рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 170.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы:
Пояснительная записка Цели и задачи программы Планируемый результат Условия реализации программы Тематическое планнирование Литература |
|
Программа «Умелые ручки».
Пояснительная записка.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий - по одному разу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи:
Познакомить с окружающим миром.
Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные . Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш
- линейка
- фломастеры
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- иголки швейные
- доски для работы с пластилином
Материалы:
- пластилин
- бумага цветная для аппликаций
- двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
- картон белый и цветной
- ткань: ситец однотонный и цветной
- мех
- вата
- нитки швейные – белые, черные и цветные
- мулине
- шерстяная пряжа
- клей ПВА
- ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
№ | Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Вводное занятие | 1 | - | - | - | |
Работа с природным материалом | 5 | 3 | 3 | 3 | |
Работа с пластилином | 4 | 3 | 3 | 3 | |
Работа с бумагой и картоном. | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Работа с тканью | 8 | 8 | 8 | 8 | |
Работа с соленым тестом | 2 | 5 | 5 | 5 | |
Работа с бросовым материалом | 2 | 4 | 4 | 4 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 33 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
Тематическое планирование 1 класс.
№ | Дата | Тема | Содержание | Часы | Примечание |
1 | 04.09 | Вводное занятие 1 час. | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. | 1 | |
2 | 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 | Работа с природным материалом 5 час. | Сбор природного материала. Знакомство со способом обработки. Подготовка к работе. Аппликация из листьев «Жар- птица». Изготовление поделок из шишек « Лесные жители». | 1 2 2 | Коллективная работа. |
3 | 16.10 | Работа с пластилином 4 часа | История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка героев сказки «Колобок». | 1
| |
23.10 06.11 |
2. Лепка героев сказки «Теремок». | 1 1 | |||
13.11 | Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. | 1 | |||
4 | 20.11 | Работа с бумагой и картоном 10 час. | Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка. | 1 | |
27.11 | Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. | 1 | |||
04.12 11.12 | Аппликация из рваной бумаги. «Фруктовая корзина». | 2 | |||
18.12 25.12 15.01 22.01 |
| 1 1 2 |
Работа в группах Коллективная творческая работа | ||
29.01 05.02 |
| 2
| |||
5 | 19.02 26.02 | Работа с тканью и нитками 8 час. | Введение в тему. Кукла из ниток. | 2 | Работа в группах |
05.03 12.03 | Знакомство со швом вперед иголка. Салфетка. | 2 | |||
19.03 | Панно «Снеговик» (из ватных дисков) | 1 | |||
02.04 | Изготовление куклы- оберега. | 1 | |||
09.04 16.04 | Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».
| 2 | |||
6 | 23.04 30.04 | Работа с соленым тестом 2 час. |
| 1 1 | |
7 | 07.05 | Работа с бросовым материалом 2 час. | Изготовление яблока (пластиковые бутылки). | 1 | Работа в группах |
14.05 | «Божьи коровки» (киндер сюрприз – скорлупа) | 1 | |||
8 | 21.05 | Итоговое занятие 1 час. | Подведение итогов. Выставка работ | 1 | Защита творческих проектов. |
Всего : | 33 часа. |
Тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема | Содержание | Часы | Дата | Примечание |
1 | Работа с природным материалом 3 часа. | Аппликация «Пальма» (листья) «Домовенок» (шишки) «Божья коровка» (роспись морского камня) | 1 1 1 | ||
2 | Работа с пластилином 3 часа. | Сказочные герои. Открытка «Аленький цветок» (пластилином на картоне). | 1 2 | Работа в парах | |
3 | Работа с бумагой и картоном 10 час. | Аппликация «Грибы на поляне». Объемная ёлочка. Аппликация «Осминожка». Новогодняя гирлянда. Снежинка (вырезывание из салфеток). Оригами (тюльпан). Оригами (кораблик). Объёмная аппликация из полос «Букет». | 1 2 1 2 1 1 1 1 | ||
4 | Работа с тканью 8 час. | Игольница «Сердце». Мышка. Панно «Цветы» (ленты, пуговицы). | 2 3 3 | ||
5 | Работа с соленым тестом 5 час. | Зайка (плоская фигурка). Панно «подсолнух» (в круге). | 2 3 | ||
6 | Работа с бросовым материалом 4 час. | Гусеница (киндер- сюрприз). Цветы ( трубочки-соломки). | 2 2 | Работа в парах | |
7 | Итоговое занятие 1 час | Выставка работ. | 1 | Защита творческих проектов | |
Всего :34час. |
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Тема | Содержание | Часы | Дата | Примечание |
1 | Работа с природным материалом 3 часа. | Аппликация «Подсолнух» (горох). Контрастная аппликация «Одуванчик» (манка). | 2 1 | Работа в парах | |
2 | Работа с пластилином 3 часа. | Композиция «Аквариум в банке». Рыбка (полосная техника) | 2 1 | ||
3 | Работа с бумагой и картоном 10 час. | Контрастная аппликация «Зимний лес». Квиллинг «Снежинка». Торцевание «Сердце». Торцевание «Бабочка». Оригами «Журавль». Папье маше. Тарелка. | 1 2 2 2 1 2 | Работа в группах | |
4 | Работа с тканью 8 час. | Кукла (обметочный шов). Аппликация «Медведь». Веревочная фантазия «Улитка». Игольница «Кувшинка». | 3 2 2 1 | ||
5 | Работа с соленым тестом 5 час. | Панно «Снегири». «Яблоко с гусеницей» (плоское). | 3 2 | ||
6 | Работа с бросовым материалом 4 час. | Ваза (пластиковая бутылка). Фото рамка (макароны). | 2 2 | ||
7 | Итоговое занятие 1 час | Выставка работ. | 1 | Защита творческих проектов | |
Всего :34час. |
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема | Содержание | Часы | Дата | Примечание |
1 | Работа с природным материалом 3 часа. | Аппликация из листьев «Заяц». Кофейное дерево. | 1 2 | ||
2 | Работа с пластилином 3 часа. | Пластилиновый мультфильм. «Заяц» (зернистая техника) | 1 2 | Коллективная работа. | |
3 | Работа с бумагой и картоном 10 час. | Торцевание «Звезда». Торцевание .Композиция «На пруду» Квиллинг «Пасхальное яйцо». Объемная аппликация «Плетеная корзина с цветами». | 2 3 3 2 | Работа в парах | |
4 | Работа с тканью 8 час. | Объемная аппликация с подложкой «Мухомор». Игольница «Башмачок Золушки». Салфетка «Шов цепочка». | 2 4 2 | ||
5 | Работа с соленым тестом 5 час. | Корзинка с подснежниками. Клоун-сувенир (с веревкой). | 3 2 | Работа в паре. | |
6 | Работа с бросовым материалом 4 час. | Игольница «Ромашка» (пластиковая бутылка). Цыплята (пластиковый стакан). Карандашница (банка от кофе, веревка). | 2 1 1 | Работа в паре | |
7 | Итоговое занятие 1 час | Выставка работ. | 1 | ||
Всего :34час. |
Литература
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
- Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
- В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умелые ручки" 3 класс
1. Пояснительная записка2. календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" в соответствии с ФГОС
Ростовская область Зерноградский районмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школас углубленным изучением определённых предметов г. Зернограда...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на разнообразные техники работы с бумагой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" сУУД....