Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.
классный час (2 класс) на тему
Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса, помогает ученикам проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unt_vnekl.meropr.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.
Дата проведения: 28.11.2014
Класс: 2 «Б»
Тема внеклассного мероприятия: «Русское устное народное творчество»
Учитель: Грищенко Н.Л.
Оборудование: презентация, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.
Цель:
- наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
- развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
- способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
- совершенствовать коллективные формы работы.
Ход урока
I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.
Необычно, чудесной русской народной песней началось наше мероприятие.
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло)
Слайд 1 (солнышко)
Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего занятия, возможно произойдет чудо…
II. Вступительная беседа.
1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -
Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.
Каждый лепесток означает жанр УНТ.
Наши команды будут по одному срывать лепестки и выполнять задания.
Разминка: - Что вы знаете об УНТ?
- Какие жанры входят в УНТ?
-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто является их автором?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
Слайд
Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.
-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.
Так как работать вы будете в командах, давайте обговорим правила совместной работы.
А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд
Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
- Какие колыбельные песенки знаете вы? 1 конкурс
Давайте исполним эти колыбельные песенки. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
1.Самая знаменитая колыбельная песенка…
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок.
И утащит во лесок.
Баю-бай, баю-бай.
2. Киса, кисонька, коток,
Киса – серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
- Сегодня на празднике нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня. Все это устное народное творчество. А есть еще один веселый вид песен в которых народ высмеивал свои недостатки.
Ведущий. Частушки таят в себе неисчерпаемый источник поэзии, чистой, искренней, глубокой. И сейчас мы приглашаем вас на «Частушечный переполох».
Частушки.
1.Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
2.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
3. Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я пойду плясать,
Хоть и маленькая.
4. Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
5. Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
6. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
7. Я работал, я работал,
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
8. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Физминутка. Музыкальная.
Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.
А ещё, например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
2 Конкурс: Задания командам: Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
1-й команде будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
2-й команде тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Обсуждение: Для чего использовались потешки и приговорки?
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.
…. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
3.Конкурс: Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Терпение и труд –
Ученье свет, а не ученье –
Любишь кататься, люби и …
Не имей сто рублей, а имей …
2. Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов.
Труда – пруда
Время – потехе
Дело- Смело
Читает-знает.
4 Конкурс: Проинсценировать 1 пословицу так, чтобы другие поняли о чем идет речь.
А пока команды готовятся зрители поиграют
Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Игра со зрителями.
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).
Проигрываем 2 раза.
Молодцы, пословицы знаете хорошо.
Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку.
5 Конкурс: А сколько скороговорок придумал русский народ.
- Кто знает какие-нибудь скороговорки?(какая команда больше назовет скороговорок)
Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?
Слайд - Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.
6 Конкурс «Отгадай загадку»
Начинаем с загадок о человеке:
• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
• Тридцать молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о солнце, о звездах– обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.
• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
7 Конкурс: Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
3. Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
4. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
8 Конкурс: Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Вам необходимо будет за 3 минуты изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили».
Итог мероприятия. Оглашение результатов. Награждение.
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.
Благодарю всех за участие!
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
Труда – пруда
Время – потехе
Дело - Смело
Читает - знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.
Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества
Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...
Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"
Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"...