Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (год издания - 2008)
Программа рассчитана на 71 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по трудовому обучению 3класс VIII вид | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тёткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 вида»
Принята методическим объединением начальных классов Протокол № 1 от «28» августа 2013 г. | Утверждаю: Директор школы - интерната ____________Ю.В. Антонов Приказ № 22 от « 29» 08. 2013 г. |
Рабочая программа
по предмету « Трудовое обучение.»
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Гурина Т. В.
учитель начальных классов,
II кв. категория
п. Тёткино
Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (год издания - 2008)
Программа рассчитана на 71 час.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия , настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1 – 3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико – технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырёх блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учётом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать всё содержание программы или 1 – 2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остаётся без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путём разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожзаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определённый срок (один – два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Трудовое обучение в 3 классе направлено на решение следующихзадач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
3 класс
(2 ч в неделю)
П е р в а я ч е т в е р т ь
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
В т о р а я ч е т в е р т ь
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
Разборка собранных изделий.
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11,четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должныуметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании,
- сравнивать образец с натуральным объектом;
- составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- подбирать материалы и инструменты;
- придерживаться плана при выполнении изделия;
- осуществлять необходимые контрольные действия;
- делать отчет о последовательности изготовления изделия;
- делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
- анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Учащиеся должнызнать:
- правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
- свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
- приемы соединения деталей;
- названия инструментов;
- элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.
Содержание образовательной программы.
На основании программы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2008 года издания в программу 3 класса по трудовому обучению включены следующие разделы:
Раздел | Кол-во часов | Технологические сведения | Приёмы работы |
I четверть (18ч) | |||
1.Работа с природными материалами | 10ч | Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование природных материалов. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. |
2.Работа с бумагой и картоном | 8ч | Назначение окантовки в изделиях из картона Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы. | Разметка картона и бумаги по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при окантовке. |
Элементарные сведения о работе картонажника - переплётчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона. | Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке фальцем. | ||
II четверть (14ч) | |||
1.Работа с природными материалами | 2ч | Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование природных материалов. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. |
2.Работа с проволокой | 4ч | Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Виды проволоки. Свойства проволоки. Инструменты для работы с проволокой. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических требований. | Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. |
3.Работа с бумагой и картоном | 8ч | Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма и др.) | Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и др. материалов к деталям из картона. |
III четверть(21ч) | |||
1.Работа с металлоконструктором | 10ч | Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструмента |
2 Работа с текстильными материалами | 11ч | Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы. | Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки - прихватки косыми стежками. |
IVчетверть(18ч) | |||
1.Работа с бумагой и картоном | 5ч | Сведения о назначении картона. Свойства коробочного картона (более толстый и прочный). Способы изготовления коробок. | Разметка развёрток по линейке. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объёмных изделий. |
2. Работа с текстильными материалами | 8ч | Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. | Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. |
3.Работа с древесиной | 5ч | Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины. Инструменты и приспособления. | Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. |
Элементарные сведения о видах материалов из древесины. Технологические особенности изделий из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом. Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. |
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час | Кален сроки | Планируемые результаты | КИМ | ||||
Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | |||||||
I четверть (18ч) | |||||||||
|
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | Знать правила ТБ при сборе природного материала. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Текущий контроль | ||
