технология
план-конспект по технологии по теме

представлена теория на тему "Лепка. Работа с пластилином" и конспект урока для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lepka_iz_plastilina.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в преподавании трудового обучения»

Проект по теме: Рисунок на пластилине.

Методика Просняковой Т.Н.

                                                         Выполнил:

учитель начальных классов

                                                                   МБОУ СОШ № 21

                                                            Конакова Е.А.

2012г.

Лепка — это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках учитель  показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов .

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти уроки  дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования.

Выделяют особенности работы с пластилином:

·          мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

·          работа идёт сразу в цвете;

·          позволяет создавать дополнительные цвета;

·          материал практически не требует дополнительной подготовки;

·          позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

·          при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

Лепка из пластилина – это огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки в начальной школе, можно сделать вывод, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Использованная литература:

1.Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2.Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с.

3. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.

4.Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

5.Проснякова, Татьяна Николаевна. Технология. Уроки творчества: учебник для 2 класса/ «Учебная литература», 2008 – 112с.

Тема: Рисунок на пластилине. Методика Просняковой Т.Н.

Объект труда: рисунок на пластилине

Цели:

а) закреплять навыки, полученные при работе с пластилином;

б) дать представление о технике выполнения рисунка.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

2.Развивающие:

  1. развивать моторику пальцев;
  2. развивать навыки и умения ручного труда;
  3. развивать фантазию, мышление учащихся;
  4. развивать умение видеть красоту формы предмета.

3.Воспитательные:

  1. воспитывать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность;
  2. воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, пластилин, картон.

Оборудование для учащихся:  картон, пластилин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Урок труда – урок искусства, урок добра и доброты.

2.Рассказ учителя.

История лепки. (слайд 3-9)

-Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из  неё удобно лепить  различные  предметы. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепёшку и загибая её края. Скатывали также длинный глиняный  жгут,  а  потом  сворачивали  его  в  спираль. После   того   как   изобрели   гончарный   круг   и   печь для обжига,  посуда стала более  прочной  и  красивой. Такую  посуду делали  в Древней  Греции.
-  Как ты  думаешь,  для  чего она была  предназначена?

- Из глины   были   и   первые  таблички   для письма.    Острой    палочкой    по    влажной глине писали такие значки.

- Как ты  думаешь, что  они  обозначали?

-Глина служила  и  строительным  материалом.  В сирийских селениях  и  сейчас строят такие  глиняные жилища.

3.Основная часть урока.

Слайд 11. Посмотрите на доску, над чем мы сегодня будем работать?

Анализ образца.

- Рассмотрите рисунок. Как выполнено  изображение  на рисунках?  На чём?

Слайд 12.- Потренируйся  выполнять  штрихи  разной  длины  нажатием   стеки   или   ножичка.   Процарапывай   линии острой  палочкой  или  пустым  стержнем  от  ручки.

Слайд 13. - Подумай,  как  получить  полукруглые  отпечатки   разных                                                    размеров?
- Выбери   рисунок   и   выполни   эскиз   без   нажима   - «слабыми»  линиями.

Слайд 14. - Подумай,  какой  материал  можно  взять для  основы.  Какой  формы  может быть основа?

Слайд 15 - 16. - Чем  отличаются  эти  работы  от предыдущих?  
-  Какими предметами  их  можно  выполнять?

-Чтобы  открылась  основа  вокруг  птички,   надо  удалить лишний  пластилин  стекой  или  ножичком.

Слайд 17. - Подумай, какую работу ты хотел бы выполнить?

Практическая работа. Творческая деятельность.

– Определим план действий.

  1. Определиться с выбором картинки.
  2. Выбрать пластилин нужного цвета.
  3. Работать стекой.

– Приступили к работе.

4.Актуализация знаний и оценка результатов деятельности.

– Мы закончили выполнять свои работы.

– Понравилось ли вам работать пластилином?

– Какая тема работы у нас была? Что нового мы узнали о лепке?

5. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....