Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.
классный час (2 класс) на тему

Грищенко Наталья Леонидовна

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unt_vnekl.meropr.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение  Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Дата проведения: 28.11.2014

Класс: 2 «Б»

Тема внеклассного мероприятия: «Русское устное народное творчество»

Учитель: Грищенко Н.Л.

Оборудование: презентация, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.

Цель:

  • наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
  • развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
  • способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
  • совершенствовать коллективные формы работы.


Ход урока

I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.

Необычно, чудесной русской народной песней началось наше мероприятие.

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа.  Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло)

 Слайд 1 (солнышко) 

Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

 -Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего занятия, возможно произойдет чудо…

II.  Вступительная беседа.

1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -

Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.

Каждый лепесток означает жанр УНТ.

Наши команды будут по одному срывать лепестки и выполнять задания.

Разминка: - Что вы знаете об УНТ? 

- Какие жанры входят в УНТ?

-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?

- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

- Кто является их автором?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

Слайд

Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.

-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

Так как работать вы будете в командах, давайте обговорим правила совместной работы.

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд

Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

- Какие колыбельные песенки знаете вы?   1 конкурс

Давайте исполним эти колыбельные песенки. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

1.Самая знаменитая колыбельная песенка…

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок.

И утащит во лесок.

Баю-бай, баю-бай.

2. Киса, кисонька, коток,

Киса – серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

- Сегодня на празднике нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня. Все это устное народное творчество. А есть еще один веселый вид песен в которых народ высмеивал свои недостатки.

Ведущий. Частушки таят в себе неисчерпаемый источник поэзии, чистой, искренней, глубокой. И сейчас мы приглашаем вас на «Частушечный переполох».
Частушки.

1.Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
2.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
3. Эх, топни, нога,
Топни правенькая.

Я пойду плясать,
Хоть и маленькая.

4. Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.

5. Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
6. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
7. Я работал, я работал,
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!

8. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Физминутка. Музыкальная.

Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.

А ещё, например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

2 Конкурс: Задания командам: Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-й команде будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-й команде тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Обсуждение: Для чего использовались  потешки и приговорки?

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

…. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

3.Конкурс: Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Терпение и труд –

Ученье свет,  а не ученье –

Любишь кататься, люби и …

Не имей сто рублей, а имей …

 2. Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов.

Труда – пруда

Время – потехе

Дело- Смело

Читает-знает.

4 Конкурс:  Проинсценировать 1 пословицу так, чтобы другие поняли о чем идет речь.

А пока команды готовятся зрители поиграют

Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».

Игра со зрителями.

 Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:

- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).

Проигрываем 2 раза.

Молодцы, пословицы знаете хорошо.

Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод.

Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку.

 5 Конкурс:   А сколько скороговорок придумал русский народ.

- Кто знает какие-нибудь скороговорки?(какая команда больше назовет скороговорок)

Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок.  Что такое загадка?

Слайд -  Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

6 Конкурс  «Отгадай загадку»
Начинаем с загадок о человеке:
• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают
. (Волосы)
• Тридцать молотят –
Один поворачивает
. (Зубы и язык)

Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
 Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет.
(Лук)

А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о солнце, о звездах– обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)

Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.

7 Конкурс:  Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

 Ей не нравится весна,

 Ей на солнце тяжко,

 Слезы льет бедняжка.

 (Снегурочка)

2. А дорога – далека,

 А корзинка – нелегка,

 Сесть бы на пенек,

 Съесть бы пирожок.

 (Маша и медведь)

3. Отворили дверь козлята

 И … пропали все куда-то.

 (Волк и семеро козлят)

4. Не лежалось на окошке –

 Покатился по дорожке…

 (Колобок)

8 Конкурс:  Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Вам необходимо будет за 3 минуты изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили».

Итог мероприятия.   Оглашение   результатов.  Награждение.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

 Благодарю всех за участие!

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

Труда – пруда

Время – потехе

Дело - Смело

Читает - знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.

Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...

Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"

Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"...