Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебная бумага" (2-3- 4 классы)
рабочая программа по технологии на тему

Федоренко Татьяна Николаевна

     Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребёнка является организация внеурочной деятельности. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Волшебная бумага». Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. В оригами огромный диапазон уровней сложности. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует, и развитие памяти Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке,  импровизация по ходу занятия, что требует от педагога хорошей технологической подготовки.

 

  Цели занятий курса "Волшебная бумага": всестороннее творческое формирование и развитие личности учащихся.

Задачи курса:

1. Знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т. е. – ножницами, карандашами, линейкой и клеем.

2. Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на занятиях, и аккуратности при выполнении работы.

3. Развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

 внеурочной деятельности учащихся

«Волшебная бумага»

             

Направление: общекультурное.

Виды  деятельности: трудовая, проблемно-ценностное общение, проектная.

Возраст школьников:  2 - 4 классы.

Сроки реализации программы: 3 года.

Разработчик: Федоренко Т.Н., учитель начальных классов МБОУСОШ №10 «Успех».

Содержание  программы

1.Пояснительная записка.

2. Организационно методический раздел:

2.1 Цели курса.

2.2 Задачи курса.

2.3 Место курса в системе  внеурочной деятельности.

2.4 Требования к усвоению освоения и содержания курса.

3. Содержания курса:

3.1 Темы и краткое содержание.

4. Распределение часов курса по темам и видам работ.

5. Формы итогового контроля.

6. Планируемые результаты освоения программы.

7. Учебно-методическое обеспечение курса:

7.1 Основная литература.

7.2 Дополнительная литература.

7.3 Компоненты обучения.

1. Пояснительная  записка.

Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.

Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

Занятия  по оригами проводятся в рамках внеурочной  деятельности. Данный курс посещают, как правило, заинтересованные ученики, желающие постичь этот удивительный метод.

Форма занятий – групповая. Занятия осуществляются по заранее подготовленному плану. Занятия проводятся один раз (можно два) в неделю. Программа рассчитана на 3 года обучения. (Однако данный курс можно продолжать, ещё 1 – 2 года).

На данных занятиях учащиеся овладевают всеми методами изготовления игрушек из бумаги. Обучение и процесс преподавания уроков протекает следующим образом:

1. Учитель рассказывает о предстоящей работе с бумагой, каждый раз заинтересовывая учащихся, какими не будь, интересными фактами или рассказами. Сообщение нового материала учителем сопровождается демонстрацией готовых изделий игрушек, журналов по оригами и презентаций, используя проектор и проецируемую доску. Представление ученикам техники изготовления игрушек.

2. Учащиеся преступают к процессу изготовления, внимательно наблюдая за действиями учителя и повторения за ним всех пошаговых действий. Так же ученики записывают в свои собственные тетради по «Оригами» самые важные моменты занятия: тему, название игрушки, зарисовки и чертежи. Самое важное, то, что записи в тетрадях, помогают ученикам в дальнейшем не забыть технологию выполнения того или иного изделия.

3. Самостоятельная работа учащихся - заключающаяся в доработке предыдущего изделия и выполнения нового, но, старательно, без помощи учителя.

4. Помощь учеников друг другу в изготовлении игрушек. Запись домашнего задания и уборка рабочей зоны.

2. Организационно методический раздел

2.1 Цели курса

Цели занятий: всестороннее творческое формирование и развитие личности учащихся.

2.2 Задачи курса

1. Знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т. е. – ножницами, карандашами, линейкой и клеем.

2. Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на занятиях, и аккуратности при выполнении работы.

3. Развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.

2.3 Место курса в системе дополнительного образования.

    Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребёнка является организация кружков и студий по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребёнку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Волшебная бумага». Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. В оригами огромный диапазон уровней сложности. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует, и развитие памяти Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке,  импровизация по ходу занятия, что требует от педагога хорошей технологической подготовки.

3. Содержания курса

3.1 Темы и краткое содержание

Тема

Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

1-ый год обучения

Блок 1. Введение в курс « Волшебная бумага»

1.

Знакомство с оригами.

Исторические сведения

-

2.

Беседа по охране труда.

Беседа о технике безопасности

-

3.

Диагностика практических навыков учащихся.

-

Тестирование

4.

Условные знаки. Понятие базовой формы.

   Диалог.

Построение отрезков, фигур.

Блок 2. Изучение базовых форм

5.

Базовая форма «Треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

Технология изготовления

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Конверт»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 3.

10.

Цветы к празднику 8 марта

Технология изготовления

Изготовление моделей

11.

Летние композиции

-

Изготовление моделей, создание композиций

12.

Впереди – лето!

-

Изготовление моделей

Блок 4.

13.

Итоговое занятие. Диагностика (самостоятельная работа).

Беседа. Создание кластера «Что я знаю об оригами?»

Тестирование. Изготовление модели. Оформление кластера.

14.

Оформление выставочных работ

Творческая защита работ.

Выставка работ

Тема

Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

2-ой год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие

Беседа

-

2.

