Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»
классный час

Давыдова Наталья Евгеньевна
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская для учащихся начальных классов.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»

Давыдова Н.Е

учитель начальных классов

Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков.  Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с прошлым, заполнить значимостью настоящее и осмысленно готовиться к будущей жизни.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии:
  • воспитывать уважение к русским традициям: любовь к родному языку:
  • развивать желание развивать кругозор, внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.

Оборудование:

  • у учеников  -  лист бумаги, ручка;
  • распечатки кроссворда и заданий о способе образования фамилий;
  • рисунки людей различных профессий.

План проведения классного часа:

  • Вводное слово учителя «Почему на Руси появились фамилии. Некоторые способы образования русских фамилий».
  • Чтение и обсуждение стихотворения Г. Граудина «Прадеды».
  • Практическая работа «Происхождение фамилий». Развивающие задания.
  • Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

Ход классного часа

  1. Вводная часть

Учитель:

Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Фамилия, как и отчество, переходит к сыну или дочери, как правило, от отца. Но бывают и исключения, когда дети получают фамилию матери, а иногда даже дедушки или бабушки. А вот в старину фамилий у людей не было. Представьте себе, что много-много лет назад в одной из русских деревень жило с десяток мальчиков по имени Ваня.

 «Ваня», - говорила одному из них мать,- сбегай к Ване, пусть он позовет своего дружка Ваню да соседа Ваню. Возьмите корзинки  побольше и сходите в лес по грибы»

- Ребята, правильно ли поймет ее сын? К тому ли Ване пойдет? Немудрено запутаться. Вот придумали тогда различать людей по прозвищу или по прозванию, а те, в свою очередь позже стали фамилиями.

   Занимался человек изготовлением бочек, значит, давали ему прозвище по названию ремесла - Бочар или Бондарь, впоследствии дети его стали Бочаровы или Бондаревы. Был разговорчив да болтлив – получил прозвище – Каляка, что означает говорун, болтун. Его потомкам досталась фамилия  Калякины или Болтуновы, или Говорухины. Имел человек громкий, зычный голос – прозвали его Зык или Зыка, то есть громкоголосый, крикун, а потомкам его досталась фамилия Зыкины или Зыковы, или Крикуновы.

   Но не только прозвище становилось фамилией. Так, например, фамилии князей и бояр образовывались от названий тех владений, которые им принадлежали: Тверской, Мещерский, Вяземский.

   Дворянам же, не всегда имевшим свои земельные  владения, от которых могла бы произойти их фамилия, часто присваивали фамилии по имени отца или матери: Михайлов,

Дмитриев, Ефросиньин. Торговые и служивые люди в основном получали фамилии по названиям тех  мест, откуда они были родом: Москвин, Астраханцев, Вологжанин.

Словом, способов образования русских фамилий очень много.

2. Чтение и обсуждение стихотворения.

          Г. Граудин "Прадеды"

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева - деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

Мял Кожемякин кожи,

С пилою Пильщиков дружил,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже...

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись и ты увидишь в них

Историю России.

Учитель:

- Как в стихотворении объясняется происхождение фамилий?

- О чем может рассказать фамилия?

- Знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии?

Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.

3. Практическая работа "Происхождение фамилий".

1) Расшифруйте запись на доске. (Слайд)

ЫЙ

ВР

ЕП

РТ

ЕП

Учитель:

   Петр Первый своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, " по именам с отцы и с прозвищи", т. е. по имени, отчеству и фамилии.

- Ребята, вам интересно узнать, откуда  у А.С. Пушкина такая фамилия?

   Жил в 14 веке боярин Григорий по прозвищу Пушка. За что он получил такое прозвище? Возможно, за чересчур громкий голос, напоминавший пушечный выстрел, а может быть, он имел какое - то  отношение к пушкарному делу. Как бы то ни было, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту, потомку боярина Григория Пушки.

2) Развивающее задание.

Учитель:

   Попробуйте сами определить, пользуясь сведениями из краткого словарика, от чего образовалась та или иная фамилия. Соедините стрелками соответствующие строчки левого и правого столбиков.

     (Ученики получают распечатки и работают в парах).

Афиногенов

Озорник, буян

Барышников

Черноволосый

Бушуев

Могучий, упрямый человек.

Вешняков

Перекупщик, мелкий торговец.

Есенин

Потомок богини Афины.

Жуков

Широкоплечий

Рогачев

Тощий, худой человек.

Чистяков

Родившийся весной.

Суханов

Родившийся осенью

Ширяев

Чистоплотный человек

 Проверка.

Слайд на доске: (Правильные ответы)

1-5, 2-4, 3-1,4-8, 5-9, 6-2, 7-3, 8-10, 9-7, 10-6.

3) Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.

          С. Михалков "Смешная фамилия".

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин,Супов,

Слюнтяев, Тряпкин, Самоед,

Пупков и Перепутов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

 Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

4) Продолжить эту считалку.

У поэта М. Яснова есть стихотворение, которое называется "Считалка с фамилиями".

Цыпленок - Курочкие.

Утенок - Уточкин.

Щенок - Собачкин.

Жеребенок - Клячкин.

Барашек - Овечкин.

А я? - Человечкин.

5) Разгадайте кроссворд "Знаменитые русские фамилии".

По горизонтали:

1. Первый космонавт Земли.

2. Автор текста Гимн России.

3. Самый знаменитый солнечный клоун.

4. Художник, автор картины "Богатыри".

5. Первый президент России.

По вертикали:

6. Прославленная фигуристка, выступавшая в парном катании.

7. Самая популярная женщина - композитор.

Слайд с кроссвордом на доске (коллективная работа)

7П

1Г

А

Г

А

Р

И

Н

2М

И

Х

А

Л

К

О

В

6Р

М

3П

О

П

О

В

У

Д

Т

4В

А

С

Н

Е

Ц

О

В

5Е

Л

Ь

Ц

И

Н

В

Н

А

А

6) Самостоятельная работа

Учитель:

Запишите слово "фамилия". По моему сигналу к каждой букве этого слова придумать и записать какую-либо фамилию.

Ф-
А-
М-

И-
Л-
И-
Я-

4.Подведение итогов.

Учитель:

Продолжите фразу: "Сегодня я узнал..."

5. Рефлексия (Графическая)

Цель-выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Учитель:

Все справились? Молодцы! Ребята, выберите мордочку, какое настроение у вас было на нашем занятии? Обведите ее в кружочек.

(Вручение детям сертификата "Знатоки фамилий").

Литература:

1.    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.

2.    Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, имен, прозвищ.

3.    Словарь русских фамилий.

4.    Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов ко Дню Победы.

Мероприятие разработано с целью формирования активной жизненной позиции у младшего школьника, воспитания уважения к героическому прошлому страны....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.

Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...

Творческая мастерская для учащихся начальных классов.

Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков.  Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с про...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс). Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...