Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по технологии,4 класс, автор Лутцева Е.А.(УМК "Начальная школа XXIвек") | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №110» Советского района г. Казани
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Руководитель МО МБОУ «Лицей №110» ___________/ Минакова О.Ю./ Протокол №___от « » года | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «Лицей №110» __________/Щипелева Л.А./ «__»_____________ _______года | «Утверждено» __________/Слипченко О.А./ Приказ №__________от «_____»______года |
Рабочая программа
_Горелышевой Натальи Владимировны_
ФИО, категория
по технологии 4 «Б» класс
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № года |
2014-2015 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана ;
- Авторской программы «Технология» Е. А. Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Е. А. Лутцева. Технология. Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2014
2. Е. А. Лутцева. Технология. 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.- 63с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).
Объем программы: программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для
самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и
позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изучение технологии в 4 классе направлено на решение следующих задач:
● обобщение представлений учащихся о современной технико-технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;
● развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления, творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать знания использовать приобретенные в самостоятельной и коллективной проектной работе;
● совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать, создавать тексты простейшие презентации);
● формирование у учащихся культуры труда, основ технологических и художественно-конструкторских знаний;
● развитие коммуникативных качеств (умение общаться со взрослыми и сверстниками, умение работать парами и небольшими группами);
● формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать ее законы в своей преобразующей деятельности.
В 4 классе завершается начальное знакомство с технологией как преобразующей деятельностью человека-творца. Результаты и направления этой деятельности раскрываются на примере развития культуры в XX веке.
Особое внимание в 4 классе уделяется творческим проектам как эффективному методу включения у учащихся в ролевую совместную деятельность, направленную на решение общей задачи. Четвероклассники выполняют главным образом комплексные коллективные проекты – практические и информационные, а также проводят несколько деловых игр (ролевых ситуаций) в небольших группах. За каждой такой игрой следует практическая работа- реализация проекта, практического или информационного.
Информационный проект отличается от практического тем, что продуктом проектной деятельности становится не изделие, а сообщение, сопровождаемое иллюстративным материалом любого характера, в том числе это может быть и некий предметный результат (коллаж, выставка рисунков, иллюстраций и т.п.)
II. Содержание учебного предмета (34ч).
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание.(14ч)
Преобразовательная деятельность человека в XX-начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в.( в обзорном порядке). Начало XXI в.- использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2.Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.(8ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы-полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна-единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
3. Конструирование и моделирование. (5ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX-начала XXI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и в космосе и др.) Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). (7ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.).Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
III. Результаты изучения технологии в 4 классе.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):
- Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- При помощи учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы(задачи);
- Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
- Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
- Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
- Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД:
- Формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
- Слушать других, уважительно относиться ких мнениям, пытаться договариваться;
- Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы(задачи).
Предметные результаты.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
- О творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного),о наиболее значимых производствах;
- Об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- О правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- Организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- Бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- Безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
- Выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2.Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.
Знать:
- Названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- Последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- Основные линии чертежа (осевая и центровая);
- Правила безопасной работы канцелярским ножом;
- Петельную строчку, ее варианты, их назначение;
- Названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- О дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- Об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- О композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- Традициях декоративно-прикладного искусства и создание изделий;
- Стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.
- Художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
- Читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- Выполнять рицовку;
- Оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
- Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3.Конструирование и моделирование.
Знать:
- Простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
- Изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Иметь представление:
- Об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека;
Знать:
- Названия и основное назначение частей компьютера ( с которыми работали на уроках).
Уметь при помощи учителя:
- Создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- Оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзацев);
- Работать с доступной информацией;
- Работать в программах Word, Power Point.
Календарно-тематическое планирование.
Раздел учебника | Тема в учебнике | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
I полугодие-15 часов I четверть- 9 часов | |||||
Человек в мире техники. Информационные технологии. | Что такое научно-технический прогресс. | 1 ч | Самостоятельно: -наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; -обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. При помощи учителя: -исследовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; -исследовать технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; -проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий; -искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); -осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
Научно-технические открытия и достижения XX-начала XXI века. | |||||
Мой помощник компьютер. | 1ч | ||||
Что умеют компьютеры. | 2ч | ||||
Компьютерная презентация. | 3ч | ||||
Современное производство. Совершенствование технологий. | Штучное и массовое производство. | 2ч | |||
II четверть-6 часов | |||||
Быстрее, больше. | 3ч | При помощи учителя: -проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления; -обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | |||
Новогодний проект. | 3ч. | ||||
II полугодие – 19 часов. III четверть- 11 часов. | |||||
Как делают автомобили. | 3ч | Самостоятельно: -проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; -осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; -анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); -создавать и воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда; -планировать собственную практическую деятельность; -осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; | |||
Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья. | Черное золото. Что изготавливают из нефти. | 1ч | |||
Синтетические материалы. Что такое вторичное сырье. | 2ч | ||||
Природа в опасности. | 2ч | ||||
Жилище человека. Совершенствование строительных технологий. | О чем рассказывает дом. | 2ч | Под руководством учителя: -коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: -проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; -анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; | ||
Дом для семьи. | |||||
Как дом стал небоскребом. | |||||
Какие бывают города. Города будущего. | 1ч | ||||
IV четверть-8 часов. | |||||
Дизайн. Художественное конструирование. | Что такое дизайн. | 1ч | -искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания; -планировать и организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективных обсуждении; -моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями ( в пределах изученного); -конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий; -проектировать изделия; -планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; -осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
Дизайн техники. | 1ч | ||||
Дизайн рекламной продукции. | |||||
Дизайн интерьера. | 1ч | ||||
Дизайн одежды. | 3ч | ||||
Отделка одежды. | |||||
Аксессуары в одежде. | |||||
Будущее начинается сегодня. | 1ч | ||||
Совершенствование технологий: достижения и проблемы. Для любознательных. | Как люди совершают открытия. | 1ч | |||
От абака до ЭВМ. | |||||
Почему необходимо очищать сточные воды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по технологии 4 класс. УМК "ШКОЛА 2100"
ПЛАН РАЗРАБОТАН НА 68 ЧАСОВ(2 ЧАСА ) В НЕДЕЛЮ...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по технологии 3 класс ФГОС "Школа России"
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год к УМК «Школа России» по учебнику Н. И. Роговцевой. «Технология» 3 класс составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образовани...
Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс УМК "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс УМК "Школа России"...
тематическое планирование по технологии 2 класс УМК "Школа 21 века"
Планирование уроков технологии...
Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (УМК "Школа России") ФГОС
Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (УМК "Школа России") ФГОС рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год по авторской программе Н.И. Роговцевой...
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс УМК "Школа России "
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс УМК "Школа России "...
календарно -тематическое планирование по технологии 2 класс УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по технологии УМК "Школа России" составлено в соответствии с требования ФГОС. 34 недели 68 часов...