Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_8_vida_trud.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Тальменского района
Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Рассмотрено Утверждаю.
на заседании ШМО Директор школы:
Руководитель ШМО Екшибарова Т.А.
Протокол № Приказ №
Рабочая программа
по трудовому обучению
2 класс
специальная коррекционная программа
для умственно-отсталых детей
VIII вид
2012 – 2013 учебный год
Срок реализации: 1 год.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
Составитель:
Аболенцева В.В. – учитель
начальных классов
Анисимово 2012
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы Н.Н.Павловой «Трудовое обучение» – М.; Просвещение, 2004.
Цель: подготовить обучающегося к профессионально-трудовому обучению.
Задачи:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с бумагой и картоном;
работа с природными материалами;
работа с текстильными материалами.
Сроки реализации программы. Опираясь на базисный план для специальных коррекционных образовательных учреждений РФ и исходя из индивидуальных особенностей ученика, на уроки трудового обучения во 2 классе отводится 68 часов, по 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Уровень усвоения образовательной программы оценивается по пятибалльной системе.
Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения русского языка на данном уровне: обучение и сотрудничество, учёт индивидуальных особенностей учащегося, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основная форма обучения – классно-урочная.
Количество часов по четвертям
№ п/п | Тема | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
Трудовое обучение | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Таблица расчасовки видов труда по четвертям
№ п/п | Виды труда | I | II | III | IV | Всего за год |
Работа с бумагой и картоном. | 4 | 8 | 3 | 15 | ||
Работа с глиной и пластилином. | 8 | 6 | 4 | 18 | ||
Работа с природными материалами | 8 | 4 | 12 | |||
Работа с текстильными материалами | 4 | 9 | 10 | 23 | ||
Всего | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 ч. |
Содержание программы
Работа с бумагой и картоном (15 ч)
Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона, цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Работа с глиной и пластилином (18 ч)
Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины.
Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.
Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.
Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с природными материалами (12 ч)
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Правила составление макета. Свойства и применение материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.
Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку. Составление композиции.
Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с текстильными материалами (23 ч)
Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
Виды ручных отделочных стежков: сметочный и «Шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки. Соблюдение порядка вышивания.
Тематический поурочный план
№ п/п | Наименование темы и её содержание | Кол- во часов на тему | Из них | Примечание | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические | Экскурсии | ||||
1-2 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | 2 | 2 | |||
3 | Изготовление по образцу птички из природных материалов. | 1 | Жёлуди, пе-рья, палочки | |||
4 | Самостоятельное изготовление по образцу зайца из природных материалов. | 1 | Жёлуди, палочки, крылатки. | |||
5-6 | Самостоятельное изготовление рыбки, черепахи из природных материалов. | 2 | Персиковые косточки, бумага, поролон | |||
7-8 | Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из природных материалов. | 2 | Кукурузная кочерыжка, еловые ши-шки, бумага. | |||
9-10 | Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. Украшение аппликацией. | 2 | ||||
11-12 | Изготовление счётного геометричес-кого материала. Разметка бумаги. | 2 | Применение шаблонов. | |||
13-14 | Плетение косички из связанных пучков нитей – закладка. | 2 | ||||
15-16 | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | 2 | ||||
17 | Глина – строительный материал. Отделочные работы на изделиях из глины. | 1 | ||||
18 | Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. | 1 | ||||
19-20 | Лепка предметов цилиндрической формы (стакан, кружка). | 2 | ||||
21-22 | Лепка предметов посуды (ведро, горшок). | 2 | ||||
23-24 | Лепка посуды (кастрюля). | 2 | ||||
25-26 | Свойства и особенности картона. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. | 2 | 2 | |||
27-28 | Разметка бумаги по шаблонам. Сигнальные карточки. | 2 | ||||
29-30 | Изготовление поделок из бумаги путём сгибания и резания (ёлочные гирлянды). | 2 | ||||
31-32 | Изготовление флажков, ёлочных гирлянд из бумаги, ниток. | 2 | ||||
33-34 | Лепка фигуры птицы по образцу: утка, гусь, цыплёнок. | 2 | ||||
35-36 | Лепка по образцу фигур животных: (кошка, белка). | 2 | ||||
37-38 | Самостоятельная лепка с натуры любимой игрушки. | 2 | ||||
39 | Изготовление закладок из бумаги и картона. | 1 | ||||
40 | Применение и назначение тканей в жизни людей. Коллекция тканей. | 1 | ||||
42-43 | Виды стежков. Упражнение в раскрое ткани по готовой выкройке. | 2 | ||||
44-45 | Изготовление аппликации: грузовик, автофургон. | 2 | ||||
46 | Поздравительная открытка. | 1 | ||||
47-48 | Выполнение сметочного стежка справа налево. | 2 | ||||
49-50 | Выполнение стежка «шнурок» справа налево | 2 | ||||
51-52 | Изготовление игольницы. | 2 | ||||
53 | Лепка по представлению композиции «Колобок и лиса» | 1 | ||||
54 | Лепка по представлению композиции «Маша и медведь» | 1 | ||||
55 | Лепка по представлению композиции «Лиса и журавль» | 1 | ||||
56 | Лепка по представлению композиции к сказке по выбору ребёнка. | 1 | ||||
57-58 | Изготовление закладки с использованием шва «шнурок». | 2 | ||||
59-62 | Вышивание салфетки. | 4 | ||||
63-64 | Изготовление мягкой игрушки «змейка». Раскрой ткани по шаблонам. | 4 | ||||
65-66 | Изготовление аппликации из материалоотходов (опилки). | 2 | Подкрашен-ные гуашью | |||
67-68 | Изготовление аппликации из материалоотходов (кора, перья) | 2 | ||||
ИТОГО | 68 | 2 | 2 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
на конец учебного года
- Самостоятельная ориентировка в задании.
- Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
- Самостоятельное составление плана работы над изделием.
- Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
- Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
- Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе.
- Подробный анализ своего изделия по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
- Употребление в речи технической терминологии.
- Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
- Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
Примечания. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для школы VIII вида.
Данная программа составлена для учащихся 7 класса, обучающихся по программам школы VIII вида....
Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.
В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа для учащихся 1 класса СКОУ - VIII вида
Рабочая программа по предметам: математика, чтение, письмо, развитие речи, трудовое обучение, ИЗО, ОБЖ. Программы включают: пояснительную записку, содержание программы, учвебный поан, календарно-темат...
Рабочая программа по математике. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по математике с подробным календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по письму. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по письму с подробным календарно-тематическим планированием....
Рабочие программы для ученика 1 класса ОВЗ VIII вида (надомное обучение)
Программы составлены из расчета: по 1 уроку в неделю чтения, письма, математики, ритмики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки ,физической культуры и 2 урока в нед...