Календарно- тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности. Воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Цель программы обучения:
- Способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Содержание программы учебного курса.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
- Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).
- Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
- Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
- Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.
- Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».
- Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
- Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
- Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
- Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
- Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
- Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
- Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
- Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.
- Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
- Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.
·
ЛЕПКА(15ч.)
Практические работы
- Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
- Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:
- Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.
- Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).
- Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).
- Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
- Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).
- Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
- Лепка по образцу букв и цифр на подложке.
- Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
- Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.
- Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).
- Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
- Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
- Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.
- Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
- Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.
- Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
- Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин
- Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
- Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
- Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
- Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.
- Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).
- Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.
- Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)
- Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
- Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.
- Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.
- Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
- Изготовление по образцу стаканчика для семян.
- Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).
- Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).
- Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).
- Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
- Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки
- Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.
- Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.
- Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.
- Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).
- Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
- Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.
- Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.
- Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
- Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
- Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
- Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
- Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
- Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
- Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
- Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.
- Правила составления растительного орнамента.
- Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.
- Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.
РАБОТА С НИТКАМИ
Практические работы
- Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
- Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
- Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
- Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
- Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.
- Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
- Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.
- Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
- Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
- Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.
- Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
- Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Трудовое обучение» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать и уметь:
- Лепка лесенки, фигур шарообразной формы (овощи, фрукты, мяч)
- Скатывание и соединение плоских деталей при изготовлении лестницы.
- Составление простейших композиций из листьев и цветов.
- Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу.
- Хватка инструмента.
- Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
- Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника.
- Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.
- Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.
- Приемы витья шнурка.
- Изготовление кисточки.
- Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте.
- Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
1четверть- 9ч
№ | Содержание темы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие «Человек и труд». «Урок труда». | 1 | |
2 | Работа с пластилином. «Как работать с пластилином». «Аппликация из пластилина» | 1 | |
3 | Работа с природными материалами. «Как работать с засушенными листьями». «Бабочка». | 1 | |
4 | Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу треугольной формы». | 1 | |
5 | Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу квадратной». | 1 | |
6 | Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу прямоугольной формы». | 1 | |
7 | «Приёмы работы с пластилином» | 1 | |
8 | Лепка предметов шаровидной и овальной формы». | 1 | |
9 | Работа с бумагой. «Приёмы резания ножницами по прямым и кривым линиям». | 1 |
2четверть- 7ч.
№ | Содержание темы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика, сплющивание шара). | 1 | |
2 | Работа с еловыми шишками. | 1 | |
3 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги. | 1 | |
4 | Складывание фигурок из бумаги. | 1 | |
5 | Игрушка «Бумажный фонарик». | 1 | |
6 | Декоративная веточка | 1 | |
7 | Работа с бумагой. «Флажки». | 1 |
3четверть- 10 ч.
№ | Содержание темы | Количество часов | Дата поведения |
1 | Работа с бумагой. « Бумажный цветок». | 1 | |
2 | Работа с пластилином. «Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные» | 1 | |
3 | Работы с бумагой. «Приёмы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги) «Ветка рябины». | 1 | |
4 | Работа с нитками. «Что надо знать о нитках». «Клубок ниток». | 1 | |
5 | Работа с нитками. «Накатывание ниток». «Кисточка». «Бабочка». | 1 | |
6 | Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги предметов округлой формы». «Фрукты на тарелке». | 1 | |
7 | Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги круга». «Снеговик», «Гусеница». | 1 | |
8 | Работа с бумагой. Игрушка «Цыплёнок в скорлупе» ( из четырёх овалов). | 1 | |
9 | Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Пароход». | 1 | |
10 | Работа с бумагой. «Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенные пополам. | 1 |
4четверть- 8ч
№ | Содержание, тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Лепка из пластилина макета». «Снегурочка в лесу». | 1 | |
2 | Работа с природными материалами. «Ёжик». | 1 | |
3-4 | Работа с бумагой. «Вырезание симметричных форм из бумаги, сложение несколько раз». | 2 | |
5 | Работа с бумагой. «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание бумаги по типу гармошки). | 1 | |
6-7 | Работа с нитками. «Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям.) | 2 | |
8 | Работа с нитками. «Шитьё по проколам» (треугольник,квадрат,круг.) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе
В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...
УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...