Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Самогородская Наталья Николаевна

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchelkunchik.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Самогородская Н.Н.учитель начальных классов

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой.

Тема : Реальный и волшебный миры в авторской сказке «Щелкунчик и Мышиный Король»

Цель: 

  • - научить детей определять признаки волшебного и реального мира в произведении.
  • Пробуждать в детях чувства прекрасного через инсценировку , выразительное чтение произведения, Познакомить с музыкальным произведением П.И. Чайковского.
  • развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
    воспитывать потребность общения друг с другом
  • продолжить формирование интереса к предмету.
  • развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
    Оборудование:
  • Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. Учебник Н.А.Чураковой 1 часть
  • Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
  • “Обстановка” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи),сделанная руками детей
  • Проектор
  • Компьютер
  • Слайд-презентация

      -Мы продолжаем погружаться в мир чудесного произведения, с которым познакомились на прошлых уроках. Назовите это произведение и его автора.(слайд1)

Сообщение темы урока. Дети формулируют основную  цель урока.(слайд2)

 

-В какое время жил и творил писатель.(эпоха Возрождения) Вспомните наши уроки окружающего мира.

-Какова главная особенность этого времени?(В центре  произведения стоял человек со своими чувствами и переживаниями)

-Кто из героев  сказки ярко проявляет свои чувства, переживания? Сколько ей лет?

-Накануне какого праздника происходят события в сказке?

-Почему это время выбрано писателем?

           Звучит музыка  увертюра Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик», который был поставлен в 1892 г в Мариинском театре в Петербурге.

-Что такое увертюра? (Увертюра в музыке- инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления-оперы, балета, кинофильма)

1.Инсценирование 1 части «Ёлка»на фоне музыки «Рождественская ёлка» из балета П.И.Чайковского (слайд 3) и“обстановки” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи. )

- Что  помогает музыка представить ? Обстановку, время, настроение.

-А вот « Рождественская ёлка» у композитора Чайковского. Что помогает представить она?

-Мир, который был представлен нашими артистами он был каким?(реальным)

2. В какой части начинаются чудеса, сказка? (слайд4,5) Выразительное чтение стр.100, 101,102

Обсуждение .Удалось ли нашим чтецам передать атмосферу, настроение , чувства ?

-Как далось Гофману показать страшное нашествие мышей?

ЗВУКОПИСЬ,Световые эффекты,ПРЕВРАЩЕНИЕ КРЁСТНОГО,ПОЯВЛЕНИЕ ОТВРАТИТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВА,ОСВЕЩАЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ СВЕТОМ ШКАФ ИЗНУТРИ,ОЖИВАЮТ КУКЛЫ.

-Кто встал на защиту Мари? Почему он это сделал?

-Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику?(Они считают его своим королём)

3.Пришло время подвести итоги. Работаем по группам. Правила работы в группе.(слайд6, 7)

Выделяем признаки реального и волшебного мира в сказке.

 Какие знания потребуются для определения волшебного мира?

Признаки волшебной сказки: Мир свой и чужой, волшебные предметы, повторы, зачин, волшебный помощник, магические числа, связь с историей.

Проверьте, есть ли эти особенности в авторской сказке?

Звучит музыка Чайковского, дети работают.

Обсуждение работ групп

Реальный мир (слайд8)

Герои, есть  чувства, переживания  героев, события, с которых начинается сказка, игрушки.

Волшебный мир( слайд 9)

Попадание героя в другое время(бой часов), волшебные слова, Волшебные герои, магическое число, связь с историей.

Дополнительный вопрос:

-Каковы особенности волшебного мира в авторской сказке Гофмана?

Действие происходит в одном и том же пространстве; большое значение имеет время- время ночи, когда происходят чудеса и волшебные превращения, большое значение также придаётся звуковым и световым эффектам, чувствам и переживаниям героев.

4.Рефлексия:

-Что удалось вам сегодня на уроке?

 -Что особенно понравилось?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Мы продолжим работу на следующем уроке , узнаем продолжение сказки «Что-то будет?»Будем продолжать знакомиться с  музыкой Чайковского к балету «Щелкунчик». Думайте  при дальнейшем чтении в чём  главная  идея сказки.

   Итогом работы над произведением стал выход в «Театр Оперы и Балета» на балет «Щелкунчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...

Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"

Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...