Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
При разработке программы «Симфония творчества» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, аппликация, квиллинг, тестопластика и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Симфония творчества» лежат следующие нормативно – правовые документы:
- Закон об образовании;
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей;
- Авторская программа «Мир из бумаги» Лепилина Е. И. :Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник, 2008. Выпуск 60. Ярославская область;
- Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров и др. М.:Дрофа, 2001
- Авторская программа «Тестопластика» Л.Ю. Морозова: Сборник «Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. Москва, 2007;
- Авторская программа «Декоративно – прикладное искусство» Воробьева О.Я. Волгоград: Учитель, 2009
- Авторская программа «Чудеса аппликации» для 1-4 классов Болотова С.А.;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- СанПин 2.4.2.2821 – 10
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Мионбрнауки от 06.10.2009 №373»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрануки РФ от 06.10.2009 №373»;
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования (Письмо от 12.05.2011 г. № 03- 296);
- Примерная основная образовательная программа.
Актуальность
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.Декоративно – прикладное искусство способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
При разработке программы «Симфония творчества» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, аппликация, квиллинг, тестопластика и т.п.
Программа является модифицированной.
Новизна данной программы заключается в :
- изучение разнообразных тем данного направления: панно, коллажи, букеты, украшения, оформление подарков;
- внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков;
Цель программы:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
воспитательные
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Развивающие
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Обучающие
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Ведущие идеи
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность и доступность
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа рассчитана на 1 год.Объем реализации программы 36 часов в учебное и каникулярное время по 1 часу в неделю. Состав обучающихся постоянный в возрасте 7-8 лет.Возможно временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках, конкурсах, к защите творческих проектов.
Основными видами деятельности программы является учебная, игровая, творческая.
Основные формы
- комбинированное учебное занятие,
- экскурсия,
- выставка,
- мастер-класс,
- конкурс,
- творческая встреча
Прогнозируемые результаты
Освоение детьми программы «Симфония творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Учебно – тематический план
Название раздела | Количество часов | Вид деятельности | Форма занятия | ресурсы | |
Теория | Практика | ||||
Введение в курс | 1 | - | Познавательная, игровая | беседа | |
Поделки из картона и бумаги | 2 | 11 | Трудовая, художественное творчество | комбинированная | http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html |
Поделки из природного материала | 1 | 3 | Трудовая, художественное творчество | Комбинированная, экскурсия, беседа | |
Работа с пластилином | 1 | 8 | Трудовая, художественное творчество | Комбинированная.игра | http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html |
Тестопластика | 1 | 3 | Трудовая, художественное творчество | комбинированная | |
Поделки из бросового материала | 1 | 4 | Трудовая, художественное творчество | комбинированная | http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html |
Итого | 7 часов | 29 часов |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Форма подведения итогов |
1. | Введение в учебный курс Вводное занятие | 1 | сентябрь | беседа |
2-3 | Поделки из картона и бумаги. Изготовление цветов из кругов | 2 | Сентябрь сентябрь | Самостоятельная работа |
4-5 | Основы квиллинга | 2 | Сентябрь, октябрь | Самостоятельная работа |
6 | Пусть всегда будет солнце! (аппликация) | 1 | октябрь | Выставка |
7 | Изготовление цветов из салфеток | 1 | октябрь | Самостоятельная работа |
8-10 | Поделки из природного материала Экскурсия в парк Выполнение декоративного панно из засушенных цветов, листьев, семян, крупы | 3 | Октябрь, октябрь, ноябрь | Экскурсия, самостоятельная работа |
11 | Флористика. Выполнение пейзажа из засушенных листьев. | 1 | ноябрь | Самостоятельная работа |
12 | Фантазии из фантиков. Ежик | 1 | ноябрь | Самостоятельная работа |
13 | Фантазии из фантиков . Детки – конфетки | 1 | ноябрь | фотоколлаж |
14-15 | Изготовление новогодних игрушек из бумаги | 2 | Декабрь декабрь | Украшение класса |
16-17 | Работа с пластилином. Путешествие в Пластилинию. Радужные бабочки | 2 | Декабрь декабрь | Самостоятельная работа |
18 - 19 | Рыбки в аквариуме | 2 | Январь январь | Самостоятельная работа |
20 | Пингвины | 1 | январь | Самостоятельная работа |
21-22 | Тестопластика «Волшебное тесто» Лепка элементов простой формы | 2 | Февраль февраль | Самостоятельная работа |
23 | Подготовка к проекту по окружающему миру «Мой дом – питомцы» | 1 | февраль | Самостоятельная работа |
24 | Поделки из бумаги и картона Изготовление открыток к празднику «День Защитника Отечества» | 1 | февраль | Самостоятельная работа |
25 | Поделки из бумаги и картона Изготовление открыток к празднику «8 Марта» | 1 | март | Самостоятельная работа |
26-27 | Тестопластика Лепка сказочных героев | 2 | Март март | Групповая работа, видеоклип |
28 | Подготовка к проекту по литературному чтению «Живая азбука» | 1 | март | Самостоятельная работа |
29-30 | Работа с пластилином. Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки | 2 | Апрель апрель | Самостоятельная работа |
31 | Роспись дымковской игрушки | 1 | апрель | Самостоятельная работа |
32-33 | Забавные игрушки из бросового материала. Оригинальные игрушки из дисков | 2 | Апрель май | Самостоятельная работа |
34 | Подставка для ручек. Игрушки из пластиковых стаканов | 1 | май | Самостоятельная работа |
35 | Диагностика. Игра «Что, где когда» | 1 | май | игра |
36 | Поделки из картона и бумаги. Подготовка к проекту по математике «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет» | 1 | май | Самостоятельная работа |
Содержание программы
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
- Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
- Поделки из картона и бумаги.
История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
- Работа с пластилином
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Изготовление фигур бабочек, пингвина, рыбок.
- Тестопластика. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Замес теста. Свойства материала, основные способы и приемы лепки.
- Поделки из природного материала
Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы, инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу.Сбор необходимых природных материалов. Гербарий. Правила сбора и оформления листьев и цветов. Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания). Изготовление декоративных панно из сухих семян, круп, пейзажа из засушенных листьев.
- Поделки из бросового материала
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:
- Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
- тщательно промытыми и высушенными;
- доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);
Простейшие изделия из дисков, пластиковых стаканчиков.
Методическое обеспечение
На занятиях внеурочной деятельности по общекультурному направлению используются следующие формы работы: комбинированное занятие, беседа, практическая работа, экскурсия, урок – выставка, конкурсы, игры, просмотры видеофильмов и обсуждение.
Методы организации образовательного процесса
По источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант и др) | По характеру деятельности обучаемых (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) | По дидактическим целям (Ю.К. Бабанкский) | По дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) |
|
|
|
|
Материально – технические средства:
- Картон белый и цветной; цветная бумага; шаблоны для работы
- Клей ПВА;
- Ножницы; степлер;
- Линейка, простой карандаш;
- Бумажные салфетки; фантики от конфет;
- Пластиковая крышка;
- Семена растений, крупа, сухие листья, цветы;
- Пластилин, стеки;
- Соленое тесто;
- Влажные салфетки;
- Бросовый материал: CD – диски, пластиковые стаканчики, пуговицы, и др.
- Проектор, ноутбук, колонки;
- Мультфильм «Пластилиновая ворона» http://www.youtube.com/watch?v=xUqU9iHvl6g ;
Формы подведения итогов и контроля
- Участие в выставках школьного и муниципального уровня;
- Участие в защите творческих проектов;
- Самостоятельная работа;
- Участие в конкурсах школьного и муниципального уровнях;
- Создание видеоклипов
Список литературы
Для учителя
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа «Мир из бумаги» Лепилина Е. И. :Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник, 2008. Выпуск 60. Ярославская область;
- Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров и др. М.:Дрофа, 2001
- Авторская программа «Тестопластика» Л.Ю. Морозова: Сборник «Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. Москва, 2007;
- Авторская программа «Декоративно – прикладное искусство» Воробьева О.Я. Волгоград: Учитель, 2009
- Авторская программа «Чудеса аппликации» для 1-4 классов Болотова С.А.
- Поделки из бумаги и картона http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html;
- Поделки из природного материала http://detpodelki.ru/publ;
- Работа с пластилином http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html
- Изделия из теста http://stranamasterov.ru
- Поделки из бросового материала http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html
- Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
- С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.
- Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
- Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
- Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.
Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс...