Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"
методическая разработка (2 класс) по теме
Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия:
- Познакомить с историей возникновения куклы, разными видами народной куклы
- Познакомить с изготовлением традиционной куклы
- Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
- Развивать индивидуальные творческие способности.
- Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
- Познакомить с новыми словами и их значениями: «зерновушка», «оберег», «лоскут», «десятиручка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnaya_bereginya.zip | 209.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии, и, надеюсь, что
Мы работать будем дружно,
С делом справимся в пути!
Чтобы, гости дорогие,
захотели вновь прийти!
2.Мотивация в деятельности
-А, чтобы поверить вашу внимательность и настроиться на работу сыграем в игру «Топай-хлопай»:
-Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.
Ткань, бумага, ножницы, картон, игла, древесина, молоток, пила, пластилин, топор, линейка.
3.Сообщение цели урока
-Молодцы! Я вижу, что вы сообразительные и внимательные. До начала занятия вы слушали песню. О чем она?
-Кто уже догадался, о чем мы станем говорить на занятии, и что изготовлять?
-Правильно, это кукла. Слайд
-А что же такое кукла?
-Есть ли у вас куклы дома? Какие любимые? Как вы с ними играете? Слайд
-А знаете ли вы, что куклы появились в глубокой древности?
4.Беседа по теме занятия
-Ведь сначала кукла вовсе не была игрушкой. Их изготавливали из разных материалов (глины, древесины, ткани, ниток) и просили о помощи. Если то, о чем просили, исполнялось - куклу благодарили, кормили. А если не исполнялось - её выбрасывали. И тогда их подбирали дети. Постепенно эти куклы стали оберегами.
-Как вы думаете, что обозначает это слово? А вот как объясняется это слово в словаре. Слайд
-Помните ли вы сказку «Василиса Прекрасная и Баба-Яга»? Куда посылала мачеха девочку за огнем? Что у неё было с собой? Только лишь куколка подаренная матерью. Но злая ведьма ничего не смогла с ней сделать.
«Иди домой, благословенная дочка!»- сказала Баба-Яга, увидев куколку.
-Вот какой силой обладали эти простые куколки!
-Таких кукол-оберегов было несколько видов. Посмотрите на экран.
- Кукла- масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Слайд
- А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Слайд
- Кукла - десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Слайд
- Кукла на счастье Слайд
5.Практическая работа
-И сегодня я предлагаю вам тоже изготовить себе куколку.
-Называется она «Северная берегиня». Слайд
-Как думаете, почему у неё такое название?
-Действительно, делали её в северных районах России, а ещё ставили эту куклу в северный угол избы. И она берегла всю семью, приносила мир и покой в дом.
-Нам понадобятся ткань семи видов, нитки, ножницы.
-Прежде чем начать нашу работу, вспомним технику безопасности при работе с ножницами:
1.Хранить в определенном месте
2.Не оставлять ножницы раскрытыми
3.Не держите ножницы острием вверх
4.Передавайте ножницы товарищу кольцами вперед
-Маша, передай ножницы Полине. Полина, передай ножницы Ксюше и т.д.
-Молодцы, вы умеете пользоваться инструментами.
-Итак, приступим. Гости, если хотят, тоже могут к нам присоединиться.
-Когда делают куклы- обереги, ножницами и иглами пользоваться не рекомендуется, чтобы жизнь была не колючая и резаная. Пробуем оторвать лоскуты руками. Отмеряем 6 сантиметров и отрываем. Кто не сможет - берите ножницы.
-Складываем ткань так, как показано на экране. Теперь складываем полоски друг на друга, и перегибаем пополам. Слайд
-Возьмите нитки и перевяжите, выделив голову. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета. Слайд
-Теперь займемся головным убором, и одновременно руками. Пользуясь схемой, выполняем руки. Слайд
-Помещаем платок на голову, перевязываем красивой лентой. Слайд
-Наша берегиня готова. Надеюсь, что она будет помогать и оберегать вас и ваших близких.
6.Рефлексия деятельности:
-Как вы запомнили, когда появились первые куклы?
-Из чего их делали?
-Названия, каких кукол вы запомнили?
-Молодцы!!
- Оцените, пожалуйста, свою работу. В этих коробочках находятся цветы. Подарите своей кукле розовый цветок, если вы считаете, что работали хорошо, со всеми заданиями справились, научились чему-то новому. Подарите синий цветок, если только часть заданий вы выполнили, и дарите желтый цветок, и вы ничему не научились, и было совсем неинтересно.
-Я рада, что вам понравилось наше занятие. Слайд
-Спасибо за работу. До свидания
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Северная берегиня».
Задачи мастерской:
- Познакомить с историей возникновения куклы, разными видами народной куклы
- Познакомить с изготовлением традиционной куклы
- Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
- Развивать индивидуальные творческие способности.
- Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
- Познакомить с новыми словами и их значениями: «зерновушка», «оберег», «лоскут», «десятиручка»
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, образец куклы, ситцевая ткань 7 расцветок размером 6 х 18 см по количеству человек, шерстяные нитки, лоскуты красной ткани для платков, ножницы, ленты.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальна
Литература
- Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 200
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль,
- http://oberejie.ru/zakrutka.htm Кукла закрутка
- http://www.rukukla.ru/article/trya/happydoll.htm
- http://stranamasterov.ru
- Сайт ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Виктории Кузнецовой
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования
«Северная берегиня»
творческая мастерская
составила: Лусникова Е.А.,
педагог дополнительного образования
с. Панаевск, 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» «Мастерская Деда Мороза»
Разработан: педагогом ДО 1 кв. категории Чиликановой О.М.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Знакомство с историей возникновения колокольчиковРазвитие навыков декорирования объемной формы графическими узорамиВоспитание эст...
Сценарий открытого занятия по корригирующей гимнастике по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс
Сценарий открытого занятия по корригирующей гимнастике по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс...
Сценарий открытого занятия по литературному чтению «День поэзии»
В 1999 году было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Было принято решение провести коллективный краткосрочный проект по литературному чтению в 3Б классе, который бы способствовал - развити...
Сценарий открытого занятия "Наши любимцы"
История одомашнивания диких животных. Уход за домашними любимцами. Как избежать опасности. Пословицы и поговорки о животных....
Конспект открытого занятия "Умелые ручки" по теме "Снежинки из синельной проволоки"
Конспект открытого урока-занятия в рамках "Умелые ручки" по теме: изготовление поделок из синельной проволоки....
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития. Материалы можно скачать здесь https://yadi.sk/d/Nc5Zy0XqBWuSFA...
Конспект открытого занятия на тренажёрах творческого объединения «Тонус» (физкультурно-спортивной направленности)
Тема: Занятие на тренажерах.Цель: закрепление умений работы на тренажерах простого и сложного типа. Задачи:- развивать разные группы мышц, выносливость, гибкость, ловкость;- разучить дыхат...