Тематическое планирование по технологии 4 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме

Федотова Маргарита Владимировна

Тематическое планирование по технологии 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по технологии

4 класс

Учитель: Федотова М. В.

Навыки и умения

Информационные: умение наблюдать, слушать учителя и одноклассников, развивать умение следовать заданным инструкциям учителя, активизировать свой опыт.

Логические: умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, наблюдательность, восприятие, внимание, эмоции

Управленческие: умение работать по алгоритму, работать самостоятельно.

Качества личности:

- дисциплинированность;

- любознательность;

- внимательность;

- наблюдательность;

- терпение;

- трудолюбие;

- аккуратность;

- добросовестность;

- эстетичность;

- товарищество;

- организованность;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по технологии в 4 классе

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по трудовому обучению для четырёхлетней начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования) (автор – доктор пед. наук, профессор Н.М. Конышева), с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год, в том числе на проведение контрольной работы (1 ч) – в форме практической работы.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, рекомендованный Министерством образования РФ:

Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

- Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

- Конышева Н.М. Секреты мастеров: учебник для 4 класса. –  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

- Конышева Н.М. Секреты мастеров: рабочая тетрадь 1 и 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

- Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

- Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2000.

Трудовое обучение в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

- освоение знаний о мире, о трудовой деятельности человека в преображении окружающего мира, персональных представлений о мире профессий;

- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями, навыками, опытом практической деятельности по объективной оценке своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года

        В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать:

    - роль трудовой деятельности в жизни человека;

    - распространённые виды профессий (с учётом региональных особенностей);

    - влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

    - область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

    - основные источники информации;

    - назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации.

уметь:

    - выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

    - осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;

    - получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    - работать с текстом и изображением, представленными на компьютере;

    - соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

    - создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

    - осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

    использовать приобретённые знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

     - для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

    - компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда;

    - соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

    - создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

    - осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата прове-дения

Наимено

вание

раздела программ

мы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Объект труда

1

Из глубины веков

(16 ч)

Вводный урок. Тема года.

1

Изуче-ние нового матери-ала

Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключённой в вещах

Учащиеся должны знать/понимать:

- правила техники безопасности на уроках трудового обучения

Фронтальный

2-3

Керамика в культуре народов мира. Лепка, роспись

2

Практи-ческая работа

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; знакомство с бытовой керамикой (лепкой и росписью сосуда по древним мотивам с использованием древней символики

Учащиеся должны уметь:

- организовать безопасный труд (изготовить сосуд с магической росписью);

- изготавливать сосуд из пластилина;

- расписывать древними символами

Беседа по вопросам, выставка готовых работ

Сосуд с магическим орнаментом

4-8

Архитектурная керамика. Изразец (лепка, роспись)

5

Беседа. Практи-ческая работа

Знакомство с архитектурной керамикой (лепкой и росписью изразца с использованием древней символики и орнаментов)

Учащиеся должны уметь:

- организовать безопасный рациональный труд (изготовить коллективное панно из израсцов)

Взаимо-

контроль, выставка готовых работ

Декоративная плитка; коллективное панно

9-10

Плетение из полос бересты, щепы, лыка

2

Беседа.

Практи-ческая работа

Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту

Учащиеся должны знать/понимать:

- древнее ремесло – плетение;

- что такое лоза, щепа

 Учащиеся должны уметь:

- выполнять прямое плетение из полос (изготовить по образцу корзиночку, короб)

Самоконтроль по технологической карте

Плетёный короб

11-16

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера

6

Беседа. Практи-ческая работа

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики

 Учащиеся должны усвоить:

- приём низания (изготовить ожерелье, бусы)

Самоконтроль по технологической карте

Ожерелья, браслеты из бисера

17-18

Творчество, труд, мастерст

во (14 ч)

Гофрирование

2

Беседа. Практи-ческая работа

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Учащиеся должны освоить:

- приёмы изготовления из бумаги

Индивидуальный контроль

Гофрирован

ный фонарик

 19-20

Бумагопластика

2

Беседа. Практи-ческая работа

Изготовление и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Учащиеся должны освоить:

- новые приёмы бумагопластики, новые чертёжно-графические приёмы

Фронтальная проверка

Раскладные открытки

 21-22

Бумагопластика. Трансформация листа с помощью фигурных сгибов

2

Беседа. Практи-ческая работа

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Учащиеся должны уметь:

- делать геометрические построения с помощью различных чертёжных инструментов

Самоконтроль по технологической карте

Упаковка-футляр

23-24

Построение развёртки с помощью циркуля

2

Беседа. Практи-ческая работа

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественных эффектом

Учащиеся должны уметь:

- делать геометрические построения с помощью различных чертёжных инструментов (циркуля)

Индивидуальный контроль

Упаковка-ёлочка

 25-27

Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал.

3

Беседа. Практи-ческая работа

Беседа. Практическая работа.

Учащиеся должны уметь:

- складывать бумагу в технике оригами.

Индивидуальный контроль

Карнавальные шапочки и маски

 28-30

Святки. Обрядовое печенье. Лепка печенья из слоёного теста

3

Беседа. Практи-ческая работа

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия

Учащиеся должны освоить:

- простейшие приёмы лепки из теста

Взаимоконтроль

Лепка печенья из слоёного теста

31

Работа на компьютере

(13 ч)

Повторение пройденного в 3 классе.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Устройство компьютера. Способы набора текста. Редактирование текста.

Учащиеся должны знать:

- устройство компьютера

Учащиеся должны уметь:

- набирать текст;

- редактировать созданный текст

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

32-33

Работа с компьютером. Электронный текст.

2

Беседа. Практи-ческая работа

Устройство компьютера. Способы набора текста.

Учащиеся должны уметь:

- набирать текст;

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

34

Текстовый редактор.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Редактирование текста.

Учащиеся должны уметь:

- редактировать созданный текст

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

35

Правила клавиатурного письма.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Способы набора текста.

Учащиеся должны уметь:

- набирать текст;

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

36

Редактирование.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Редактирование текста.

Учащиеся должны уметь:

- редактировать созданный текст

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

37

Формирование текста.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Иллюстрации в документах. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

38

Работа с документом.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Иллюстрации в документах.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

39

Иллюстрации в документах.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Иллюстрации в документах.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

40

Электронные справочные издания.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

41

Поиск информации по ключевым словам.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

42

Обобщение учебного материала.

1

Беседа. Практи-ческая работа

Иллюстрации в документах. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

43

Контроль знаний.

1

Конт

роль знаний и умений

Иллюстрации в документах. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в компьютерном классе

Индивидуальный контроль

Работа на компьютере

44-47

Мастера и подмас

терья

(12 ч)

Простейшие приёмы вязания крючком

4

Беседа. Практи-ческая работа

Ознакомление с художественными ремёслами наших дней

Учащиеся должны освоить:

- простейшие приёмы вязания крючком (цепочки, панно, кошелёк из вязаного полотна)

Индивидуальный контроль

Цепочки; панно из цепочек. Футляр для очков. Простой цветок.

48-51

Петельный шов. Салфетка.

4

Беседа. Практи-ческая работа

Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций

Учащиеся должны знать:

- рациональные приёмы разметки

Учащиеся должны уметь:

- использовать рациональные приёмы разметки;

- читать и работать по простой технологической документации

Индивидуальный контроль

Декоративная сумочка

52-55

Ремонт книги. Жёсткий переплёт

4

Беседа. Практи-ческая работа

Знакомство с переплётными работами, обучение изготовлению жёсткого переплёта

Учащиеся должны знать:

- рациональные приёмы разметки

Учащиеся должны уметь:

- использовать рациональные приёмы разметки;

- читать и работать по простой технико-технологической документации

Самоконтроль по технологической карте

56-59

Традиции и современность

(13)

Соломенных дел мастера

4

Беседа. Практи-ческая работа

Знакомство со свойствами соломы как материалом для поделок

Учащиеся должны уметь:

- читать и работать по простой технико-технологической документации;

- воплощать мысленный образ в материале

Самоконтроль по технологической карте

Аппликация из соломки

60-62

Металл в руках мастера

3

Беседа. Практи-ческая работа

Знакомство с художественной обработкой материала в народном искусстве

Учащиеся должны знать:

- простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой).

Учащиеся должны уметь:

- читать и работать по простой технико-технологической документации

Индивидуальный контроль

Тиснение по фольге (декоративная пластина)

63-66

Дарим людям своё мастерство. Новые стежки и швы

4

Беседа. Практи-ческая работа

Обучение выполнению шва «козлик», повторение других швов, изготовление подарков для будущих первоклассников

Учащиеся должны знать:

- рациональные приёмы разметки

Учащиеся должны уметь:

- использовать рациональные приёмы разметки;

- читать и работать по простой технико-технологической документации

Индивидуальный контроль

Закладка из ткани с вышивкой

67

Контрольная работа

1

Конт

роль знаний и умений

Проверка умений и навыков, освоенных за 4 года обучения

Учащиеся должны уметь:

- строить прямоугольник заданного размера с помощью линейки на прямоугольном листе;

- определять порядок действий, планирования работы;

- вычислять размеры бумаги, необходимой для окантовки заданной формы;

- оклеивать картон бумагой;

- чертить развёртки по техническому рисунку

Фронтальный. Самоконтроль

68

Итоговый урок. Обобщение темы года

1

Выстав

ка

Подведение итогов года

Учащиеся должны уметь:

- видеть свои достижения

Фронтальный. Индивидуальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")

Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся....

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...