Театральная постановка "Щелкунчик и Мышиный Король"
методическая разработка (1 класс) по теме

Беркутова Марина Александровна

Данный сценарий составлялся самостоятельно с опорой на книгу А.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". По данному сценарию поставлен спектакль. (есть фотоотчёт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchelkunchik_i_myshinyy_korol.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий:

Рождественская история по мотивам сказки Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" пленяет сердца детей и взрослых. В ночь на Рождество крестный подарил главной героине необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался настоящим  принцем... В ней чистое любящее сердце маленькой девочки освобождает его от злых чар…. Хотя, постойте… зачем я вам всё это рассказываю?! Предлагаю вам самим окунуться в мир сказки… ведь сказка  - это капелька чуда, капелька света и доброй надежды над тем, что добро всегда побеждает зло!

 Музыка (НАЧАЛО СКАЗКИ)

Сцена 1

Сказочник (Дроссельмейер):

 Хотите послушать сказку о Щелкунчике и Мышином короле?..

 Всё это началось в чудесный рождестл венский вечер, когда во всех домах маленького немецкого городка шли весёлые праздничные приготовления. В этот вечер детям советника Штальбаума весь день не разрешалось входить в гостиную, там готовили ёлку.

  В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно…

Мари: Ты слышишь, в гостиной что-то делают.

Фриц: Слышу. С самого утра всё чем-то шуршат, постукивают.

Мари: А только что мне послышалось – кто-то напевает.

Фриц: А может это Дроссельмейер – наш крёстный? Наверное, опять сломались большие часы, и он пришёл их чинить.

Мари (радостно): Интересно, какие подарки он на этот раз смастерил для нас. Никто не умеет делать таких игрушек, как наш крёстный.

Фриц: Я думаю, это будет крепость с солдатами, они будут палить из пушек и скакать на горячих конях.

Мари: Нет! Нет! Крёстный рассказывал мне о волшебном саде, там большое озеро, а по нему плавают прекрасные лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…

Фриц: Лебеди не едят марципана, а целый сад крестному и не сделать. Скорей бы уж открыли двери, так трудно ждать.

Мари: Тихо! Мне чудится, откуда-то долетает музыка. Ты слышишь? Давай посмотрим в окно?

Фриц: Уже совсем стемнело, и опустели улицы.

Только снег, пушистый и мягкий, продолжает падать на землю.

Видно, и снежинкам в этот вечер хочется увидеть праздничное чудо?!

“Вальс снежных хлопьев”

Сцена 2

Сказочник (Дроссельмейер):

И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь-динь-динь! "

Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети замерли на пороге.

Мама и папа:

Идемте, идемте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!

Мари: Нарядная  кукла, новенькая посудка… Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице!

Фриц: Новенький конь! Да он лютый зверь! Ну, ничего, я уж его вышколю!!!

 О! Да это же новые гусары!

Мари: Спасибо мамочка, спасибо папа!

Фриц: Столько подарков у нас ещё не было никогда!!! (Радостно)

Мари: Ах, крёстный, ну наконец-то ты пришёл! Что ты нам смастерил на этот раз? (Заглядывает в коробку.) 

Фриц: Давай скорее открывай! Не терпится мне поиграть.

Сказочник (Дроссельмейер): Вот, смотрите какую игрушку я вам принёс…

Фриц: А это что еще такое? Какой ужасный уродец! Играть с таким бы я не стал.

Мари:Ах, Фриц, ну что ты говоришь!

 Крёстный, а для кого этот человечек?

Сказочник (Дроссельмейер): Он, милая Мари, будет усердно трудиться для всех. Его дело – разгрызать твёрдые орехи.

Мари:Так это Щелкунчик!

Сказочник (Дроссельмейер): Ну да. Как видишь, он очень уродлив, но тут уж ничего не поделаешь. Но если он пришёлся тебе по вкусу, ты заботься о нём, и береги его.

Фриц: А, ну тогда пусть он потрудится для меня… на, разгрызи для меня этот орех… (Фриц даёт самый большой орех Щелкунчику и ломает его…)

Мари: Фриц, что ты натворил! Ты злой, Фриц!

Фриц: Ой, ну и потешный же уродец этот щелкунчик!

Мари: Бедный, милый Щелкунчик! Я буду выбирать для него самые маленькие орехи, чтобы ему не было трудно, и чтобы ему не приходилось слишком широко раскрывать рот.

Сказочник (Дроссельмейер): Ну, не ссорьтесь, дети.

Мама: Дети, уже поздно, пора спать…

Фриц: Правда, и моим солдатам пора на покой! При мне никто из них не имеет право «клевать носом»! (Убегает)

Мари: Милая мамочка, позволь мне побыть здесь ещё минуточку, одну только минуточку!

Папа (маме): она у нас разумная девочка и потому позволь ей побыть наедине со своим новым любимцем!

Мама: Хорошо, Мари! Только не засиживайся долго, а то завтра тебя не добудишься с утра…

Да и ты, крёстный, не морочь голову детям своими сказками…

(Родители уходят спать)

Мари: Мне он нравится и такой. Что бы с ним не случилось, я всегда во всём приду к нему на помощь, если будет нужно.

Сказочник (Дроссельмейер):

Скажу тебе по секрету, твоя помощь, может быть, и в самом деле понадобится Щелкунчику,

но тс-с-с! Об этом никто не должен догадываться кроме нас с тобой. Всё впереди, всё впереди…

А если тебе интересно, я могу рассказать, почему Щелкунчик стал таким уродливым.

Мари: Расскажи, расскажи, крёстный!

Сказочник (Дроссельмейер): В давние, давние времена жили-были король и королева. У них родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками:они съели сало, предназначенное для королевских колбас, превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щёлканье орехов. И вот вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, нашёлся юноша. Он расколол орех и принцесса, съев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги... Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика.

Мари: Бедный Щелкунчик! Крёстный, а как помочь ему?

Сказочник (Дроссельмейер):Да, говорят, он нашёл в книгах, что уродство Щелкунчика исчезнет только в том случае, если он победит мышиного короля – сына Мышильды.

Ну, бери своего Щелкунчика, Мари, мне пора уходить.

Мари: До скорого, крёстный! Ах, Щелкунчик, миленький, пожалуйста, не сердись, что Фриц сделал тебе больно: он ведь не нарочно. Просто он огрубел от суровой солдатской жизни, а так он очень хороший мальчик, уж поверь мне! А я буду беречь тебя и заботливо выхаживать.

Милый Щелкунчик, как хорошо, что ты у меня есть!

Танец Мари и Щелкунчика (Мари кружится с игрушкой)

Мари: Уже поздно, милый Щелкунчик, и пора ложиться спать… Я оставлю тебя на полке со всеми игрушками.

Сцена 3

Сказочник :Мари устроилась в тёплой уютной кроватке, как во всех углах — за печью, за стульями, за шкафами — началось тихое-тихое шушуканье, перешептыванье и шуршание. А часы на стене зашипели, захрипели всё громче и громче, но никак не могли пробить двенадцать.

Мари испугалась, а часы хрипели громче и громче, и Мари явственно расслышала:

Мышиный король:

Тики-так, тики-так –

 Не стучите громко так.

 Слышит всё король Мышиный,

 Трик-трак, трик-трак, бум-бум.

 Ну, часы напев старинный, Трик-трак, бум-бум.

 Ну, пробей, пробей, звонок, Королю приходит срок.

 Долго ждал я это время, наконец настал мой час.

  Сказочник: Тут она увидела, что шкаф странно светится и в нём идёт какая-то возня и суетня.

  Куклы беспорядочно бегали взад и вперёд и размахивали ручками. Вдруг, поднялся Щелкунчик,  и одним прыжком соскочив с кровати, громко крикнул:

Щелкунчик

Щёлк-щёлк-щёлк, Глупый мышиный полк,

 То-то будет толк – Сдавайся, мышиный полк!

Клерхен: Разве можно вам, государь, идти в бой, навстречу опасности, больным и с не зажившими ещё ранами!

Щелкунчик: (Присел на колено перед куклой) О, прекрасная дама, и на поле брани не позабуду я оказанные мне вами милость и благоволение!

 Мышиный король:

Править балом мне сейчас!

 Эй, мышиные полки, Норы покидайте,

 На Щелкунчика в поход срочно выступайте!

Щелкунчик:

Стройся взвод!

1-й солдатик-гусар (обращаясь к Щелкунчику)

Да, наш государь,

Мы верны Вам.

 Ведите нас в бой,

 На смерть или на победу.

2-й солдатик-гусар (обращаясь к Мышиному королю)

И короля мышей мы не боимся!

 За правду с ним сегодня мы сразимся!

Щелкунчик: Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление! (громко скомандовал Щелкунчик)

Где трубач? Почему он не трубит?

Куклы: Урра!!!!

Щелкунчик:

Игрушки в бой!

(БОЙ)

Сказочник: Одно было ясно: обе армии бились с большим ожесточением, и победа переходила то на ту, то на другую сторону.

Клерхен: Неужели я умру во цвете лет, неужели умру я, такая красивая кукла!

Трудхен(кукла №2): Не для того же я так хорошо сохранилась, чтобы погибнуть здесь, в четырёх стенах!

(Потом они упали друг другу в объятия и так громко разревелись)

Мышиный король:

Будут новые порядки!

 Украшенья с ёлки снять,

 Сгрызть игрушки и подарки!

 И в нору их перетаскать.

 Чтоб ни игр теперь, ни песен!

По углам развесить сыр!

 Окна чёрным занавесить!

Понаделать всюду дыр!

Щелкунчик:

Вперёд, мои верные друзья!

Бейте, бейте мышиный полк…

Мышиный король:

Щелкунчика растоптать, раздавить!

 Мама милая моя так учила ведь меня!

 Мышильда:

Ты сыночек мой прелестный, ты никем не победим,

 Ты всегда неотразим. Ха-ха-ха…

Сказочник: Мари больше не владела собой, от ужаса она закричала, что есть мочи…

Мари:Прочь, прочь, прочь, мышиное войско… Оставьте в покое моего бедного Щелкунчика! (Сняла туфельку и со всех сил запустила в мышей и упала в обморок)

Мыши с писком разбегаются. Мышиный король уползает со сцены.

Сцена 4

Щелкунчик:Дорогая, милая Мари, откройте глаза!

Мари:Это Вы? Вы живы!

Щелкунчик:Мари, моя храбрая прекрасная подруга, мышиный король повержен, вы вдохнули в меня рыцарскую отвагу. Вы помогли мне победить моего врага. Вы спасли мне жизнь, Мари. В знак своей безграничной верности я приглашаю Вас в мой кукольный город Конфитюренбург. Я покажу вам своё королевство. Дайте мне вашу руку.

(обращаясь к игрушкам)

Друзья, я всем вам благодарен,

 Что вы избавили меня от злого колдовства.

 Теперь все за руки беритесь,

 И с нами в путь вы торопитесь.

(Игрушки идут цепочкой за Щелкунчиком.)

Щелкунчик:

Мы все в лесу, который полон сказочных чудес. Добро пожаловать!

Мари: Кругом светло от золотистых леденцов и зефирных огоньков.

Щелкунчик: Моё почтение Вам, Фея-драже.

Фея: Мы приветствуем гостей! Китайский Чай, Арабский Кофе, Испанский Шоколад, Русские пряники, пожалуйте сюда.  Твоих гостей я развлеку и в танце сладком закружу.

Танец Феи.

Фея:  А помните ли вы, в сказках часто бывает так, что, когда часы пробьют полночь, сказка кончается.

Мари: Да, нам нужно скорее возвращаться назад!

Фея: Чтобы выйти вам из сказки, должны часы двенадцать бить.

Щелкунчик: Да, фея Драже, пора бы их поторопить. (Фея подходит к часам)

Фея: Стрелки движутся вперёд. Вас же снова дома ждут.

Бьют часы. Звучит музыка. Все расходятся по местам.

Сцена 5

На кровати лежит Мари. Рядом сидят все родные…

Мама: Наконец-то она проснулась…

Мари: Ах, мамочка, скажи, где эти гадкие мыши?!

Мама: Полно болтать вздор, деточка… какие мыши?!

Мари: Ах, мамочка, мамочка! Ведь это же были следы великой битвы между куклами и мышами!

Папа: Мари, мы не можем тебя добудиться всё утро!

Мари: А Щелкунчик – это принц, которого мы расколдовали… Кстати, где, где Щелкунчик?

Мама: Полно, полно, милая моя детка, успокойся! Мыши все убежали, а Щелкунчик стоит за стеклом в шкафу, целый и невредимый.

Мари: (подбегает к шкафу, берёт Щелкунчика) Как же я рада, что с тобой всё в порядке, мой милый Щелкунчик!

Все: (мама, папа, Фриц окружают Мари и дружно кричат): С Рождеством!

Сказочник:  Откровенно говоря, я и сам не знаю, сказка это или правдивая история, которая произошла в действительности?! Ясно одно, да здравствует добро!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"

Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»

Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва»....

Тест по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (Сказка о твёрдом орехе)

В данном материале представлены тесты по литературному чтению, разработанные совместно с учащимися (программа 4 класса, Л.В Занков)....

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....