Рабочая программа "Технология"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma2_klass_tekhnologiya_dubtsova_i.s.docx | 99.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов ____________Козлитина И.В. Протокол № _____от «____»_____________________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода ___________ Голдахе О.А. «____»_____________________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода ___________ Каширина Л.И. Приказ № ______ от «___»________________2013 г. |
Рабочая программа по технологии
2 класс
система учебников «Начальная школа ХХI века»
Разработана
учителем начальных классов
Дубцовой И.С.
Белгород 2013
Программа содержит:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- формы и средства контроля;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (2 класс) составлена на основе:
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011 г.;
- программы«Технология» (ЛутцеваЕ.А. Технология: программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с. – (Начальная школа ХХI века);
в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа ХХI века», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа по технологии рассчитана на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
В авторскую программу изменения не внесены.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать ихв интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусстводает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Технология» в начальной школе соответствует предметной области «Технология» обязательного минимума содержания начального общего образования.
В соответствии с учебным планом наизучение технологии за 4 учебных года отводится 270 часов (по 2чвнеделю).
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | Общекультурные и трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 12 ч | 16 ч | 28ч | 30 ч |
2. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 34 ч | 30 ч | 20 ч | 16 ч |
3. | Конструирование и моделирование | 20 ч | 18 ч | 10 ч | 10 ч |
4. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 0 ч | 4 ч | 10 ч | 14 ч |
Всего: | 66 ч | 68 ч | 68 ч | 68 ч |
Рабочая программа по технологии (2 класс) рассчитана на 68 часов,
из них: 33 часа на I полугодие;
35 часов на II полугодие.
Проектов - 16.
Используемая образовательная система: «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Учебно-методический комплекс:
Для учащихся:
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Е.А. Лутцева. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил.
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с.: ил.
Для учителя:
ЛутцеваЕ.А. Технология: программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с. – (Начальная школа ХХI века).
ЛутцеваЕ. А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Е.А. Лутцева. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил.
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с.: ил.
Дополнительная литература:
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 /[С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 273 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М., Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков /Е.А. Лутцева. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998. – 192 с., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).
Интернет-ресурсы:
http://www.vgf.ru/– издательский центр «Вентана-Граф»;
http://www.openclass.ru/node/141821- электронные образовательные ресурсы по УМК «Начальная школа ХХI века»;
http://stranamasterov.ru/ - Страна Мастеров;
http://beginnerschool.ru/ - сайт для детей и их родителей «Начальная школа»;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib – уроки творчества: искусство и технология в школе на портале «Сеть творческих учителей»;
http://tvorchestvo.wordpress.com/category/уроки-технологии-в-школе/ - творим вместе с детьми;
http://easyen.ru/load/tekhnologija/372 - Современный учительский портал. Технология в начальной школе;
http://pedsovet.su/load/242-3-2 - технология и изо раздела «Начальные классы»;
http://www.handmade.domlad18.com/ - поделки в начальной школе;
http://www.detskiepodelki.ru/podelki-dlja-nachalnoj-shkoly - детские поделки;
http://shkola-abv.ru/subfolder3/02/podelki_iz_podruchnyh_materialov.zip - делаем своими руками в начальной школе.
Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:творческие работы, практическая работа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностнымирезультатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель— думающий, творящий,стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
- исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
- показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
- подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В 3 и 4 классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробныхпоисковых, тренировочныхупражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, художественных материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Тематический план
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8/16 ч) | ||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1/2 ч) | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников | — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оцениватьрезультат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2/4 ч) | Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | |
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (1/2 ч) | Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве | |
Тема 4. Природа и техническая среда (2/4 ч) | Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций | |
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (2/4 ч) | Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) | |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15/30 ч) | ||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/4 ч) | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1/2 ч) | Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) | |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (1/2 ч) | Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) | |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) | |
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4/8 ч) | Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз) | |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (9/18 ч) | ||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч) | Изделие с различными конструктивными особенностями | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы иинструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто иусвоено на уроке |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1/2 ч) | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7/14 ч) | Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | |
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* (2/4 ч) | ||
Тема. Компьютер в учебном процессе (2/4 ч) | Представление о назначении персонального компьютера,его учебных возможностях | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Разметка: - на глаз (свободным рисованием); - сгибанием, - по шаблону, - по трафарету | Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование (через копировальную бумагу, с помощью кальки). | Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки), - по масштабной сетке.
|
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. |
Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами
| Выделение детали из заготовки:
| Выделение детали из заготовки: - резание канцелярским ножом | |
Формообразование - сгибание, - складывание, - сминание, - скручивание |
|
| |
Сборка изделия: -склеивание
| Сборка изделия: сшивание (прямая строчка и ее варианты) | Сборка изделия: - с помощью проволоки; - щелевые замки; - сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки) | Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
|
Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. | Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. | Отделка: - пуговицы, - кнопки и др. |
|
Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Календарно-тематическое планирование курса «Технология»
№ п/п | Раздел | Тема урока | Дата по программе | Дата по КТП и расписанию | Фактическая дата | Формы, методы работы | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность обучающихся | Примечания | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||
1 четверть (16 ч) | |||||||||||
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | Рукотворный мир, как результат труда человека. Приспособление первобытного человека к окружающей среде. Природа и человек. Учебник с. 5-7, р. т. 3-5 | 02.09 | 02.09 | Групповая, практический | Наблюдать конструкции образы объектов природы и окружающего мира, сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. | Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | ||
2. | Рукотворный мир, как результат труда человека. Аппликация «Давай дружить» Учебник с. 8-9 | 04.09 | 04.09 | Фронтальная, частично-поисковый | Осознавать связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий. | Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
3. | Трудовая деятельность в жизни человека. Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла. Учебник с. 10-11, р. т. 6-7 | 09.09 | 09.09 | Парная, практический | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. Обобщать то новое, что усвоено. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
4. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Изделие «Чайная посуда». Учебник с. 12-13 | 11.09 | 11.09 | Парная, практический | Организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. | Преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
5. | Трудовая деятельность в жизни человека. Как работали ремесленники-мастера. Учебник с. 14-17, р. Т. С.8 | 16.09 | 16.09 | Парная, практический | Искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
6. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Изделие «Кондитерские изделия к чаю». Учебник с. 18-19 | 18.09 | 18.09 | Фронтальная, частично-поисковый | Оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы. | С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике, сети Интернет | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения | |||
7. | . Свойства материалов. Каждому изделию свой материал. Учебник с. 20-22, р. Т. с.9 | 23.09 | 23.09 | Фронтальная, частично-поисковый | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)предложенные материальные и информационные объекты. | Ставить цель, выявлять и формулировать проблему | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
8. | Аппликация «Пудель» | 25.09 | 25.09 | Парная, практический | Аппликация из цветной бумаги и ваты. Воплощать мысленный образ с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы рационального и безопасного труда. | Поиск и отбор информации в учебнике (текст, иллюстрация, инструкционная карта) | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
9. | Назначение инструментов. Каждому делу – свои инструменты Учебник с. 23-25, р.т. с.10-13 | 30.09 | 30.09 | Парная, практический | Наблюдать за конструктивными особенностями используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами. | Исследование: устройство книги. | Осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
10. | Природа и технические средства. Аппликация «Розы». | 02.10 | 02.10 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Выполнение объёмной аппликации из хозяйственных салфеток. | Осуществлять поиск нужной информации. Планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи. | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
11. | Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию. Учебник с. 26-29 | 07.10 | 07.10 | Парная, практический | Умение сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. | Использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом | Осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций | Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения | |||
12. | Изделие «Образ природы в фигурке животного». | 09.10 | 09.10 | Групповая, исследовательский | Лепка из пластилина. Выполнять практическую работу в соответствии с её целью и задачей. | Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | Выполнять самооценку результата | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов | |||
13. | Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия. Учебник с. 30-31 | 14.10 | 14.09 | Групповая, исследовательский | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. | Отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий | Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
14. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Изделие «Поздравительная открытка». Учебник с. 32-33, р. Т. с. 14 | 16.10 | 16.10 | Групповая, самостоятельная работа | Изготовление поздравительной открытки по шаблону. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | ||
15. | Введение в проектную деятельность. Что такое композиция. Учебник с. 34-35 | 21.10 | 21.10 | Фронтальная, частично-поисковый | Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края. | Осуществлять поиск нужной информации | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
16. | Аппликация «Поднос». Учебник с. 36-37, р. т. с. 15-16 | 24.10 | 24.10 | Групповая, практический | Обработка материала (рицовка). Правила пользования канцелярским ножом | Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач в зависимости от конкретных условий | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
2 четверть (16 ч) | |||||||||||
17. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично. Учебник с. 38-39, р.т. с. 17-18 | 06.11 | 06.11 | Групповая, исследовательский | Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края. | Последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя | ||
18. | Композиция «Сказочная ночь». Учебник с. 40-41, р.т. с. 19 | 11.11 | 11.11 | Парная, практический | Представление об устройстве и назначении изделий, последовательности практических действий и технологических операций. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям | Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения | |||
19. | Технологические операции. Разметка деталей. Учебник с. 42-44 | 13.11 | 13.11 | Парная, практический | Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям | Читать простейший чертеж (эскиз) разверток | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
20. | Аппликация «Открытка с сюрпризом». Учебник с. 45-46РТ с. 20-21 | 18.11 | 18.11 | Парная, практический | Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
21. | Общее представление о технологическом процессе. Учебник с. 47-48, .т. с. 22 | 20.11 | 20.11 | Парная, практический | Виды условных графических изображений: развёртка, схема. Чтение чертежа развёртки. Разметка с опорой на чертёж развёртки | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
22. | Общее представление о технологическом процессе. Аппликация «Фигурки животных из кругов». Учебник с. 49 | 25.11 | 25.11 | Парная, практический | Изготовление аппликации из цветной бумаги по самостоятельно выполненной развёртке. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
23. | Технологические операции ручной обработки материалов Отделение детали от заготовки. Учебник с. 50-53, РТ с. 23 | 27.11 | 27.11 | Парная, практический | Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
24. | Технологические операции ручной обработки материалов. Сборка изделий. Учебник с. 54-56, р. Т. с. 24. | 02.12 | 02.12 | Парная, практический | Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
25. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Клубничка, ёлочка, грибок». Учебник с. 57-58, РТ с. 25 | 04.12 | 04.12 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Составление инструкционной карты | Поиск и отбор информации в учебнике | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
26. | Технологические операции ручной обработки материалов. Отделка изделий. Учебник с. 59-60, р. т. с. 26 | 09.12 | 09.12 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Обобщить знания и умения | Осуществлять поиск нужной информации | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
27. | Технологические операции ручной обработки материалов. Аппликация «Украшаем подвески». Учебник с.61 | 11.12 | 11.12 | Парная, практический | Выполнение аппликации из цветной бумаги. Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
28. | Письменная проверочная работа. Учебник с. 62 Технологические операции. Разметка с помощью чертёжных инструментов. Учебник с. 63-64, р. т. с.27-28 | 16.12 | 16.12 | Парная, практический | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
29. | Практические упражнения по построению элементов конструкции при помощи линейки. Учебник с. 65-66 | 18.12 | 18.12 | Парная, практический | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
30. | Новогодний проект «Мастера Деда Мороза». Новогодние подвески. Р.Т. с. 38-43 | 23.12 | 23.12 | Парная, практический | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
31. | Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза». Ёлочные игрушки и гирлянды. Р.Т. с. 44-54 | 25.12 | 25.12 | Групповая, практический | Планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
32. | Линии чертежа.Почему инженеры и рабочие понимают друг друга. Учебник с. 67-69, р.т. с. 30. | 30.12 | 30.12 | Групповая, практический | Обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя | |||
3 четверть (20 ч) | |||||||||||
33. | Технологические операции ручной обработки материалов. Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа. Учебник с.70 | 13.01 | 13.01 | Групповая, практический | Составление инструкционной карты | Под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
34. | Технологические операции ручной обработки материалов. Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку. Учебник с. 71-73, р .т. с. 31 | 15.01 | 15.01 | Групповая, проблемно-поисковый | Соблюдение при работе безопасных приемов труда. | Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
35. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Закладка из бумаги». Р. Т. с. 32 | 20.01 | 20.01 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
36. | Технологические операции ручной обработки материалов. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Учебник с. 74 | 22.01 | 22.01 | Парная, практический | Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя | |||
37. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Цветок из бумаги». Учебник с. 75 | 27.01 | 27.01 | Парная, практический | Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения | С помощью учителя реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
38. | Технологические операции ручной обработки материалов. Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Учебник с. 76-77 | 29.01 | 29.01 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
39. | Технологические операции ручной обработки материалов. Карточки «Домино» Учебник с. 78 | 03.02 | 03.02 | Групповая, исследовательский | Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе | Исследование свойств искусственных и синтетических тканей | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
40. | Технологические операции ручной обработки материалов. Разметка прямоугольника с помощью угольника. Учебник с. 79-80, РТ с. 33 | 05.02 | 05.02 | Групповая, исследовательский | Способы обработки материалов для достижения декоративно-художественных эффектов. | Поиск и отбор информации в учебнике | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
41. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Поздравительная открытка». Учебник с. 81-82 | 10.02 | 10.02 | Индивидуальная, практический | Анализировать конструкторско-технологические особенности предлагаемых изделий. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
42. | Технологические операции ручной обработки материалов. Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы. Учебник с. 83-84 РТ с. 34 | 12.02 | 12.02 | Индивидуальная, практический | Подбор материалов и инструментов. Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля. | Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Различать оценку действия и оценку личности | |||
43. | Технологические операции ручной обработки материалов. Создание узоров и фигур с помощью циркуля. Учебник с. 85 | 17.02 | 17.02 | Индивидуальная, проблемно-поисковый | Виды условных графических изображений: развёртка, схема. Чтение чертежа развёртки. | Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий. | Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
44. | Технологические операции ручной обработки материалов. Радиус окружности. Как начертить окружность нужного размера? Учебник с. 86 РТ с. 35-36 | 19.02 | 19.02 | Парная, практический | Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
45. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Игрушка - кошка». Учебник с. 87-88 | 24.02 | 24.02 | Парная, практический | Изготовление объёмной фигуры. | Анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы | Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
46. | Технологические операции ручной обработки материалов. Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани? Учебник с. 90-94 РТ с. 55 | 26.02 | 26.02 | Парная, практический | Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
47. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие «Помпон». Учебник с. 95-99 | 03.03 | 03.03 | Парная, практический | Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | Поиск и отбор информации в учебнике | Проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
48. | Технологические операции ручной обработки материалов. Игрушки из помпона. Учебник с. 100 | 05.03 | 05.03 | Парная, практический | Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | |||
49. | Технологические операции ручной обработки материалов. Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка. Учебник с. 97-99 | 10.03 | 10.03 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Обобщить знания и умения. Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения. | Осуществлять поиск нужной информации | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. | |||
50. | Технологические операции ручной обработки ткани. Особенности работы с тканью. Учебник с. 101-103 | 12.03 | 12.03 | Фронтальная, частично-поисковый | Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
51. | Технологические операции ручной обработки материалов. Технология изготовления швейных изделий. Учебник с. 104-105 | 17.03 | 17.03 | Групповая, практический | Составление инструкционной карты | Под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты. | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
52. | Технологические операции ручной обработки материалов. «Футляр» для мобильного телефона. Учебник с. 106-107 | 19.03 | 19.03 | Групповая, проблемно-поисковый | Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
4 четверть (15 ч) | |||||||||||
53. | Конструирование и моделирование | Изделие и его конструкция. Строчка прямого стежка и её варианты. Учебник с. 108-109 | 31.03 | 02.04 | Групповая, практический | Составление инструкционной карты | Под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты. | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | ||
54. | Изделие и его конструкция. Изделие «Цыплёнок» Учебник с. 110-111 | 02.04 | 02.04 | Фронтальная, частично-поисковый | Изготовление игрушки из меховых шариков. | Открывать новые знания, осваивать новые умения, выполнение пробных поисковых упражнений | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
55. | Разметка строчек. Учебник с. 112 | 07.04 | 07.04 | Групповая, практический | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебной практической работы. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
56. | Проект «Загадочный космос» | 09.04 | 09.04 | Групповая, практический | Изготовление объёмной аппликации из бытовых салфеток. | Поиск и отбор информации в учебнике | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
57. | Письменная проверочная работа. Учебник с. 116 Изделие «Подушечка для иголок». Учебник с. 113-115 | 14.04 | 14.04 | Групповая, практический | Машины и механизмы – помощники человека, их назначение. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
58. | Транспортные средства. Макеты и модели. Учебник с. 118-119, р.т. с. 56-58 | 16.04 | 16.04 | Групповая, практический | Практическая работа над созданием игрушки по своему выбору. | Поиск и отбор информации в учебнике | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
59. | Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов. Учебник с. 122-123 | 21.04 | 21.04 | Групповая, практический | Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества | Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных Поисковых упражнений | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
60. | Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины. Учебник с. 124-126 | 23.04 | 23.04 | Групповая, практический | Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества | Поиск и отбор информации в учебнике | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
61. | Изделие «Тележка» Учебник с. 110-111 | 28.04 | 28.04 | Парная, практический | Изготовление тележки по собственному проекту. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов. | Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
62. | Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и в космосе. | 30.04 | 30.04 | Индивидуальная, проблемно-поисковый | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение. | Осуществлять поиск нужной информации | Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
63. | Изготовление модели планера. Р.Т. с. 60-61 | 05.05 | 05.05 | Групповая, исследовательский | Характерные особенности конструкций Устройство и назначение изделий, последовательность практических действий | Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
64. | Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии. Учебник с. 129-130 | 07.05 | 07.05 | Групповая, исследовательский | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение. | Поиск и отбор информации в учебнике | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
65. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). | Изделие «Кораблик и лодочка». Р.Т. с. 62-64 | 12.05 | 12.05 | Групповая, исследовательский | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | ||
66. | Компьютер в учебном процессе | 14.05 | 14.05 | Групповая, исследовательский | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций | Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | |||
67. | Компьютер в учебном процессе | 19.05 | 19.05 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций | Осуществлять поиск нужной информации | Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | |||
68. | Урок обобщения и закрепления знаний. Из истории технологии. Учебник с. 132-135 | 21.05 | 21.05 | Групповая, проблемно-поисковый | Обобщить знания и умения | Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. | Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы | Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с. – (Начальная школа ХХI века). | Д |
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Е.А. Лутцева. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. | Д |
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с.: ил. | К |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 /[С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 273 с. – (Стандарты второго поколения). | Д |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил. | Д |
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М., Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения). | Д |
Лутцева Е. А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков /Е.А. Лутцева. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. | Д |
Технология. Организация кружковой работы в школе. Конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика» /авт.-сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 184 с. | Д |
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998. – 192 с., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»). | Д |
Печатные пособия | |
Печенкина О.В. Набор предметных картинок «Фрукты, ягоды, орехи. Посуда». - ООО «Компания Эдустронг», 2011. | Д |
Печенкина О.В. Набор предметных картинок «Транспорт. Мебель и предметы интерьера». - ООО «Компания Эдустронг», 2011. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Гжель». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Городецкая роспись по дереву». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Каргополь. Народная игрушка». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Филимоновская народная игрушка». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Наглядно-дидактическое пособие «Хохлома. Изделия народных мастеров». - Москва, «Мозаика-Синтез», 2010. | Д |
Информационно-коммуникативные средства | |
Электронная таблица «Строчка косого стежка и ее варианты» | Д |
Электронная таблица «Пришивание пуговиц» | Д |
Электронная таблица «Разметка деталей по линейке» | Д |
Электронная таблица «Разметка деталей по угольнику» | Д |
Электронная таблица «Чертеж. Эскиз. Рисунок» | Д |
Электронная таблица «Разметка деталей с помощью циркуля» | Д |
Электронная таблица «Разметка объемных деталей. Развёртка» | Д |
Электронная таблица «Рицовка. Биговка» | Д |
Электронная таблица «Технология изготовления изделий» | Д |
Электронная таблица «Организация рабочего места при работе с набором деталей «Конструктор» | Д |
Электронная таблица «Технологический проект» | Д |
Электронная таблица «Информационный проект» | Д |
Электронная таблица «Анализ образца изделия» | Д |
Электронная таблица «Швейные инструменты и приспособления» | Д |
Экранно-звуковые пособия | |
Электронное пособие.Пэчворк и квилт. – Гамма, 2007. | Д |
Презентация «Вышивка крестом» | Д |
Презентация «Оригами» | Д |
Презентация «Ремесло» | Д |
Технические средства обучения | |
Классная доска с пятью рабочими поверхностями | Д |
Компьютер | Д |
Мультимедийный проектор | Д |
Экспозиционный экран | Д |
МФУ | Д |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Набор «Тела геометрические» (дерев.) | Ф |
Линейка деревянная 1 м | Д |
Линейка пластмассовая 60 см | Д |
Угольник 45° | Д |
Циркуль классный | Д |
Оборудование класса | |
Ученические столы одно- идвухместные | К |
Стул ученический | К |
Конторка (регулируемая) | Ф |
Коврик массажный для ног (реализация методики В.Ф. Базарного) | Ф |
Стол учительский | Д |
Стул учительский | Д |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...