Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchelkunchik.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Самогородская Н.Н.учитель начальных классов
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой.
Тема : Реальный и волшебный миры в авторской сказке «Щелкунчик и Мышиный Король»
Цель:
- - научить детей определять признаки волшебного и реального мира в произведении.
- Пробуждать в детях чувства прекрасного через инсценировку , выразительное чтение произведения, Познакомить с музыкальным произведением П.И. Чайковского.
- – развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
– воспитывать потребность общения друг с другом - – продолжить формирование интереса к предмету.
- – развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
Оборудование:
- Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. Учебник Н.А.Чураковой 1 часть
- Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
- “Обстановка” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи),сделанная руками детей
- Проектор
- Компьютер
- Слайд-презентация
-Мы продолжаем погружаться в мир чудесного произведения, с которым познакомились на прошлых уроках. Назовите это произведение и его автора.(слайд1)
Сообщение темы урока. Дети формулируют основную цель урока.(слайд2)
-В какое время жил и творил писатель.(эпоха Возрождения) Вспомните наши уроки окружающего мира.
-Какова главная особенность этого времени?(В центре произведения стоял человек со своими чувствами и переживаниями)
-Кто из героев сказки ярко проявляет свои чувства, переживания? Сколько ей лет?
-Накануне какого праздника происходят события в сказке?
-Почему это время выбрано писателем?
Звучит музыка увертюра Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик», который был поставлен в 1892 г в Мариинском театре в Петербурге.
-Что такое увертюра? (Увертюра в музыке- инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления-оперы, балета, кинофильма)
1.Инсценирование 1 части «Ёлка»на фоне музыки «Рождественская ёлка» из балета П.И.Чайковского (слайд 3) и“обстановки” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи. )
- Что помогает музыка представить ? Обстановку, время, настроение.
-А вот « Рождественская ёлка» у композитора Чайковского. Что помогает представить она?
-Мир, который был представлен нашими артистами он был каким?(реальным)
2. В какой части начинаются чудеса, сказка? (слайд4,5) Выразительное чтение стр.100, 101,102
Обсуждение .Удалось ли нашим чтецам передать атмосферу, настроение , чувства ?
-Как далось Гофману показать страшное нашествие мышей?
ЗВУКОПИСЬ,Световые эффекты,ПРЕВРАЩЕНИЕ КРЁСТНОГО,ПОЯВЛЕНИЕ ОТВРАТИТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВА,ОСВЕЩАЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ СВЕТОМ ШКАФ ИЗНУТРИ,ОЖИВАЮТ КУКЛЫ.
-Кто встал на защиту Мари? Почему он это сделал?
-Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику?(Они считают его своим королём)
3.Пришло время подвести итоги. Работаем по группам. Правила работы в группе.(слайд6, 7)
Выделяем признаки реального и волшебного мира в сказке.
Какие знания потребуются для определения волшебного мира?
Признаки волшебной сказки: Мир свой и чужой, волшебные предметы, повторы, зачин, волшебный помощник, магические числа, связь с историей.
Проверьте, есть ли эти особенности в авторской сказке?
Звучит музыка Чайковского, дети работают.
Обсуждение работ групп
Реальный мир (слайд8)
Герои, есть чувства, переживания героев, события, с которых начинается сказка, игрушки.
Волшебный мир( слайд 9)
Попадание героя в другое время(бой часов), волшебные слова, Волшебные герои, магическое число, связь с историей.
Дополнительный вопрос:
-Каковы особенности волшебного мира в авторской сказке Гофмана?
Действие происходит в одном и том же пространстве; большое значение имеет время- время ночи, когда происходят чудеса и волшебные превращения, большое значение также придаётся звуковым и световым эффектам, чувствам и переживаниям героев.
4.Рефлексия:
-Что удалось вам сегодня на уроке?
-Что особенно понравилось?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Мы продолжим работу на следующем уроке , узнаем продолжение сказки «Что-то будет?»Будем продолжать знакомиться с музыкой Чайковского к балету «Щелкунчик». Думайте при дальнейшем чтении в чём главная идея сказки.
Итогом работы над произведением стал выход в «Театр Оперы и Балета» на балет «Щелкунчик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова
В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...
Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...