Беседа по охране труда

Беседа о технике безопасности

-

Блок 2.

3.

Диагностика практических навыков учащихся

-

Тестирование

4.

Летние композиции, сказочные композиции

Защита проектов

Изготовление моделей и составление композиций

Блок 3. Изучение базовых форм

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

Технология изготовления

Изготовление моделей

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Блин»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Рыба»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 4.

10.

Новогодние игрушки.

-

Изготовление моделей

11.

Итоговое занятие

Беседа с учениками

Диагностика

12.

Оформление выставочных работ

-

Выставка работ

3-ий  год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие.

Беседа с учениками.

-

2.

Беседа по охране труда.

Беседа о технике безопасности.

-

Блок 2.

3.

Диагностика практических навыков учащихся.

-

Тестирование.

4.

Круглый стол «Что я узнал об оригами летом».

Час общения.

Презентация своих моделей.

Блок 3. Изучение базовых форм

5.

Модели на основе прямоугольника и треугольника.

Технология изготовления.

Изготовление моделей.

6.

Базовая форма «Дом»

Технология изготовления.

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Катамаран»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Книжка»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Птица»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 4.

10.

Модульное оригами

-

Изготовление моделей

11.

Итоговое занятие. Мастер-классы.

Технология изготовления.

Диагностика  учащихся.  Изготовление моделей.

12.

Оформление выставочных работ

-

Выставка работ.

4. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем и разделов курса

Все-го

 ча-сов

Аудиторные

Самост.

работы

Форма  занятия

Лекц.

Практ.

1-ый год обучения

Блок 1. Введение в курс «Волшебная бумага»

1.

Беседа «Из истории оригами». Техника безопасности на занятии.    

1

1

    -

-

Презентация. Демонстрация работ. Беседа по охране труда

2.

Диагностика практических навыков работы с бумагой у учащихся.

1

-

-

     1

Тестирование, практическая работа.

3.

Основные линии чертежа. Знакомство с условными знаками.

2

1

1

-

Беседа; дидактическая игра; работа в тетради.

Блок 2. Изучение базовых форм

4.

Базовая форма «Треугольник»

8

-

8

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей:

стилизованный цветок,

лисенок и собачка,

котик и бычок,

яхта и пароход,

композиции «Кораблики в море»,

стаканчик и фуражка, синица и снегирь, композиции «Птицы в лесу».

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

6

-

5

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей:

 кролик и щенок,

курочка и петушок,

композиция «Домашние птицы на лужайке», ворона, сказочная птица или павлин, сова или гномик.

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: подснежник, рыбка, бабочка.

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: головастик и жук, жаба, композиция «Островок в пруду».

8.

Базовая форма «Конверт»

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: яхта, пароход и подводная лодка.

Блок 3.

9.

Цветы к празднику 8 марта.

2

-

   2

-

Творческие мастерские - изготовление открыток с использованием моделей : подснежник, роза, бабочка, ваза.

10.

Летние композиции

2

-

2

-

Творческие мастерские - изготовление открыток с использованием моделей : лилия, нарцисс.

11.

Впереди – лето!

2

-

2

-

Блок 4.

12.

Итоговое занятие

«Чему я научился за год?» Диагностика.

2

1

1

-

Групповое создание кластера «Что мы знаем об оригами?». Самостоятельное  изготовление модели.

13.

Оформление выставочных работ.

2

-

2

-

Творческая защита проектов.

ИТОГО:

34

2-ой год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

Командная игра «Что? Где? Когда?»

Беседа по охране труда.

Блок 2.

2.

Диагностика

практических навыков работы с бумагой у учащихся. Повторение условных знаков.

2

-

1

1

Тестирование, практическая  работа.

3.

Летние композиции. Сказочные композиции.

4

-

4

-

Защита проектов, презентации учащихся. Групповое изготовление иллюстрации к сказке «Три поросёнка» с использованием аппликации и оригами.

Блок 3. Изучение базовых форм

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

4

-

3

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: пингвин, зайчик, лиса, мышь.

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

-

2

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: летучая мышь, водяная бомбочка, ракета.

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: тюльпан на стебле, елочка в лесу, коробочка-2.

7.

Базовая форма «Блин»

4

-

3

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: игрушка-шутка «Гадалка», пони,  самурай, лошадка.

8.

Базовая форма «Рыба»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: карп, морской котик, кит, шкатулка.

Блок 4.

9.

Новогодние игрушки

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: восьмиконечная звезда,

подвеска «Звёздочка», кусудама.

10.

Итоговое занятие

«Чему я научился за год?»

1

-

1

-

Обмен опытом: защита творческих проектов; презентации.

Домашнее

сочинение-эссе

 « Оригами в моей жизни»

14.

Оформление выставочных работ

2

-

1

1

Творческие мастерские.

ИТОГО:

34

3-ий год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

-

Составление синквейна «Оригами». Беседа по охране труда.

Блок 2.

2.

Диагностика практических навыков работы с бумагой у учащихся. Повторение условных знаков и базовых форм.

1

-

-

1

Тестирование, практическая  работа.

3.

Круглый стол «Что я узнал об оригами летом».

1

1

-

-

Защита проектов, презентации учащихся.

Блок 3. Изучение базовых форм

4.

Модели на основе прямоугольника и треугольника.

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: хлопушка, тарелка, самолет, сердечко.

5.

Базовая форма «Дом».

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление  моделей: пианино, говорящая лиса.

6.

Базовая форма «Катамаран».

2

-

1

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление моделей: парусная лодка, маска «Настроение».

7.

Базовая форма «Книжка»

4

1

2

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление моделей: лодка, складывание салфеток «Петушиный гребень», салфетка для столового серебра и другие, веер.

8.

Базовая форма «Птица»

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление игрушек: ворон, улитка, журавлик счастья, летящий журавлик.

Блок 4.

9.

Модульное оригами.

12

1

8

3

Знакомство с техникой модульного оригами.

Приём складывания  треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.

Изготовление поделок в технике модульного оригами (снежинка, фоторамка, василёк, вазочка, ёлочка).

10.

Мастер-классы (желающие учащиеся). Диагностика.

4

-

3

1

Обмен опытом. Тестирование.

11.

Оформление выставочных работ.

1

-

1

-

Творческие мастерские.

ИТОГО:

34

5. Форма итогового контроля

Проверка усвоения и понимания материала происходит, непосредственно, на каждом занятии. Учащиеся, с каждым новым занятием, выполняют  поделки более эстетично и, при этом, затрачивают, с каждым разом, всё меньше и меньше времени. Тем не менее, при усвоении технологии изготовлении новой игрушки или базовой формы, ребята обязаны без помощи учителя и одноклассников должны продемонстрировать учителю процесс его изготовления. При изготовлении данных игрушек, допускается подсматривать в свои тетради и накопительную папку со схемами сборки, где имеются чертежи и рисунки заданных изделий. Выполнение домашних заданий, поделок на праздники, а так же оформление итоговых выставочных работ, являются бесспорным подтверждением того, чего добились ребята своим желанием, упорством и стремлением при изучении курса «Волшебная бумага».

Ученики обязаны показать владение простейшими навыками работы с бумагой, умение воспринимать пространственные формы в разных положениях. Развитие глазомера. Умение воспринимать инструкцию. Представление о базовых формах и геометрических понятиях. Составление проектов и коллективных работ композиционного плана.

Задачи первого года обучения:

1. Умение складывать простые игрушки.

2.Формирование обобщённых понятий (и основанных на них способов деятельности) для определения стартовых позиций в начале деятельности (усвоению подлежит фиксирование особенностей формы, с которой берёт начало алгоритм выполнения той или иной модели).

3.Овладение навыками работы со схемой. Обучение проводится с использованием классических и авторских схем оригами.

Задачи второго и третьего  года  обучения:

1.Конструирование моделей на основе составления композиций из различных базовых форм. Обучение проходит с опорой на чертеж.

2.Умение соотносить базовую форму с её образом.

3. Создание вариантов простых композиций, занесение схем базовых форм в тетрадь.

4.Распознавание признаков математических объектов.

5. Создание собственных моделей.

 Систематизация может быть основана на делении материала по базовым формам. Добавлены геометрические модели, модели кукол, технических объектов и другие игрушки.

Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

- моё знакомство с оригами;

- чему я научился на занятиях оригами;

- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?

- мои планы на будущее;

- и другие.

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

2-3 год обучения – умение создать  программную базовую форму.

-Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

2-3 год обучения – умение создать изделие, используя инструкционную карту и схему.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 1-2  год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг; 3 год - умение построить  и вырезать  фигуры с заданными размерами.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Оцениваются такие  умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

6. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  2. называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  3. совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  4. учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  5. выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  3. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  5. преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  1. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  2. слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

Знать

  1. что такое оригами;
  2. основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. условные обозначения к схемам;
  4. названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  5. технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  6. способы разметки: сгибанием;
  7. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  8. виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.

 Уметь

  1. под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  2. с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  3. различным приемам работы с бумагой;
  4. следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  5. создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  6.  реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

7. Учебно-методическое обеспечение курса

7.1 Основная литература

1. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина// Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С.2-3.:ил.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207с. – Библиогр.: 206-207.: ил.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

7.2 Дополнительная литература

1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. - №1. – С.25-27.

2. Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://student.km.ru/

http://www.bestreferat.ru/

3. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

7.3 Компоненты обучения

Для лекции: класcная доска (иртерактивная доска), цветные мелки, линейки циркуль; проектор, компьютер, презентации в Power Point, видео уроки. Для практической работы: клаcсная доска ( иртерактивная доска), цветные мелки, линейки циркуль; проектор, компьютер, презентации в Power Point, видео уроки. Так же для проектной деятельности по Оригами необходимо: рабочее место, заранее подготовленные квадратики бумаг, карандаш, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Безусловно, главным помощником в преподавании курса оригами, является такое новшество как - учебный проектор и подготовленные видео уроки и презентации, на которых представлены пошаговые процессы изготовления изделий.

Данная методика:

  1. упрощает многократный показ изготовления одного и того же изделия (есть возможность, в любое время, снова запустить показ видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);
  2. экономит время преподавания (есть возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволит выполнить с ребятами дополнительное изделия);
  3. позволит эффективно использовать его даже в тех случаях, когда  учителю приходится отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяет операции изготовления оригами);

Несомненно, задание домашних работ на выполнение изделий без участия в этом учителя, является проблемной задачей. И решением этой проблемы было использования ещё одной методики. Ребятам на дом довались схематические листы, на которых вместо схематических изображений были приклеены загнутые листочки, полностью предоставляющие обзор пошаговых действий.

Данная методика:

  1. упрощала изготовление изделий;
  2. позволила понять последовательность выполнения работы;
  3. способствовала пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический планирование занятий курса «Волшебная бумага» ( 1 год обучения).

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды

контроля

Примеча-

ние

1 четверть (9 часов)

Введение в курс «Волшебная бумага» (4 часа)

1

Из истории оригами. Техника безопасности на занятии.         

 Просмотр видеофильма об оригами (10 мин.)  Презентация. Демонстрация работ. Беседа по охране труда «Правила пользования материалами и инструментами».

1

Фронтальная  работа.

2

Диагностика практических навыков работы с бумагой и ножницами у учащихся.

Вводная беседа о содержании практической работы.

1

Комбинированное занятие, фронтальная  и индивидуальная  работа.

Работа с бумагой, ножницами.

3-4

Базовые формы оригами. Основные линии чертежа. Знакомство с условными знаками.

Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы.

2

Комбинированное занятие.

Работа с бумагой, ножницами. Работа в тетради.

Правила оформления инструкционных карт и схем в папке работ  и  в тетради.

Базовая форма «Треугольник» (8 ч.)

5

Стилизованный цветок.

Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

Создание коллективного панно.

6

Лисенок и собачка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

7

Котик и бычок

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

8

Яхта и пароход

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

9

Композиция «Кораблики в море»

Изготовление модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

2 четверть (7 часов)

10

Стаканчик и фуражка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

11

Синица и снегирь

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

12

Композиция «Птицы в лесу».

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.)

13

Кролик и щенок.

Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

14

Курочка и петушок

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

15

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие, соревнование. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

16

Ворона

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

3 четверть (10 часов)

17

Сказочная птица или павлин.

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

18

Сова или гномик.

Изготовление модели по плану. Диагностика по итогам 1 полугодия (самостоятельная работа).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагнос -тика (самостоятельная работа).

Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.)

19

Подснежник

Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

20

Рыбка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

21

Бабочка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Цветы к празднику 8 марта (2 ч.)

22

Открытка «Букет подснежни-ков в вазе».

Изготовление модели по плану, сборка открытки для мамы и бабушки.

1

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация.

Выставка.

23

Бутоны роз. Композиция «Букет роз с бабочками».

Изготовление модели по плану. Готовим подарок маме.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.)

24

Головастик и жук

Демонстрация складывания базовой формы  «двойной квадрат». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

25

Жаба

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

26

Композиция «Островок в пруду».

Изготовление модели по плану. Оформление выставки.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

Оформляют коллективн-ую компо-зицию.

4 четверть- 8 часов

Базовая форма «Конверт» (2 ч.)

25

Яхта

Демонстрация складывания базовой формы  «конверт». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

26

 Пароход и подводная лодка

Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Летние композиции (2 ч.)

27

Лилия

Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

28

Нарцисс

Изготовление модели по плану  по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Впереди – лето! (2 ч.)

29

Волшебный цветок

Изготовление модели по плану  по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

30

Парусный кораблик - гонки на столе

Изготовление модели по плану  по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Оформление выставочных работ (2 ч.)

31

Итоговое занятие: «Чему мы научились за год».  Диагностика.

Создание кластера «Что мы знаем об оригами?" Диагностика по итогам года.

2

 Исследовательский метод. Групповая работа. Самостоятельная работа.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика в форме самостоятельной работы.

Составление кластера в группе.

32

Оформление и презентация выставочных работ.

Творческая защита мини-проектов.

2

Занятие-праздник.

В защите проектов могут принять участие родители.

Итого: 34 часа



Предварительный просмотр:

Программа

 внеурочной деятельности учащихся

«Волшебная бумага»

             

Направление: общекультурное.

Виды  деятельности: трудовая, проблемно-ценностное общение, проектная.

Возраст школьников:  2 - 4 классы.

Сроки реализации программы: 3 года.

Разработчик: Федоренко Т.Н., учитель начальных классов МБОУСОШ №10 «Успех».

Содержание  программы

1.Пояснительная записка.

2. Организационно методический раздел:

2.1 Цели курса.

2.2 Задачи курса.

2.3 Место курса в системе  внеурочной деятельности.

2.4 Требования к усвоению освоения и содержания курса.

3. Содержания курса:

3.1 Темы и краткое содержание.

4. Распределение часов курса по темам и видам работ.

5. Формы итогового контроля.

6. Планируемые результаты освоения программы.

7. Учебно-методическое обеспечение курса:

7.1 Основная литература.

7.2 Дополнительная литература.

7.3 Компоненты обучения.

1. Пояснительная  записка.

Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.

Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

Занятия  по оригами проводятся в рамках внеурочной  деятельности. Данный курс посещают, как правило, заинтересованные ученики, желающие постичь этот удивительный метод.

Форма занятий – групповая. Занятия осуществляются по заранее подготовленному плану. Занятия проводятся один раз (можно два) в неделю. Программа рассчитана на 3 года обучения. (Однако данный курс можно продолжать, ещё 1 – 2 года).

На данных занятиях учащиеся овладевают всеми методами изготовления игрушек из бумаги. Обучение и процесс преподавания уроков протекает следующим образом:

1. Учитель рассказывает о предстоящей работе с бумагой, каждый раз заинтересовывая учащихся, какими не будь, интересными фактами или рассказами. Сообщение нового материала учителем сопровождается демонстрацией готовых изделий игрушек, журналов по оригами и презентаций, используя проектор и проецируемую доску. Представление ученикам техники изготовления игрушек.

2. Учащиеся преступают к процессу изготовления, внимательно наблюдая за действиями учителя и повторения за ним всех пошаговых действий. Так же ученики записывают в свои собственные тетради по «Оригами» самые важные моменты занятия: тему, название игрушки, зарисовки и чертежи. Самое важное, то, что записи в тетрадях, помогают ученикам в дальнейшем не забыть технологию выполнения того или иного изделия.

3. Самостоятельная работа учащихся - заключающаяся в доработке предыдущего изделия и выполнения нового, но, старательно, без помощи учителя.

4. Помощь учеников друг другу в изготовлении игрушек. Запись домашнего задания и уборка рабочей зоны.

2. Организационно методический раздел

2.1 Цели курса

Цели занятий: всестороннее творческое формирование и развитие личности учащихся.

2.2 Задачи курса

1. Знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т. е. – ножницами, карандашами, линейкой и клеем.

2. Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на занятиях, и аккуратности при выполнении работы.

3. Развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.

2.3 Место курса в системе дополнительного образования.

    Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребёнка является организация кружков и студий по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребёнку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Волшебная бумага». Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. В оригами огромный диапазон уровней сложности. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует, и развитие памяти Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке,  импровизация по ходу занятия, что требует от педагога хорошей технологической подготовки.

3. Содержания курса

3.1 Темы и краткое содержание

Тема

Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

1-ый год обучения

Блок 1. Введение в курс « Волшебная бумага»

1.

Знакомство с оригами.

Исторические сведения

-

2.

Беседа по охране труда.

Беседа о технике безопасности

-

3.

Диагностика практических навыков учащихся.

-

Тестирование

4.

Условные знаки. Понятие базовой формы.

   Диалог.

Построение отрезков, фигур.

Блок 2. Изучение базовых форм

5.

Базовая форма «Треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

Технология изготовления

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Конверт»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 3.

10.

Цветы к празднику 8 марта

Технология изготовления

Изготовление моделей

11.

Летние композиции

-

Изготовление моделей, создание композиций

12.

Впереди – лето!

-

Изготовление моделей

Блок 4.

13.

Итоговое занятие. Диагностика (самостоятельная работа).

Беседа. Создание кластера «Что я знаю об оригами?»

Тестирование. Изготовление модели. Оформление кластера.

14.

Оформление выставочных работ

Творческая защита работ.

Выставка работ

Тема

Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

2-ой год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие

Беседа

-

2.

Беседа по охране труда

Беседа о технике безопасности

-

Блок 2.

3.

Диагностика практических навыков учащихся

-

Тестирование

4.

Летние композиции, сказочные композиции

Защита проектов

Изготовление моделей и составление композиций

Блок 3. Изучение базовых форм

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

Технология изготовления

Изготовление моделей

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

Технология изготовления

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Блин»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Рыба»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 4.

10.

Новогодние игрушки.

-

Изготовление моделей

11.

Итоговое занятие

Беседа с учениками

Диагностика

12.

Оформление выставочных работ

-

Выставка работ

3-ий  год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие.

Беседа с учениками.

-

2.

Беседа по охране труда.

Беседа о технике безопасности.

-

Блок 2.

3.

Диагностика практических навыков учащихся.

-

Тестирование.

4.

Круглый стол «Что я узнал об оригами летом».

Час общения.

Презентация своих моделей.

Блок 3. Изучение базовых форм

5.

Модели на основе прямоугольника и треугольника.

Технология изготовления.

Изготовление моделей.

6.

Базовая форма «Дом»

Технология изготовления.

Изготовление моделей

7.

Базовая форма «Катамаран»

Технология изготовления

Изготовление моделей

8.

Базовая форма «Книжка»

Технология изготовления

Изготовление моделей

9.

Базовая форма «Птица»

Технология изготовления

Изготовление моделей

Блок 4.

10.

Модульное оригами

-

Изготовление моделей

11.

Итоговое занятие. Мастер-классы.

Технология изготовления.

Диагностика  учащихся.  Изготовление моделей.

12.

Оформление выставочных работ

-

Выставка работ.

4. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем и разделов курса

Все-го

 ча-сов

Аудиторные

Самост.

работы

Форма  занятия

Лекц.

Практ.

1-ый год обучения

Блок 1. Введение в курс «Волшебная бумага»

1.

Беседа «Из истории оригами». Техника безопасности на занятии.    

1

1

    -

-

Презентация. Демонстрация работ. Беседа по охране труда

2.

Диагностика практических навыков работы с бумагой у учащихся.

1

-

-

     1

Тестирование, практическая работа.

3.

Основные линии чертежа. Знакомство с условными знаками.

2

1

1

-

Беседа; дидактическая игра; работа в тетради.

Блок 2. Изучение базовых форм

4.

Базовая форма «Треугольник»

8

-

8

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей:

стилизованный цветок,

лисенок и собачка,

котик и бычок,

яхта и пароход,

композиции «Кораблики в море»,

стаканчик и фуражка, синица и снегирь, композиции «Птицы в лесу».

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

6

-

5

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей:

 кролик и щенок,

курочка и петушок,

композиция «Домашние птицы на лужайке», ворона, сказочная птица или павлин, сова или гномик.

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: подснежник, рыбка, бабочка.

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: головастик и жук, жаба, композиция «Островок в пруду».

8.

Базовая форма «Конверт»

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: яхта, пароход и подводная лодка.

Блок 3.

9.

Цветы к празднику 8 марта.

2

-

   2

-

Творческие мастерские - изготовление открыток с использованием моделей : подснежник, роза, бабочка, ваза.

10.

Летние композиции

2

-

2

-

Творческие мастерские - изготовление открыток с использованием моделей : лилия, нарцисс.

11.

Впереди – лето!

2

-

2

-

Блок 4.

12.

Итоговое занятие

«Чему я научился за год?» Диагностика.

2

1

1

-

Групповое создание кластера «Что мы знаем об оригами?». Самостоятельное  изготовление модели.

13.

Оформление выставочных работ.

2

-

2

-

Творческая защита проектов.

ИТОГО:

34

2-ой год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

Командная игра «Что? Где? Когда?»

Беседа по охране труда.

Блок 2.

2.

Диагностика

практических навыков работы с бумагой у учащихся. Повторение условных знаков.

2

-

1

1

Тестирование, практическая  работа.

3.

Летние композиции. Сказочные композиции.

4

-

4

-

Защита проектов, презентации учащихся. Групповое изготовление иллюстрации к сказке «Три поросёнка» с использованием аппликации и оригами.

Блок 3. Изучение базовых форм

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

4

-

3

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: пингвин, зайчик, лиса, мышь.

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

-

2

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: летучая мышь, водяная бомбочка, ракета.

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: тюльпан на стебле, елочка в лесу, коробочка-2.

7.

Базовая форма «Блин»

4

-

3

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: игрушка-шутка «Гадалка», пони,  самурай, лошадка.

8.

Базовая форма «Рыба»

3

-

3

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: карп, морской котик, кит, шкатулка.

Блок 4.

9.

Новогодние игрушки

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: восьмиконечная звезда,

подвеска «Звёздочка», кусудама.

10.

Итоговое занятие

«Чему я научился за год?»

1

-

1

-

Обмен опытом: защита творческих проектов; презентации.

Домашнее

сочинение-эссе

 « Оригами в моей жизни»

14.

Оформление выставочных работ

2

-

1

1

Творческие мастерские.

ИТОГО:

34

3-ий год обучения

Блок 1.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

-

Составление синквейна «Оригами». Беседа по охране труда.

Блок 2.

2.

Диагностика практических навыков работы с бумагой у учащихся. Повторение условных знаков и базовых форм.

1

-

-

1

Тестирование, практическая  работа.

3.

Круглый стол «Что я узнал об оригами летом».

1

1

-

-

Защита проектов, презентации учащихся.

Блок 3. Изучение базовых форм

4.

Модели на основе прямоугольника и треугольника.

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления).

Творческие мастерские – изготовление моделей: хлопушка, тарелка, самолет, сердечко.

5.

Базовая форма «Дом».

2

-

2

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление  моделей: пианино, говорящая лиса.

6.

Базовая форма «Катамаран».

2

-

1

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление моделей: парусная лодка, маска «Настроение».

7.

Базовая форма «Книжка»

4

1

2

1

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление моделей: лодка, складывание салфеток «Петушиный гребень», салфетка для столового серебра и другие, веер.

8.

Базовая форма «Птица»

4

-

4

-

Инструктаж  учителем, подготовленными учащимися (технология изготовления). Творческие мастерские – изготовление игрушек: ворон, улитка, журавлик счастья, летящий журавлик.

Блок 4.

9.

Модульное оригами.

12

1

8

3

Знакомство с техникой модульного оригами.

Приём складывания  треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.

Изготовление поделок в технике модульного оригами (снежинка, фоторамка, василёк, вазочка, ёлочка).

10.

Мастер-классы (желающие учащиеся). Диагностика.

4

-

3

1

Обмен опытом. Тестирование.

11.

Оформление выставочных работ.

1

-

1

-

Творческие мастерские.

ИТОГО:

34

5. Форма итогового контроля

Проверка усвоения и понимания материала происходит, непосредственно, на каждом занятии. Учащиеся, с каждым новым занятием, выполняют  поделки более эстетично и, при этом, затрачивают, с каждым разом, всё меньше и меньше времени. Тем не менее, при усвоении технологии изготовлении новой игрушки или базовой формы, ребята обязаны без помощи учителя и одноклассников должны продемонстрировать учителю процесс его изготовления. При изготовлении данных игрушек, допускается подсматривать в свои тетради и накопительную папку со схемами сборки, где имеются чертежи и рисунки заданных изделий. Выполнение домашних заданий, поделок на праздники, а так же оформление итоговых выставочных работ, являются бесспорным подтверждением того, чего добились ребята своим желанием, упорством и стремлением при изучении курса «Волшебная бумага».

Ученики обязаны показать владение простейшими навыками работы с бумагой, умение воспринимать пространственные формы в разных положениях. Развитие глазомера. Умение воспринимать инструкцию. Представление о базовых формах и геометрических понятиях. Составление проектов и коллективных работ композиционного плана.

Задачи первого года обучения:

1. Умение складывать простые игрушки.

2.Формирование обобщённых понятий (и основанных на них способов деятельности) для определения стартовых позиций в начале деятельности (усвоению подлежит фиксирование особенностей формы, с которой берёт начало алгоритм выполнения той или иной модели).

3.Овладение навыками работы со схемой. Обучение проводится с использованием классических и авторских схем оригами.

Задачи второго и третьего  года  обучения:

1.Конструирование моделей на основе составления композиций из различных базовых форм. Обучение проходит с опорой на чертеж.

2.Умение соотносить базовую форму с её образом.

3. Создание вариантов простых композиций, занесение схем базовых форм в тетрадь.

4.Распознавание признаков математических объектов.

5. Создание собственных моделей.

 Систематизация может быть основана на делении материала по базовым формам. Добавлены геометрические модели, модели кукол, технических объектов и другие игрушки.

Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

- моё знакомство с оригами;

- чему я научился на занятиях оригами;

- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?

- мои планы на будущее;

- и другие.

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

2-3 год обучения – умение создать  программную базовую форму.

-Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

2-3 год обучения – умение создать изделие, используя инструкционную карту и схему.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 1-2  год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг; 3 год - умение построить  и вырезать  фигуры с заданными размерами.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Оцениваются такие  умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

6. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  2. называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  3. совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  4. учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  5. выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  3. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  5. преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  1. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  2. слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

Знать

  1. что такое оригами;
  2. основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. условные обозначения к схемам;
  4. названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  5. технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  6. способы разметки: сгибанием;
  7. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  8. виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.

 Уметь

  1. под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  2. с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  3. различным приемам работы с бумагой;
  4. следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  5. создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  6.  реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

7. Учебно-методическое обеспечение курса

7.1 Основная литература

1. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина// Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С.2-3.:ил.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207с. – Библиогр.: 206-207.: ил.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

7.2 Дополнительная литература

1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. - №1. – С.25-27.

2. Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://student.km.ru/

http://www.bestreferat.ru/

3. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

7.3 Компоненты обучения

Для лекции: класcная доска (иртерактивная доска), цветные мелки, линейки циркуль; проектор, компьютер, презентации в Power Point, видео уроки. Для практической работы: клаcсная доска ( иртерактивная доска), цветные мелки, линейки циркуль; проектор, компьютер, презентации в Power Point, видео уроки. Так же для проектной деятельности по Оригами необходимо: рабочее место, заранее подготовленные квадратики бумаг, карандаш, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Безусловно, главным помощником в преподавании курса оригами, является такое новшество как - учебный проектор и подготовленные видео уроки и презентации, на которых представлены пошаговые процессы изготовления изделий.

Данная методика:

  1. упрощает многократный показ изготовления одного и того же изделия (есть возможность, в любое время, снова запустить показ видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);
  2. экономит время преподавания (есть возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволит выполнить с ребятами дополнительное изделия);
  3. позволит эффективно использовать его даже в тех случаях, когда  учителю приходится отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяет операции изготовления оригами);

Несомненно, задание домашних работ на выполнение изделий без участия в этом учителя, является проблемной задачей. И решением этой проблемы было использования ещё одной методики. Ребятам на дом довались схематические листы, на которых вместо схематических изображений были приклеены загнутые листочки, полностью предоставляющие обзор пошаговых действий.

