ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса
методическая разработка (1 класс) на тему
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.doc | 903 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя общеобразовательная школа №4
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Кружевница» для 1 класса
Составитель:
Манакова Екатерина Александровна
учитель начальных классов
Урай, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира.
Программа построена “от простого к сложному”. «Кружевница» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, а также с помощью нити ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Реализация художественно-эстетического направления планируется через деятельность декоративно-прикладного объединения «Кружевница».
Программа Объединения состоит из трёх разделов:
Первый раздел знакомит с понятием «рукоделие», особенностями узоров, с необходимыми инструментами (ножницы, игла, клей, карандаш, линейка) и материалами (нити, бумага, природный материал) для выполнения творческих работ.
Второй раздел предполагает организацию прикладной деятельности средствами занятий «Волшебные узоры».
В программе предусмотрены прогулки по городу, экскурсии, выставки, познавательные беседы, мастер-классы с приглашением родителей, бабушек, народных умельцев.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Продолжительность занятий 35 минут.
Цель – развитие мотивации личности школьника к познанию культуры и искусства родного края средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к культуре родного края.
- Формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность и способность обучающихся работать в группе и коллективе.
Принципы программы
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Планируемые результаты
Данная программа позволяет достигнуть воспитательных результатов первого уровня и частично второго уровня.
- представление о разнообразии художественных материалов, из которых можно сделать узоры своими руками;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- представление о разнообразии увлечений человека.
- первоначальное умение видеть красоту в окружающем мире;
- любознательность, аккуратность, целеустремлённость;
- первичный опыт творчества;
- доброе отношение к окружающим, близким людям.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- умение спланировать свою деятельность при работе с нитью и бумагой;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Разработана диагностика сформированности уровня универсальных действий по данному направлению. (Приложение №3)
Учебный план
по художественно-эстетическому направлению
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1. | «Чудо узоры». Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | «Волшебный узор» | 30 | 16 | 14 |
2.1. | Страничка «Поиграй-ка» | 5 | - | 5 |
2.2. | Бумажная мозаика | 7 | 4 | 3 |
2.3. | Вырезывание | 9 | 6 | 3 |
2.4. | Узор нитью | 9 | 6 | 3 |
3. | Итоговая выставка творческих работ «Наши кружева» | 2 | - | 2 |
Всего: | 33 | 17 | 16 |
Содержание
Раздел 1. «Чудо узоры». Вводное занятие. (1 ч.) Просмотр презентаций, показ готовых работ, беседа по ознакомлению с различными видами материалов по изготовлению кружевных узоров: нитки, бумага и необходимыми инструментами (ножницы, игла, клей, карандаш, линейка) для выполнения творческих работ.
Раздел 2. «Волшебный узор» (31 ч.)
2.1. Страничка «Поиграй-ка» (5 ч.). Прогулки, групповые игры «Сложи узор» (Приложение 1), «Продолжи узор», «Закончи узор», «Составь симметричный узор», «Найди пару», «Укрась узором», «Узор из природных материалов», «Найди узор».
2.2. Бумажный узор (7 ч.). Вводная беседа «Бумага. Виды бумаги, применение». Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, картоном и бумагой. Экскурсия в ЦДОД на выставку «Бумажное чудо». Участие в мастер-классе «Бумажная пластика». Работа с бумагой (аппликация, оригами, модульное конструирование, плетение). Коллективная работа «Золотая осень». Выставка работ обучающихся «Умелые ручки». Рефлексия «Солнышко».
2.3. Вырезывание(9 ч.) Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Экскурсия в Художественный музей на выставку «Узор ножницами». Участие в мастер-классе «Рисуем ножницами».Работа с ножницами и бумагой: симметрия, по линиям, по контуру и т.д. Коллективная работа «В гостях у сказки». Выставка работ обучающихся по вырезыванию. Рефлексия «Тучка и солнышко».
2.4. Узор нитью. (9 ч.). Вводная беседа «Чудеса из нити». Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем, картоном, нитью. Экскурсия в школьный музей на выставку «Бабушкин сундучок». Участие в мастер-классе «Чудо-нить». Работа с нитью (аппликация, изонить). Коллективное панно «Весенний вернисаж». Выставка работ обучающихся для воспитанников детского сада «Волшебный клубок». Рефлексия «Луч настроения».
Раздел 3. Итоговая выставка творческих работ «Наши кружева» (2 ч.) Выставка работ обучающихся в школе и социуме: в клубе, на производстве. Рефлексия «Древо творчества» (Приложение 2). Поощрение обучающихся.
Список литературы
- Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Оригами в вашем доме. М.: «Легпромбытиздат», 1994. – 96с.
- Белякова, О.В. Большая книга поделок/ О.В. Белякова. – М.: АСТ, 2009. – 224с.
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1992 – 208с.
- Выгонов, В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Геронимус, Т.М., Я всё умею делать сам. 1-2 классы. Учебник-тетрадь по трудовому обучениюдля учащихся 1-2 классов четырёхлетней начальной школы. М.: ООО АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2002.-128с.
- Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ М.И. Нагибина, - М.: АСТ, 2006. – 224с.
- Перевертень, Г.И. Сказка из листьев и лепестков/ Г.И. Перевертень. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 32с.
- Перевертень, Г.И. Мозаика из круп и семян/ Г.И. Перевертень. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 14с.
- Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка/ Т.И. Тарабарина. - Ярославль, «Академия развития», 1996 – 54с.
- Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. Умные руки. Художественная обработка материалов/ Н.А.Цирулик. - Изд. Дом Федорова, 2006 – 88с.
- Журнал /Управление начальной школой/ №10/ октябрь/ 2010. М: ЗАО «МЦФЭР», 2010. – 80 с.
- Журнал /Управление начальной школой/ №7/ июль/ 2011. М: ЗАО «МЦФЭР», 2011. – 80 с.
Приложение №1
Игра «Сложи узор»
Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены различно, в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из девяти или шестнадцати кубиков. Новых узоров, каких еще не было, т. е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.
Приложение №2
Рефлексия «Древо творчества»
Цель: формировать умение оценивать свою деятельность.
В общей корзине лежат плоды, цветы, листья. В завершении занятия учащиеся прикрепляют их на дерево.
Плоды – занятие прошло полезно, плодотворно.
Цветок – получилось почти всё.
Зелёный листок – не всё получилось, но я старался.
Жёлтый листок – не смог справиться с заданиями, ещё нужно поработать.
Приложение №3
Диагностика сформированности универсальных действий по художественно-эстетическому направлению
Оценивание познавательных универсальных действий «Найди отличия»
Результат | Количество баллов | Уровень выполнения |
Найдено правильно 7-8 отличий | 5-6 | Высокий |
Найдено правильно 6 отличий | 4 | Выше среднего |
Найдено правильно 4-5 отличий | 2-3 | Средний |
Найдено правильно 3 отличия | 1 | Низкий |
Оценивание познавательных (логических) универсальных действий «Найди и раскрась одинаковые картинки»
Результат | Количество баллов | Уровень выполнения |
Обнаружил и исправил все ошибки | 5 | Высокий |
Обнаружил и исправил две ошибки из трёх | 4 | Выше среднего |
Обнаружил и исправил одну ошибку из трёх | 3 | Средний |
Не обнаружил имеющиеся ошибки | 2 | Низкий |
Оценивание регулятивных универсальных действий «Узор по образцу»
Обучающемуся дан алгоритм выполнения вырезанной аппликации из бумаги (симметрия):
- Сложи бумагу пополам и вырежи контуры листа.
- Вырежи зубчики по наружному краю листа.
- Вырежи ствол.
- Оформи аппликацию.
Результат | Количество баллов | Уровень выполнения |
Правильно, точно и самостоятельно выполнил работу | 5 | Высокий |
Правильно, точно выполнил работу с помощью учителя | 4 | Выше среднего |
Допустил 1-2 неточности в выполнении задания | 3 | Средний |
Допустил 3-4 неточности в выполнении задания | 2 | Низкий |
Оценивание коммуникативных универсальных действий «Правильно выстроить узор в паре»
Результат | Количество баллов | Уровень выполнения |
Имеет первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу. | 5 | Высокий |
Имеет первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, но не смог представить работу. | 4 | Выше среднего |
Имеет первоначальные навыки работы в группе, но с большим трудом распределяет роли, выполняет работу, представляет работу. | 3 | Средний |
Не смог договориться со сверстником и выполнить работу | 2 | Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебная бумага" (2-3- 4 классы)
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.
Согласно новому ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления «Подарки своими руками» 2 часа в неделю, 70 часов в год Класс 2
Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваив...
Авторская программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» для 1-4 классов
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «ИЗОстудия». 3 класс.
laquo;ИЗОстудия»34 часа, 1 час в неделю Программа внеурочной деятельности общекультурного направления составлена на основе авторской программы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка (пластилин) " для 1-3 класса
Курс внеурочной деятельности "Лепка" способствует развитию у учащихся трехмерного восприятия объемнойформы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствамиобъем и пространство, ...