Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
презентация урока для интерактивной доски по чтению по теме
Урок Литературного чтения. Презентация к уроку (архив rar)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 67 КБ |
shchelkunchik.part1_.rar | 2.77 МБ |
shchelkunchik.part2_.rar | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
4 класс
Тема:
Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
Цели:
- исследовать особенности волшебного мира;
- продолжить наблюдение за характером главной героини;
- обсудить идею сказки.
Задачи урока:
Предметные:
- развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
– активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
– заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
Метапредметные:
- овладевать навыком смыслового чтения вслух и про себя текстов; - формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей в романтической волшебной сказки на примере сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик И Мышиный король» через сопоставительный анализ с народной сказкой в обработке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», былины «Садко» и арабской сказкой «Алладин и волшебная лампа»:
- наличие контраста между реальным и фантастическими мирами;
- наличие не только волшебного пространства, но и наличие волшебного времени;
- ценность мира чувств, любви и привязанности;
- ценность воображения, способности фантазировать и мечтать;
- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
– развивать культуру общения; умение отстаивать свою точку зрения; умение принимать позицию одноклассников.
– продолжить формирование интереса к предмету.
Оборудование:
- учебник литературного чтения Н.А. Чураковой, 4 класс;
- аудиозапись балет Чайковского «Вальс цветов»;
- раздаточный материал ( тексты для чтения сказка « Аленький цветочек», «Алладин и волшебная лампа»);
- компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию
Слайд № 1 (фонограмма) (портрет Чайковского)
- Давайте послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского. Какие мысленно картины представятся перед вами?
(Начинает тихо звучать музыка из балета Чайковского « Щелкунчик», «Вальс цветов».)
- Что представили?
- Куда перенесли нас волшебные звуки музыки Чайковского?(В волшебную страну)
- Какие чувства вызывает музыка?
- В каком литературном произведении находится эта волшебная страна? (В сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»)
Слайд № 2 (Гофман)
III. Проверка домашнего задания.
- Какому эпизоду сказки «Щелкунчик и Мышиный король» соответствует этот музыкальный отрывок? (Эпизоду описания Кукольного царства, Мари в волшебном мире)
- Кто отправился в эту страну? (Мари и Щелкунчик)
- Как Мари и Щелкунчик попали в чудесную страну сладостей? (Путь в чудесную страну лежал через рукав отцовской лисьей шубы)
- Вам этот путь не кажется знакомым по другим сказкам? Каким? (Сказочная повесть Льюиса «Ведьма и платяной шкаф» и сказка Андерсена «Пастушка и Трубочист», «Огниво». В первом случае из этих двух путь в волшебную страну лежал непосредственно из платяного шкафа, где висели шубы, во втором случае – через дымоход. Рукав в «Щелкунчике» по форме напоминает трубу в «Пастушке и Трубочисте»: печь, очаг – это тоже то, что соединяет земной мир с волшебным.)
Слайд № 3 (сказки)
- Исследуя описания Кукольного царства на прошлом уроке, вы рассматривали звуковые, цветовые эффекты. Что же кажется автору самым важным в создании её особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето-световые эффекты?( Все три компонента одинаково ценны и важны) Подтвердите ответы чтением отрывков.
(Например, игру турецкого военного оркестра из шести обезьянок; шелест листвы; то, что «золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка»; «охотники... весьма искусно трубили в рога»; воды озера «со сладостно-мелодичным звуком» плескались и журчали у ног Мари; «лебеди... пели прекрасные песни»;
все запахи – например, луг назван «благоуханным»; Мари «овеяли сладостные ароматы»; дуновение эфира было напоено благоуханием апельсинов; «повеяло дивным благоуханием роз»;
все цвето-световые эффекты – например, «луг... весь искрился, словно блестящими драгоценными камнями», «темная листва блестела и искрилась так ярко, что ясно были видны золотые и серебряные плоды, висевшие на разноцветных стеблях», золотая мишура сравнивается со сверкающими огоньками; у озера «все словно озарилось нежно мерцающим розовым сиянием», «бриллиантовые рыбки... ныряли и кувыркались в розовых волнах»; автор упоминает золотые плоды и хорошенькое золотое кресло, которое подали Мари; говорит о том, что «дома, церкви и амбары были темно-коричневые с золотыми кровлями, а многие стены расписаны так пестро...» – все вместе создает впечатление блеска и сияния.)
IV. Работа по новой теме. Объявление темы и постановка целей урока.
1. – Как вы думаете, закончилось ли путешествие наших героев по волшебной стране?
Слайд № 4 ( волшебная страна)
- К какому жанру относится наше произведение? ( жанр волшебной авторской сказки)
- В народных волшебных сказках также есть описание реального и волшебного мира. - Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит исследовать описание волшебного мира в сказке Гофмана и сравнить с аналогичным миром в народных сказках.
2. - В каждой стране есть главный город- столица. Вместе с нашими героями мы отправляемся сейчас туда.
Чтение главы «Столица» (с. 145-149) по цепочке.
Слайд № 5-6 (марцепан, цукаты)
Арап- чернокожий, темнокожий человек, негр.
Цукат- сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (чаще цитрусовый или его корки)
Марципан- кондитерское изделие из миндального теста.
Корица- высушенная кора ветвей некоторых тропических деревьев, употребляется как пряность.
Паж- в средние века: мальчик, молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.
Пест- короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.
Ступа- тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
- Хотели бы вы попасть в такой необычный город?
Слайд № 7 (цветы)
3. Сравнительный анализ литературных произведений.
- А теперь вас ждёт задание для настоящих исследователей. Вы будете работать в парах.
Слайд № 8 (задание)
- Давайте понаблюдаем, различается ли описание волшебного мира в народном и авторском творчестве. 1 ряд сравните описание волшебного царства Гофмана с описанием подводного царства в былине «Садко» (с. 34). 2 ряд- с описанием подземного сада в сказке «Алладин и волшебная лампа» (учебник 3 класса 1 часть, с. 133). 3 ряд- со сказкой Аксакова «Аленький цветочек».
(- В былине «Садко» подводный мир практически ничем не отличается от земного.
- В «Алладине» описание более подробное, там описывают прекрасный сад, густые деревья, душистые цветы, маленьких пёстрых птиц.
- В «Аленьком цветочке» описание волшебного мира красивое, загадочное, но в сказке Гофмана преобладает изобилие красочных подробностей.)
- В каких произведениях заметили сходство описания волшебного мира? (В сказке «Щелкунчик» и «Алладин»)_
- В чём это сходство? (В «Алладине» уже намечается указание в сторону цвета, звука и запаха; птички громко щебечут, душистые цветы)
- В каком произведении явно чувствуется народное происхождение?
(В сказке «Аленький цветочек»)
- Но ведь там есть автор – С.Т.Аксаков?
(Дети доказывают, что в этой сказке есть все приметы народной волшебной сказки:
- Героиня: младшая дочь, сирота;
- Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;
- Есть волшебные предметы;
- Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;
- Добро побеждает зло;
- Герой уходит из дома для выполнения испытаний.
Таким образом, эта сказка является народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку).
В какой сказке композиция кажется вам более замысловатой?
(Конечно, в авторской сказке «Щелкунчик…»)
- Давайте подведем итог нашему исследованию: какая сказка сложнее, богаче передает мир чувств героев?
(Это сказка Гофмана. Можно утверждать, что контраст между реальным и волшебным миром ярче выражен в авторской сказке.)
Слайд № 8 (вывод)
(Авторская сказка своими корнями уходит в фольклор и, используя фольклорные традиции, автор обогащает их, делая мир сказки сложным, наделяя героев миром чувств, используя для этого известные литературные приемы.)
Вывод: в волшебном мире, созданном воображением Гофмана, всякое зрительное впечатление, любой запах, каждый звук делаются необыкновенно прекрасными. Даже пестик, которым Мари толчет карамельки в ступке, звучит весело, даже ступка звенит мелодично и приятно: все, абсолютно все ласкает глаз, слух и обоняние.
V. Итог урока.
1. - Наша сказка приближается к концу, а кто попробует уже сказать, о чём же эта сказка?
(- Эта сказка о сне девочки Мари в рождественскую ночь, её туманных мечтах о будущей жизни, о любви и о верности, вознагражденной счастьем)
Синквейн ????
Слайд № 9 (Мари )
- Какой же характер у Мари-главной героини сказки Гофмана?
( Храбрая, чувствительная, внимательная, добрая, мужественная)
- В чём бы вы хотели походить на эту девочку?
Слайд № 10 (качества)
- Кто из ребят нашего класса характеризуется такими чертами характера?
–Очень важно уметь за некрасивой внешностью разглядеть прекрасную душу и сердце. Нужны, особенно в наше сложное время, добрые, порой совсем не заметные люди, которые своими руками могут сделать чудо. А ведь и дети тоже слышали в тишине что-то такое, что не каждому дано расслышать.
- Мы должны, пытаясь понять, оценить человека, прежде всего, выявить присущие ему черты характера: ум, волю, чувство. И в жизни, как и в литературе, мы понимаем характер человека через его поступки, потому что именно поступок, действие раскрывает черты характера. Характер человека раскрывается в любом его действии?
2. - Оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников.
V. Домашняя работа
- На следующем уроке мы будем писать аннотацию и рецензию к сказке, а эпиграфом урока будут слова: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял» (Т. Полозова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»
Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»....
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....
Проект по чтению "Все начинается с чтения", по произведению Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13461741","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему: Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе...