Методическая разработка праздника "Народные обряды"
методическая разработка по теме

Методическая разработка новогоднего праздника в начальной школе "Народные обряды.Коляда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatiya_v_nachalnoy_shkole.docx190.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе

Алиновская Елена Олеговна

Тема:Народный календарь.Зимние обряды славян.Коляда

Цели:

-познакомить школьников со славянскими календарными обрядами,

-раскрыть перед учащимися необычность зимних ритуалов у славян,

-приобщать младших школьников к истокам русской культуры,

-воспитывать  уважение к культуре русского народа,его традициям,обычаям.обрядам

Оформление

Интерьер избы: стол, застеленный яркой скатертью,на столе самовар, глиняная посуда,

яркие фигурки дымковских игрушек.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

2.Появляются хозяйка с хозяином в русских национальных костюмах.

Хозяйка:-Пожалуйте, гости дорогие!

                Давно мы вас поджидали,

                Праздник без вас не начинаем!

Хозяин:- У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Хозяйка:-  Пришла коляда накануне Рождества!

                    Пришла коляда, отворяйте ворота!

3.Входят девочки и мальчики в ярких национальных костюмах.

Дети:1)-А мы ходим-походим, виноградчики.

           Винограды, винограды красно-зелено мы!

          2)-А мы ищем-поищем господинов двор,

            Господинов двор посредь села.

          3)(вместе)- Коляда-коляда, отпирай ворота!

(Стучат в воображаемое окно)

Дети: 1)-Уж ты, тётушка, подай, лебёдушка подай.

           Ты подай-ка пирог-в рукавичку широк.

          Подавай, не ломай и начинку  не теряй.

         2)- Подавай и каши-золотые чаши,

           Либо каши горшок, либо блюдо кишок,

          Либо  ступу молока, либо блюдо киселя.

          Либо сена клок, либо вилы в бок!

          Уж ты не  скупись, с нами поделись!

(Хозяева угощают колядовщиков)

Дети (поют):

1)- На новое вам лето, на красное вам лето!

2) -Куда конь хвостом, туда жито кустом!

3) -Куда коза рогом- туда сено стогом!

4) -Сколько осиночек, столько вам свиночек!

5)- Сколько ёлок- столько и коровок!

6) -Сколько свечек, столько и овечек!

7) -С  Новым годом, со всем родом!

(Дети идут к столам, где сидят гости)

Дети:

1)-Пришла коляда накануне Рождества.

2)-Дайте коровку, масляну головку!

3)-А дай бы тому, кто в этом роду!

4)-Ему рожь густа, рожь ужимиста!

5)-Из зёрен ему коврига, из полузёрен- пирог!

6)-Наделил бы вас господь

   И житьём, и бытьём, и богатством!

                                                                     ( Гости угощают детей)

Дети (поют):

1)-Кишки, лепёшки, свинные ножки,

2)-В печи сидели, на нас глядели,

   В котёл хотели.

3)-Жеребёнок в печи ходит,

   На хвосте пирог носит.

4)-На ушах по лепёшке,

    На  боках свиные ножки.

5) (вместе) -Счастья вам!

                                 (Дети идут за другие столы. Выкладывают подаяние.

4.В дом вбегает «чёрт», он пугает людей. Следом заходит «поп».

Поп:-Мир вам! Дух вон!

                                (Поп  «кадит» лаптём, «кропит» веником.

                                  Чёрт с  громким криком  убегает.)

5.Звучит   хороводная песня. Входят  ряженые, им дети устраивают заслон,

требуя  плату  за участие  в празднике.

Заслон:- Плату! Плату!

Ряженые: -Будем петь да танцевать.

Заслон:- Согласны!

Ряженые (поют частушки):

1)Эх, топни нога, топни правенькая,

  Я плясать пойду, хоть и маленькая.

 Пойду   плясать по соломушке,

Раздуйся, народ, по сторонушке!

2) Шире круг, шире круг,

   Дайте круг пошире.

   Не  одна иду плясать,

   Нас идёт четыре!

3) А у  нас  во  дворе  

   Квакали  лягушки,

  А я с печки босяком,

  Думала – подружки.

 4) Я плясала в три ноги,

     Потеряла сапоги,

    Оглянулась  назад:

    Сапоги мои лежат.

 5) Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялась.

    А гармошка заиграла,

   Я не удержалась.

 6) Если б не было воды,

     Не было б и кружки.

    Если б не было девчат,

    Кто бы пел частушки?

Заслон:-Заходите в  гости!

Хозяйка:- Проходите, рассаживайтесь!

6.Хозяин:- Небылицы в  лицах, сидят в светлицах,

                   Щёлкают орешки, да творят насмешки.

                                   (Дети исполняют шутливые  диалоги)

Дети:

1)-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2)-Фома, что из леса не идёшь?

   -Да медведя поймал.

  -Так веди сюда!

 -Да он сам не идёт!

 -Так  сам  иди!

 -Да он меня не пускает!

3)-Сынок, сходи за водицей на речку!

   -Брюхо болит!

  -Сынок, иди кашу есть!

 -Что ж, раз мать велит-надо идти!

Хозяин:-Не хотите ли конфеточек покушать,

                да нашу сказочку послушать?

                Сказка-ложь, да в ней намек!
               Добрым молодцам урок!

7.Кукольный театр.Инсценировка сказки "Лиса и волк"(по мотивам русской народной сказки)

Действующие лица:

Дед
Бабка
Лиса
Волк

На переднем плане слева изба, справа несколько заснеженных деревьев, посредине – рябина. На втором плане – зимний лес и озеро.

 

Рядом с избой лошадь, запряженная в сани. Бабка смотрит в окно. Из дома выходит дед.

Бабка

Налови-ка рыбки, дед,
Нам на завтрак и обед.

Дед

Ладно. Как вернусь с реки,
Пирогов ты напеки!

(Бабка прячется в избу. А дед садится в сани и берет вожжи.)

Дед (лошади)

Но! Поехали, родная!

(Лошадь медленно движется в сторону леса.)

Дед

Много рыбы я поймаю
Да на ярмарке продам
И куплю несушку нам.
А она всего за год
Триста штук яиц снесёт.
Их продам, куплю корову,
После дом построю новый,
Так мы с бабкою вдвоём
И богатство наживём!
Тпру!

(Лошадь останавливается, дед берёт удочку. Лошадь с санями уходит за деревья.)

Дед

Пора за дело браться.

(Дед начинает ловить рыбу. Из-за дальнего дерева выглядывает Лиса.)

Лиса

Надо ближе подобраться.

(Выглядывает уже из-за ближайшего дерева. Лиса прячется.)

Дед

Что-то здесь клюет не шибко,
Эх, не ловля, а тоска!
Ты ловись скорее рыбка
И мала, и велика!

(Дед вытаскивает рыбку. Потом ещё и ещё.)

Лиса

Не видать улова деду!

(Лиса забегает вперед и падает на дорогу.)

Дед

Все. Замерз! Домой поеду.

(Из-за деревьев по направлению к избе появляются лошадь и сани. Дед садится в сани и берет вожжи.)

Дед

Но, залетная! Давай
За поземкой поспевай!
Тпру!

(Останавливается прямо перед Лисой и выходит из саней.)

Дед

Вот счастье привалило!
Что ль ее кобылой сбило?
Будет бабке воротник.

(Кладет Лису в сани, а сам ведет лошадь в поводу.)

Лиса (шепотом)

Ну, и глупый ты, старик!

(Дед медленно ведет лошадь к дому, а Лиса сбрасывает с саней по одной рыбке.)

Дед

Нынче мой улов не мал!
Много рыбы я поймал.
Вот на ярмарке продам
И куплю несушку нам.
А она всего за год
Триста штук яиц снесет.
Их продам, куплю корову,
После дом построю новый,
Так мы с бабкою вдвоем
И богатство наживем!

(Лиса выбрасывает последнюю рыбу, спрыгивает с саней и убегает в лес.)

Дед

Тпру! Эй, бабка, выходи,
Да на сани погляди.
Рыбы я поймал – не счесть
И тебе подарок есть!

(Бабка со скалкой выходит из избы, заглядывает в сани и набрасывается на Деда.)

Бабка

Ты скажи мне, старый пень,
Где ты шлялся целый день?
Где подарок? Рыба где?

(Лиса выглядывает из-за рябины.)

Лиса

Рыба плавает в воде!

Дед

Вон она! Неси винтовку!

(Лиса убегает в лес.)

Бабка

Не догнать теперь плутовку.
Ты за нею не беги,
Ведь остынут пироги.

(Бабка и дед уходят в избу. Лошадь с санями медленно уходит за избу. Из-за деревьев через некоторое время появляется Лиса и начинает подбирать рыбу с дороги.)

Лиса

Рыбка раз и рыбка два,
Хитростью лиса жива.

(Из-за деревьев появляется Волк.)

Волк

Здравствуй, милая сестрица.
Надо с братцем поделиться.
Есть хочу, хоть волком вой.
Я с утра едва живой.
Дай же, душу не трави.

Лиса

Сам пойди и налови.

Волк

Рад бы. Только не умею.
За науку заплачу.
Научи меня скорее!

Лиса

Ладно, братец, научу.
К проруби сейчас иди,
Опусти хвост и сиди.
Ну, а чтоб клевало шибко
На него без червяка,
Говори: «Ловись-ка рыбка
И мала, и велика!»

Волк

Вот спасибо, удружила,
На рыбалку побегу.

Лиса

Ну, удачи, братец милый!

(Волк бежит к проруби.)

Лиса (в сторону)

Ой, потеха, не могу!

(Волк садится и опускает хвост в прорубь. Лиса ходит вокруг него.)

Волк

Посижу я до рассвета,
Чтоб побольше наловить.
Здесь добыча проще нету,
Надо только говорить:
Ты ловись скорее рыбка
И мала, и велика!
Ты ловись скорее рыбка:
И плотвичка, и треска!

(Темнеет. Наступает вечер.)

Лиса (хихикая)

Эй, проказники морозы,
Ледяной постройте мост!
Ясни, ясни в небе звезды,
Мерзни-мерзни, волчий хвост!

Волк

Что бормочешь ты, сестричка?
Что-то я не разберу.

Лиса

Говорю: «Пускай плотвичка
Косяком пойдет к утру!»

(Лиса убегает в лес. Волк продолжает сидеть. Наступает ночь.)

Волк

Посижу я до рассвета,
Чтоб побольше наловить.
Здесь добыча проще нету,
Надо только говорить:
Ты ловись скорее рыбка
И мала, и велика!
Ты ловись скорее рыбка:
И плотвичка, и треска!

(Волк бормочет себе под нос и засыпает. Наступает рассвет. Из избы выходит Бабка с коромыслом и идет к проруби.)

Бабка (поет)

Петя-петушок поёт,
Ясно солнышко зовёт:
«Солнце красное вставай,
Будем печь мы каравай…»

(Бабка видит Волка, бросает ведра и бежит к дому.)

Бабка

Волк! Спасите! Караул!

(Волк просыпается и пытается вытащить хвост из проруби.)

Волк

Неужели я уснул?
Сколько рыбы привалило –
Вытащить не хватит силы!

(Из избы выбегает Дед с Бабкой и палками начинают бить Волка.)

Бабка

Вот, негодник! Получай!
За злодейства отвечай!

Дед

Ты у нас украл телёнка,
И овцу, и поросёнка!
А теперь, раз ты так глуп,
Из тебя сошьём тулуп!

(Волк отрывает хвост и бежит в лес. Бабка с Дедом за ним. Все скрываются за деревьями. Тут же из-за рябины появляется Лиса, оглядывается и водит носом.)

Лиса

Будет серому наука.
Чем здесь пахнет? Ну-ка, ну-ка!

(Лиса бежит к дому, заходит внутрь и выглядывает из окошка.)

Лиса

Братец, ты беги, беги…
Где у бабки пироги?

Раздается грохот, выскакивает Лиса, перепачканная в тесте и бежит к лесу. Ей навстречу выходит запыхавшийся Волк и хватает Лису.)

Волк

А, попалася, плутовка!
Провела меня ты ловко,
Вот, награду получай!

(Волк набрасывается на Лису. Лиса отпрыгивает в сторону.)

Лиса

На меня ты не серчай.
Ведь тебя, хотя и били,
Все ж до смерти не убили.
Я ж с разбитой головой
Выбралась едва живой.

Волк (примирительно)

Это правда! Как назло,
Нам с тобой не повезло.
Где тебе самой идти!
Я могу и подвезти.

(Лиса садится Волку на спину. Волк идет прочь от избы к лесу.)

Лиса (тихо)

Хорошо сидеть на холке
У обманутого волка.
Битый по лесу ползёт
И небитого везёт!

Волк

Что бормочешь ты, лисичка?
Кто по лесу там ползёт?

Лиса

Говорит твоя сестричка:
«Битый битого везёт!»

8.Хозяйка (гостям):-А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки.

Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

Долго над землёй летало белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло – одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их …(рукавицы).

На дворе снежок идет,

Скоро праздник …(Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от …(ёлки).

Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник? (Рождество).

Нас мороз не напугает,

Не пугают холода!

Нас колядки согревают,

Песни, пляски до утра!

9.Хозяин:

-А теперь все в хоровод…

Веселиться в Новый Год! 

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте!

                                 (Все гости приглашаются в хоровод.)

Хоровод «В хороводе были мы»

В хороводе были мы,
Были мы, были мы.

Кого надо видели,
Видели, видели.

Сокола-молодчика,
Молодца, молодца.

Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.

Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись.

Кому хочешь, поклонись,
Поклонись, поклонись. 

10.Хозяйка:-Ай, да колядовщики!

                      Ай, да молодцы!

                     Пироги несём с печи!

                    Угощайтесь, люди добрые!

                    Пирогами угощаем,

                    С Рождеством всех поздравляем!

 

Звучит русская народная музыка. Угощение.

 

11.Хозяин (всем участникам праздника):

-Вот и праздник нам завершать пора,

Много счастья вам сегодня пожелает детвора.

Быть добрей, отважней, радость вам беречь!

А сейчас – всем до свидания и до новых встречь!

 

Источники:

https://www.google.com/search?q=коляда&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=

https://www.google.com/search?hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1280&bih=880&q=коляда+картинки&oq 

http://pedlibs.narod.ru/skazki/bitii_ne_bitogo_vezet/ http://www.100not.ru/modules/notes/singlefile.php?lid=91 

http://www.elena-kuzmina.ru/narodnyij-prazdnik-rozhdestvenskie-kolyadki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)

Знакомство и  приобщение детей к  русской  культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение  и  преумножение...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...