Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Горелышева Наталья Владимировна

Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №110» Советского района  г. Казани

Рассмотрено на МО учителей  начальных классов

Руководитель МО

МБОУ «Лицей №110»

___________/ Минакова О.Ю./

Протокол №___от  «    »       года

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «Лицей №110»

__________/Щипелева Л.А./

 «__»_____________   _______года

«Утверждено»

Директор МБОУ «Лицей №110»

__________/Слипченко О.А./

Приказ №__________от  «_____»______года

                                                                                     

Рабочая программа

_Горелышевой Натальи Владимировны_

ФИО, категория

по технологии 4 «Б» класс

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                                            Педагогического  совета

                                                                                                                                                                            Протокол №                       года

2014-2015 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана ;
  • Авторской программы  «Технология» Е. А. Лутцевой  (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой).  

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Е.  А. Лутцева. Технология.   Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана – Граф, 2014                                        

2. Е.  А. Лутцева. Технология.     4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса  общеобразовательных учреждений   -  М.:  Вентана – Граф, 2013.- 63с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

Объем программы: программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

В  начальной  школе  закладываются  основы  технологического образования,  позволяющие,  во-первых,  дать  детям  первоначальный  опыт преобразовательной  художественно-творческой  и  технико-технологической деятельности,  основанной  на  образцах  духовно-культурного  содержания  и современных достижениях  науки и  техники, во-вторых, создать условия для

самовыражения  каждого  ребёнка  в  его  практической  творческой деятельности  через  активное  изучение  простейших  законов  создания предметной  среды  посредством  освоения  технологии  преобразования доступных  материалов  и  использования  современных  информационных технологий.  

Данный  курс    носит  интегрированный  характер.  Суть  интеграции заключается  в  знакомстве  с  различными  явлениями  материального  мира,  объединёнными  общими,  присущими  им  закономерностями,  которые проявляются  в  способах  реализации  человеческой    деятельности,  в технологиях  преобразования  сырья,  энергии,  информации.  Практико-ориентированная  направленность  содержания  учебного  предмета «Технология»  обеспечивает  интеграцию  знаний,  полученных  при  изучении других  учебных  предметов  (изобразительного  искусства,  математики,  окружающего  мира,  русского  (родного)  языка,  литературного  чтения),  и

позволяет  реализовать  их  в  интеллектуально-практической  деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности,  изобретательности, гибкости мышления.

Изучение  технологии  в  4 классе  направлено  на  решение следующих задач:

●  обобщение представлений учащихся о современной технико-технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;

●  развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления,  творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать знания использовать приобретенные в самостоятельной и коллективной проектной работе;

●  совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать, создавать тексты простейшие презентации); 

●   формирование у учащихся культуры труда, основ технологических и художественно-конструкторских знаний;  

●  развитие коммуникативных качеств (умение общаться со взрослыми и сверстниками, умение работать парами и небольшими группами);

●  формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать ее законы в своей преобразующей деятельности.

     В 4 классе завершается начальное знакомство с технологией как преобразующей деятельностью человека-творца. Результаты и направления этой деятельности раскрываются на примере развития культуры в XX веке.

     Особое внимание в 4 классе уделяется творческим проектам как эффективному методу включения у учащихся в ролевую совместную деятельность, направленную на решение общей задачи. Четвероклассники выполняют главным образом комплексные коллективные проекты – практические и информационные, а также проводят несколько деловых игр (ролевых ситуаций) в небольших группах. За каждой такой игрой следует практическая работа- реализация проекта, практического или информационного.

    Информационный проект отличается от практического тем, что продуктом проектной деятельности становится не изделие, а сообщение, сопровождаемое иллюстративным материалом любого характера, в том числе это может быть и некий предметный результат (коллаж, выставка рисунков, иллюстраций и т.п.)

II. Содержание учебного предмета (34ч).

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

   Основы культуры труда, самообслуживание.(14ч)

Преобразовательная деятельность человека в XX-начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала XX в.( в обзорном порядке). Начало XXI в.- использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2.Технология ручной обработки материалов.

 Элементы графической грамоты.(8ч)

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных  отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы-полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна-единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

3. Конструирование и моделирование. (5ч)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника XX-начала XXI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и в космосе и др.) Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). (7ч)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.).Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.

III. Результаты изучения технологии в 4 классе.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
  • Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):

  • Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • При помощи учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
  • Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы(задачи);
  • Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
  • Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
  • Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД:

  • Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
  • Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
  • Делать выводы на основе  обобщения полученных  знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
  • Слушать других, уважительно относиться ких мнениям, пытаться договариваться;
  • Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы(задачи).

Предметные результаты.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать на уровне представлений:

  • О творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного),о наиболее значимых производствах;
  • Об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • О правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  • Организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
  • Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения  технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
  • Бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
  • Безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
  • Выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

2.Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.

Знать:

  • Названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
  • Последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • Основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • Правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • Петельную строчку, ее варианты, их назначение;
  • Названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • О дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • Об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
  • О композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
  • Традициях декоративно-прикладного искусства и создание изделий;
  • Стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.
  • Художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  • Читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • Выполнять рицовку;
  • Оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
  • Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

3.Конструирование и моделирование.

Знать:

  • Простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
  • Изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Иметь представление:

  • Об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека;

Знать:

  • Названия и основное назначение частей компьютера ( с которыми работали на уроках).

Уметь при помощи учителя:

  • Создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
  • Оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзацев);
  • Работать с доступной информацией;
  • Работать в программах Word, Power Point.

Календарно-тематическое планирование.

Раздел

учебника

Тема в учебнике

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

I полугодие-15 часов

                                                                                                     I четверть- 9 часов

Человек в мире техники.

Информационные технологии.

Что такое научно-технический прогресс.

1 ч

Самостоятельно:

-наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

-обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

При помощи учителя:

-исследовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;

-исследовать технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов;

-проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий;

-искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео);

-осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Научно-технические открытия и достижения XX-начала XXI века.

Мой помощник компьютер.

Что умеют компьютеры.

Компьютерная презентация.

Современное производство.

Совершенствование технологий.

Штучное и массовое производство.

II четверть-6 часов

Быстрее, больше.

При помощи учителя:

-проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления;

-обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Новогодний проект.

3ч.

II полугодие – 19 часов.

III четверть- 11 часов.

Как делают автомобили.

Самостоятельно:

-проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;

-осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

-анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

-создавать и воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

-планировать собственную практическую деятельность;

-осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

Материалы для современного производства.

Добыча и переработка сырья.

Черное золото. Что изготавливают из нефти.

Синтетические материалы. Что такое вторичное сырье.

Природа в опасности.

Жилище человека.

Совершенствование строительных технологий.

О чем рассказывает дом.

Под руководством учителя:

-коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

-проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

-анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

Дом для семьи.

Как дом стал небоскребом.

Какие бывают города. Города будущего.

IV четверть-8 часов.

Дизайн.

Художественное конструирование.

Что такое дизайн.

-искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания;

-планировать и организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективных обсуждении;

-моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями ( в пределах изученного);

-конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий;

-проектировать изделия;

-планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

-осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Дизайн техники.

Дизайн рекламной продукции.

Дизайн интерьера.

Дизайн одежды.

Отделка одежды.

Аксессуары в одежде.

Будущее начинается сегодня.

Совершенствование технологий: достижения и проблемы.

Для любознательных.

Как люди совершают открытия.

От абака до ЭВМ.

Почему необходимо очищать сточные воды.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по технологии 4 класс. УМК "ШКОЛА 2100"

ПЛАН РАЗРАБОТАН НА 68 ЧАСОВ(2 ЧАСА ) В НЕДЕЛЮ...

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по технологии 3 класс ФГОС "Школа России"

Рабочая программа на 2013-2014 уч. год к УМК «Школа России» по учебнику Н. И. Роговцевой.  «Технология» 3 класс составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образовани...

Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (УМК "Школа России") ФГОС

Календарно-тематическое планирование по технологии  2 класс (УМК "Школа России") ФГОС рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год по авторской программе  Н.И. Роговцевой...

Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс УМК "Школа России "

Календарно-тематическое планирование  по технологии 4 класс УМК "Школа России "...

календарно -тематическое планирование по технологии 2 класс УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по технологии УМК "Школа России" составлено в соответствии с требования ФГОС.  34 недели 68 часов...