Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"
методическая разработка (2 класс) по теме

Лусникова Елена Анатольевна

 

Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия:

  1. Познакомить с историей возникновения куклы, разными видами народной куклы
  2.  Познакомить с изготовлением традиционной куклы
  3. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать индивидуальные творческие способности.
  5. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
  6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
  7. Познакомить с новыми словами и их значениями: «зерновушка»,  «оберег», «лоскут», «десятиручка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon severnaya_bereginya.zip209.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии, и, надеюсь, что

                                                   Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

захотели вновь прийти!

2.Мотивация в деятельности

-А, чтобы поверить вашу внимательность и настроиться на работу сыграем в игру «Топай-хлопай»:

-Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.

Ткань, бумага, ножницы, картон, игла, древесина, молоток, пила, пластилин, топор, линейка.

3.Сообщение цели урока

-Молодцы! Я вижу, что вы сообразительные и внимательные. До начала занятия вы слушали песню. О чем она?

-Кто уже догадался, о чем мы станем говорить на занятии, и что изготовлять?

-Правильно, это кукла. Слайд

-А что же такое кукла?

-Есть ли у вас куклы дома? Какие любимые? Как вы с ними играете? Слайд

-А знаете ли вы, что куклы появились в глубокой древности?

4.Беседа по теме занятия

-Ведь сначала кукла вовсе не была игрушкой. Их изготавливали из разных материалов (глины, древесины, ткани, ниток) и просили о помощи. Если то, о чем просили, исполнялось - куклу благодарили, кормили. А если не исполнялось - её выбрасывали. И тогда их подбирали дети. Постепенно эти куклы стали оберегами.

-Как вы думаете, что обозначает это слово? А вот как объясняется это слово в словаре. Слайд

-Помните ли вы сказку «Василиса Прекрасная и Баба-Яга»? Куда посылала мачеха девочку за огнем? Что у неё было с собой? Только лишь куколка подаренная матерью. Но злая ведьма ничего не смогла с ней сделать.

«Иди домой, благословенная дочка!»- сказала Баба-Яга, увидев куколку.

-Вот какой силой обладали эти простые куколки!

-Таких кукол-оберегов было несколько видов. Посмотрите на экран.

 - Кукла- масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Слайд

-  А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Слайд

- Кукла - десятиручка  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Слайд

- Кукла на счастье Слайд

5.Практическая работа

-И сегодня я предлагаю вам тоже изготовить себе куколку.

-Называется она «Северная берегиня». Слайд

-Как думаете, почему у неё такое название?

-Действительно, делали её в северных районах России, а ещё ставили эту куклу в северный угол избы. И она берегла всю семью, приносила мир и покой в дом.

-Нам понадобятся ткань семи видов, нитки, ножницы.

-Прежде чем начать нашу работу, вспомним технику безопасности при работе с ножницами:

1.Хранить в определенном месте

2.Не оставлять ножницы раскрытыми

3.Не держите ножницы острием вверх

4.Передавайте ножницы товарищу кольцами вперед

-Маша, передай ножницы Полине. Полина, передай ножницы Ксюше и т.д.

-Молодцы, вы умеете пользоваться инструментами.

-Итак, приступим. Гости, если хотят, тоже могут к нам присоединиться.

-Когда делают куклы- обереги, ножницами и иглами пользоваться не рекомендуется, чтобы жизнь была не колючая и резаная. Пробуем оторвать лоскуты руками. Отмеряем 6 сантиметров и отрываем. Кто не сможет - берите ножницы.

-Складываем ткань так, как показано на экране. Теперь складываем полоски друг на друга, и перегибаем пополам. Слайд

-Возьмите нитки и перевяжите, выделив голову. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета. Слайд

-Теперь займемся головным убором, и одновременно руками. Пользуясь схемой, выполняем руки. Слайд

-Помещаем платок на голову, перевязываем красивой лентой. Слайд

-Наша берегиня готова. Надеюсь, что она будет помогать и оберегать вас и ваших близких.

6.Рефлексия деятельности:

-Как вы запомнили, когда появились первые куклы?

-Из чего их делали?

-Названия, каких кукол вы запомнили?

-Молодцы!!

- Оцените, пожалуйста, свою работу. В этих коробочках находятся цветы. Подарите своей кукле розовый цветок, если вы считаете, что работали хорошо, со всеми заданиями справились, научились чему-то новому. Подарите синий цветок, если только часть заданий вы выполнили, и дарите желтый цветок, и вы ничему не научились, и было совсем неинтересно.

-Я рада, что вам понравилось наше занятие.  Слайд

-Спасибо за работу. До свидания

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Северная берегиня».

Задачи мастерской:

  1. Познакомить с историей возникновения куклы, разными видами народной куклы
  2.  Познакомить с изготовлением традиционной куклы
  3. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать индивидуальные творческие способности.
  5. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
  6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
  7. Познакомить с новыми словами и их значениями: «зерновушка»,  «оберег», «лоскут», «десятиручка»

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, образец куклы, ситцевая ткань 7 расцветок  размером 6 х 18 см по количеству человек, шерстяные нитки, лоскуты красной ткани для платков, ножницы, ленты.

 Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальна

Литература

  1. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 200
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.
  4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль,
  5.    http://oberejie.ru/zakrutka.htm Кукла закрутка
  6.   http://www.rukukla.ru/article/trya/happydoll.htm
  7.    http://stranamasterov.ru
  8. Сайт ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Виктории Кузнецовой

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат  «Панаевская школа-интернат  среднего (полного) общего образования

«Северная берегиня»

творческая мастерская

                                   составила: Лусникова Е.А.,

                                                      педагог дополнительного образования

с. Панаевск, 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» «Мастерская Деда Мороза»

Разработан: педагогом ДО 1 кв. категории Чиликановой О.М.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Знакомство с историей возникновения колокольчиковРазвитие навыков декорирования объемной формы графическими узорамиВоспитание эст...

Сценарий открытого занятия по корригирующей гимнастике по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс

Сценарий открытого занятия  по корригирующей гимнастике  по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс...

Сценарий открытого занятия по литературному чтению «День поэзии»

В 1999 году было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Было принято решение провести коллективный краткосрочный проект по литературному чтению в 3Б классе, который бы способствовал - развити...

Сценарий открытого занятия "Наши любимцы"

История одомашнивания диких животных. Уход за домашними любимцами. Как избежать опасности. Пословицы и поговорки о животных....

Конспект открытого занятия "Умелые ручки" по теме "Снежинки из синельной проволоки"

Конспект открытого урока-занятия в рамках "Умелые ручки" по теме: изготовление поделок из синельной проволоки....

Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития

Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития. Материалы можно скачать здесь https://yadi.sk/d/Nc5Zy0XqBWuSFA...

Конспект открытого занятия на тренажёрах творческого объединения «Тонус» (физкультурно-спортивной направленности)

Тема: Занятие на тренажерах.Цель: закрепление умений работы на тренажерах простого и сложного типа.   Задачи:- развивать разные группы мышц, выносливость, гибкость, ловкость;- разучить дыхат...