2-3 | ТБ. Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | 2 | Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. | Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие. Рационально использовать случайные материалы. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | |||
4-5 | Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов. | 2 | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | |||||
6 | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. | 1 | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | |||||
7 | Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей. | 1 | Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. | У. ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | ||||
8 | Изготовление бабочки из сухих листьев, желудя, пластилина, ягод шиповника, хвоинок ели, веточек | 1 | Уметь оценивать работу товарища. Уметь делать отчет о проделанной работе. | |||||
9 - 10. | Изготовление львенка из крылаток клена или ясеня | 2 | Уметь анализировать изделие. | |||||
| ||||||||
11-12 | Окантовка картона полосками бумаги, листом. | 2 | Знать назначение окантовки в изделиях из картона. Знать правила ТБ при работе с ножницами, клеем. Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика. | Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейке. Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | Текущий контроль | ||
13-14 | Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления природных материалов, для наклеивания различных вырезок. | 2 | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | |||||
15-16 | Изготовление по образцу обложки для проездного билета. | 2 | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||||
17-18 | Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. | 2 | Отчитываться о выполненной работе. |
II четверть (14ч)
| ||||||||
19-20 | Выполнение сувенира сложной формы на подставке с использованием шишки, желудей, бумаги. Крепление деталей с применением шила. | 2 | Правила ТБ при работе с шилом, клеем, ножницами. | Ориентироваться в задании, составлять план выполнения поделки, придерживаться его при изготовлении объекта, отчитываться о сделанном, оценивать своё изделие. | Уметь читать технические рисунки. | Тек.кон. | ||
II. Работа с проволокой. (4ч) | ||||||||
21 | Экскурсия в слесарную мастерскую | 1 | Знать элементарные сведения о профессии слесаря. | Правильно вести себя в слесарной мастерской. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Т\к | ||
22-24 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных из природных материалов с использованием проволоки. | 3 | Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жёсткая (упругая). Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами. | Планировать и выполнять работу на основе анализа образца, технического рисунка, контролировать свои действия по предметной технологической карте, давать отчёт о пооперационном выполнении работы. Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками. | Отчитываться о выполненной работе. | Тек.кон | ||
III. Работа с бумагой и картоном. (8ч) | ||||||||
25 | Изготовление фонарика-витража из трех деталей. | 1 | Знать элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги и картона; элементарные свойства и особенности бумаги и картона. Правила ТБ при работе с ножницами, клеем. | Уметь выполнять разметку бумаги и картона по шаблонам. Резать картон по кривым и прямым линиям. Прорезать отверстия в картоне. Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. Размещать аппликацию на заготовке. | Привычно готовить рабочее место. | Текущий контроль | ||
26-27 | Изготовление сложной объемной гирлянды, выполненной из заготовок в форме круга. | 2 | Уметь работать вместе с товарищем. | |||||
28-29 | Выполнение елочных игрушек приемом щелевого соединения. | 2 | Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
30-31 | Изготовление плоских карнавальных масок и полумасок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. | 2 | Работать в заданном темпе. | |||||
32-33 | Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов. Отделка изделий аппликативными украшениями. | 2 | Выполнять инструктаж, точно следовать образцу. |
III четверть (22ч)
| ||||||||
34 | Изготовление по образцу треугольника из трех плоских планок. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии слесаря. Знать названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Названия инструментов: ключ, отвёртка. Знать правила безопасной работы. Знать элементарные сведения о профессии слесаря. Знать названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Названия инструментов: ключ, отвёртка. | Уметь подбирать планки по счёту отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструмент. Разбирать конструкции, проверять комплектность набора. Отчитываться о выполненной работе, контролировать сборку по образцу и рисунку. | Уметь пользоваться технологической картой. | Текущий контроль | ||
35 | Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками. | 1 | ||||||
36 | Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб и двух планок; прямоугольника из двух видов планок. | 1 | Уметь контролировать и оценивать деятельность. | |||||
37-38 | Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий. | 2 | Уметь анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. | |||||
39 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. Разборка. | 1 | Уметь организовывать рабочее место. Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | |||||
40 | Сборка по образцу грабель. | 1 | ||||||
41 | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок и 4-5 скобок. Разборка лесенки. | 1 | Уметь составлять план с помощью учителя. | |||||
