РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс
календарно-тематическое планирование (технология, 3 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.
Учебно-методический комплект:
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_planirovanie_po_trudu_3_klass_a.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ГОУ СОШ № 687 Зам. директора по УВР на заседании МО
___________________ ___________________ Протокол №__ от
___________________
Акимова Н.Д. Бодрова Т.В. руководитель МО
Боровик Л.П.
«___»сентября 2012г. «__» сентября 2012г. «__» сентября 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Яшковой Инги Вячеславовны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ
3 КЛАСС
2012- 2013 учебный год
ГОУ СОШ №687
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.
Учебно-методический комплект:
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.
В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.
Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;
- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;
- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.
Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.
В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.
Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.
Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).
Основные разделы:
- «Формы и образы природы – образец для мастера» (7 ч)
- «Вещи, создающие настроение праздника» (10 ч)
- «Гармония стиля» (10ч)
- «От мира природы к миру вещей» (7ч).
Основные задачи изучения курса:
1. Духовно – эмоциональное развитие личности:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;
- формирование эстетического восприятия;
- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
К концу 3 класса учащиеся должны
Знать/понимать:
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);
• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;
Уметь:
• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;
• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;
• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;
• соблюдать последовательность технологических операций;
• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Календарно – тематическое планирование
Техника безопасности.
№ 1 – организация рабочего места на уроке.
№ 2 – работа с клеем.
№ 3 – работа с ножницами.
№ 4 – работа с иглой.
№ 5 – работа с пластилином.
№ 6 – работа с циркулем.
Дата | № п/п | № тем | Тема урока | Элементы содержания | Виды, приёмы работы. Изделие. | Стр.учебника /Стр.Р.Т./ | ТБ |
Формы и образы природы – образец для мастера (7ч) | |||||||
1 четверть 03.09 – 07.09 | 1. | 1. | Техника безопасности на уроке. Образы природы и творения человека. Оригами. | Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами | Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания. Оригами «Зайчик», «Котик». | С.3-9 | 1,3 |
10.09- 14.09 | 2. | 2. | Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями. | Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками | Чтение технологической карты; работа в цвете на понимание изменений чертежа; приёмы сгибания. Оригами «Дракон», «Мышка». | Р.Т., с.4-9 | 1,3 |
17.09 – 21.09 | 3. | 3. | Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги. | Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу | Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами. Аппликация «Свет и тень». | С.10-15 /С.14-16,17-19/ | 1,2,3 |
24.09 – 28.09 | 4. | 4. | Выполнение композиции в технике эстампа. | Знакомство с понятием «эстамп» и техникой его выполнения; беседа о единстве мира природы и творческих преобразований человека; обучение пробным отпечаткам; самостоятельная работа | Технология получения изображений с оттисков. Эстамп из засушенных листьев. | С.16-21 | 1 |
01.10 – 05.10 | 5. | 5. | Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью. | Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу | Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани. Коллаж из ткани и бумаги (подготовительная работа) | С.22-27 /С.12-13/ | 1,2,3 |
08.10 – 12.10 | 6. | 6. | Коллаж из ткани и бумаги. Окончание работы. | Закрепление знаний по данной тематике в ходе беседы; дополнение композиции мелкими деталями; последовательность выполнения работы в передаче плана (передний, средний, дальний) | Составление композиции; правила наклеивания тканей. Коллаж из ткани и бумаги (окончание работы). | С.22-27 /С.12-13/ | 1,2,3 |
15.10 – 19.10 | 7. | 7. | Композиция «Сказочная птица». | Беседа о роли реального и фантастического в образах, создаваемых человеком; соотнесение образов литературных произведений, поэзии и живописи с творчеством мастера; самостоятельная работа по выполнению коллажа или аппликации (по выбору) | Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций. Композиция «Сказочная птица» (по выбору) | С.28-35 /С.10-11/ | 1,2,3 |
Вещи, создающие настроение праздника (10ч) | |||||||
22.10 – 26.10 | 8. | 1. | Поздравительная открытка с окошком. | Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы | Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка . Открытка с окошком. | С.38-43 /С.20-21/ | 1,2,3 |
29.10 – 02.11 | 9. | 2. | Изготовление фигурной открытки. | Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы | Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация). Фигурная открытка (приглашение). | С.44-47 /С.22-23/ | 1,2,3 |
2 четверть 12.11 – 16.11 | 10. | 3. | Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. | Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки» | Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках. Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали). | С.48-53 /С.25/ | 1,2,3 |
19.11 – 23.11 | 11. | 4. | Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы. | Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления | Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги. Фигурки Деда Мороза и Снегурочки. | С.48-53 /С.25/ | 1,2,3 |
26.11 – 30.11 | 12. | 5. | Бумагопластика. Ребристый шар. | Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним | Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой. Макет-заготовка шара. | С.54-59 /С.26-27/ | 1,3,6 |
03.12 – 07.12 | 13. | 6. | Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы. | Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом | Сборка икосаэдра по сегментам. Ребристый шар из 20 кругов. | С.54-59 /С.26-27/ | 1,2 |
10.12 – 14.12 | 14. | 7. | Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик». | Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления | Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона. «Домик» (развёртка). | С.60-67 /С.28-32/ | 1,3 |
17.12 – 21.12 | 15. | 8. | Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия. | Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа | Декорирование изделия (на развёртке). Упаковка для подарков «Домик». | С.60-67 /С.28-32/ | 1,2,3 |
24.12 – 28.12 | 16. | 9. | Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда. | Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу | Построение и разметка окружности; приёмы вырезания из картона (внутренние углы). Рождественская звезда (подвеска или вершина) | С.70-73 | 1,2,3,6 |
3 четверть 14.01 – 18.01 | 17. | 10. | Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка. | Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки | Приёмы разметки, сгибания бумаги. Подарочная корзиночка. | С.74-75 | 1,2,3 |
Гармония стиля (10 ч) | |||||||
21.01 – 25.01 | 18. | 1. | Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки. | Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани | Приёмы разметки и раскроя ткани (разметка ткани по выкройке с припусками на швы и без них, раскрой двух одинаковых деталей); приём смётывания деталей швом «строчка». Заготовка прихватки. | С.76-86 | 1,3,4 |
28.01 – 01.02 | 19. | 2. | Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей. | Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона | Выполнение швов «через край», «назад иголкой». Прихватка. | С.76-86 /С.4-7/ | 1,3,4 |
04.02 – 08.02 | 20. | 3. | Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия. | Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани | Приёмы вырезания мелких деталей (или вышивания), наклеивания их на тканевую основу. Прихватка с отделкой. | С.76-86 /С.4-7/ | 1,3,4 |
11.02 – 15.02 | 21. | 4. | Работа с тканью Грелка на чайник. | Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы | Приёмы изготовления выкройки; разметка на ткани; выполнение швов «строчка», «подрубочный». Грелка на чайник. | С.90-93 | 1,3,4 |
18.02 – 22.02 | 22. | 5. | Сервиз. Лепка из пластилина. | Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза | Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке). Предметы сервиза. | С.94-97 /С.8-9/ | 1 |
25.02 – 01.03 | 23. | 6. | Сервиз. Роспись изделия. | Анализ разнообразия росписи сервизов; выбор цветового решения | Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. Сервиз. Готовое изделие. | С.94-97 /С.8-9/ | 1 |
04.03 – 07.03 | 24. | 7. | Настольная карточка. Работа с бумагой. | Организация самостоятельной работы по разметке и изготовлению карточки на основе данной схемы | Приёмы разметки бумаги; приёмы сгибания. Настольная карточка. | С.98-101 /С.24, часть 1/ | 1,3 |
11.03 – 15.03 | 25. | 8. | Обложка для книги из ткани. | Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и способа выполнения работы; составления плана работы | Приёмы разметки и раскроя ткани; обработка краёв изделия. Обложка для книги. | С.102-108 /С.10-11/ | 1,3,4 |
18.03 – 22.03 | 26. | 9. | Монограмма. Стебельчатый шов. | Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва | Выполнение стебельчатого шва. Монограмма на обложке для книги. | С.109-110 /С.14/ | 1,3,4 |
4 четверть 01.04 – 05.04 | 27. | 10. | Простой переплёт. Записная книжка. | Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя | Приёмы разметки прямоугольника с помощью линейки; приём сшивания тетради «в 3 прокола». Записная книжка. | С.112-118 /С.12-13/ | 1,3,4 |
От мира природы – к миру вещей (7ч) | |||||||
08.04 – 12.04 | 28. | 1. | Лепка животных по наблюдениям. | Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина | Приёмы лепки; приёмы стилизации в лепке. Фигурка животного. | С.122-127 | 1,5 |
15.04 – 19.04 | 29. | 2. | Чудо – посуда. Лепка из пластилина. | Рассматривание и анализ образцов посуды; условность в стилизации посуды; составление плана работы | Приёмы лепки посуды; приёмы стилизации. Стилизованный сосуд из пластилина. | С.128-131 /С.15-17/ | 1,5 |
22.04 – 26.04 | 30. | 3. | Чудо – посуда. Роспись изделия. | Анализ разнообразия росписи посуды; выбор цветового решения и элементов декора | Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. Чудо – посуда. Готовое изделие. | С.128-131 /С.15-17/ | 1,5 |
29.04 – 03.05 | 31. | 4. | Подвески из соломки. | Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам | Приёмы работы с природным материалом; приём продевания нити в соломинку. Изделие из соломки (пирамидка, подвеска) по выбору. | С.132-137 /С.18-20/ | 1,3,4 |
06.05 – 10.05 | 32. | 5. | Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей. | Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей | Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания тонкого пластика; щелевой замок. Модель ракеты. | С.138-145 | 1,2,3 |
13.05 – 17.05 | 33. | 6. | Помпон из ниток. Цыплёнок. | Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа | Приём вырезания из картона кругов с отверстиями; приём обматывания основы нитками. Помпон. Цыплёнок. (по выбору) | С.146-147 | 1,3 |
20.05 – 24.05 | 34. | 7. | Цветок из бисера. | Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа | Приёмы работы с бисером. Цветок из бисера. | С.148-152 /С.22/ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.
Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...
Рабочая программа педагога по технологии 2 класс ОС Школа 2100
Программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Образовательной программой МОУ С...
Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.
Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по технологии УМК "Гармония" 3 класс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебн...
Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс
Рабочая программа по предмету "Технология" в соответствии ФГОС Программа "школа России" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"
Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...