Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, аппликация, квиллинг, тестопластика и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Симфония творчества» лежат следующие нормативно – правовые документы:

  • Закон об образовании;
  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей;
  • Авторская программа «Мир из бумаги» Лепилина Е. И. :Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник, 2008. Выпуск 60. Ярославская область;
  • Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров и др. М.:Дрофа, 2001
  • Авторская программа «Тестопластика» Л.Ю. Морозова: Сборник «Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. Москва, 2007;
  • Авторская программа «Декоративно – прикладное искусство» Воробьева О.Я. Волгоград: Учитель, 2009
  • Авторская программа «Чудеса аппликации» для 1-4 классов Болотова С.А.;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  • СанПин 2.4.2.2821 – 10
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Мионбрнауки от 06.10.2009 №373»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрануки РФ от 06.10.2009 №373»;
  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования (Письмо от 12.05.2011 г. № 03- 296);
  • Примерная основная образовательная программа.

Актуальность

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.Декоративно – прикладное искусство способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

 При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, аппликация, квиллинг, тестопластика и т.п.

Программа является модифицированной.

   Новизна данной программы заключается в :

- изучение разнообразных тем данного направления: панно,  коллажи, букеты, украшения, оформление подарков;

- внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков;

Цель программы:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

воспитательные

  • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
  • Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

Развивающие

  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Обучающие

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  • Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

Ведущие идеи

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

 -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

  -знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность и доступность
  4. Воспитывающая и развивающая направленность.
  5. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  6. Активность и  самостоятельность.
  7. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Программа рассчитана на 1 год.Объем реализации программы 36 часов в учебное и каникулярное время по 1 часу в неделю. Состав обучающихся постоянный в возрасте 7-8 лет.Возможно временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках, конкурсах, к защите творческих проектов.

Основными видами деятельности программы является учебная, игровая, творческая.

Основные формы

- комбинированное учебное занятие,

- экскурсия,

- выставка,

- мастер-класс,

- конкурс,

- творческая встреча

Прогнозируемые результаты

Освоение детьми программы «Симфония творчества» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

                 В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно – тематический план

Название раздела

Количество часов

Вид деятельности

Форма занятия

ресурсы

Теория

Практика

Введение в курс

1

-

Познавательная, игровая

беседа

Поделки из картона и бумаги

2

11

Трудовая, художественное творчество

комбинированная

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html

Поделки из природного материала

1

3

Трудовая, художественное творчество

Комбинированная, экскурсия, беседа

http://detpodelki.ru/publ

Работа с пластилином

1

8

Трудовая, художественное творчество

Комбинированная.игра

http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html

Тестопластика

1

3

Трудовая, художественное творчество

комбинированная

http://stranamasterov.ru

Поделки из бросового материала

1

4

Трудовая, художественное творчество

комбинированная

http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html

Итого

7 часов

29 часов

Календарно- тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения

Форма подведения итогов

1.

Введение в учебный курс

Вводное занятие

1

сентябрь

беседа

2-3

Поделки из картона и бумаги. Изготовление цветов из кругов

2

Сентябрь

сентябрь

Самостоятельная работа

4-5

Основы квиллинга

2

Сентябрь, октябрь

Самостоятельная работа

6

Пусть всегда будет солнце! (аппликация)

1

октябрь

Выставка

7

Изготовление цветов из салфеток

1

октябрь

Самостоятельная работа

8-10

Поделки из природного материала

Экскурсия в парк

Выполнение декоративного панно из засушенных цветов, листьев, семян, крупы

3

Октябрь, октябрь, ноябрь

Экскурсия, самостоятельная работа

11

Флористика. Выполнение пейзажа из засушенных листьев.

1

ноябрь

Самостоятельная работа

12

Фантазии из фантиков. Ежик

1

ноябрь

Самостоятельная работа

13

Фантазии из фантиков . Детки – конфетки

1

ноябрь

фотоколлаж

14-15

Изготовление новогодних игрушек из бумаги

2

Декабрь

декабрь

Украшение класса

16-17

Работа с пластилином. Путешествие в Пластилинию. Радужные бабочки

2

Декабрь

декабрь

Самостоятельная работа

18 - 19

Рыбки в аквариуме

2

Январь

январь

Самостоятельная работа

20

Пингвины

1

январь

Самостоятельная работа

21-22

Тестопластика

«Волшебное тесто»

Лепка элементов простой формы

2

Февраль

февраль

Самостоятельная работа

23

Подготовка к проекту по окружающему миру  «Мой дом – питомцы»

1

февраль

Самостоятельная работа

24

Поделки из бумаги и картона

Изготовление открыток к празднику «День Защитника Отечества»

1

февраль

Самостоятельная работа

25

Поделки из бумаги и картона

Изготовление открыток к празднику «8 Марта»

1

март

Самостоятельная работа

26-27

Тестопластика

Лепка сказочных героев

2

Март

март

Групповая работа, видеоклип

28

Подготовка к проекту по литературному чтению «Живая азбука»

1

март

Самостоятельная работа

29-30

Работа с пластилином. Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки

2

Апрель

апрель

Самостоятельная работа

31

Роспись дымковской игрушки

1

апрель

Самостоятельная работа

32-33

Забавные игрушки из бросового материала.

Оригинальные игрушки из дисков

2

Апрель

май

Самостоятельная работа

34

Подставка для ручек. Игрушки из пластиковых стаканов

1

май

Самостоятельная работа

35

Диагностика. Игра «Что, где когда»

1

май

игра

36

Поделки из картона и бумаги. Подготовка к проекту по математике «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет»

1

май

Самостоятельная работа

Содержание программы

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

  1. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

  1. Поделки из картона и бумаги.

История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

  1. Работа с пластилином

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Изготовление фигур бабочек, пингвина, рыбок.

  1. Тестопластика. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Замес теста. Свойства материала, основные способы и приемы лепки.
  2. Поделки из природного материала

Знакомство с природным  и дополнительным материалом для работы,   инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу.Сбор необходимых природных материалов.  Гербарий. Правила сбора и оформления листьев и цветов. Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания). Изготовление декоративных панно из сухих семян, круп, пейзажа из засушенных листьев.

  1. Поделки из бросового материала

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:

  • Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
  • тщательно промытыми и высушенными;
  • доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

Простейшие изделия из дисков, пластиковых стаканчиков.

Методическое обеспечение

На занятиях внеурочной деятельности по общекультурному направлению используются следующие формы работы: комбинированное занятие, беседа, практическая работа, экскурсия, урок – выставка, конкурсы, игры, просмотры видеофильмов и обсуждение.

Методы организации образовательного процесса

По источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант и  др)

По характеру деятельности обучаемых

(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

По дидактическим целям

(Ю.К. Бабанкский)

По дидактическим задачам

(М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические
  • Объяснительно – иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Частично – поисковый
  • стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
  • контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности
  • приобретения новых знаний;
  • формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

Материально – технические средства:

  1. Картон  белый и цветной; цветная бумага; шаблоны для работы
  2. Клей ПВА;
  3. Ножницы; степлер;
  4. Линейка, простой карандаш;
  5. Бумажные салфетки; фантики от конфет;
  6. Пластиковая крышка;
  7. Семена растений, крупа, сухие листья, цветы;
  8.  Пластилин, стеки;
  9. Соленое тесто;
  10. Влажные салфетки;
  11. Бросовый материал: CD – диски, пластиковые стаканчики, пуговицы, и др.
  12. Проектор, ноутбук, колонки;
  13. Мультфильм «Пластилиновая ворона» http://www.youtube.com/watch?v=xUqU9iHvl6g ;

Формы подведения итогов и контроля

  • Участие в выставках школьного и муниципального уровня;
  • Участие в защите творческих проектов;
  • Самостоятельная работа;
  • Участие в конкурсах школьного и муниципального уровнях;
  • Создание видеоклипов

Список литературы

Для учителя

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Авторская программа «Мир из бумаги» Лепилина Е. И. :Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник, 2008. Выпуск 60. Ярославская область;
  • Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров и др. М.:Дрофа, 2001
  • Авторская программа «Тестопластика» Л.Ю. Морозова: Сборник «Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. Москва, 2007;
  • Авторская программа «Декоративно – прикладное искусство» Воробьева О.Я. Волгоград: Учитель, 2009
  • Авторская программа «Чудеса аппликации» для 1-4 классов Болотова С.А.
  • Поделки из бумаги и картона http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html;
  • Поделки из природного материала http://detpodelki.ru/publ;
  • Работа с пластилином  http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html
  • Изделия из теста http://stranamasterov.ru
  • Поделки из бросового материала http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html

Для обучающихся

  • Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
  • С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.
  • Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
  • Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
  • Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе

Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.

Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс...