Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников
статья по чтению (3 класс) по теме
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих традиционных ценностей. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики. Ещё К. Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история.
Народная педагогика рассматривает такой духовный феномен, как пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников».
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих традиционных ценностей. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики. Ещё К. Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история.
Народная педагогика рассматривает такой духовный феномен, как пословицы и поговорки.
Большинство из них возникло на основе наблюдений человека за общественными и природными явлениями, некоторые появились в связи с историческими событиями, вошли в речевой обиход из произведений классиков русской литературы. В пословицах закрепилась житейская мудрость народа. За истекшие века многие изречения устарели, забылись, стали непонятными. Тем не менее, умело выбранные и, кстати, применённые пословицы и поговорки делают наглядной излагаемую мысль, а речь – более убедительной, доходчивой, живой.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания. Ценность пословиц и поговорок постигается расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Тематика пословиц и поговорок поистине всеобъемлюща. Есть пословицы сельскохозяйственные, бытовые, много пословиц о труде, семье, воспитании.
Многочисленные характерологические пословицы оценивают свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям.
Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков. Пословица колет не в бровь, а в глаз, она обличает зло и возвышает добродетель. Образность пословиц и поговорок делает их хорошим средством убеждения. Запоминание пословиц и поговорок облегчается игрой слов, разными созвучиями, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта, познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
Пословица – выкристаллизовавшееся общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам и поговоркам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. Многие пословицы и поговорки являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают её более образной и живой, поэтому приобщение к ним ребёнка является эффективным средством обогащения его речи, интонации, словарного запаса, средством развития воображения. Ведь чтобы использовать в речи пословицы или поговорки, ребёнок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
Подробнее остановимся на возможностях использования пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания младших школьников. Для выяснения степени понимания учащимися 1-х классов смысла пословиц как модели нравственного поведения мы предложили детям определить смысл следующих пословиц, отражающих различные стороны жизни людей:
1. Не одежда красит человека, а труд.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
3.Кто много читает, тот много знает.
4. Не красна жизнь днями, а красна делами.
5. Век живи, век учись.
6. Человек без друзей, что дерево без корней.
7. Своя земля и в горсти мила.
Анализ результатов опроса показал, что только 40% учащихся понимают смысл пословиц, а 32% понимают его буквально, 28% учащихся не смогли ответить.
Эти данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у детей умения использовать пословицы как модели поведения.
Проведённый опрос послужил основой для создания методики работы с пословицами и поговорками, тем более, что они в немалом количестве помещены в учебниках для чтения, особенно в Азбуке для 1-го класса.
На ранних этапах работы с пословицами и поговорками рекомендую использовать такие виды заданий, которые требуют от учащихся значительной самостоятельности и собственного творчества, например: изображение пословицы в виде рисунка, подбор к пословицам картинок и т.д. Для этих этапов работы я отбираю наиболее простые, доступные пониманию детей и ценные в воспитательном отношении высказывания.
При изучении темы «Звук [х] и буква Х” школьникам было предложено задание: прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите изучаемую букву, распределите пословицы по темам. Подобная работа позволяет не только активизировать мыслительную активность детей, но и воспитывать в них уважительное отношение к людям и результатам их труда, дружелюбное отношение к сверстникам, патриотизм.
Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах уроков русского языка. Так, при объяснении правописания безударных гласных в корне я использовала пословицы «Конец- делу венец» и «Кончил дело- гуляй смело».
В первой пословице есть слово с безударным гласным звуком (конец), во второй тот же гласный находится под ударением (кончил). После выяснения смысла я предложила детям назвать родственные слова, объяснить написание гласной о, найти проверочное слово. Сначала учащиеся списали обе пословицы, затем подчеркнули в словах конец, кончил гласную о, выделяя её.
Работа с учащимися на уроках чтения показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, её правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.
Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например, вопросы: «О ком можно сказать: не спеши языком, торопись делом?». «Кому мы напоминаем: слово- не воробей, вылетит- не поймаешь?».
