Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.
статья (4 класс) на тему
Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patriotizma.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма, понимание народных традиций в начальных классах.
« Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связываются образ великой Родины.
В.А. Сухомлинский .
Учитель начальных классов: Тамбовцева Александра Геннадьевна
ГБОУ школа №15, г. Санкт-Петербург.
Цель – привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека.
Методы:
У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом. «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача».
Основными направлениями в системе патриотического воспитания учащихся начальных классов я определила следующие:
Этнокультурное. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции, знанию символики своей Родины.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, изучению русской военной истории.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Петь, плясать ,рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев-все эти возможности предоставляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даёт наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, и отгадывание которых так нравится детям.
Знакомство с особенностями русских пословиц, поговорок и загадок я начала с игры “ В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» . Учащиеся не только убедились в том, что используя в своей речи пословицы и поговорки можно ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, но и в том что такие маленькие изречения хранят в себе глубокий смысл, заложенный народом. Одним из основных жанров русского народного творчества является сказка. Она имеет огромный воспитательный потенциал. Поэтому очень важно не только приобщить детей к чтению русских народных сказок, но и понять чему учит народная мудрость.
Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Она, гармонично сочетает в себе подвижность и свободу с четкой организацией. Одно из достоинств народных игр заключается в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, учащиеся познают связи с материальной культуры народа с его духовной культурой. Систематическое включение этнокультурного материала в классные часы ,оказывают положительное влияние на формирование патриотического самосознание учащихся. Повышая уровень знаний детей о культуре русского народа.
Список литературы:
1. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1991. – 345с.
2. Бондаренко М.В. Гражданско–патриотическое воспитание в нашей школе.// Начальная школа. – 2002. - №4. – с.30 – 41.
3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -2–е изд. – М., -1997. -230 с.
4. Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург, 1998. – 189с.
5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников. -3 – е изд., переработанное и дополненное.- Санкт–Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. -400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...
Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.
Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса, помогает ученикам проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....
Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"
Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества
Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...