Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 1- 4 класс
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 1- 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitaliya.docx | 159.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ КСОШ №1 ________ Слепухина М.А. «____»________2015 г. | Утверждено. Директор МБОУ КСОШ №1 ________ Хлебова В.Н. Приказ № _________ от « ______»_______2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Читалия»
- 4 класс
Составитель Левицкая С.С.,
учитель начальных классов
2015-2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Читалия» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2012г.
Концептуальная необходимость введения филологического кружка «Читалия»
Насущной потребностью современного языкового образования является не столько усвоение детьми грамматического знания и овладение правописными навыками, сколько овладение школьниками литературно - нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание у школьников языкового чутья и языкового вкуса.
Изменились и продолжают изменяться процессы, которые характеризуют высшие психологические функции. У нынешних детей другие характеристики внимания, мышления, речи.
Школа сталкивается с такими проблемами:
снижение детской интеллектуальной мотивации на 20-25%;
рост детей не посещавших д/сад на 5-7%;
увеличение заболеваемости на 10-15%;
рост социально-неблагополучных семей на 5-7%;
Иными становятся процессы, связанные с работой головного мозга (структуры мозга растут и формируются до 21 года).
И с этой точки зрения современный ребенок с психологией и психическим развитием значительно отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности.
Причины таких метаморфоз – не только тектонические сдвиги в обществе и сознании людей, но и глобальные изменения системы информационных потоков, с которыми сталкиваются дети.
Мир стал другим:
В 2009 г было создано новой информации больше, чем за предыдущие 5000 лет;
Объём новой технической информации удваивается каждые 2 года;
Запросы общества к выпускникам стали другими, а, следовательно, изменения должны произойти на всех ступенях школьного образования, и прежде всего на начальной ступени.
За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды;
10 наиболее востребованных профессий в 2010 году ещё не существовали 2004 году.
В последнее два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества.
Ключ к успешному обучению, к жизни в информационном обществе – чтение.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума.
Книжная культура и ее носитель – « Homo legens» - «Человек читающий » внес неоспоримый вклад в развитие цивилизации.
Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности;
2015 –год литературы.
В России в настоящее время - 34% взрослых россиян уже не читает.
В чем отличие «читателей» от «нечитателей»
Читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта.
Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью.
Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. ( С. Н. Плотников, социолог культуры и чтения)
«Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» — обязательный компонент метапредметных результатов Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования.
Итог работы «Идеального Читателя» - нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
Общая характеристика.
Кружок «Читалия» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
Задачи :
- Формировать приёмы функциональной грамотности; - Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю - значит расту…»
- Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека
Педагогические и психологические приемы, используемые в практике занятий
развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции
интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);
устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);
создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
чтение по ролям;
драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа героя, события и т.д.
сочинение предыстории или продолжения описанного события;
творческий пересказ от лица разных героев;
превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);
сочинение истории с заданными героями, но с изменением основного тона;
рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. В 1 классе планируется 32, а в 2-4 классах по 33 занятия.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы «Читалия» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы кружка «Читалия» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы кружка «Читалия»
1 класс (32 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирования картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в первом классе курса «Читалия» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2 класс (33 ч)
Книга, здравствуй! (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль.
Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Я читаю - значит расту… Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал.
Чтение и рассматривание книги В. Железняков «Таня и Юсник» или
В. Крапивина «Брат, которому семь лет».
Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок».
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.
Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинг «Рики-Тики-Тави»
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о семье (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Э. Успенский «Трое из Простоквашино».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения во втором классе курса «Читалия» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
пользоваться «Правами читателя»
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;
получать удовольствие от чтения.
3 класс (33 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
4 класс (33 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,«Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Универсальные учебные действия:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон-
курсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Дата |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 2 | |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 2 | |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 2 | |
4 | Книги о Родине и природе. | 2 | |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник | 2 | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 2 | |
7 | Книги современных писателей о детях. | 2 | |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 2 | |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 2 | |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игра «Отгадай загадку». | 2 | |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения ). | 2 | |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 2 | |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 2 | |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирования знакомых сказок | 2 | |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 2 | |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 2 | |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 2 | |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирования отдельных историй. | 2 | |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 2 | |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 2 | |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 2 | |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 2 | |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 2 | |
24 | В гостях у сказки. | 2 | |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 2 | |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 2 | |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 2 | |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 2 | |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 2 | |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 | |
31 | Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | 2 | |
32 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению. | 2 |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Дата |
1 | Роль книги в жизни человека. «Как бы жили мы без книг». Хорошее время читать. «Читаю - значит расту…» | 2 | |
2 | Мой читательский паспорт. Моя «читательская биография». Знакомство с экраном чтения. | 2 | |
3 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Структура книги (элементы книги). | 2 | |
4 | Экскурсия в библиотеку. Права читателя. | 2 | |
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 2 | |
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 2 | |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 2 | |
8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 2 | |
9 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 2 | |
10 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 2 | |
11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). | 2 | |
12 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 2 | |
13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 2 | |
14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 2 | |
15 | Скороговорки и чистоговорки. | 2 | |
16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 2 | |
17 | Писатели-сказочники. | 2 | |
18 | Герои сказок. Викторина. | 2 | |
19 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 2 | |
20 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | 2 | |
21 | Книги о детях. Выставка книг. Копилка читательских открытий. | 2 | |
22 | Герои книг В. Осеевой. | 2 | |
23 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 2 | |
24 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 2 | |
25 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 2 | |
26 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 2 | |
27 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 2 | |
28 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинг «Рики-Тики-Тави» | 2 | |
29 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 2 | |
30 | Книги о семье. Э. Успенский «Трое из Простоквашино». | 2 | |
31 | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 2 | |
32 | Итоговое задание: «Кулинарная книга» для любимого героя. «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 2 | |
33 | Твои достижения. Летнее чтение. «Много книжек хороших и важных…» | 2 |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Дата |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 2 | |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 2 | |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 2 | |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 2 | |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 2 | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 2 | |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь - семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 2 | |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. | 2 | |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 2 | |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 2 | |
11 | Герои басен. Инсценирования басен. | 2 | |
12 | Родные поэты. | 2 | |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 2 | |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 2 | |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 2 | |
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. | 2 | |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 2 | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю» | 2 | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 2 | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 2 | |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | 2 | |
22 | Книги-сборники произведений о детях | 2 | |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | 2 | |
24 | Книги зарубежных писателей. | 2 | |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 2 | |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация. | 2 | |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 2 | |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 2 | |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 2 | |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 2 | |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 2 | |
32 | Создание классной газеты «Книгочей». | 2 | |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 2 |
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Дата |
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 2 | |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | 2 | |
3 | Библия. Библейские предания. | 2 | |
4 | Творческая работа: история книги. | 2 | |
5 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | 2 | |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | 2 | |
7 | Русь великая в произведениях фольклора. | 2 | |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | 2 | |
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | 2 | |
10 | Мифологические герои. | 2 | |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 2 | |
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 2 | |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | 2 | |
14 | Библиографический справочник: справки о писателях- сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | 2 | |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 2 | |
16 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | 2 | |
17 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 2 | |
18 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | 2 | |
19 | Дети — герои книг писателей XIX века. | 2 | |
20 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине - Сибиряке, А. Куприне и др. | 2 | |
21 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | 2 | |
22 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | 2 | |
23 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | 2 | |
24 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | 2 | |
25 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.Структура книги. | 2 | |
26 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | 2 | |
27 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | 2 | |
28 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | 2 | |
29 | Встреча с корреспондентом местной газеты. | 2 | |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге. | 2 | |
31 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | 2 | |
32 | Детские газеты и журналы. | 2 | |
33 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации | 2 |
Методическая литература.
- Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
- Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
- И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
- Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.
Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 3 класс...