Календарно- тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

 Чигрина Анна Сергеевна

планирование по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности. Воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Цель программы обучения:

            - Способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.

 Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
    -  воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
   -   уважение к людям труда;
   -   сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
    - формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
      Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

 Коррекционная работа выражается в формировании умений:
    -  ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
     - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
     - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Содержание программы  учебного курса.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).
  • Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
  • Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
  • Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.
  • Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».
  • Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
  • Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
  • Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
  • Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
  • Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
  • Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
  • Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
  • Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.
  • Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
  • Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

·        

ЛЕПКА(15ч.)

Практические работы

  • Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
  • Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:
  • Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.
  • Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).
  • Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).
  • Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
  • Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).
  • Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
  • Лепка по образцу букв и цифр на подложке.
  • Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
  • Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.
  • Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).
  • Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
  • Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
  • Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.
  • Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
  • Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.
  • Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
  • Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин
  • Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
  • Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
  • Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
  • Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.
  • Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).
  • Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.
  • Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

  • Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
  • Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.
  • Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.
  • Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
  • Изготовление по образцу стаканчика для семян.
  • Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).
  • Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).
  • Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).
  • Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
  • Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки
  • Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.
  • Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.
  • Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.
  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).
  • Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
  • Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.
  • Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.
  • Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
  • Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
  • Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
  • Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
  • Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
  • Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
  • Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
  • Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
  • Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
  • Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.
  • Правила составления растительного орнамента.
  • Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.
  • Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы 

  • Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
  • Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
  • Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
  • Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
  • Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.
  • Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
  • Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.
  • Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
  • Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
  • Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.
  • Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
  • Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Трудовое обучение» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать и уметь:

  • Лепка лесенки, фигур шарообразной формы (овощи, фрукты, мяч)
  • Скатывание  и соединение плоских деталей при изготовлении лестницы.
  • Составление простейших композиций из листьев и цветов.
  • Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу.
  • Хватка инструмента.
  • Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
  • Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника.
  • Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.
  • Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.
  • Приемы витья шнурка.
  • Изготовление кисточки.
  • Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте.
  • Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

1четверть- 9ч

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие «Человек и труд».  «Урок труда».

1

2

Работа с пластилином. «Как работать с пластилином». «Аппликация из пластилина»

1

3

Работа с природными материалами. «Как работать с засушенными листьями». «Бабочка».

1

4

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу треугольной формы».

1

5

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу квадратной».

1

6

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу прямоугольной формы».

1

7

«Приёмы работы с пластилином»

1

8

Лепка предметов шаровидной и овальной формы».

1

9

Работа с бумагой. «Приёмы резания ножницами по прямым  и кривым линиям».

1

2четверть- 7ч.

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика, сплющивание шара).

1

2

Работа с еловыми шишками.

1

3

Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

1

4

Складывание фигурок из бумаги.

1

5

Игрушка «Бумажный фонарик».

1

6

Декоративная веточка

1

7

Работа с бумагой. «Флажки».

1

3четверть- 10 ч.

Содержание темы

Количество часов

Дата поведения

1

Работа с бумагой. « Бумажный цветок».

1

2

Работа с пластилином. «Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные»

1

3

Работы с бумагой. «Приёмы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги) «Ветка рябины».

1

4

Работа с нитками. «Что надо знать о нитках». «Клубок ниток».

1

5

Работа с нитками. «Накатывание ниток». «Кисточка». «Бабочка».

1

6

Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги предметов округлой формы». «Фрукты на тарелке».

1

7

Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги круга». «Снеговик», «Гусеница».

1

8

Работа с бумагой. Игрушка «Цыплёнок в скорлупе» ( из четырёх овалов).

1

9

Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Пароход».

1

10

Работа с бумагой. «Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенные пополам.

1

4четверть- 8ч

Содержание, тема

Количество часов

Дата проведения

1

«Лепка из пластилина макета». «Снегурочка в лесу».

1

2

Работа с природными материалами. «Ёжик».

1

3-4

Работа с бумагой. «Вырезание симметричных форм из бумаги, сложение несколько раз».

2

5

Работа с бумагой. «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание бумаги по типу гармошки).

1

6-7

Работа с нитками. «Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям.)

2

8

Работа с нитками. «Шитьё по проколам» (треугольник,квадрат,круг.)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе

В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...

УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс

ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...