"Сокровища человеческого сердца"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Открытый классный час «Сокровища человеческого сердца» для 2-4 классов
Подготовила учитель начальных классов Митькова Т.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый классный час «Сокровища человеческого сердца» для 2-4 классов
Подготовила учитель начальных классов Митькова Т.В.
1.Актуализация знаний:
-Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже?
-Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?
-А что можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.(под музыку «Однажды в Америке»)
Сказка «Сокровища пирата» М.А.Андрианова.
Артем часто любил в своей комнате шепотом разговаривать с игрушечным кроликом. Вот и сегодня, услышав от мамы странные слова о том, что настоящее богатство и сокровище находятся у человека в его сердце, он пошел к своему другу кролику, взял его на руки и стал с ним разговаривать:
– Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? – спросил Артем и, не ожидая ответа, продолжил. – Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я глупый и маленький, и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов вместе смотрели, там еще один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Не помнишь? Ну, ты должен вспомнить, этот пират еще все время песенку напевал:
– Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои...
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то хриплый тихий голос:
– Правильно, правильно думаешь.
Артем резко от испуга повернул голову. На стене, позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма и очень похожее на тень. Артем хотел было закричать и позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
– Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я по твоей просьбе пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема очень быстро прошел, и он тихо спросил тень: – А какие же у меня в сердце сокровища?
– Радость, любовь, доброта и много других, – прошептала тень.
– Вот глупая тень, – подумал Артем. – Да какие же это сокровища. Надо мне с нею поскорее поменяться, пока она не передумала своей глупой головой. А сам вслух спросил: – Если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
– Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь.
– Вот здорово. – подумал Артем и сразу же захотел меняться.
– Но сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание:
– Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей. Радость, ты мне не нужна, мне игрушек бы сполна.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень несчастного пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь. Со многими игрушками пробовал играть Артем. Одни игрушки появлялись, другие пропадали, а радости ну нисколечко.
Вышел Артем во двор поиграть, опять никакой радости, угостили мороженым, опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Понял он, что до конца жизни уже ничему не сможет радоваться. Вернулся он домой совсем печальным, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика: – Ого-го, эге-ге, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои. Только он допел последнее слово, как опять на стене появилась тень несчастного пирата.
– Ну что, Артемка, обезьян дразнить пойдем-ка, – шутливо сказала тень, – еще какими-нибудь сокровищами поменятся хочешь? В этот раз тень выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
– Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
– Ишь чего захотел, хитренький, – сказала тень. – Мы с тобой уже поменялись, а обратно поменяться невозможно. Если хочешь поменяться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание, вслед за тенью:
– Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей, ни любовь, ни доброта мне нисколько не нужна, моя радость, ты теперь, возвращайся поскорей.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротою, стала светлеть и вскоре совсем исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук и обрадовался удачному обмену, деньги из сундучка достал, распихал их по карманам и довольный побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и все игрушки, и игры во дворе с друзьями, друзей и все на свете. Но самое страшное было то, что он разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. А вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь через три дня Артем успел со всеми перессориться и поругаться и даже передрался со своими друзьями по двору. Домой он приходил совсем грустным, ведь теперь без любви и со злобой в сердце родители казались ему совсем чужими и неприятными людьми. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется.
– Опять меня тень обманула, – подумал Артем, – и зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил.
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
– Ну, как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка, может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил: – А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
– Фу, какой ты злой и бессердечный, получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, – обиженно сказала тень и тут же исчезла.
Стал Артем плакать и жалеть, что тогда сразу не поверил маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целые два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно могло быть похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его:
– Ого-го, эге-ге, эй, сокровища, вы где? Возвращайтесь-ка назад, я вам буду очень рад, и любовь, и доброта, буду с вами навсегда.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему опять вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел эту песенку пирата из мультфильма, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
2.Обсуждение сказки.
-О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки?
-Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами?
-Почему он потом начал сильно жалеть об этом?
-Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок?
-Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. В первом сундуке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека.
-Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет – добро.
-А что такое добро? Как вы понимаете смысл этого слова?
-Назовите однокоренные слова к слову «добро». Все ли слова вам понятны?
(припев из песни Шуры «Твори добро»)
«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро –все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они неразделимы. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А.Чепурова (написаны на доске, читает его ученик):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Ребята второго класса работали с толковым словарем Ожегова и Шведова. Вот, что они вычитали.
Андрея:В широком смысле слово добро обозначает положительные ценности. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший. В словаре В.Даля, например, «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина.
Алена: Добро, связывают с понятием БЛАГО, к которому относят то, что полезно людям. Благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу. Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, справедливость. Что же объединяет эти разные вещи, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны. Добро – это любовь, мудрость, талант, вера и надежда, истина и красота.
-Верите ли вы в добро? Почему?
-Как и у большой реки, у доброты есть свои истоки. Когда закладывается в человеке этот исток добры?
-Конечно, с детства. В родительском доме. Отчий дом – это начало больших добрых дел. Значит, здесь большое значение имеет воспитание, которое вы получаете в семье, в школе, в среде окружающих.и очень важное значение имеет, что вы сами хотите в себе воспитать, во что вы верите, за какие истины стоите.
-Ребята, а как вы думаете какого человека можно назвать добрым?
Мухиддин: Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить нашу радость, даже когда у него свои проблемы, или горе, или он очень устал. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость и великодушие, отзывчивость. Конечно он не ангел, не герой сказки и не маг с волшебной палочкой.
-Можем ли мы положить все эти составляющие добра во второй сундучок? Кто хочет их еще раз назвать и положить жемчужину в сундучок?
-Все ли значения слов вам понятны? Значения каких слов вам надо объяснить?
-А просто ли быть добрым?
Стихи о добре (дети читают стихи)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта –не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
Физминутка «Клоунада»
-Вы выполняли упражнение и улыбались, значит, в вашем сердце живет радость. А можно ли радость быть компонентом доброты?
-Совсем недавно в школе проходила неделя добра. Вы много подбирали пословиц о добре. В этом конкурсе многие из вас получили награды. Вы не будете мне их называть, мы поиграем сейчас в игру, а заодно и узнаем, помните ли вы пословицы, которые писали. Дано начало пословицы, нужно найти продолжение и объяснить их значение:
1.Доброе слово лечит, 6.-будешь сам без беды.
2.Добрая слава лежит, 1.злое-калечит.
3.Доброта нигде не теряет 3.своего достоинства.
4.Кто любит добрые дела, 2.а худая бежит.
5.Добрые вести 4.тому и жизнь мила.
6.Делай другим добро 5.прибавят чести.
Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Многие из ребят размышляли: А почему русский народ придумал ту или иную пословицу? Ребята писали сочинение.
Ульяна
Добро век не забудется.
Прошлой весной у своего дома я нашла раненную ласточку. Она не могла летать из-за перебитого крыла. Наверное, она попала в когти соседского кота. Я взяла ласточку домой и ухаживала за ней всю весну. Когда она выздоровела, я отпустила ее. Осенью та самая ласточка села ко мне на окно и будто пропела: «Твое добро век не забудется!»
Данил
Помощь соседу.
На летние каникулы я уезжаю к бабушке и дедушке в деревню. Рядом с ними живет сосед- Сергей Иванович. Он посадил сорок грядок лука. Утром я проснулся и пошел гулять. Сергей Иванович один собирает лук. Я захотел ему помочь. Сергей Иванович вытаскивал лук, а я относил его в корзинке. На следующий день я помогал ему кормить кур. Мне было приятно помогать Сергею Ивановичу. Ведь не зря говорят: «Жизнь дана на добрые дела!»
-С детства мы учимся различать добро и зло, и в этом нам помогают сказки. В сказках противостояние добрых и злых героев неизменно завершается победой добра.
Какие же герои пришли к нам в гости: добрые или злые?
1.Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
(Красная Шапочка)
2.Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка)
3.Живет в желтой Африке,
Где бегают жирафики,
Ужасный, страшный он злодей,
Он носит имя …
(Бармалей)
4.С рыбой дружит этот парень,
Его сани едут сами,
Ведра ходят за водой.
Вспомните, кто он такой.
(Емеля)
5.Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я в башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая, кто тут подскажет?
Золушка
6.Подарит новое корыто,
Новый дом и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача.
Рыбка
7.Работаю споро, умело и ловко,
В деле любом проявляю сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедем белым в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
Царевна лягушка
8.Что за зверь гуляет в сказке?
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах.
Кот в сапогах
-Многие из вас нарисовали рисунки по сказкам. Давайте с вами постараемся определить, а какое богатство из второго сундучка помогло победить зло? Кто будет первым?
Итог (музыка «Одинокий пастух»)
-Давайте посмотрим на наши сундучки. Итак, их два. В одном – бусы, колечки и другие украшения, а также деньги. Это богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
-А в другом сундучке – доброта, радость, мудрость, мужество, любовь, честность, справедливость, дружба, вера, красота – все то, что мы сегодня называли. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать, нельзя увидеть, может быть, это и не богатство вовсе?
-Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первого сундучка или со второго?
-Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находиться в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ, никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.
-А сейчас мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы давно мечтали?
-А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок или когда вы помогаете, утешаете, успокаиваете кого-нибудь?
-Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей добротой, любовью, вниманием, терпением. А может человек быть грозой, градом, холодным дождем? Как о нем мы можем сказать?
-Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были добрыми и ласковыми солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватает каждому из нас. Пусть сейчас каждый возьмет кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре.
Минутка откровения.
-У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а глазами.
Любите друг друга искренним сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб с сердце пришел долгожданный покой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация с конкурса "Сердце, отданное детям" 2010 "Детство - важнейший период человеческой жизни..."
В суете повседневной жизни, где время движется с бешеной скоростью, вечерами после рабочего дня мне нравится сидеть в кресле и размышлять о прошедшем дне, о своей жизни, чего я в ней добилась, чего бы...
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
Конспект социального тренинга «Сокровища сердца» для детей с ЗПР 3 «А» класс
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Процесс нравственного воспитания включает в себя формирован...
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)
Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...
Богатство человеческого сердца
Данный воспитательский час дан в рамках нравственного воспитания. Целью этого мероприятия - систематизирование знаний учащихся в этом направлении, полученных за несколько лет....
классный час "Человеческое сердце"
Человеческое сердцеЦель: утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: доброту, любовь, красоту, милосердие....
Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА...