Святая Русь под мантией старинной
план-конспект урока (3 класс) по теме

Наберушкина Антонина Ивановна

Данный урок прививает детям любовь к русскому зодчеству.Воспитывает гуманные чувства, учит детей отыскивть воплощение"Святой Руси" в русской поэзии.Пробуждает чувство преклонения и уважения перед талантом русских мастеровых, чувство любви и гордости за русский народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_svyataya_rus.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

в 3 классе

Автор: Наберушкина А.И.

МОУ СОШ №55, г. Саратова

Тема урока. «Святая Русь под мантией стариной… или «Дорога к храму»

Цель : познакомить учащихся с прекрасными творениями русского зодчества.

Задачи:

                Обучающая: учить детей отыскивать воплощение «Святой Руси» в русской                            

                                        поэзии, показать глубину понятия «Святая Русь», учить работать

                                        со словарями, дополнениями.

Развивающая: развивать творческое воображение, умение пользоваться своими презентациями к уроку, интерес к познанию прошлого Руси, стремление изучить историю своей Родины.

Воспитывающая: пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом русских мастеровых, чувство гордости и восхищения за свою Родину и любовь к ней…

Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.

Место урока в учебном плане: открытие новых знаний.

Возраст учащихся: 9 лет.

Методы работы: беседа, чтение стихов, работа с компьютером.

Программное обеспечение:

учитель – Microsoft  Word, PowerPoint;

дети - Microsoft  Word, книги с храмами, Соборами, Словари Даля и Ожегова, презентации к уроку, иконы, книги.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (сочинение).
  3. Беседа учителя с детьми. Работа со словарями.
  4. Физминутка.
  5. Рассказ учителя о Святой Руси с презентацией.
  6. Задание на дом.
  7. Итог урока.

Ход урока.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

1. Органи-

зационный

момент

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Приветствие,

проверка готовности у

уроку.

Давайте послушаем отрывки из ваших сочинений о Святой Руси.

Что такое «Святой?»

Как вы понимаете?

Найдите определение в словарях.

Дети: Быстро прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, читаем,

Хорошо запоминаем.

Ни минутки не теряем.

Зачитывают из своих сочинений, как они понимают: почему Русь называют Святой?

Дети зачитывают, что такое «святой» в Толковом словаре.

Психологический настрой на урок.

Слайд №1

Определение «святой».

1.Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.

2.Обладающий божественной благодатью.

3.Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности.

     

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

3. Беседа с детьми                                        

В своей книге «Что такое Россия?» В.С. Соловьев говорит: «…желая похвалить свою национальность в самой этой похвале народ выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает.

Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе.

Англичане с любовью говорят: старая Англия.

Немец с гордостью заявляет о немецкой верности.

А что же говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности. Ничего такого он не говорит. А желая выразить свои лучшие чувства к Родине, он говорит «Святая Русь».

Книга Соловьева В.С. «Что такое Россия?»

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

Ф. Тютчев

«Удрученный нашей крестной, Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя…»

- Что же такое «Святая Русь»?

Святая Русь – это:

- русские города: Москва, Рязань, Владимир, Новгород, Ярославль, Псков;

- церкви, храмы, сборы;

- древние иконы;

- православные праздники;

(Какие православные праздники вы знаете?)

- малиновый звон колоколов

Колокола Святой Руси. Ни одно столетие звучат они над широкими просторами нашей Родины, призывая народ в храм Божий. В небесных мелодиях слышится голос души народной – народа богатого наследничеством Небесного Царства, народа страдальца, неоднократно распинаемого, но всегда воскресающего, восстающего из праха и пепла, народа Богоносца, с душой святою и богатою. Любя свою Родину, стремясь её

Пасха, Рождество, Крещение, Благовещение и др.

Читает ребенок К.Бальмонт

Выплывают слайды с видами городов

Слайд: звон колокола

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

приукрасить, приводя к подобию красоты Небесного Отечества, создает чудные храмы, обители, собирает в них иконы, святыни, дивные песнопения, колокольные звоны, всё то, что является святыней, напоминающей о его высоком звании – народа Христианского.

- Почему Благовещенье представляется поэту «праздником света»?

«Лицо старой России, - писал В.Солоухин, определялось теми сотнями тысяч  церквей и колоколен, которые

Читают дети

1. Вижу старую Москву

В молодом уборе.

Я смеюсь и я живу

Солнце в каждом взоре.

От Старинного Кремля

Звон плывёт волною,

А во рвах живет земля

Молодой травою

В чуть пробившейся траве

Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве –

Это праздник света

(дети зачитывают отрывки из своих сочинений)

Слайды с храмами Москвы.

Звон колоколов.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах, и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького».

Вслушайтесь в название храмов, соборов и посмотрите на творения зодчих и архитекторов, русских мастеров, известные всему просвещенному миру.

Читает ученик

«Белеет церковь над рекою.

За ней опять – леса, поля.

И всей весенней красотою

Сияет русская душа»

                      А. Блок

Слайды

1) Успенский собор Московского Кремля

2) Храм Христа Спасителя (Москва)

3) Колокольня Ивана Великого (Москва)

  4) Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле

5) Дмитриевский собор во Владимире

6) Софийский собор в Новгороде

7) Церковь Покрова на Нерли (Владимир)

8) Успенский собор в Рязани

9) Церковь

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

«Светом сочится зари золотей, русское зодчество»

Когда мы любуемся зданием, картиной, скульптурой мы ведь не думаем об их пользе, а просто долго-долго смотрим на них. Они возбуждают в нас «добрые чувства». Давайте почитаем отрывок из книги С. Голицына «Сказания о белых камнях»

Дети:

-Русские зодчие создали подлинные чудеса;

-Русские церкви украшались позолоченными куполами;

-Православные храмы с сияющими куполами;

-Храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой, величием;

-Они – бессмертное свидетельство трудов, подвига служения и вдохновения русского народа.

Как только пересечешь железнодорожную насыпь,

Вознесения в селе Коломенское

Книги с соборами и храмами

Слайд

Церковь на Нерли

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

Любуясь храмом Покрова на Нерли, мы лучше видим красоту народа-творца, красоту Родины. Кем он был создатель прекрасного

так издали показывается беленькая церковь. Я назвал её царевна. Во времена моей юности купол её был золотым и ярко горел на солнце… До чего она хороша! Стоит одиноко возле молоденькой вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озера – Старицы. Хитрец, строивший её, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Царевна, точно белая голубка, готова взлететь в небо. Этой легкости хитрец достиг множеством вертикальных линий, из коих сложены стены, будто не имеющие никакого весу. В молодой берёзовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен устремлены вверх. значит, думалось ему, что его творение славит Богородицу».

Слайд

Церковь «Покрова на Нерли»

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

творения? Монахом, ремесленником или ещё кем, мы не знаем. Но мы чувствуем одно- он обладал русской душой. С детства вдохновляли его дубравы, реки тихоструйные, зори алые, печальные песни хлебопашцев, кружевное узорочье на дубовых теремах боярских. И всё это он перенес на белые камни, передавая ту красоту, что подслушал, подглядел в свои юные годы. Он беспредельно любил Русь, убогую и обильную, измученную. И когда создавали его сердце, его ум, его руки белокаменную царевну, то с надеждой думал он о грядущей «Победе своей Родины».

А вот ещё одно драгоценное и прекрасное место под названием село Коломенское

Ученик

Здесь в Коломенском, стоит «очаровательная, белоснежная, голубоглавая (о пяти куполах) Казанская церковь, построенная Иваном Грозным в честь взятия Казани.

Слайд

Село Коломенское

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

Учитель

О церкви Вознесения, находящейся в Коломенском, поэт Б.Чичибабин написал потрясающие строки

Ребята! Какими эпитетами наделяет автор церковь в Коломенском?

Какие слова показывают восхищение автора

Дети

1)Всё, что мечтала услышать душа в всплеске колодезном вылилось в возгласе: «Как хороша церковь в Коломенском!»

2)Здравствуй, царевна, средь русских церквей, бронь от обидчиков. Шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков.

3) Божья краса в суете не видна. С гари да с ветра я вижу:

Стоит над Россией одна самая светлая…

Чашу страданий испивши до дна,

Пальцем не двигая, вижу:

Стоит над Россией одна

Самая тихая…

4)В милой пустыни вдали от людей нет одиночества.

Светом сочится, зари золотей, русское зодчество.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

творением русского зодчества?

А нам, жителям Саратова дороги свои храмы, соборы, часовни.

А что вы чувствуете, дети, когда смотрите на величественные соборы, церкви?

Когда раздается колокольный звон, трогательный и торжественный, кажется, что они говорят:

«ве-ли-кий на-род соз-дал нас, ве-ли-кий, ве-ли-кий, ве-ли-кий».

Царевна, божья краса, самая светлая, самая тихая, милой пустыни, зари золотей

Дети

-восторг;

-удивляюсь красоте;

-радуюсь, что у нас есть такое;

-восхищаюсь теми, кто возводил такие здания.

Читают дети:

1)Но вверх взгляни,

над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту,-

Как дым костра в безветрии,      

Как пламя, как песня,

Храм струится в высоту.

Идут слайды соборов и церквей Саратова и области

Презентации детей о Саратовских церквях

Колокольный звон (в записи)

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

Учитель

Творение наших предков – храмы – высоки и величавы, будто предназначены соединить небо и землю. Они озаряют нас светом бессмертия. И мы свою подлинную высоту, высоту человеческого духа осознаем перед лицом Господа.

Учитель

Нужен ли нам колокольный звон?

Подумайте, дети, почему слыша колокольный звон,

2) Он рвется ввысь,

Торжественен и строен,

Певучей силой, камень окрылён –

Для Бога он, или не для Бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

О ранний благовест и майская заря! Как этот звон, могучий и тяжёлый,

Сливается с открытой и веселой

Равниной зеленеющих полей!

                      (И. Бунин)

Ученик

Писатель М.Волостнов говорит: «Кто знает, может они (колокола) и в самом деле лишние сейчас, когда Земля опутана компьютерной коммуникацией. К чему их звон?.. Только слух раздражать. Но почему же, слыша этот долгий-долгий звон, я уповаю на спасение?»

Звучат колокола (запись)

Колокольный звон (запись)

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методический

комментарий

На дом

Итог урока

человек, написавший эти строки надеется на спасение?

Напишите дома, слушали ли вы этот звон? Когда? И что вы чувствовали?

«Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит – и жизнь, камней груда,

Летит на нас,- вдруг знает Бог откуда,

Нам на душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет,

И страшный груз минутно приподнимет».

Стоят на Руси храмы –

Одни возрождаются из небытия А некоторые возводятся заново

(как у нас в Солнечном)

Плывет по Руси малиновый звон. Так радостно сознавать, мы живы, жива наша Россия. Дорога к храму открыта для всех, кто стремится к совершенству, кто хочет обрести себя в этом мире.

Спаси нас, Боже, и сохрани!

Слайд нового храма в Солнечном имени Георгия Победоносца

Литература:  Арнина Н.Л. Уроки прекрасного.М.,1983г.

                       ГрабарьИ.Петербургская архитектура в 18-19 веках.

                       Словарь русского языка. Сос. С.И.Ожегов

                       Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М.,1986г.

                       Уроки жизни. Уитнэсс Ли. Москва. 2001г.

                        http:// zavuch.info.ru

                        http:// www.pravoslavie.ru

                        http: //www.solnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,

Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,...

Литературно-музыкальная композиция «Святая Русь под мантией старинной…» или «Дорога к храму».

Данная литературно-музыкальная композиция использована   в рамках проекта "Времен связующая нить"...

Творческая работа (сочинение) по теме "Святая Русь"

Творческая работа по русскому языку обучающейся 4 класса Фоменко Екатерины по теме "Святая Русь"...

Виртуальная экскурсия на святой источник "Святая ручка"

Виртуальная экскурсия для обучающихся 3-4 классов. Историческая справка, диалог с обучающимися, ход экскурсии, направлены на поддержание интереса к истории родного края....

Творческая мастерская, посвященная декаде русского языка "Святая Русь под мантией старинной"

Внеклассное мероприятие, рассчитанное на параллель 4 классов...

Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.– Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на...

«По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.Жить - Богу служить.С молитвою в устах,с работою в руках....