Святая Русь под мантией старинной
план-конспект урока (3 класс) по теме
Данный урок прививает детям любовь к русскому зодчеству.Воспитывает гуманные чувства, учит детей отыскивть воплощение"Святой Руси" в русской поэзии.Пробуждает чувство преклонения и уважения перед талантом русских мастеровых, чувство любви и гордости за русский народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_svyataya_rus.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
в 3 классе
Автор: Наберушкина А.И.
МОУ СОШ №55, г. Саратова
Тема урока. «Святая Русь под мантией стариной… или «Дорога к храму»
Цель : познакомить учащихся с прекрасными творениями русского зодчества.
Задачи:
Обучающая: учить детей отыскивать воплощение «Святой Руси» в русской
поэзии, показать глубину понятия «Святая Русь», учить работать
со словарями, дополнениями.
Развивающая: развивать творческое воображение, умение пользоваться своими презентациями к уроку, интерес к познанию прошлого Руси, стремление изучить историю своей Родины.
Воспитывающая: пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом русских мастеровых, чувство гордости и восхищения за свою Родину и любовь к ней…
Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.
Место урока в учебном плане: открытие новых знаний.
Возраст учащихся: 9 лет.
Методы работы: беседа, чтение стихов, работа с компьютером.
Программное обеспечение:
учитель – Microsoft Word, PowerPoint;
дети - Microsoft Word, книги с храмами, Соборами, Словари Даля и Ожегова, презентации к уроку, иконы, книги.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (сочинение).
- Беседа учителя с детьми. Работа со словарями.
- Физминутка.
- Рассказ учителя о Святой Руси с презентацией.
- Задание на дом.
- Итог урока.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
1. Органи- зационный момент 2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. | Приветствие, проверка готовности у уроку. Давайте послушаем отрывки из ваших сочинений о Святой Руси. Что такое «Святой?» Как вы понимаете? Найдите определение в словарях. | Дети: Быстро прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, читаем, Хорошо запоминаем. Ни минутки не теряем. Зачитывают из своих сочинений, как они понимают: почему Русь называют Святой? Дети зачитывают, что такое «святой» в Толковом словаре. | Психологический настрой на урок. Слайд №1 Определение «святой». 1.Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. 2.Обладающий божественной благодатью. 3.Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
3. Беседа с детьми | В своей книге «Что такое Россия?» В.С. Соловьев говорит: «…желая похвалить свою национальность в самой этой похвале народ выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе. Англичане с любовью говорят: старая Англия. Немец с гордостью заявляет о немецкой верности. А что же говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности. Ничего такого он не говорит. А желая выразить свои лучшие чувства к Родине, он говорит «Святая Русь». | Книга Соловьева В.С. «Что такое Россия?» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
Ф. Тютчев «Удрученный нашей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя…» - Что же такое «Святая Русь»? Святая Русь – это: - русские города: Москва, Рязань, Владимир, Новгород, Ярославль, Псков; - церкви, храмы, сборы; - древние иконы; - православные праздники; (Какие православные праздники вы знаете?) - малиновый звон колоколов Колокола Святой Руси. Ни одно столетие звучат они над широкими просторами нашей Родины, призывая народ в храм Божий. В небесных мелодиях слышится голос души народной – народа богатого наследничеством Небесного Царства, народа страдальца, неоднократно распинаемого, но всегда воскресающего, восстающего из праха и пепла, народа Богоносца, с душой святою и богатою. Любя свою Родину, стремясь её | Пасха, Рождество, Крещение, Благовещение и др. Читает ребенок К.Бальмонт | Выплывают слайды с видами городов Слайд: звон колокола |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
приукрасить, приводя к подобию красоты Небесного Отечества, создает чудные храмы, обители, собирает в них иконы, святыни, дивные песнопения, колокольные звоны, всё то, что является святыней, напоминающей о его высоком звании – народа Христианского. - Почему Благовещенье представляется поэту «праздником света»? «Лицо старой России, - писал В.Солоухин, определялось теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые | Читают дети 1. Вижу старую Москву В молодом уборе. Я смеюсь и я живу Солнце в каждом взоре. От Старинного Кремля Звон плывёт волною, А во рвах живет земля Молодой травою В чуть пробившейся траве Сон весны и лета. Благовещенье в Москве – Это праздник света (дети зачитывают отрывки из своих сочинений) | Слайды с храмами Москвы. Звон колоколов. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах, и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького». Вслушайтесь в название храмов, соборов и посмотрите на творения зодчих и архитекторов, русских мастеров, известные всему просвещенному миру. | Читает ученик «Белеет церковь над рекою. За ней опять – леса, поля. И всей весенней красотою Сияет русская душа» А. Блок | Слайды 1) Успенский собор Московского Кремля 2) Храм Христа Спасителя (Москва) 3) Колокольня Ивана Великого (Москва) 4) Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле 5) Дмитриевский собор во Владимире 6) Софийский собор в Новгороде 7) Церковь Покрова на Нерли (Владимир) 8) Успенский собор в Рязани 9) Церковь |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
«Светом сочится зари золотей, русское зодчество» Когда мы любуемся зданием, картиной, скульптурой мы ведь не думаем об их пользе, а просто долго-долго смотрим на них. Они возбуждают в нас «добрые чувства». Давайте почитаем отрывок из книги С. Голицына «Сказания о белых камнях» | Дети: -Русские зодчие создали подлинные чудеса; -Русские церкви украшались позолоченными куполами; -Православные храмы с сияющими куполами; -Храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой, величием; -Они – бессмертное свидетельство трудов, подвига служения и вдохновения русского народа. Как только пересечешь железнодорожную насыпь, | Вознесения в селе Коломенское Книги с соборами и храмами Слайд Церковь на Нерли |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
Любуясь храмом Покрова на Нерли, мы лучше видим красоту народа-творца, красоту Родины. Кем он был создатель прекрасного | так издали показывается беленькая церковь. Я назвал её царевна. Во времена моей юности купол её был золотым и ярко горел на солнце… До чего она хороша! Стоит одиноко возле молоденькой вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озера – Старицы. Хитрец, строивший её, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Царевна, точно белая голубка, готова взлететь в небо. Этой легкости хитрец достиг множеством вертикальных линий, из коих сложены стены, будто не имеющие никакого весу. В молодой берёзовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен устремлены вверх. значит, думалось ему, что его творение славит Богородицу». | Слайд Церковь «Покрова на Нерли» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
творения? Монахом, ремесленником или ещё кем, мы не знаем. Но мы чувствуем одно- он обладал русской душой. С детства вдохновляли его дубравы, реки тихоструйные, зори алые, печальные песни хлебопашцев, кружевное узорочье на дубовых теремах боярских. И всё это он перенес на белые камни, передавая ту красоту, что подслушал, подглядел в свои юные годы. Он беспредельно любил Русь, убогую и обильную, измученную. И когда создавали его сердце, его ум, его руки белокаменную царевну, то с надеждой думал он о грядущей «Победе своей Родины». А вот ещё одно драгоценное и прекрасное место под названием село Коломенское | Ученик Здесь в Коломенском, стоит «очаровательная, белоснежная, голубоглавая (о пяти куполах) Казанская церковь, построенная Иваном Грозным в честь взятия Казани. | Слайд Село Коломенское |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
Учитель О церкви Вознесения, находящейся в Коломенском, поэт Б.Чичибабин написал потрясающие строки Ребята! Какими эпитетами наделяет автор церковь в Коломенском? Какие слова показывают восхищение автора | Дети 1)Всё, что мечтала услышать душа в всплеске колодезном вылилось в возгласе: «Как хороша церковь в Коломенском!» 2)Здравствуй, царевна, средь русских церквей, бронь от обидчиков. Шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков. 3) Божья краса в суете не видна. С гари да с ветра я вижу: Стоит над Россией одна самая светлая… Чашу страданий испивши до дна, Пальцем не двигая, вижу: Стоит над Россией одна Самая тихая… 4)В милой пустыни вдали от людей нет одиночества. Светом сочится, зари золотей, русское зодчество. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
творением русского зодчества? А нам, жителям Саратова дороги свои храмы, соборы, часовни. А что вы чувствуете, дети, когда смотрите на величественные соборы, церкви? Когда раздается колокольный звон, трогательный и торжественный, кажется, что они говорят: «ве-ли-кий на-род соз-дал нас, ве-ли-кий, ве-ли-кий, ве-ли-кий». | Царевна, божья краса, самая светлая, самая тихая, милой пустыни, зари золотей Дети -восторг; -удивляюсь красоте; -радуюсь, что у нас есть такое; -восхищаюсь теми, кто возводил такие здания. Читают дети: 1)Но вверх взгляни, над сизыми холмами Увидишь ты ожившую мечту,- Как дым костра в безветрии, Как пламя, как песня, Храм струится в высоту. | Идут слайды соборов и церквей Саратова и области Презентации детей о Саратовских церквях Колокольный звон (в записи) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
Учитель Творение наших предков – храмы – высоки и величавы, будто предназначены соединить небо и землю. Они озаряют нас светом бессмертия. И мы свою подлинную высоту, высоту человеческого духа осознаем перед лицом Господа. Учитель Нужен ли нам колокольный звон? Подумайте, дети, почему слыша колокольный звон, | 2) Он рвется ввысь, Торжественен и строен, Певучей силой, камень окрылён – Для Бога он, или не для Бога строен, Но человеком был воздвигнут он. О ранний благовест и майская заря! Как этот звон, могучий и тяжёлый, Сливается с открытой и веселой Равниной зеленеющих полей! (И. Бунин) Ученик Писатель М.Волостнов говорит: «Кто знает, может они (колокола) и в самом деле лишние сейчас, когда Земля опутана компьютерной коммуникацией. К чему их звон?.. Только слух раздражать. Но почему же, слыша этот долгий-долгий звон, я уповаю на спасение?» | Звучат колокола (запись) Колокольный звон (запись) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методический комментарий |
На дом Итог урока | человек, написавший эти строки надеется на спасение? Напишите дома, слушали ли вы этот звон? Когда? И что вы чувствовали? «Когда в кругу убийственных забот Нам всё мерзит – и жизнь, камней груда, Летит на нас,- вдруг знает Бог откуда, Нам на душу отрадное дохнёт, Минувшим нас обвеет и обнимет, И страшный груз минутно приподнимет». Стоят на Руси храмы – Одни возрождаются из небытия А некоторые возводятся заново (как у нас в Солнечном) Плывет по Руси малиновый звон. Так радостно сознавать, мы живы, жива наша Россия. Дорога к храму открыта для всех, кто стремится к совершенству, кто хочет обрести себя в этом мире. Спаси нас, Боже, и сохрани! | Слайд нового храма в Солнечном имени Георгия Победоносца |
Литература: Арнина Н.Л. Уроки прекрасного.М.,1983г.
ГрабарьИ.Петербургская архитектура в 18-19 веках.
Словарь русского языка. Сос. С.И.Ожегов
Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М.,1986г.
Уроки жизни. Уитнэсс Ли. Москва. 2001г.
http:// zavuch.info.ru
http:// www.pravoslavie.ru
http: //www.solnet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,
Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,...
Литературно-музыкальная композиция «Святая Русь под мантией старинной…» или «Дорога к храму».
Данная литературно-музыкальная композиция использована в рамках проекта "Времен связующая нить"...
Творческая работа (сочинение) по теме "Святая Русь"
Творческая работа по русскому языку обучающейся 4 класса Фоменко Екатерины по теме "Святая Русь"...
Виртуальная экскурсия на святой источник "Святая ручка"
Виртуальная экскурсия для обучающихся 3-4 классов. Историческая справка, диалог с обучающимися, ход экскурсии, направлены на поддержание интереса к истории родного края....
Творческая мастерская, посвященная декаде русского языка "Святая Русь под мантией старинной"
Внеклассное мероприятие, рассчитанное на параллель 4 классов...
Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)
Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.– Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на...
«По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века»(«Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.Жить - Богу служить.С молитвою в устах,с работою в руках....