Данная методика:

  1. упрощала изготовление изделий;
  2. позволила понять последовательность выполнения работы;
  3. способствовала пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический планирование занятий курса «Волшебная бумага» (3  год обучения).

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды

контроля

Примеча-

ние

1 четверть (9 часов)

Введение в курс «Волшебная бумага» (3 часа)

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятии.         

 Беседа по охране труда «Правила пользования материалами и инструментами». Составление синквейна об оригами.

1

Фронтальная  работа. Групповая работа.

Синквейн составляет группа.

2

Диагностика практических навыков работы с бумагой и ножницами у учащихся. Повторение условных знаков и базовых форм.

Вводная беседа о содержании практической работы.

1

Комбинированное занятие, фронтальная  и групповая работа.

Работа с бумагой, ножницами.

3

Круглый стол «Что я узнал об оригами летом».

Час общения, обмен информацией.

1

Комбинированное занятие.

Работа с бумагой, ножницами. Работа в тетради.

Модели на основе прямоугольника и треугольника (2 часа)

4

Хлопушка и самолёт.

Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

5

Тарелочка  и сердечко.

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

Базовая форма «Дом» (2 часа)

6

Пианино.

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

7

Говорящая лиса.

Изготовление модели по плану (схемам). Составление сказочных историй.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

Каждая группа представляет свою сказку.

Базовая форма «Катамаран» (2 часа)

8

Парусная лодка.

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

9

Маска «Настроение»

Изготовление модели по плану (схемам). Оформление маски.

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

2 четверть (7 часов)

Модульное оригами (7 часов)

10

Из истории модульного оригами. Схема изготовления треугольного модуля.

Изготовление модуля по схеме и  по плану. Просмотр видеофильма о модульном оригами (10 минут).

1

Беседа. Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

11

Схема изготовления треугольного модуля. Способы деления листа для получения заготовок.

Изготовление модулей  по плану (схемам).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Учащиеся соревнуются, кто больше сделает модулей  за занятие.

12

Модульное оригами «Снежинка».

Изготовление модели по плану. Оформление  кабинета своими моделями.

1

Практическое занятие.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление кабинета.

Выставка

13-15

Модульное оригами «Ёлочка»

Изготовление модели по плану.

3

Практическое занятие. Групповая работа.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление кабинета.

Выставка

Одну ёлочку собирают несколько человек.

16

Модульное оригами «Фоторамка».

Изготовление модели по плану. Оформление  кабинета своими моделями.

1

Практическое занятие.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление кабинета.

Выставка

3 четверть (10 часов)

Базовая форма «Книжка» (4 часа)

17

Лодка.

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

18

Веер.

Изготовление модели по плану (схемам). Декорирование модели по собственному замыслу.

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

19

Складывание текстильной салфетки «Петушиный гребень».

Изготовление модели по плану и схеме.

1

Практическое занятие.

Работа с текстильной салфеткой  в технике «оригами».

Выставка

На уроках технологии учащиеся заранее изготавлива ют салфетку.

20

Складывание текстильной салфетки для столового серебра (можно другие варианты).

Изготовление модели по плану и схеме.

1

Практическое занятие.

Работа с текстильной салфеткой  в технике «оригами».

Выставка

Модульное оригами (5 часов)

21-23

Модульное оригами «Вазочка».

Изготовление модели по плану (схемам)

3

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

24-25

Модульное оригами «Василёк».

Изготовление модели по плану.

2

Практическое занятие. Работа в группе.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Одну вазу собирают несколько человек.

Базовая форма «Птица» (4 часа)

26

Ворон.

Демонстрация складывания базовой формы  «птица». Изготовление модели по схеме и плану.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

4 четверть- 8 часов

27

Улитка.

Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

28

 Журавлик счастья.

Из истории бумажного журавлика.Изготовление модели по плану, схеме.

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

В конце занятия учащиеся обмениваются журавликами.

29

Летящий журавлик.

Изготовление модели по плану, схеме.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Мастер-классы! (4 ч.)

30-32

Мастер-классы (проводят учащиеся).

Демонстрация и изготовление моделей по плану, схемам.

3

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный  и индивидуальный  методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

33

Итоговая  диагностика.

Диагностика по итогам года.

1

 Исследовательский метод.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Диагности-ка в форме самостоя-тельной работы.

По результатам диагности-ки учащиеся получают дипломы 1 и 2 степени за освоение курса.

Оформление выставочных работ (1 ч.)

34

Оформление и презентация выставочных работ.

Творческая защита мини-проектов.

1

Занятие-праздник.

В защите проектов могут принять участие родители.

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс

При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетичес...

Тема: Человек и его украшения. Изготовление из бумаги кокошника. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2еТема урока: Человек и его украшения. Изготовление из бумаги кокошника.Цели урока: помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики при выполнении...

Учебно- методический комплект по технологии на тему: "Аппликация из цветной бумаги. Цветы." 2 класс Школа России

Учебно- методический комплект по технологии на тему: "Аппликация из цветной бумаги. Цветы." 2 класс Школа России...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 1- 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 1-  4 класс...

Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...