Рабочая программа по технологии для 1 класса. Школа 2100.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Шаймухаметова Лилия Гарифовна

Рабочая программа по технологии  для 1 класса содержит пояснительную записку и тематическое плнирование. Соответствует ФГОС,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  «ТЕХНОЛОГИЯ»  О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

Пояснительная записка

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

В силу  психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так  на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его  развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся  сведениями о  «технико-технологической картине  мира».  При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный  предмет может стать  опорным для  формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене  общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи,  возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как  смысл любой  деятельности, даёт  ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство  сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через  содержание, но и через  его  преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности  становится не  собственно целью, а, с одной  стороны, средством  познания мира, с другой –  средством для  более  глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого  творящего  ребёнка, так  и замыслов изучаемых им  объектов материального мира. При  этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Описание  места  учебного  предмета в учебном  плане.

Содержание курса содержит достаточно материала для  его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 час в неделю в 1 классе. Общий  объём  учебного времени составляет  33 часа. Занятия  проводятся учителем начальных классов. Содержание курса имеет  широкие возможности для  его реализации  во внеурочное время.

Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и методических рекомендаций к ним  для  каждого класса. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся,  учёта их  индивидуальных особенностей,  культурных запросов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  в 1-м классе является формирование следующих умений:

–  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события)  с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях  отмечать конкретные  поступки,  которые  можно оценить как хорошие или  плохие;

–  называть и объяснять свои  чувства и ощущения от созерцаемых   предметов  материальной   среды,   объяснять   своё   отношение к  поступкам с  позиции  общечеловеческих нравственных ценностей;

–    самостоятельно   определять   и   объяснять   свои    чувства и  ощущения, возникающие в  результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые        простые        общие для всех         людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие  для  всех  простые   правила  поведения, делать  выбор,  какой  поступок совершить.

    Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в  1-м  классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

–  с  помощью учителя  объяснять выбор  наиболее подходящих для  выполнения задания материалов и инструментов;

–  учиться  готовить рабочее место  и  выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану  с  опорой на  рисунки учебника;

–  выполнять  контроль точности разметки  деталей с  помощью шаблона.

Средством для  формирования этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

–  учиться совместно с учителем и  другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое  от уже  известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться   в   учебнике   (на    развороте,   в   оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, исполь- зуя  учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

–  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и груп- пировать предметы и их образы;

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия.

Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в рисунках, доступных для  изготовления изделий;

– слушать и понимать речь  других.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно  договариваться   о  правилах  общения  и  поведения  в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения  курса  «Технология»  в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

  • виды  материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
  • конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления  шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую  последовательность изготовления  несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы  разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы  соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды  отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.

Уметь 

  • под контролем учителя организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы, правильно работать  ручными инструментами;
  • с помощью учителя  анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и  средних  по  размеру),  использовать пресс   для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

Содержание предмета «Технология»

1-й класс – 33 часа

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6  ч.).

Профессии близких; профессии, знакомые детям. Разнообразные  предметы  рукотворного  мира  (произведения художественного  искусства,  быта   и   декоративно-прикладного искусства).

Роль и  место  человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.

Бережное отношение к  природе –  источник  сырьевых  ресурсов – природные материалы.

Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.

Организация  рабочего места   (рациональное размещение  мате- риалов и инструментов) и сохранение порядка на  нём  во время и после  работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе  работы по инструкционной карте, соотнесение  с образцом. Самоконтроль качества  выполненной работы – соответствие предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (12 ч.).

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластическими материалами (глина, пластилин), природными материалами. Их  практическое применение в  жизни.  Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам – декоративно- художественные  и  конструктивные.  Виды   бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для  обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).

Знакомство  с  графическими  изображениями:  рисунок,  схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба  на рисунках, схемах.

Общее  понятие о технологии.  Элементарное знакомство (понимание и  называние) с  технологическим  процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их  выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей  сгибанием,  складыванием.   Клеевое соединение деталей изделия.  Отделка (изделия,  деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.

Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно- художественных изделий (аппликация,  мозаика, лепка, оригами и пр.).

3. Конструирование (15 ч.).

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных мате-

риалов, из  бумаги складыванием,  сгибанием, по образцу и рисунку.   Неразборные  (однодетальные) и  разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее  представление. Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий.

(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.) Технико-технологические  понятия:  изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал,  инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка 

Оснащение учебного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для  работы учащимся необходимы:

– О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Технология»  (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для  1, 2, 3, 4-го класса;

- Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"» для  1, 2, 3, 4-го классов.

– индивидуальное рабочее место  (которое может при  необходимости  перемещаться – трансформироваться в часть  рабочей площадки для  групповой работы);

– простейшие инструменты и приспособления для  ручной обработки  материалов и  решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож  с выдвижным лезвием, линейка обычная, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для  выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для  мелочи;

–  материалы для   изготовления изделий,  предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или  глина, пластика, солёное тесто), калька,  природные и утилизированные материалы, клей ПВА;  мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

– специально отведённые места  и приспособления для  рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.  



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

и основные виды учебной деятельности учащихся

1 класс

(в неделю 1 час, в год 33 часа)

Раздел

Темы

 Кол часов

в неделю

Дата проведен

Основные виды учебной деятельности учащихся

план

факт

Люди и их дела

 

Мастера и их работа

1

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

С помощью учителя

  • выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
  • анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

С помощью учителя

  • осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

С помощью учителя:

  • моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
  • определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.









Собираем осенние листья (конструирование)

1

Работаем с природными материалами

Рабочее место. Чудеса из листьев. 

1

Игрушки из природных материалов (конструирование, соединение)

1

Птичка-невеличка (конструирование, соединение) 

1

Медвежонок Миша (конструирование, соединение) 

1

Работаем с пластилином

Рабочее место.

Непослушный цыпленок. 

1

Дымковские игрушки (конструирование)

1

Резвая лошадка (конструирование)

1

Веселый музыкант (конструирование)

1

работаем с цветной бумагой

Рабочее место. Твой помощник ножницы.

1

Аленький цветочек (отрезание, наклеивание)

1

Салфетка с узорами (вырезание, соединение)

1

Салфетка под чашку (вырезание, соединение)

1

работаем по шаблону

Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование)

1

Скоро Новый год (резание, наклеивание)

1

учимся аккуратно наклеивать детали

В лесу родилась елочка (разметка, сборка)

1

Снеговичок

(разметка, сборка)




1

сгибаем  и складываем

бумагу






конструируем и моделируем

Симметрия (сгибание, складывание)

1

Веселые снежинки (складывание)


1



Что узнали. Чему научились.

1

Изделие и его конструкция (конструирование)


1



Работаем с набором «Конструктор» (конструирование)

1

Подвижное и неподвижное соединение деталей (конструирование)

1

Модель самоката (конструирование)

1

Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка)

1

Искусство оригами (конструирование, складывание)

1

Подарок к Дню 8 марта (разметка, сборка, отделка)

1

Быстрые самолеты (конструирование)

1

Учимся шить и вышивать (приемы подготовки к шитью)

1

Знакомимся с тканью и нитками

Иглы и игольницы (инструменты, соединение разных материалов)

1

Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка)

1

Что узнали. Чему научились.

1

Итого

33

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс школа 2100

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии 2 класс...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100....