Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

                                         

Рабочая программа

на  2013 -2014 учебный  год

Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ

3 класс В УМК «Школа 2100»

Учитель: Муртазина Зоя Дмитриевна

2013год

Пояснительная записка

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Предлагаемая   рабочая программа  призвана решать задачи:

-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе  решения художественных и конструкторско — технологических задач);

-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия),контроль, коррекцию и оценку;

-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических-текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Нормативные правовые документы

на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 декабря 2009г.);

2.   Примерная основная образовательная программа начального общего  образования  (2012 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программы «Школа  2100». Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011, зарегистрирован Минюст России № 23290 от 21 февраля 2012г)

  • Авторская программа общеобразовательного предмета «Технология»  под редакцией  О.А.Куревиной,  Е.А. Лутцевой.
  • Учебный план МОБУ СОШ №12 на 2013/2014 учебный год.

В начальной школе предмет относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов. Согласно действующему в школе учебному плану на изучение курса отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Место и роль учебного курса «Технология» в учебном плане.

          В связи с тем,  что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию. Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1- го по 4-ый класс в рамках предмета технологии – 1 или 2 часа в неделю в каждом классе. 33 ч — в 1 классе , 34 часа в год- 2, 3, 4. класс Общий объем учебного времени составляет от 135 до 270 часов. Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству. Занятия  проводятся учителями начальных классов. Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология ,  и методических рекомендаций к ним для каждого класса. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

Количество учебных часов

В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ № 12 рабочая программа рассчитана на 34 часа; 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

  • Метод сотрудничества;
  • Методики проектирования;
  • Использование ИКТ;
  • Деятельностный подход;
  • Работа по алгоритму;
  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
  • Образовательное путешествие;
  • Творческая мастерская;
  • Конференции;
  • Исследование;
  • Презентация;
  • Диагностика;
  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
  • Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны,  олимпиады, предметные недели, кружки.)

Технология обучения.

Используемые технологии:

1.Здоровьесберегающие

2. Игровые

3.Групповые

4. Разноуровневое обучение

5.Технология  деятельностного подхода обучения

6.Гуманно-личностная технология

7. Информационные технологии

8.Технология проблемного обучения.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:

– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов  их обработки; анализ конструкций, их  свойств, принципов и приёмов их создания;

– моделирование, конструирование из  разных материалов (по образцу, модели);

–решение  доступных конструкторско-технологических  задач (определение области поиска, поиск  недостающей информации, определение спектра возможных  решений,  выбор   оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

–  простейшее проектирование (принятие  идеи, поиск и  отбор необходимой информации, окончательный образ  объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор  способов  их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Особое внимание уделяется вопросу контроля  образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему  характеру. Она включает  творческую мыслительную работу  и  практическую часть  по реализации замысла. Качество каждой из  составляющих часто  не совпадает, и  поэтому зачастую  не  может быть  одной  отметки за урок. Для  успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так  и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления  и  самореализации.  Оцениваются  освоенные предметные знания  и  умения, а  также  универсальные учебные действия.  Результаты  практического труда могут   быть   оценены  по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых  на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является  степень самостоятельности, характер деятельности (репро дуктивная или  продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Виды и форма контроля.

 Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме: тестовых заданий, творческих работ,  устного опроса.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года, в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.

К концу третьего года обучения учащиеся должны

 знать:

- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;

- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось не раскрытым;

- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и  изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление о вещи будет нехудожественным и неприятным;

- что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;

- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);

- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;

- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп.

иметь представление:

- чем точнее человеку удается использовать в конструкции создаваемых им вещей идеи, подсказанные природой, тем более удачными получатся его творения;

- о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т.е. соответствовать формуле «красота + польза»);

-  чем более в вещи вычурности, тем уже область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;

- о приемах стилизации природных форм в вещах.

уметь:

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;

- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

- выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;

- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;

- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу  стилевой гармонии;

- изготавливать изделия из папье-маше;

- использовать комбинированные техники в соответствии с конструкцией или декоративно-художественной задачей.

Тематический план.

Жизнь, труд, искусство. - 7 ч

Жизнь и творчество -2 ч

Отражение жизни в образах — 19 ч

Давным-давно — 6 ч

Содержание учебного материала.

 

                      1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (5  ч.).

Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд  как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта  и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их  профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды  (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного   замысла,   поиск   доступных  решений,   выполнение,   защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия,  оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор  материалов и инструментов для  урока.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (16 ч.).

Исследование элементарных свойств материалов: картон,  гофрокартон, ряжа,  ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани.  Основа, уток.  Общая технология получения нитей и тканей на  основе  натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их  названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их  обобщённые названия:  разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление  о  простейшем чертеже  и  эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).  Чтение чертежа.  Разметка  по  линейке,  угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная  разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка  деталей  копированием  с  помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (9 ч.).

Конструирование из  готовых форм  (упаковки). Получение объёмных форм  сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы  сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и  моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или  эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (4 ч).

Знакомство с компьютером. Его  бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура,  мышка,  системный блок. Правила пользования ПК  для  сохранения здоровья. Рисование на  компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.).

Технико-технологические        понятия:        конструкция,         чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединении деталей.

               

     

Учебно-методическое обеспечение.

Учебно –методическое обеспечение

        Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для реализации  Программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология, учебник для 3 класса «Прекрасное рядом с тобой».
  2. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология «Прекрасное рядом с тобой», методические рекомендации для учителя.

Для работы учащимся необходимы:

  • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Дополнительная литература:

 Рабочая тетрадь к учебнику  « Прекрасное рядом с тобой» 2 класс. – М.: Баласс, 2012 .

Лутцева Е.А. Технология.  2 класс Методические рекомендации для учителя / Е.А. Лутцева. - М.: Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа 2100»).

Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…».- М., « Баласс», 2011.

Технические средства обучения: 

  • Принтер.
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Цифровые образовательные ресурсы:
  • Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
  • http://fsu.edu.ru/p1.html
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • http://www.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал
  • http://www.school.edu.ru
  • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
  • http://www.rostobr.ru
  • Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
  • http://www.rostobrnadzor.ru
  • Учительская газета
  • http://www.ug.ru
  • Газета "Первое сентября"
  • http://ps.1september.ru
  • Газета "Начальная школа"
  • http://nsc.1september.ru
  • Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)
  • http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
  • Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
  • edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  • school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено                       Согласовано                                                                      Утверждаю:

на заседании ШМО           Заместитель директора по УР              Директор МОБУ СОШ№ 12

Протокол №______           МОБУ  СОШ №12                                 ___________Л.Ф.Чайникова                                    

от «___»_______2013г      __________Л.Л.Шайхуллина Л.Л.         Приказ №__________                  

Руководитель ШМО          Протокол № ___                                    от «____»________2013г.

 _______________             от «____»____2013г.                          

                     Календарно-тематическое планирование

на  2013 -2014  учебный  год

  Предмет:  Технология

Класс 3в  

Количество часов  34 часов

 Учитель  Муртазина Зоя Дмитриевна

Семестры

1 семестр

2

семестр

3

семестр

всего

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество практических  работ

Составлено на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта базового уровня общего образования

УМК «Школа -2100»

      №

       Наименование разделов и тем

Кол-во

 часов

Календ сроки

Фактически

примечание

ЖИЗНЬ, ТРУД И ИСКУССТВО

       7 ч

       1

Вспомни!

       1

       2

Все начинается с замысла

       1

       3

Воплощение замысла

       1

     4-5

Роль фантазии в реализации замысла

       2

     6-7

О чем могут рассказать игрушки

       2

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

       2 ч

       8

Переосмысление жизни в творчестве человека

       1

       9

Переосмысление жизни в искусстве

       1

ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ В ОБРАЗАХ

      19 ч

      10

Народное искусство

       1

      11

Живопись

       1

      12

Архитектура

       1

      13

Вещи века

       1

      14

Компьютер

       1

   15-16

Материал и образ

       2

      17

Гармония образа

       1

      18

Отражение времени в творчестве

       1

      19

Единство человека и природы

       1

      20

Архитектурные образы

       1

      21

Мастерство обобщения

       1

      22

Личность автора в творчестве

       1

      23

Мысли и чувства

       1

      24

Многообразие проявления гармонии

       1

      25

Цвет в природе и творчестве

       1

   26-27

Образ художника в его творчестве

       2

      28

Образ ученого, исследователя, изобретателя

       1

ДАВНЫМ-ДАВНО

   

  6 ч

      29

Человек вознесся к небесам

      1

      30

Образ нового человека

      1

      31

Из тьмы явился свет

      1

      32

Весь мир-театр

      1

      33

Наш театр

      1

      34

Разыгрываем басню

      1

,

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Универсальные учебные действия и социальный опыт

как основы ключевых компетенций.

Универсальные учебные действия,

Социальный  опыт

регулятивные

коммуникативные

познавательные

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • производить самооценку и оценку  действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
  • различать оценку личности от оценки действия;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои  предметные «дефициты»;
  • выполнять  задание на основе заданного  алгоритма (инструкции);
  •  задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;
  • отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации  учителем;
  • указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение  в ходе домашней самостоятельной  работы.

 

  • использовать специальные знаки при  организации коммуникации  между учащимися;
  • инициировать «умный»  вопрос к взрослому и сверстнику;
  • различать оценку действия и оценку личности;
  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри  группы;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос  учителя, аргументировать  свое согласие (несогласие)  с мнениями  участников   учебного  диалога.

  • формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения  информации;
  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • находить в сообщении информацию в явном  виде;
  • использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы)  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использовать программный  комплекс «КОД» для  получения  необходимой информации и установления  коммуникации  с другими субъектами  образовательного процесса;
  • определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения.
  • владеть развитыми формами  игровой  деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации); удерживать  свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать  правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы;
  • организовывать  рабочее  место, планировать работу и соблюдать технику  безопасности  для разных  видов деятельности  первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.);
  • руководствоваться выработанными правилами жизни в классе;
  • определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ  и адекватно реагировать;
  • управлять проявлениями  своих эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен­ного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной  образовательной программы ...

Рабочая программа по технологии, УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы: О.А.Куревина, Е.А. Лутцева (2 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (3 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (4 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...