Тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Технология» Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду и людям труда.
.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретической основой данной программы являются:
- cистемно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Учебный курс «Технология» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий, обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. - М: Просвещение, 2011.
- Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. - М: Просвещение, 2011.
Формы организации учебного процесса
Основная форма работы на уроке технологии - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
1.Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в малых группах;
- работа в статистических парах;
- индивидуальная работа
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
2. Используемы методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие ( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж));
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Технология " входит в предметную область "Технология". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели (1 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Технология" в объеме 33 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по технологии Н.И. Роговцевой и др.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места; положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- знание о гигиене учебного труда и организации учебного места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать информацию в знаково-символической форме, схемы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- под руководством учителя проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять
класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
- следить за действиями других участников учебной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы
их ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значение компьютера в жизни человека;
– понимать смысл слова «информация»;
– наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 часа)
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Что такое технология.
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда. Ткань. Нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода (3 ч)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация (3 ч)
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Формы и средства контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся по предмету «Технология» производится в форме обобщающих творческих работ, при выполнении которых необходимо использовать все изученные техники и применить освоенные приемы в новой ситуации, а также представить и продемонстрировать ) свою работу.
Обобщающие работы рассчитаны на 1 урок и проводятся в конце изучения каждого раздела. Всего таких уроков - 4.
Содержание обобщающих работ:
Выбор понравившегося изделия или изготовление нового с использованием всех изученных техник. Рассказ одноклассникам о поделке с использованием презентации. Применение освоенного приёма в жизненных ситуациях через участие в выставках детских работ.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо вание | Имею щееся | % Готовнос ти |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
| Д К К Д | 1 27 27 1 | 100 100 100 100 |
Печатные пособия | |||
Альбомы демонстративного и раздаточного материала | Д/П | 5 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса технология. | Д | ||
Технические средства обучения | |||
Экспозиционный экран Магнитофон Персональный компьютер Принтер | Д Д Д Д | 1 1 1 1 | 100 100 100 100 |
Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д | 1 1 | 100 100 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Конструкторы. Объёмные модели геометрических фигур | К К П | 27 27 5 | 100 100 100 |
Оборудование класса | |||
Ученические столы одноместнык Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг | К Д Д Д Д К | 30 1 1 1 27 | 100 100 100 100 100 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой;
- Материалы для изготовления изделий, предусмотренными содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон, ткань, нитки, текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин, фольга, природные материалы, «бросовый» материал, пуговицы, наборы «Конструктор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе
В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")
Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся....
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...