рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Денисова Светлана Альбертовна

программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx170.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание программы:

                                                                                                 

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Планируемый результат

Условия реализации программы

Тематическое планнирование

Литература

 

Программа «Умелые ручки».

Пояснительная записка.

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.                                         По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических  работ.                                                                                                                                               Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.                                         При обучении используется режим групповых занятий -  по одному  разу в неделю.                                                                                                                                                        Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.            Актуальность программы  «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.                                              В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.                                                              Задачи:

  Познакомить с окружающим миром.

  Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

  Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

  Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

   Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

   Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

  Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

  В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

   Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда. 

       Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

      В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

   Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные . Использование поделок-сувениров в качестве подарков.  

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

 К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  •   анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  •   правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  •   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  •  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления: 

  • простой карандаш
  • линейка
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • ножницы канцелярские с закругленными концами
  • кисточка для клея и красок
  • иголки швейные
  • доски для работы с пластилином

Материалы: 

  • пластилин
  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мех
  • вата
  • нитки швейные – белые, черные и цветные
  • мулине
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски

Тематическое планирование и содержание программы

 

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вводное занятие

1

-

-

-

Работа с природным материалом

5

3

3

3

Работа с пластилином

4

3

3

3

Работа с бумагой и картоном.

10

10

10

10

Работа с тканью

8

8

8

8

Работа с соленым тестом

2

5

5

5

Работа с бросовым материалом

2

4

4

4

Итоговое занятие

1

1

1

1

Всего

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа

 

Тематическое планирование 1 класс.

Дата

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1

04.09

Вводное занятие 1 час.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1

2

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

Работа с природным материалом 5 час.

Сбор природного материала. Знакомство со способом обработки. Подготовка к работе.

Аппликация из листьев «Жар- птица».

Изготовление поделок из шишек « Лесные жители».

1

2

2

Коллективная работа.

3

16.10

 Работа с пластилином 4 часа

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка героев сказки «Колобок».

1

 

23.10

06.11

  1. Лепка овощей, фруктов.

      2. Лепка героев сказки «Теремок».

1

1

13.11

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

1

4

20.11

 Работа с бумагой и картоном 10 час.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

27.11

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1

04.12

11.12

Аппликация из рваной бумаги. «Фруктовая корзина».

2

18.12

25.12

15.01

22.01

  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
  2. Оригами.

 

  1. Веселые маски.

1

 1

2

 

Работа в группах

Коллективная творческая работа

29.01

05.02

  1. Панно «Аквариум»

2

 

5

19.02

26.02

Работа с тканью и нитками 8 час.

Введение в тему. Кукла из ниток.

2

Работа в группах

05.03

12.03

Знакомство со  швом вперед иголка. Салфетка.

2

19.03

Панно «Снеговик» (из ватных дисков)

1

02.04

Изготовление  куклы- оберега.

1

09.04

16.04

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

 

2

6

23.04

30.04

Работа с соленым тестом 2 час.

  1. Технология изготовления.
  2. Творческая работа «На морском дне».

     1

7

07.05

Работа с бросовым материалом 2 час.

Изготовление яблока (пластиковые бутылки).

1

Работа в группах

14.05

«Божьи коровки» (киндер сюрприз – скорлупа)

1

8

21.05

Итоговое занятие 1 час.

Подведение итогов. Выставка работ

1

Защита творческих проектов.

Всего :

33 часа.

Тематическое планирование 2 класс.

Тема

Содержание

Часы

Дата

Примечание

1

Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация «Пальма» (листья)

 «Домовенок» (шишки)

«Божья коровка» (роспись морского камня)

1

1

1

2

Работа с пластилином 3 часа.

Сказочные герои.

Открытка «Аленький цветок» (пластилином на картоне).

1

2

Работа в парах

3

Работа с бумагой и картоном 10 час.

Аппликация «Грибы на поляне».

Объемная ёлочка.

Аппликация «Осминожка».

Новогодняя гирлянда.

Снежинка (вырезывание из салфеток).

Оригами (тюльпан).

Оригами (кораблик).

Объёмная аппликация из полос «Букет».

1

2

1

2

1

1

1

1

4

Работа с тканью 8 час.

Игольница «Сердце».

Мышка.

Панно «Цветы» (ленты, пуговицы).

2

3

3

5

Работа с соленым тестом 5 час.

Зайка (плоская фигурка).

Панно «подсолнух» (в круге).

2

3

6

Работа с бросовым материалом 4 час.

Гусеница (киндер- сюрприз).

Цветы ( трубочки-соломки).

2

2

Работа в парах

7

Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Защита творческих проектов

Всего :34час.

Тематическое планирование 3 класс.

Тема

Содержание

Часы

Дата

Примечание

1

Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация «Подсолнух» (горох).

Контрастная аппликация «Одуванчик» (манка).

2

1

Работа в парах

2

Работа с пластилином 3 часа.

Композиция «Аквариум в банке».

Рыбка (полосная техника)

2

1

3

Работа с бумагой и картоном 10 час.

Контрастная аппликация «Зимний лес».

Квиллинг «Снежинка».

Торцевание «Сердце».

Торцевание «Бабочка».

Оригами «Журавль».

Папье маше. Тарелка.

1

2

2

2

1

2

Работа в группах

4

Работа с тканью 8 час.

Кукла (обметочный шов).

Аппликация «Медведь».

Веревочная фантазия «Улитка».

Игольница «Кувшинка».

3

2

2

1

5

Работа с соленым тестом 5 час.

Панно «Снегири».

«Яблоко с гусеницей» (плоское).

3

2

6

Работа с бросовым материалом 4 час.

Ваза (пластиковая бутылка).

Фото рамка (макароны).

2

2

7

Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Защита творческих проектов

Всего :34час.

Тематическое планирование 4 класс.

Тема

Содержание

Часы

Дата

Примечание

1

Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация из листьев «Заяц».

Кофейное дерево.

1

2

2

Работа с пластилином 3 часа.

Пластилиновый мультфильм.

«Заяц» (зернистая техника)

1

2

Коллективная работа.

3

Работа с бумагой и картоном 10 час.

Торцевание «Звезда».

Торцевание .Композиция «На пруду»

Квиллинг «Пасхальное яйцо».

Объемная аппликация «Плетеная корзина с цветами».

2

3

3

2

Работа в парах

4

Работа с тканью 8 час.

Объемная аппликация с подложкой «Мухомор».

Игольница «Башмачок Золушки».

Салфетка «Шов цепочка».

2

4

2

5

Работа с соленым тестом 5 час.

Корзинка с подснежниками.

Клоун-сувенир (с веревкой).

3

2

Работа в паре.

6

Работа с бросовым материалом 4 час.

Игольница «Ромашка» (пластиковая бутылка).

Цыплята (пластиковый стакан).

Карандашница (банка от кофе, веревка).

2

1

1

Работа в паре

7

Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Всего :34час.

Литература

  1. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  2. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  4. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  5. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умелые ручки" 3 класс

1. Пояснительная записка2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" в соответствии с ФГОС

Ростовская область Зерноградский районмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школас углубленным изучением определённых предметов г. Зернограда...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на  разнообразные техники работы с бумагой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" сУУД....