42 | Сборка стола по образцу. Разборка стола. | 1 | Выполнять инструктаж, точно следовать образцу. | |||||
43 - 44 | Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка. | 2 | Уметь делать отчет о проделанной работе. | |||||
| ||||||||
45 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | Т\к | ||
46-47 | Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнение на полосе тонкого картона по готовым проколам. | 2 | Знать назначение ручных стежков, их виды. Назначение косого обмёточного стежка. Знать назначение, свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются, могут окрашиваться в разные цвета. Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами: ножницы, иглы, наперсток, булавки. ТБ. | Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | Текущий контроль | ||
48 - 49 | Изготовление закладки. Оформление концов закладки кисточками. | 2 | Правильно пользоваться иглой и наперстком. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия с образцом. | ||||
50 | Пришивание косыми обмёточными стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 1 | Уметь пришивать вешалку косыми обмёточными стежками. | Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | ||||
51-52 | Изготовление кармашка из клеёнки для счётных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. | 2 | Уметь обмётывать боковые срезы кармашка косыми обмёточными стежками. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | ||||
53 - 55 | Изготовление по образцу подушечки – прихватки из нескольких сложенных вместе кусочков ткани (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком). | 3 | Уметь обмётывать боковые срезы подушечки – прихватки косыми обмёточными стежками. | Уметь составлять план с помощью учителя. |
IV четверть (17ч)
| ||||||||
56 | Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами. | 1 | Знать сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный. Способы изготовления коробок. Правила ТБ при работе с ножницами, ножом. | Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке, наносить рицовку по линейке с фальцем. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Т\к | ||
57 - 58 | Изготовление из тонкого картона открытой коробки по стыкам. Оклеивание полосой бумаги по борту. | 2 | Сгибать картон и склеивать по стыкам. Оклеивать бумагой объёмные изделия. | Уметь организовывать рабочее место. | Текущий контроль | |||
59 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | 1 | Уметь производить разметку прямоугольной детали, наносить рицовку. | Уметь составлять план с помощью учителя и выполнить работу. | ||||
60 | Выполнение наборного полотна из полосок бумаги. | 1 | Уметь работать вместе с товарищем. Уметь оценивать свою работу. | |||||
| ||||||||
61 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | 1 | Знать виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой. | Уметь выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия. | Уметь оценивать свою деятельность. | Текущий контроль | ||
62 63 64 | Вышивание рисунка ручными стежками. (стебелек, тамбурный, через низ ткани) | 3 | Уметь вышивать по линиям рисунка ручными стежками. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. | ||||
65 | Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки. | 1 | Уметь оформить вышитый кусок ткани бахромой. Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком. Ориентироваться в задании с помощью учителя. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | ||||
66 67 68 | Выполнение салфетки из текстильной основы с использованием соломы. | 3 | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия с образцом. | |||||
III. Работа с древесиной. (4ч) | ||||||||
69 | Экскурсия в столярную мастерскую. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии столяра. | Уметь вести себя в столярной мастерской. | Уметь слушать объяснение и рассказ учителя. | Т\к | ||
70 | Тренировочные упражнения в забивании гвоздя в древесину, извлечение его | 1 | Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон. | Уметь забивать гвоздь в древесину и извлекать его. | Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. | Т\к | ||
71 | Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры. | 1 | Знать правила ТБ. | Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой. | Уметь контролировать и оценивать свою деятельность. | Т\к |
НОРМЫ ОЦЕНОК
Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядкана рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Список литературы
Пособия для учителя:
- И. Г. Майорова «Уроки трудового обучения 1 класс».
- И. Г. Майорова «Уроки трудового обучения 2 класс».
- И. Г. Майорова «Трудовое обучение в начальных классах».
- И. К. Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах».
- Н. М. Конышева «Лепка в начальных классах».
- Н. А. Тараканова «Трудовое обучение 2 класс» Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.
- И. Агапова «Аппликация» Москва Издательство «Лада» 2008 г.
- Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги».
- М. Антипова «Солёное тесто» ИД Владис 2007 г.
- Н. В. Зимина «Шедевры из солёного теста» Издательство «Абсолют - Юни» 2009 г.
- У. Сапцина «Цветы из бумажных лент» Издательская группа «Контэкт» 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...
Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...
Рабочая программа по трудовому обучению. 4 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...
Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс, VIII вид
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс (8 вид) составлена на 102 часа...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида...