Театральная постановка "Щелкунчик и Мышиный Король"
методическая разработка (1 класс) по теме
Данный сценарий составлялся самостоятельно с опорой на книгу А.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". По данному сценарию поставлен спектакль. (есть фотоотчёт).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchelkunchik_i_myshinyy_korol.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий:
Рождественская история по мотивам сказки Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" пленяет сердца детей и взрослых. В ночь на Рождество крестный подарил главной героине необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался настоящим принцем... В ней чистое любящее сердце маленькой девочки освобождает его от злых чар…. Хотя, постойте… зачем я вам всё это рассказываю?! Предлагаю вам самим окунуться в мир сказки… ведь сказка - это капелька чуда, капелька света и доброй надежды над тем, что добро всегда побеждает зло!
Музыка (НАЧАЛО СКАЗКИ)
Сцена 1
Сказочник (Дроссельмейер):
Хотите послушать сказку о Щелкунчике и Мышином короле?..
Всё это началось в чудесный рождестл венский вечер, когда во всех домах маленького немецкого городка шли весёлые праздничные приготовления. В этот вечер детям советника Штальбаума весь день не разрешалось входить в гостиную, там готовили ёлку.
В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно…
Мари: Ты слышишь, в гостиной что-то делают.
Фриц: Слышу. С самого утра всё чем-то шуршат, постукивают.
Мари: А только что мне послышалось – кто-то напевает.
Фриц: А может это Дроссельмейер – наш крёстный? Наверное, опять сломались большие часы, и он пришёл их чинить.
Мари (радостно): Интересно, какие подарки он на этот раз смастерил для нас. Никто не умеет делать таких игрушек, как наш крёстный.
Фриц: Я думаю, это будет крепость с солдатами, они будут палить из пушек и скакать на горячих конях.
Мари: Нет! Нет! Крёстный рассказывал мне о волшебном саде, там большое озеро, а по нему плавают прекрасные лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…
Фриц: Лебеди не едят марципана, а целый сад крестному и не сделать. Скорей бы уж открыли двери, так трудно ждать.
Мари: Тихо! Мне чудится, откуда-то долетает музыка. Ты слышишь? Давай посмотрим в окно?
Фриц: Уже совсем стемнело, и опустели улицы.
Только снег, пушистый и мягкий, продолжает падать на землю.
Видно, и снежинкам в этот вечер хочется увидеть праздничное чудо?!
“Вальс снежных хлопьев”
Сцена 2
Сказочник (Дроссельмейер):
И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь-динь-динь! "
Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети замерли на пороге.
Мама и папа:
Идемте, идемте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!
Мари: Нарядная кукла, новенькая посудка… Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице!
Фриц: Новенький конь! Да он лютый зверь! Ну, ничего, я уж его вышколю!!!
О! Да это же новые гусары!
Мари: Спасибо мамочка, спасибо папа!
Фриц: Столько подарков у нас ещё не было никогда!!! (Радостно)
Мари: Ах, крёстный, ну наконец-то ты пришёл! Что ты нам смастерил на этот раз? (Заглядывает в коробку.)
Фриц: Давай скорее открывай! Не терпится мне поиграть.
Сказочник (Дроссельмейер): Вот, смотрите какую игрушку я вам принёс…
Фриц: А это что еще такое? Какой ужасный уродец! Играть с таким бы я не стал.
Мари:Ах, Фриц, ну что ты говоришь!
Крёстный, а для кого этот человечек?
Сказочник (Дроссельмейер): Он, милая Мари, будет усердно трудиться для всех. Его дело – разгрызать твёрдые орехи.
Мари:Так это Щелкунчик!
Сказочник (Дроссельмейер): Ну да. Как видишь, он очень уродлив, но тут уж ничего не поделаешь. Но если он пришёлся тебе по вкусу, ты заботься о нём, и береги его.
Фриц: А, ну тогда пусть он потрудится для меня… на, разгрызи для меня этот орех… (Фриц даёт самый большой орех Щелкунчику и ломает его…)
Мари: Фриц, что ты натворил! Ты злой, Фриц!
Фриц: Ой, ну и потешный же уродец этот щелкунчик!
Мари: Бедный, милый Щелкунчик! Я буду выбирать для него самые маленькие орехи, чтобы ему не было трудно, и чтобы ему не приходилось слишком широко раскрывать рот.
Сказочник (Дроссельмейер): Ну, не ссорьтесь, дети.
Мама: Дети, уже поздно, пора спать…
Фриц: Правда, и моим солдатам пора на покой! При мне никто из них не имеет право «клевать носом»! (Убегает)
Мари: Милая мамочка, позволь мне побыть здесь ещё минуточку, одну только минуточку!
Папа (маме): она у нас разумная девочка и потому позволь ей побыть наедине со своим новым любимцем!
Мама: Хорошо, Мари! Только не засиживайся долго, а то завтра тебя не добудишься с утра…
Да и ты, крёстный, не морочь голову детям своими сказками…
(Родители уходят спать)
Мари: Мне он нравится и такой. Что бы с ним не случилось, я всегда во всём приду к нему на помощь, если будет нужно.
Сказочник (Дроссельмейер):
Скажу тебе по секрету, твоя помощь, может быть, и в самом деле понадобится Щелкунчику,
но тс-с-с! Об этом никто не должен догадываться кроме нас с тобой. Всё впереди, всё впереди…
А если тебе интересно, я могу рассказать, почему Щелкунчик стал таким уродливым.
Мари: Расскажи, расскажи, крёстный!
Сказочник (Дроссельмейер): В давние, давние времена жили-были король и королева. У них родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками:они съели сало, предназначенное для королевских колбас, превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щёлканье орехов. И вот вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, нашёлся юноша. Он расколол орех и принцесса, съев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги... Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика.
Мари: Бедный Щелкунчик! Крёстный, а как помочь ему?
Сказочник (Дроссельмейер):Да, говорят, он нашёл в книгах, что уродство Щелкунчика исчезнет только в том случае, если он победит мышиного короля – сына Мышильды.
Ну, бери своего Щелкунчика, Мари, мне пора уходить.
Мари: До скорого, крёстный! Ах, Щелкунчик, миленький, пожалуйста, не сердись, что Фриц сделал тебе больно: он ведь не нарочно. Просто он огрубел от суровой солдатской жизни, а так он очень хороший мальчик, уж поверь мне! А я буду беречь тебя и заботливо выхаживать.
Милый Щелкунчик, как хорошо, что ты у меня есть!
Танец Мари и Щелкунчика (Мари кружится с игрушкой)
Мари: Уже поздно, милый Щелкунчик, и пора ложиться спать… Я оставлю тебя на полке со всеми игрушками.
Сцена 3
Сказочник :Мари устроилась в тёплой уютной кроватке, как во всех углах — за печью, за стульями, за шкафами — началось тихое-тихое шушуканье, перешептыванье и шуршание. А часы на стене зашипели, захрипели всё громче и громче, но никак не могли пробить двенадцать.
Мари испугалась, а часы хрипели громче и громче, и Мари явственно расслышала:
Мышиный король:
Тики-так, тики-так –
Не стучите громко так.
Слышит всё король Мышиный,
Трик-трак, трик-трак, бум-бум.
Ну, часы напев старинный, Трик-трак, бум-бум.
Ну, пробей, пробей, звонок, Королю приходит срок.
Долго ждал я это время, наконец настал мой час.
Сказочник: Тут она увидела, что шкаф странно светится и в нём идёт какая-то возня и суетня.
Куклы беспорядочно бегали взад и вперёд и размахивали ручками. Вдруг, поднялся Щелкунчик, и одним прыжком соскочив с кровати, громко крикнул:
Щелкунчик
Щёлк-щёлк-щёлк, Глупый мышиный полк,
То-то будет толк – Сдавайся, мышиный полк!
Клерхен: Разве можно вам, государь, идти в бой, навстречу опасности, больным и с не зажившими ещё ранами!
Щелкунчик: (Присел на колено перед куклой) О, прекрасная дама, и на поле брани не позабуду я оказанные мне вами милость и благоволение!
Мышиный король:
Править балом мне сейчас!
Эй, мышиные полки, Норы покидайте,
На Щелкунчика в поход срочно выступайте!
Щелкунчик:
Стройся взвод!
1-й солдатик-гусар (обращаясь к Щелкунчику)
Да, наш государь,
Мы верны Вам.
Ведите нас в бой,
На смерть или на победу.
2-й солдатик-гусар (обращаясь к Мышиному королю)
И короля мышей мы не боимся!
За правду с ним сегодня мы сразимся!
Щелкунчик: Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление! (громко скомандовал Щелкунчик)
Где трубач? Почему он не трубит?
Куклы: Урра!!!!
Щелкунчик:
Игрушки в бой!
(БОЙ)
Сказочник: Одно было ясно: обе армии бились с большим ожесточением, и победа переходила то на ту, то на другую сторону.
Клерхен: Неужели я умру во цвете лет, неужели умру я, такая красивая кукла!
Трудхен(кукла №2): Не для того же я так хорошо сохранилась, чтобы погибнуть здесь, в четырёх стенах!
(Потом они упали друг другу в объятия и так громко разревелись)
Мышиный король:
Будут новые порядки!
Украшенья с ёлки снять,
Сгрызть игрушки и подарки!
И в нору их перетаскать.
Чтоб ни игр теперь, ни песен!
По углам развесить сыр!
Окна чёрным занавесить!
Понаделать всюду дыр!
Щелкунчик:
Вперёд, мои верные друзья!
Бейте, бейте мышиный полк…
Мышиный король:
Щелкунчика растоптать, раздавить!
Мама милая моя так учила ведь меня!
Мышильда:
Ты сыночек мой прелестный, ты никем не победим,
Ты всегда неотразим. Ха-ха-ха…
Сказочник: Мари больше не владела собой, от ужаса она закричала, что есть мочи…
Мари:Прочь, прочь, прочь, мышиное войско… Оставьте в покое моего бедного Щелкунчика! (Сняла туфельку и со всех сил запустила в мышей и упала в обморок)
Мыши с писком разбегаются. Мышиный король уползает со сцены.
Сцена 4
Щелкунчик:Дорогая, милая Мари, откройте глаза!
Мари:Это Вы? Вы живы!
Щелкунчик:Мари, моя храбрая прекрасная подруга, мышиный король повержен, вы вдохнули в меня рыцарскую отвагу. Вы помогли мне победить моего врага. Вы спасли мне жизнь, Мари. В знак своей безграничной верности я приглашаю Вас в мой кукольный город Конфитюренбург. Я покажу вам своё королевство. Дайте мне вашу руку.
(обращаясь к игрушкам)
Друзья, я всем вам благодарен,
Что вы избавили меня от злого колдовства.
Теперь все за руки беритесь,
И с нами в путь вы торопитесь.
(Игрушки идут цепочкой за Щелкунчиком.)
Щелкунчик:
Мы все в лесу, который полон сказочных чудес. Добро пожаловать!
Мари: Кругом светло от золотистых леденцов и зефирных огоньков.
Щелкунчик: Моё почтение Вам, Фея-драже.
Фея: Мы приветствуем гостей! Китайский Чай, Арабский Кофе, Испанский Шоколад, Русские пряники, пожалуйте сюда. Твоих гостей я развлеку и в танце сладком закружу.
Танец Феи.
Фея: А помните ли вы, в сказках часто бывает так, что, когда часы пробьют полночь, сказка кончается.
Мари: Да, нам нужно скорее возвращаться назад!
Фея: Чтобы выйти вам из сказки, должны часы двенадцать бить.
Щелкунчик: Да, фея Драже, пора бы их поторопить. (Фея подходит к часам)
Фея: Стрелки движутся вперёд. Вас же снова дома ждут.
Бьют часы. Звучит музыка. Все расходятся по местам.
Сцена 5
На кровати лежит Мари. Рядом сидят все родные…
Мама: Наконец-то она проснулась…
Мари: Ах, мамочка, скажи, где эти гадкие мыши?!
Мама: Полно болтать вздор, деточка… какие мыши?!
Мари: Ах, мамочка, мамочка! Ведь это же были следы великой битвы между куклами и мышами!
Папа: Мари, мы не можем тебя добудиться всё утро!
Мари: А Щелкунчик – это принц, которого мы расколдовали… Кстати, где, где Щелкунчик?
Мама: Полно, полно, милая моя детка, успокойся! Мыши все убежали, а Щелкунчик стоит за стеклом в шкафу, целый и невредимый.
Мари: (подбегает к шкафу, берёт Щелкунчика) Как же я рада, что с тобой всё в порядке, мой милый Щелкунчик!
Все: (мама, папа, Фриц окружают Мари и дружно кричат): С Рождеством!
Сказочник: Откровенно говоря, я и сам не знаю, сказка это или правдивая история, которая произошла в действительности?! Ясно одно, да здравствует добро!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"
Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»
Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»....
Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
Урок Литературного чтения. Презентация к уроку (архив rar)...
Тест по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (Сказка о твёрдом орехе)
В данном материале представлены тесты по литературному чтению, разработанные совместно с учащимися (программа 4 класса, Л.В Занков)....
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....