Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_shchelkunchik.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Цель:
Исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Задачи урока:
1. Выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
• фантазию, воображение.
3. Воспитывать у учащихся заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.
Формируемые УУД: освоение приёмов поиска нужной информации; умением высказывать и пояснять свою точку зрения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы, умение выступать перед другими.
Оборудование:
2. Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: Чуракова Н. А.
5. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов», «Нашествие мышей» - аудиозапись.
6. Презентация.
Технические средства обучения: компьютер, ИД, музыкальный центр.
I.Включение в учебную деятельность.
Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», на ИД ярко светится елка.
-Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном
То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,
То в волшебную страну нас всех с собою уведет...
- Какую атмосферу в классе нам помог создать этот музыкальный фрагмент? (ожидание чуда)
-Где чаще всего случаются чудеса? (в волшебных сказках)
Учитель: Назовите одну-две волшебные сказки. (Дети называют сказки)
II.Актуализация знаний
-Разбейте на группы (на ИД названия авторских и народных сказок)
- А какие это сказки: авторские или народные? (Дети называют и доказывают).
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Похож ли сказочный мир Гофмана на волшебный мир этих сказок? (Ответы детей.)
- Да, ребята, он отличается, у него есть свои особенности и секреты.
- Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит исследовать описание волшебного мира в сказке Гофмана и сравнить с аналогичным миром в народных сказках.
-Эта тема рассчитана на 2 урока. Сегодня мы начнем наше исследование, а на следующем уроке продолжим эту работу.
IV. Проверка домашнего задания.
1.-Дома вы прочитали главы « Чудеса» и « Битва». Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном (на доске выставка рисунков)
-Что помогает нам совершить сегодня путешествие в волшебный мир сказки? (прекрасная музыка П.И.Чайковского)
-А знаете ли вы, почему Чайковский написал балет «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку и она ему очень понравилась. И он решил написать музыкальный спектакль.)
( выступление учащегося)
V.Работа по теме урока.
1.-Работа в группах.
- К какому жанру относится наше произведение? (жанр волшебной авторской сказки)
- Мы знаем, что в народных волшебных сказках также есть описание реального и волшебного мира.
Сегодня мы будем с вами исследователями.
Учитель.
-На столах у вас приготовлены зеленые листы, на которых вы прочитаете характерные черты сказок. Вспомните, какие характерные черты народных волшебных сказок вы знаете, выберите из списка подходящие( по вашему мнению) , неподходящие-вычеркните. Группа, закончившая работу первой поднимают руки, отвечает и защищает свою работу.
Особенности волшебных народных сказок | Особенности волшебной сказки Гофмана |
- двоемирие - тотемизм - волшебный помощник - волшебный предмет - магические числа - троекратные повторы -заклички -цвет -победа добра -чудесные превращения -трудные испытания |
2.Учитель. Заполняем белый листок.
-Особенности волшебного мира сказки Гофмана. Обратимся к авторскому тексту. Откройте учебник на странице 118 и найдите отрывок, в котором начинаются чудеса.
-С каких слов начинается этот отрывок? (Она заперла шкаф и ...)
- Прочитайте отрывок про себя и поищите в нем приметы волшебных сказок, о которых мы говорили.
Дети по ходу чтения находят приметы, обсуждают, записывают на листах:
-волшебные превращения;
-волшебный помощник;
-магические числа;
-двоемирие
Группа, закончившая работу первой отвечает, доказывая ответ ссылкой на текст.
Особенности волшебных народных сказок | Особенности волшебной сказки Гофмана |
- двоемирие - тотемизм - волшебный помощник - волшебный предмет - магические числа - троекратные повторы -цвет -заклички | - двоемирие - волшебный помощник - волшебный предмет - магические числа |
- Посмотрите на экран, делайте, пожалуйста, вывод.
Вывод: В сказке Гофмана не все приметы волшебных сказок встречаются.
А те, что встречаются имеют свои особенности (волшебных превращений множество, Дроссельмейер – помощник, но совсем не похож на сказочную фею из «Золушки»).
- А где мы встречаем приметы, не попавшие в наш список?
Дети: в народных сказках.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3.Учитель. Продолжим наше исследование. Сейчас вопрос для очень внимательных слушателей. Прослушайте музыкальный отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определите, какой части нашей главы он соответствует?
(Включается музыка « Нашествие мышей)
Дети слушают, совещаются, отвечают.
- Расскажите, как вы догадались?
- Композитору удалось музыкальными средствами создать образ, который вы узнали, через музыку показать страшное нашествие мышей.
А как это делает Гофман? Найдите отрывок, прочитайте.
Дети читают отрывок вслух, по группам (1-2 человека).
Учитель. Какие еще средства использует автор?
Дети отвечают, ссылаясь на текст.
Вывод: Гофман прибегает к разным средствам:
- создает слуховой образ ( топоток, перешептывание, попискивание и пр.)
- оживают игрушки
- светится шкаф (световой эффект)
- разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.
VI. Обобщение по теме
Учитель. Давайте подведем итог нашей работы. Каковы же особенности волшебного мира в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Король»?
Дети: волшебный мир сказки Гофмана имеет свои особенности: множество волшебных превращений, оживают куклы, предметы приобретают несвойственные им признаки, автор использует слуховой образ, световые эффекты.
Самооценка. Подведем итог работы по группам (самооценка детей). -Оцените свою работу. Кто был в вашей группе самым активным, инициативным, кому бы вы поставили сегодня за работу 5?
Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.
VII.Рефлексия.
На елку мы повесим шары, которые соответствуют нашему настроению: Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение
Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое
VIII.Домашнее задание (в воздушном шаре находятся напечатанные задания на листочках. Хлопаем шарик, и из него высыпаются листочки)
Прилетел воздушный шарик и принес задания на дом:
- Нарисовать словесный портрет Мари
- Нарисовать словесный портрет Щелкунчика
- Рисунок Мари
- Рисунок Щелкунчика
- Рисунок Мышиного войска
- Рисунок войска Щелкунчика
- Составить кроссворд по сказке
- Пересказ понравившегося отрывка
- Рисунок любимого героя
- Нарисовать словесный портрет Мари
- Нарисовать словесный портрет Щелкунчика
- Рисунок Мари
- Рисунок Щелкунчика
- Рисунок Мышиного войска
- Рисунок войска Щелкунчика
- Составить кроссворд по сказке
- Пересказ понравившегося отрывка
- Рисунок любимого героя
- Нарисовать словесный портрет Мари
- Нарисовать словесный портрет Щелкунчика
- Рисунок Мари
- Рисунок Щелкунчика
- Рисунок Мышиного войска
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГРУППА №
ВЫБЕРИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЛШЕБНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
ЦВЕТ
ИЗОБРАЖАЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ, БЫТ
ЕСТЬ ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ
ГЕРОИ-ЖИВОТНЫЕ
У ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЕСТЬ ПОМОЩНИКИ
МАГИЧЕСКИЕ ЧИСЛА
ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
ПОБЕДА ДОБРА
ТРОЕКРАТНЫЕ ПОВТОРЫ
ДВОЕМИРИЕ
ТОТЕМИЗМ
ЗАКЛИЧКИ
ЛИСТ САМООЦЕНКИ №
ВЫСОКИЙ |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
СРЕДНИЙ |
НИЖЕ СРЕДНЕГО |
НИЗКИЙ |
ГРУППА№
Особенности сказки Гофмана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....
Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова
В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...
Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...
Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...