«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов
методическая разработка (2 класс)
Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта). Ребята знакомятся и с историей первой встречи весны - праздника «Сретенье», узнают, что первая встреча весны на «Сретенье» - 15 февраля, в этот день, даже первая гроза бывает, знакомятся с приметами, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка», поют песни, кричат закличики. Погружаясь в мир древнего праздника, дети изучают народные обычаи и традиции, учатся понимать добро и зло, проявлять заботу и великодушие к природе. В завершении программы все вместе лепят из теста жаворонков – символ праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_vesny.docx | 960.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Анжерская средняя общеобразовательная школа»
«Кулики – сороки»
методическая разработка занятия
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Традиции и обряды моего народа»
для обучающихся 2 классов
Составитель:
учитель начальных классов
Фогель Л.Н.
п. Безлесный
2021 г.
Сценарий внеклассного занятия
«Кулики-сороки»
Цель: познакомить с традиционным русским старинным народным праздником «Сороки» (22 марта);
освоение обучающимися ценностей народной традиционной культуры посредством фольклорной
и творческой деятельности;
овладение обучающимися практическими навыками лепки птиц (куликов) из глины;
освоение нового способа лепки птиц – гончарного.
Задачи:
- дать представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта);
- приобщить обучающихся к творческой деятельности;
- закреплять умения и навыки при работе с глиной (вытягивать, прижимать, расплющивать, использовать
налепы);
- развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-
игровой культуры;
- развивать фантазию и творческие способности детей;
- развивать диалогическую речь детей;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе; помогать друг другу;
- вызвать интерес к изобразительному творчеству, к народному искусству;
Формы организации деятельности
- Практическое занятие. Изготовление птичек – куликов гончарным способом из глины; Разучивание закличек прилёта птиц.
В результате проведённого занятия обучающиеся должны знать:
- Особенности русского старинного праздника «Сороки» и уметь рассказывать о нём;
- Заклички о приходе весны, о прилёте птиц;
Уметь:
- изготавливать птиц (куликов) из глины гончарным способом;
Сценарий занятия
- 2 класс
- Кружок
- Тема: Встреча весны
- Оборудование: Декорация «Старинная русская изба»; предметы русского быта , диски: «Русские наигрыши», «Колокольные звоны России»; интерактивная доска.
Цель: Возвращение к истокам народных традиций.
Задачи: Формировать представление о малой Родине, о любви к родному дому, об ответственности за близких.
Продолжать знакомить младших школьников с народной культурой, бытом и семейным укладом наших предков.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим предкам, к дому, к семье, к труду.
Занятие предусматривает достижение следующих результатов:
Планируемые результаты:
Предметные результаты: -знать быт и традиции наших предков. Осознать значимость праздника «Сороки»;
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса;
- осознать значимость быта наших предков;
- эмоционально «проживать» жизнь предков;
- уметь исполнить выразительно и осознанно вслух загадки, потешки, песни;
- высказывать своё отношение к их поступкам, традициям;
- развивать нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУУ:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
Познавательные УУД:
- сравнивать быт и традиции разных времен.
- уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
- Всем, добрый день!
На фоне музыки «Голоса птиц»
- Начинаем занятие. Сегодня оно необычное!
(ученик читает отрывок из стихотворения «Весна». Чтение сопровождается показом слайдов.) На фоне музыки «Голоса птиц»
Звучит стихотворение «Весна»
- Это стихотворение станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова основная мысль его?
- Ребята, послушайте загадку:
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
- Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?
- Правильно, наше занятие посвящено весне, и не просто весне, а мы будем говорить сегодня о том , как на Руси весну в старину встречали. Вспомним традиции и обряды встречи весны.
- Ребята, когда приходит первая встреча весны? Когда мы первый раз чувствуем приближение весны? Назовите дату и месяц? / На «Сретенье»: зима с весной встречаются/
В народе говорят: «Февраль зиму замыкает.»
- Назовите приметы февраля.
Если на Сретенье солнышко не покажется – жди строгих морозов 24 февраля.
- Ну, что ж, раз Сретенье на дворе, значит и масленица – на носу!
Не обошло такое веселье и нас. Встречайте гостей аплодисментами! /Выбегают скоморохи/
Православная Церковь празднует 22 марта день Сорока мучеников Севастийских. В 313 году римляне пытались добиться отречения от веры у 40 воинов – христиан, но никто не отрекся. Сорок погибших превратились, согласно народной вере в жаворонков.
На Жаворонки день с ночью меняются – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день прилетают 40 разных птиц, и первая из них жаворонок. Поэтому хозяйки накануне пекли из ржаной муки 40 шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами:
Мороз, красный нос
Вот тебе хлеб и овес
А теперь убирайся
Подобру – поздорову!
Мальчишки выбегали рано босые во двор и старались перебросить через кровлю 40 щепок. Пекли обычно с теста летящих «жаворонков» с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и стихом бежали закликать весну:
Жаворонки прилетите
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зама нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Не обошло такое веселье и нас. Давай те хором прокричим!
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам,
Тепло летечко принесите нам!
Зима надоела, весь хлеб поела!
- Теперь я предлагаю всем слепить из теста жаворонков.
- Сейчас пришло время играть в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка».
Заключение
Возвращение к истокам народных традиций, осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта). Ребята знакомятся и с историей первой встречи весны - праздника «Сретенье», узнают, что первая встреча весны на «Сретенье» - 15 февраля, в этот день, даже первая гроза бывает, знакомятся с приметами, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры «Чижик», «Уточка», «Совушка», поют песни, кричат закличики. Погружаясь в мир древнего праздника, дети изучают народные обычаи и традиции, учатся понимать добро и зло, проявлять заботу и великодушие к природе. В завершении программы все вместе лепят из теста жаворонков – символ праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"
Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....
Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"
Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...
Поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
В пособии представлены поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России» для 1 класса. Здесь учитель найдет все, что необходимо...