Большое значение имеет работа над образностью пословиц. Постепенно дети осваивают более сложный для них материал. Они знакомятся с пословицами, которые отражают важные закономерности в жизни человеческого общества, обобщают богатый социально- исторический опыт народа и требуют умения мыслить отвлечённо. «Русская азбука» в связи с темой «Из прошлого нашей Родины» приводит пословицы «Смелость города берёт» и «Стоянием города не возьмёшь». Изречения такого характера прекрасно раскрывают детям народное отношение к прошлому, убеждают в том, что необходимо быть смелым и решительным в любом деле, укрепляют патриотические чувства ребят.
Использование пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания возможно и при проведении уроков по другим предметам. Отбор высказываний определяется темой конкретного урока и его целями.
Пословицы и поговорки можно использовать на уроке труда для организации деятельности детей. В этом случае пословица «Глаза боятся, а руки делают» помогала эмоционально настроить детей на непростую, требующую терпения и аккуратности работу, воспитывала в них трудолюбие, целеустремлённость.
Работа с пословицами на уроках математики позволила так организовать изучение темы, чтобы одновременно с решением дидактических задач школьники уяснили смысл пословицы «Добро помни, а зло забывай». Учащиеся отвечали на вопросы:
- К какой жизненной ситуации можно применять эту пословицу?
- Давайте подумаем, почему зло надо забывать, а добро – помнить.
- Чему научила вас эта пословица?
На уроке окружающего мира при изучении темы «Где зимуют птицы» наряду с усвоением научных знаний дети одновременно в виде игры работают с пословицами «На чужой сторонушке рад своей воронушке» и «Всяк кулик своё болото хвалит».
На уроках с целью нравственного воспитания младших школьников можно использовать разнообразные виды упражнений.
1. «Собери пословицу».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестность.
Детям предлагается узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей – восстановить исходный текст. Записываются версии детей, находится правильная и предлагается подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
2. «Найди лишнюю пословицу».
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
1. Хвастать – не косить, спина не болит.
2. Не спеши языком – торопись делом.
3. Язык до Киева доведёт.
4. От слова до дела сто перегонов.
3. «Найди пару».
Цель: развитие мышления, нахождение общего.
Необходимо сгруппировать пословицы по смыслу.
1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
2. Руби дерево по себе.
3. Знание никому не в тягость.
4. Без корня и полынь не растёт.
5. По Cеньке и шапка.
6. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Правильными будут ответы: 1-3; 2-5; 4-6.
4. «Перевод с русского на русский».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарём.
Преврати высказывание в пословицу:
Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенёк – волк.)
5. «Изобрази пословицу пантомимой».
Цель: показать возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов.
Пословицу показывают желающие ребята, а остальные её отгадывают. Это упражнение позволяет запомнить пословицу и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними, формированию коммуникативных умений.
Я включала пословицы и поговорки в содержание воспитательной работы как на уровне проведения мероприятий, так и в конкретных педагогических ситуациях, подтверждая их многочисленными примерами из жизни и опираясь на механизм нравственного воспитания. Например, пословицы и поговорки можно использовать и во внеклассных мероприятиях. Через конкретные художественные образы пословиц и поговорок я вела учащихся к осмыслению жизни, к осознанию огромной нравственной ценности труда.
Мною выделены следующие психолого – педагогические основы использования пословиц и поговорок как средств нравственного воспитания младших школьников:
1) необходимо проводить работу систематически, что позволит научить школьников собирать народные изречения, систематизировать их, анализировать их смысл, понимать обобщённый характер высказываний;
2) работа с пословицами и поговорками должна быть разнообразной, чтобы интерес к ним учащихся не только не угасал, но и стимулировал желание шире знакомиться с народным творчеством;
3) не следует ограничиваться теми пословицами и поговорками, которые помещены в детских книгах для чтения, а самим отбирать подходящие изречения;
4) необходимо при каждом удобном случае наглядно демонстрировать выразительность пословицы и поговорки, привлекая к этому и родителей.
Нравственное воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки.
.