орфограмму и доказывать ошибки. | РНО | учебник стр.27 | 24.01 |
91 | 40 | Обучающее сочинение-описание «Прогулка» УРР | - развитие связной устной и письменной речи; - учить приёмам написания связного текста; -развивать умения использовать в речи имена существительные. | р/р | учебник стр.24 | 25.01 |
92 | 41 | Закрепление пройденного. Работа над ошибками. УКЗУН | - проанализировать сочинения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктационных ошибок; - умение редактировать предложения,текст. | РНО | дополнит. материал | 26.01 |
93 | 42 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных УЗПЗ | - закрепить правописание безударных падежных окончаний имён существительных; - развивать умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму. - развивать практические умения находить орфограмму и доказывать ошибки. | дополнит. материал | 27.01 |
94 | 43 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных УЗПЗ | дополнит. материал | 30.01 |
95 | 44 | Контрольное списывание УКЗ | - проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте. | к/с | индив. текст | 31.01 |
96 | 45 | Обобщение знаний «Имя существительное»УОСЗ | обобщить знания по теме «Имя существительное»; - развивать самостоятельные умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму | учебник стр.26 - 27 дополнит. материал | 1.02 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (20 часов) |
97 | 1 | Повествование и описание – два вида текстов. Роль имен прилагательных в текстах – описаниях. УЗПЗ | - закрепить знания о имени прилагательном ( что мы уже знаем); - закрепить знания о типах речи: повествование, описание; - выяснить роль имён прилагательных в речи, связь с именем существительным. | Знать: - значение и употребление имён прилагательных в речи; - изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Уметь: - изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам; - выполнять морфологический разбор прилагательного. | учебник стр.28 - 30 | 2.02 |
98 | 2 | Роль прилагательных- антонимов в речи. УЗПЗ | - выяснить роль имён прилагательных в речи, связь с именем существительным. | серебро серебряный сверкать простор | учебник стр.31 - 32 | 3.02 |
99 | 3 | Морфологический разбор имени прилагательного УЗПЗ | развивать умения определять имена прилагательные; - развивать умение морфологического разбора имен прилагательных. | с/р | учебник стр.33 - 34 | 6.02 |
100 | 4 | Изменение имен прилагательных по падежам УИПЗЗ | - умение рассказать о прилагательном по плану; - познакомить со словоизменением имен прилагательных – по падежам; - умение разбирать по составу прилагательные. | Знать: - правило написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Уметь - применять правило на практике; - графически обозначать орфограммы | багряный багровый желтый | учебник стр.35 - 36 | 7.02 |
101 | 5 | Словосочетание. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. УИПЗЗ | -познакомить с понятием словосочетание; - закрепить знания об изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. | учебник стр.37 – 39 | 8.02 |
102 | 6 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. УИПЗЗ | - познакомить с правилом правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных; - развивать умение действовать по алгоритму | этимология | учебник стр.40 – 41 | 9.02 |
103 | 7 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. УЗПЗ | - развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | истина истинный правда правосудие справедливость | учебник стр.42 – 44 | 10.02 |
104 | 8 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму. Свободный диктант. УЗПЗ | - продолжать развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания; - развивать связную речь, передавая текст по памяти; - умение составлять предложения, текст используя словосочетания. | наверное кабинет | учебник стр.45– 46 | 13.02 |
105 | 9 | Обучающее изложение «Первое путешествие». Использование в письменной речи слов с изученными орфограммами. УРР | - развивать умение подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык; - умение находить и использовать изученные орфограммы в тексте и объяснять их правописание. | р/р | путешествие путешественник странный | учебник стр.46-47 | 14.02 |
106 | 10 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений. УКЗУН | - проанализировать изложения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | РНО | учебник стр.48– 50 | 15.02 |
107 | 11 | Развитие орфографических умений. Словарный диктант. УЗПЗ, УКЗ с/с | - продолжать развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания; - подготовка к тематической проверочной работе. | с/д | учебник стр.50– 52 | 16.02 |
108 | 12 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №6. УКЗ | - проверка умения находить изученные части речи; - умение изменять словосочетания в указанных формах; - умение писать гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных и обозначать эту орфограмму; - подготовка к тематическому диктанту. | Уметь: -актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр24-25 | 17.02 |
109 | 14 | Повторение. Подготовка к диктанту. УЗПЗ | учебник стр.50- 52 дидактич. материал | 20.02 |
110 | 15 | Контрольный диктант УКЗ | - проверка грамотности уч-ся; - проверка умения графически обозначать орфограмму ; – проверка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | Уметь: - применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | к/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр26-27 | 21.02 |
111 | 16 | Работа над ошибками «Пишу правильно» УКЗУН | -проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить орфограмму и доказывать ошибки. | РНО | учебник стр.50– 52 дидактич., дополнит. материал | 22.02 |
112 | 17 | Сочинение – описание «Моя мягкая игрушка» УРР | - развитие связной устной и письменной речи; - учить приёмам написания связного текста; -развивать умения использовать в речи имена существительные, прилагательные. | р/р | учебник стр.47 | 24.02 |
113 | 18 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений. УКЗУН | - проанализировать сочинения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | дидактич., дополнит. материал | 27.02 |
114 | 19 | Контрольное списывание Тест по теме «Имя прилагательное» УКЗ | - проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте. | к/с тест | учебник стр.56– 57 | 28.02 |
115 | 20 | Обобщение знаний «Имя прилагательное» УОСЗ | обобщить знания по теме «Имя существительное»; - развивать самостоятельные умения писать слова с изученной орфограммой; - умение графически обозначать орфограмму | дидактич., дополнит. материал | 29.02 |
ГЛАГОЛ (45 часов) |
116 | 1 | Глагол как часть речи. Роль глагола в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ УЗПЗ | - закрепить знания о глаголе (что мы уже знаем); - выяснить роль глагола в предложении, речи; - закрепить правописание глаголов с частицей НЕ. | Знать: - значение и употребление глаголов в речи; - неопределённую форму глагола; - изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам; - алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: - наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи. | учебник стр.53– 55 | 1.03 |
117 | 2 | Значение и грамматические признаки глагола УЗПЗ | - закрепить знания о глаголе; - закрепить знания о значении глагола и грамматических признаках глагола | концерт отчаяние стеречь | учебник стр.56– 61 | 2.03 |
118 | 3 | Значение и грамматические признаки глагола. УЗПЗ | 5.03 |
119 | 4 | Морфологический разбор глагола. УЗПЗ | - закрепить знания о глаголе на основе устного рассказа о глаголе; развивать умения определять глаголы в предложении; - развивать умение морфологического разбора глагола. | пополам поровну | учебник стр.63– 65 дидактич., дополнит. материал | 6.03 |
120 | 5 | Закрепление и обобщение пройденного. Подготовка к контрольному диктанту. УОСЗ | закрепить знания о изученных частях речи; развивать умения определять части речи в предложении, тексте; - развивать практические умения по изученным темам. | с/р | 7.03 |
121 | 6 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | Знать: - изученные орфографические правила. Уметь: - применять их на письме. | итоговый диктант | тетрадь для контрольных работ уч-ся | 9.03 |
122 | 7 | Работа над ошибками «Пишу правильно» Словарный диктант за 2 четверть УКЗУН, УКЗ с/с | РНО итоговый с/д | учебник стр. 63-65 | 12.03 |
123 | 6 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; - проверка умения обосновывать свой выбор написания. - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов. | Знать: - изученные орфографические правила. Уметь: - применять их на письме. | итоговый диктант | тетрадь для контрольных работ уч-ся | 13.03 |
124 | 7 | Работа над ошибками «Пишу правильно» Словарный диктант за 2 четверть УКЗУН, УКЗ с/с | РНО итоговый с/д | учебник стр. 63-65 | 14.03 |
125 | 8 | Тест по теме «Что я знаю о частях речи» УКЗ | - развивать умения находить орфограммы в предложении, тексте; - умение выбора правильного ответа с доказательством. | тест | индив. материал | 15.03 |
126 | 9 | Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения УИПЗЗ | - познакомить с особенностями словоизменения глаголов, понятием о спряжении глагола; - познакомить с личными окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения | сочинить сочинение | учебник стр.66– 68 | 16.03 |
127 | 10 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? УИПЗЗ | - закрепить знания о спряжении глагола; - познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола, когда окончание ударное. | развеваться развиваться ветреный традиция профессия | учебник стр.68– 70 | 19.03 |
128 | 11 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. УИПЗЗ | - познакомить с правописанием безударных личных окончаний глаголов; - познакомить с определения спряжения глагола, когда окончание безударное. | Знать: - значение и употребление глаголов в речи; - неопределённую форму глагола; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам; - алгоритм определения спряжения глагола; - правописание безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами. Уметь: - наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи | учебник стр.71– 72 | 20.03 |
129 | 12 | Развитие умения применять правило. Выведение алгоритма определения спряжения. УЗПЗ | - вывести алгоритм определения спряжения глагола, когда окончание безударное; - развивать умения уч-ся применять правило. | с/р | учебник стр.73– 74 дидактич., дополнит. материал | 21.03 |
130 | 13 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. УЗПЗ | - развивать умения действовать по алгоритму определения спряжения глагола; - развивать умения уч-ся применять правило. | 22.03 |
131 | 14 | Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. УИПЗЗ | - познакомить с глаголами – исключения; - развивать умения выбирать способ определения спряжения. | учебник стр.75-76 | 23.03 |
4 четверть – 40 часов |
132 | 15 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. УЗПЗ | - развивать умения уч-ся писать глаголы с безударными личными окончаниями. | учебник стр.76– 78 | 2.04 |
133 | 16 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. УЗПЗ | - продолжить развивать умения уч-ся писать глаголы с безударными личными окончаниями. | внутрь внутри лаборатория фантазия фантазировать | учебник стр.79– 81 | 3.04 |
134 | 17 | Разбор глагола как части речи. УИПЗЗ | - продолжить знакомство с морфологическим разбором глагола. | учебник стр.82– 83 | 4.04 |
135 | 18 | Сочинение по теме «Картинки весны». УРР | - развитие связной устной и письменной речи; - учить приёмам написания связного текста; -развивать умения использовать в речи глаголы в настоящем времени. | р/р | учебник стр.83 | 5.04 |
136 | 19 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений. УКЗУН | - проанализировать сочинения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | РНО | дидактич., дополнит. материал | 6.04 |
137 | 20 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; -умение графически объяснять выбор написаний во всех глаголах с безударными личными окончаниями. | Знать: - изученные орфографические правила. Уметь: - применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. | к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр28-29 | 9.04 |
138 | 21 | Работа над ошибками «Пишу правильно» Словарный диктант. УКЗУН, УКЗ с/с | - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки; - закрепить и проверить знания словарных слов | РНО с/д | дидактич., дополнит. материал | 10.04 |
139 | 22 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с суффиксами – тся, - ться. УИПЗЗ | - познакомить с возвратной формой глагола, с правописанием глаголов с суффиксами – тся, - ться; - развивать умение сравнивать глаголы по составу; - познакомить со способами проверки глаголов с суффиксами – тся, - ться. | Знать: - значение и употребление глаголов в речи; - неопределённую форму глагола; - изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам; - алгоритм определения спряжения глагола; - правописание безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами; - правописание глаголов во 2-ом лице единственного числа. Уметь: - наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; - грамотно и каллиграфически списывать текст | учебник стр.84– 85 | 11.04 |
140 | 23 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа и орфографическим правилом. УИПЗЗ | - познакомить с правописанием буквы ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; - закрепить знания о способах проверки глаголов с суффиксами – тся, - ться. | учебник стр.86– 87 | 12.04 |
141 | 24 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа. УЗПЗ | - развивать умения правописания буквы ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | учебник стр.88– 90 | 13.04 |
142 | 25 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. Свободный диктант. КУ, УЗПЗ | - развивать умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях; - развивать связную речь, передавая текст по памяти; - умение составлять предложения, текст используя части речи. | р/р | учебник стр.90– 91 | 16.04 |
143 | 26 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. УЗПЗ | - продолжать развивать умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. | металл | учебник стр.91– 96 | 17.04 |
144 | 27 | Обучающее изложение «Первые школы» УРР | - развивать умение подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык; - умение находить и использовать изученные орфограммы в тексте и объяснять их правописание. | р/р | учебник стр.93– 94 | 18.04 |
145 | 28 | Работа над ошибками в изложении. Редактирование. УКЗУН | - проанализировать изложения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | дидактич., дополнит. материал | 19.04 |
146 | 29 | Контрольное списывание. Тест по теме «Глагол» УКЗ | проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте. | - | к/с тест | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр30-31 | 20.04 |
147 | 30 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом разбора. УИПЗЗ | - познакомить с порядком разбора глагола по составу, с алгоритмом разбора. | Уметь: - выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) | учебник стр.97– 99 | 23.04 |
148 | 31 | Развитие умения разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. УЗПЗ | - развивать умения разбирать глаголы по составу; - развивать умения правописания безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | Уметь: - разбирать глаголы по составу. | учебник стр.99– 102 | 24.04 |
149 | 32 | Развитие умения разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. УЗПЗ | 25.04 |
150 | 33 | Сочинение «В библиотеке» с использованием в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами. УРР | - развитие связной устной и письменной речи; - учить приёмам написания связного текста; -развивать умения использовать в речи глаголы в настоящем времени. | р/р | учебник стр.102 | 26.04 |
151 | 34 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками. Редактирование. УКЗУН | - проанализировать сочинения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы; - использовать в устной и письменной речи глаголы; - составлять рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году». | РНО | дидактич., дополнит. материал | 27.04 |
152 | 35 | Контрольное сочинение «День моей мамы». Использование в письменной речи глаголов 3 лица. УРР | - развитие связной устной и письменной речи; - учить приёмам написания связного текста; -развивать умения использовать в речи глаголы в форме настоящем времени 3 - го лица ед. и мн. числа, предложения с однородными членами, с прямой речью. | р/р | учебник стр.104 | 30.04 |
153 | 36 | Анализ сочинения, редактирование. УКЗУН | - проанализировать сочинения уч-ся; - анализ речевых ошибок уч-ся; - анализ орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст. | РНО | учебник стр.105- 107 | 3.05 |
154 | 37 | Упражнения на повторение по теме «Глагол». Проверочная работа №7 | - проверка теоретических знаний по теме «Глагол»; - проверить умение определять спряжение глаголов; - проверка знания глаголов – исключения; - умение писать безударную гласную в окончаниях глаголов; - умение разбора глагола по составу, морфол. разбор; - развивать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Уметь: - актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | п/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр32-34 | 4.05 |
155 | 38 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» Контрольный словарный диктант. УОСЗ, УКЗ с/с | контроль с/д | учебник стр.105- 108 дидактич., дополнит. материал | 7.05 |
156 | 39 | Обобщение и закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений. Подготовка к диктанту. УОСЗ | 8.05 |
157 | 40 | Итоговый тест по теме «Глагол» УКЗ | - развивать умения находить орфограммы в предложении, тексте; - умение выбора правильного ответа с доказательством. | Уметь: - применять изученный материал по теме при написании контрольного теста, диктанта | тест | индив. иатериал | 10.05 |
158 | 41 | Контрольный диктант по теме «Глагол» УКЗ | - проверка учебно - языковых умений уч-ся; - проверка грамотности; -умение графически объяснять выбор написаний. | к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр34 | 11.05 |
159 | 42 | Работа над ошибками «Пишу правильно» УКЗУН | - проанализировать результаты написания ликтанта уч-ся по теме; - развивать умения корректировать знания, умения, навыки; - развивать практические умения находить и доказывать ошибки. | дидактич., дополнит. материал | 14.05 |
160 | 43 | Контрольное списывание. УКЗ | проверить умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст; - развивать умения находить орфограммы в тексте. | к/с | индивид. раздат. материал. | 15.05 |
161 | 44 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. УЗПЗ | - систематизировать знания о глаголе; - развивать умения находить орфограммы в предложении, тексте; - умение выбора правильного ответа с доказательством. | дидактич., дополнит. материал | 16.05 |
162 | 45 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. УЗПЗ | - систематизировать знания о глаголе; - умение выбора правильного ответа с доказательством. | с/р | дидактич., дополнит. материал | 17.05 |
ПОВТОРЕНИЕ (9 часов) |
163 | 1 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». Контрольный словарный диктант. УКЗ с/с, УЗПЗ | - закрепить материал о слове, предложении, тексте; - развивать умения находить орфограммы в предложении, тексте. | Уметь: - применять в системе полученные знания | контроль с/д | учебник стр.109- 115 | 18.05 |
164 | 2 | Контрольное изложение «Странный дуэт» УРР | - развивать умение подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык; - умение находить и использовать изученные орфограммы в тексте и объяснять их правописание. | Уметь: - использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения | контроль р/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр44 | 21.05 |
165 | 3 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи» УЗПЗ | - проанализировать контрольное изложение уч-ся; - анализ речевых, орфографических и пунктуационных ошибок; - умение редактировать предложения, текст; - закрепить и систематизировать знания о частях речи. | РНО | 22.05 |
166 | 4 | Контрольный диктант по линии администрации за курс начальной школы. УКЗ | - проверка знаний, умений и навыков за курс начальной школы. | Уметь: - применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | контроль к/д | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр43 | 23.05 |
167 | 5 | Итоговая контрольная работа за 4 класс. УКЗ | Уметь: - выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу | к/р | тетрадь для проверочных и контрольных работ стр38- 41 | 24.05 |
168 | 6 | Итоговое тестирование по линии администрации за курс начальной школы. УКЗ | контроль тест | индив. материал | 25.05 |
169 | 7 | Повторение пройденного материала. Работа над ошибками итогового контроля. УКЗУН | - закрепить изученный материал; - развивать умения находить орфограммы в предложении, тексте. | Уметь: - применять в системе полученные знания. | РНО | дидактич., дополнит. материал | 28.05 |
170 | 8 | Повторение изученного материала в 4 классе. УОСЗ | дидактич., дополнит. материал | 29.05 |
171 | 9 | Итоговый урок. КВН «Знатоки русского языка» УОСЗ | - закрепить изученный материал в игровой форме. | итоговый урок | 30.05 |
ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД | 171 | Словарные слова (96) Русский язык, учебник, правила, десерт, процесс, ремонт, ситуация, шорох, нарочно, облако, памятник, прогресс, иногда, капитан, корабль, тревога, лиловый, фиолетовый, песчаный, копыто, копытце, алмаз, алмазный, происшествие, свобода, свободно, традиция, выражать, выразительный, иметь в виду, рояль, решение, коридор, пожалуйста, карнавал, вдвоём, цитата, падеж, палатка, лепесток, ладонь, забота, заботиться, надолго, костёр, конструкция, конструктор, пианино, пальто, свитер, камыш, матч, карниз, престиж, престижный, обаяние, обаятельный, корзина, несколько, газета, впервые, компания, кампания, багряный, багровый, желтый, этимология, истина, истинный, правда, правосудие, справедливость, наверное, кабинет, путешествие, путешественник, странный, концерт, отчаяние, стеречь, пополам, поровну, сочинить, сочинение, развеваться, развиваться, ветреный, традиция, профессия, внутрь, внутри, лаборатория, фантазия, фантазировать, металл. |
самостоятельных работ | 5 |
проверочных работ | 7 |
списываний | 7 |
контрольных работ | 1 |
словарных диктантов | 12 |
свободных диктантов | 3 |
сочинений | 10 |
изложений | 7 |
тестов | 7 |
III. Содержание тем учебного курса «Русский язык» (4 класс)
Основное содержание тем (171 час)
Повторение. (17 ч)
Предложение. Текст. (35)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.(110ч)
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (45 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (9 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Должны знать (базовый уровень):
- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
- признаки предложений: главные и второстепенные члены предложения(без дифференциации последних); понятия об однородных членах предложения;
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Должны уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях ;
- писать подробное изложение доступного текста;
- писать сочинение о себе на заданную тему.
Должны уметь (повышенный уровень):
- видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора + прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественной и учебно-научной, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной , смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, использовать умение слушать, говорить, читать, писать для общения в семейно-бытовой и учебной сфере, защищать интересы русского языка как государственного, языка литературы русского народа.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Четверть | Темы изучения (4класс) | Контроль |
1 | Повторение. | Контрольный диктант – 4 Проверочная работа -2 Тест -1 Контрольное списывание -1 Словарный диктант -3 Сочинение -3 Изложение -2 Свободный диктант – 1 Самостоятельная работа - 1 |
Предложение. Текст. |
2 | Имя существительное. | Контрольный диктант – 2 Проверочная работа -2 Тест -2 Контрольное списывание -2 Словарный диктант -3 Сочинение -2 Изложение -1 Свободный диктант – 0 Самостоятельная работа - 1 |
3 | Имя прилагательное. Глагол. | Контрольный диктант – 3 Проверочная работа -2 Тест -1 Контрольное списывание -2 Словарный диктант -3 Сочинение -2 Изложение -2 Свободный диктант – 1 Самостоятельная работа - 2 |
4 | Глагол. | Контрольный диктант – 3 Контрольная работа - 1 Проверочная работа -2 Тест -3 Контрольное списывание -2 Словарный диктант -3 Сочинение -3 Изложение -2 Свободный диктант – 1 Самостоятельная работа - 1 |
Повторение. |
V. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 4-й класс; . – М.: Баласс,, 2010.;
2. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса. – М.: Баласс,, 2010.;
3.Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс,, 2010.;
4.Л.Ю.Комиссарова дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс. – М.: Баласс,, 2010.;
5. М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса. – М.: Баласс,, 2010.;
6.Технические средства обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор, проектор, компьютер.
VI. Список литературы (основной и дополнительной)
1.Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа.Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2009.;
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).;
3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку» (Пособие для начальной школы), Москва, «Аквариум» 1996 г.;
4. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку» 4 класс, Москва, «АСТ Премьера» 2004 г.;
5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Русский язык. Правила и упражнения.» (Пособие для начальной и средней школы), ГИППВ, «Аквариум» 1998 г.;
6.Е. Е. Семенова «Занимательная грамматика», «Омега», Москва, 1996 г.;
7.В. В. Волина «Учимся, играя», АРТ-ПРЕСС», Москва, 1996 г.;
8. В. В. Волина «1000 игр с буквами и словами», «АРТ-ПРЕСС», Москва, 1996 г.;
9. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением» (1-4 классы), «5 за знания», Москва, 2005 г.;
10. Н. Г. Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе», «Учитель», Волгоград, 2003 г.;
11. О. А. Степанова, О. А. Рыдзе «Дидактические игры на уроках в начальной школе», Т Ц «Сфера», Москва, 2005 г.;
12. Е. Г. Мережко «Учим словарные слова», Саратов, «Добродея», 2001 г.;
13.Н. М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка», Москва, «Просвещение», 1989 г.;
14 Н. М. Шанский «Краткий этимологический словарь русского языка», Москва, 1971 г.;
15.«Справочник школьника» (1-4) под ред. О. Л. Соболевой, «АРТ-ПРЕСС», Москва, 1999 г.;
16.В. П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», Москва, 1991 г.
VII. Приложения к программе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...