Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Умелые ручки" | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕДЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Учителя начальных классов
Коноваловой Юлии Викторовны
ПОЯСНИТЕНЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
- проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на выставки).
Цель программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
- Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 1 классе отводится 31 ч в год (1 час в неделю). В 2012-2013 учебном году будет проводиться апробация данного курса. В дальнейшем планируется расширение изучаемого материала во 2-4 классах.
Тематическое планирование
Раздел, тема | Общее количество часов | Часы внеаудиторных занятий | Часы аудиторных занятий |
Поделки из природного материала. | 6 | 3 | 3 |
Сбор природного материала (экскурсия) | 2 | 2 | 0 |
Поделка « Ежик» из семечек и пластилина | 1 | 0 | 1 |
Поделка « Кораблик» из грецких орехов | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия « Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | 1 | 1 | 0 |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | 1 | 0 | 1 |
Работа с бумагой | 8 | 4 | 4 |
Поделка « Цветы» из салфеток | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | 1 | 1 | 0 |
Отрывная аппликация «Природа Зимой» | 1 | 0 | 1 |
Поделка «Ёлочка» из салфеток | 1 | 0 | 1 |
Поход в театр | 3 | 3 | 0 |
Ёлочная игрушка « Ангел» | 1 | 0 | 1 |
Лепка из соленого теста | 10 | 5 | 5 |
Поделка из теста « Мышка и сыр» | 1 | 0 | 1 |
Поделка из теста «Ежик с яблоком» | 1 | 0 | 1 |
Поход в театр | 3 | 3 | 0 |
Панно из соленого теста к 8 марта | 3 | 0 | 3 |
Праздник масленицы | 2 | 2 | 0 |
Поделка из теста « подставка под яйцо или свечу» | 1 | 0 | 1 |
Поделки из коробок | 8 | 4 | 4 |
Транспорт из коробок | 1 | 0 | 1 |
Аквариум из коробки | 2 | 0 | 2 |
Экскурсия по городу | 3 | 3 | 0 |
Изготовление города из коробок | 1 | 0 | 1 |
Подставка под карандаши | 1 | 0 | 1 |
Примерное содержание занятий
Дата | Тема | Содержание | Деятельность ученика |
Сбор природного материала (экскурсия) | Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. | Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков. | |
Поделка « Ежик» из семечек и пластилина | Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. | |
Поделка « Кораблик» из грецких орехов | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | |
Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию». | Наблюдение за природой осенью. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. | |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия. Выставка работ. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | |
Поделка « Цветы» из салфеток | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой. | |
Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр. | Наблюдение за природой в зимний период. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. Находить отличия между осенней и зимней природой. | |
Отрывная аппликация «Природа Зимой» | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ. | Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности. | |
Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | |
Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю. | |
Ёлочная игрушка «Ангел» | Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. | |
Поделка из теста «Мышка и сыр» | Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Сравнение и оценка результат деятельности. | |
Поделка из теста «Ежик с яблоком» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | |
Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю | |
Панно из соленого теста к 8 марта | Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно». Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | |
Праздник масленицы | Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье. | Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. | |
Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. | |
Транспорт из коробок | Вводная беседа « Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия. | Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | |
Аквариум из коробки | Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. | |
Экскурсия по городу | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города. | Ознакомление с историей возникновения города. Сравнение города в разное время. | |
Изготовление города из коробок | Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | |
Подставка под карандаши | Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ изделий. |
Предполагаемые результаты:
- Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- Развитие умения планировать свои действия;
- Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- Умение формулировать собственное мнение и позицию;
- Умение анализировать объекты, выделять главное;
- Умение осуществлять синтез (целое из частей);
- Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширение кругозора о применении различных поделок.
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
- Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.
- Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.
- Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста / ЭКСМО, 2007.
- Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / АСТ, 2009.
- Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.
- Сейш В. Поделки из коробок / Мнемозина, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умелые ручки" 3 класс
1. Пояснительная записка2. календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...