Творческая мастерская, посвященная декаде русского языка "Святая Русь под мантией старинной"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, рассчитанное на параллель 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 92
Творческая мастерская,
посвященная декаде русского языка
Автор: Овечкина Надежда Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г.Новосибирск
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ,
посвященная декаде русского языка
Тема: Святая Русь под мантией старинной
Цель:
- Ознакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символами, языками;
- Раскрыть смысл понятия «патриотизм»
- Развивать речь, память, мышление;
- Воспитывать гражданственность, патриотизм.
Оборудование:
- Репродукции картин;
- Карта России;
- Символы страны;
- Рисунки учащихся;
- Народные костюмы;
- Русские народные песни.
Ход праздника:
- Вступительное слово учителя:
-Сегодня мы будем путешествовать по отдельным страницам древней истории России, вернемся в те годы, когда Россия еще называлась «Русью». Мы узнаем, как любили свою землю наши далекие предки, как заботились о ней, о ее процветании и развитии. Какие великие имена остались навеки в памяти потомков.
- Выступление учащихся:
1блок
- Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
- В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
- Из повести временных лет (показ книги) мы узнали много интересного:
- откуда пошла Русская земля,
-кто в Киеве стал первым княжить,
-и как возникла Русская земля.
И сказано в той повести:
- пришли славяне и сели по Днепру;
- был тут путь из Варяг в Греки;
- и пришел княжить в Новгород варяжский Князь Рюрик в 862 году;
- и сказал он про Киев: «Это будет мать городам русским. И стала Киевская Русь.
4. И был Киев столицей Руси много веков, пока не ушли славяне в леса от притеснений кочевников. И образовали там новый град- Москву.
5. В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы- реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том «вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя-Москва-град».
6. (ученик в костюме Ю.Долгорукого)
Москва-град!
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…
7. Москва с тех пор - столица России!
Откуда появилось такое название – «Россия»?
8. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
9. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё «россами», а страну, где они живут – Россией.
10. За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по - славянски назвали «Россия».
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться!
2 блок
11. Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
12. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло тогда на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
13. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
14. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране стали отмечать праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.
15. Итак, мы узнали, что братья Кирилл и Мефодий, греки или македонские болгары по национальности, жили в IX веке. Они составили азбуку для болгарского языка (теперь мы называем этот язык древнеболгарским или церковнославянским). Он был понятен каждому славянину и вскоре стал общим литературным языком славянского мира. И от него пошли все славянские языки, в том числе и русский.
16. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
17. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
18. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
19. Русоволосые и сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Хором: МЫ – СЛАВЯНЕ!
20. Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь вы россияне,
Издревле кто вы?
Хором: МЫ – СЛАВЯНЕ!
21. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (кириллица)
А почему она так называется? ( по имени Кирилла, одного из братьев.)
3 блок
22. Много разных, очень важных событий произошло за всю историю нашей страны. Мы расскажем ещё об одном.
Недавно мы встречали Новый год. А знаете ли вы, как и когда праздновали Новый год на Руси?
23. В далёком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со времени введения христианства, Новый год праздновали 1 марта. В 1343 году Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось ещё 150 лет.
24. И только с самого конца XV века по конец XVII века Новый год праздновали на Руси с 1 сентября.
25. Когда царём на Руси стал ПётрI, всё изменилось. Возвратившись из своего первого путешествия по Европе, царь ПётрI стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго-настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по- праздничному.
26. 15 декабря 1699 года по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь «лета исчеслять в приказах и во всех делах» с 1 января, а не с 1 сентября.
27. Утром 1 января 1700 года ПётрI сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом в 200 пушек. А вечером в тёмном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по-европейски, в разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год семейный праздник, и его встречают в кругу родных и самых близких друзей.
4 блок
28. Есть ещё нечто важное для нас, что ведётся со времён древней Руси – почитание своих родителей. С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В нравоучениях от древнего писания
говорится: «благослави отца или матерь», «заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «почитай старших, благогови». Что такое «благогови»?
Благоговейное - доброе, вежливое, доброжелательное, приятное отношение к старшим.
29. Царь ПётрI в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нём сказано: «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но всё потаённым образом, с великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать».
30. «Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести себя вежливо и учтиво.
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать , пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо».
31. « Без просу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать». Многие из этих правил действуют до сих пор. Главное из которых – уважение к старшим.
5 блок
32. Что, по-вашему, объединяет всех нас? Да, все мы – россияне! Вы, конечно, знаете, что у каждого государства есть свои символы- герб, флаг, гимн.
Есть они и у нашего государства. Символы эти со временем меняются. Наш флаг – бело- сине- красное полотнище, пришёл тоже из прошлого.
33. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.
34. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.
35. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов.
36. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
37. Гимн- это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
38. Гимн- это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников.
Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей страны, выражает веру в лучшее будущее.
6 блок
39. Ну, что ж, друзья, сегодня мы вернулись в старину. Скажите, а благодаря чему мы знаем историю нашей страны? Благодаря её языку! Какой язык является государственным?( русский) Да, великий наш, могучий русский язык, про который сказано немало красивых слов.( читают высказывания великих людей о языке)
40. Но, всех самоцветов стократ драгоценнее ,
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь,
Создание народного светлого гения
Могучую, звучную, сочную речь.
41.О, русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твое не шелохнуто великолепие,
Твоя чистота и твоя простота.
42. Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и в строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы, академики и мужики.
43. Прошел ты сквозь мрак исторической полночи,
К сиянью кремлёвских негаснущих звёзд,
Правдив по- толстовски,
По-пушкински солнечен,
По-горьковски ясен, прозрачен и чист.
44. Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святая Русь под мантией старинной
Данный урок прививает детям любовь к русскому зодчеству.Воспитывает гуманные чувства, учит детей отыскивть воплощение"Святой Руси" в русской поэзии.Пробуждает чувство преклонения и уважения перед тала...
Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"
Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия: Познакомить с историей возникновения куклы,...
Литературно-музыкальная композиция «Святая Русь под мантией старинной…» или «Дорога к храму».
Данная литературно-музыкальная композиция использована в рамках проекта "Времен связующая нить"...
Творческая мастерская "С.А.Есенин - певец русской природы"
Текст занятия и презентация....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях» ...